Достоевский. Подготовка к сочинению.
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Орлова Наталья Анатольевна

Развитие мысли в ходе раскрытия трудной темы целесообразно показать учащимся схематично.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dostoevskiy._podgotovka_k_sochineniyu..doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению.

Тема: «Вдруг» в романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание».

Этапы работы над темой.

  1. Осмысливаем тему.

«Вдруг» - это лишь слово, часто встречающееся на страницах романа.  

Почему?  

           «Вдруг» - это всегда неожиданно и напряжённо. Это сгущённость времени.

            Это    объясняет поведение, поступки героев в тот или иной момент их жизни.

Зачем?

            Автору, видимо, важно заострить внимание читателя на внутреннем состоянии     героев, показать резкий поворот в сюжете, в их поведении. Герои Достоевского живут в постоянном напряжении мысли и чувства, в безысходности, отчаянии, даже на грани безумия (Раскольников, Мармеладов, Катерина Ивановна). Мир вокруг них неустроен и враждебен, и они мучительно ищут выхода из создавшегося положения.

Вывод.

            Значит, «вдруг» - это своеобразный художественный приём Достоевского, ведь он мастер психологического романа.

  1. Подбираем фактический материал (текст).

Делаем это так, чтобы при его помощи удалось раскрыть тему ярко и наиболее полно.

Например,  «вдруг» в поступках Раскольникова. Выбираем не менее

3-х эпизодов (это три подтезиса основной части).

      1). Встреча с Мармеладовым:                  ч.1, гл.2.

      2). Мысли после чтения письма матери: ч.1, гл. 4.          

       3). Встреча с пьяной девочкой:                ч.1, гл.4.

      4). В полубреду по дороге домой:            ч.1, гл.5.

      5). Разговор студента с офицером:          ч.1, гл.6.

      6). «Вдруг» в сцене убийства:                  ч.1, гл.7.

      7). Состояние после убийства:                 ч.2, гл.1.

      8). Встреча с Соней:                   первая – ч.4, гл.4.

                                                            вторая – ч.5, гл.4.

  1. Осмысливаем композицию сочинения.

Если намереваемся писать по типу рассуждения, то сочинение будет состоять из трёх частей.

  1. Вступление.

      II.  Основная часть.

 - ……

 - ……

 - ……

     III.  Заключение.

 

  1. Делаем вывод.  Отвечаем на вопрос:

Какую роль выполняет слово «вдруг» в романе Достоевского?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению в 11 классе. Поэтапная работа над составными частями сочинения ЕГЭ.

Поэтапная работа над составными частями сочинения ЕГЭ на примере текста....

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее....

Подготовка к сочинению по роману И.А.Гончарова «Обломов» в формате итогового сочинения.

Конспект урока можно использовать для подготовки учащихся к написанию итогового сочинения....

подготовка к сочинению по личным впечатлениям.Сочинение -портрет "Вы с ним знакомы"

Урок развития речи в 7 классе. Готовит к созданию текста  по фотографии. Лучшие образцы литературных образцов, анализ текстов писателей предоставляют по- новому взглянуть на близких и знакомых. П...

Конспект уроков "Подготовка к сочинению по роману Ф.М. Достоевского. Написание сочинения".

Конспект уроков "Подготовка к сочинению  по роману Ф.М. Достоевского. Написание сочинения"....