иду на урок культуры речи
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Кукушкина Светлана Владимировна

презентация поможет закрепить знания по теме Тропы и стилистические фигуры речи

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изобразительно-выразительные средства Урок русского языка в 10 классе

Слайд 2

Проверка домашнего задания Напишем словарный диктант под диктовку в контрольных тетрадях

Слайд 3

Запишите новые слова в словарь. Выучите их дома Антенна, антициклон, антология, апартаменты, апелляция, аплодисменты, апогей, аппарат, аппетит, аппликация, артиллерия, архаизм, асимметрия, ассамблея, аттестат, аттракцион, аудитория.

Слайд 4

Цели занятия: Систематизировать и обобщить знания о различных изобразительно-выразительных средствах Уметь находить их в тексте Уметь пользоваться этими средствами в речи

Слайд 5

Ответьте на вопросы: Что такое эпитет? Это красочное определение Что такое метафора? Это слово в переносном значении Что такое гипербола? Это преувеличение Что такое риторический вопрос? Это вопрос, не требующий ответа Что такое инверсия? Это обратный порядок слов

Слайд 6

Изобразительно- выразительные средства Тропы Стилистические фигуры Эпитеты Метафоры Метонимия Синекдоха Обращение Риторический вопрос Анафора Парцелляция Градация Гипербола Литота Перифраз Сравнение Инверсия Синтаксический параллелизм Олицетворение Антитеза Оксюморон Эллипсис

Слайд 7

Познакомимся с некоторыми тропами: Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой: с содержимого на содержащее. Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума . Подразумевается доля нищего. Поэт утверждает, что лучше быть нищим.

Слайд 8

Синекдоха Замещение слова другим, находящимся с ним в отношениях «большее-меньшее». Розы в хрустале Имеется в виду не кусок хрусталя, а хрустальная ваза.

Слайд 9

Гипербола и литота Гипербола – от слова «гипер» - очень – преувеличение. Литота – наоборот, преуменьшение

Слайд 10

СРАВНЕНИЕ Сравнение приравнивает предметы и явления и присоединяется союзами «как», «будто», «словно», «как будто». ___________________ Используя сравнения, метафоры, эпитеты, опишите эти цветы.

Слайд 11

Анафора и эпифора Анафора – единоначатие. Не надо путать анафору с синтаксическим параллелизмом. Синтаксический параллелизм – это одинаковое строение предложений с точки зрения синтаксиса. Парцелляция – это деление предложений «на порции» с помощью запятых или точек на отрезки. Эпифора – одинаковый конец строчек стихов, предложений.

Слайд 12

Градация Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выразительности. Синонимы располагаются по нарастающей. Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

Слайд 13

Вопросно-ответная форма изложения Вопросно-ответная форма изложения - форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними . Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма — дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией , бесчеловечностью не справится — это задача нас всех.

Слайд 14

Перифраза Перифраза - описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова . Особое место занимало у него в словаре слово «золото». Золотом называлось всё, что хотите. Уголь и нефть — «черное золото». Хлопок — «белое золото». Газ — « голубое золото». (В. Войнович)

Слайд 15

Парцелляция Парцелляция - намеренное дробление предложения на значимые смысловые части . Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт. (С. Довлатов)

Слайд 16

Окказионализмы Окказионализмы - индивидуально-авторские неологизмы Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

Слайд 17

Оксюморон Оксиморон - соединение в образе или явлении несовместимых понятий Сладостные мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Тревожно-радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне. (Н. Кривцов)

Слайд 18

Лексический повтор Лексический повтор - повторение в тексте одного и того же слова . — Эти люди — ваши родственники? — Да, — сказал он. — Все эти люди — родственники? — Безусловно, — сказал он. — Люди всего мира ? Всех национальностей? Люди всех эпох? (С. Довлатов)

Слайд 19

Контекстуальные синонимы Контекстные (или контекстуальные) синонимы Была , правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. (Д. Гранин ) То было видение... Передо мною появились два ангела ... два гения. Я говорю: ангелы... гении — потому что у обоих на обнаженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого вздымались сильные длинные крылья. (И. Тургенев)

Слайд 20

Контекстуальные антонимы Контекстные (или контекстуальные) антонимы - слова , которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте . Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.

Слайд 21

Ирония Ирония - вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка . Продаются мужские костюмы, фасон один. А цвета какие? О, огромный выбор цветов! Черный, черно-серый, серо-черный, черновато-серый, серовато-черный, грифельный, аспидный, наждачный, цвет передельного чугуна, коксовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах. (И. Ильф, Е. Петров)

Слайд 22

Инверсия Инверсия - обратный порядок слов в предложении. (При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное — после него, дополнение — после управляющего слова, обстоятельство образа дейст - вия — перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами ). Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (М. Неверов)

Слайд 23

Гротеск Гротеск - художественное преувеличение до невероятного, фантастического . Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить всё живое на Земле и превратить её в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. (В. Солоухин)

Слайд 24

Антитеза Антитеза (противопоставление) - резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста.. Всю мировую литературу я разделяю на два типа — литература дома и литература бездомья . Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Безумный безудерж Достоевского — и мощный замедленный ритм Толстого. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова! (Ф. Искандер)

Слайд 25

Эллипсис Эллипсис – это неполное предложение. Пропуск слова в нём заменён тире.

Слайд 26

Риторическое обращение Риторическое обращение - фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится . Милые мои! Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет? (В. Войнович )

Слайд 27

Риторический вопрос Риторический вопрос - выражение утверждения в вопросительной форме Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В. Астафьев)

Слайд 28

Потренируемся!

Слайд 29

Отгадайте виды изобразительно-выразительных средств. «Съешь ещё тарелочку» Метонимия «Все флаги в гости будут к нам» Синекдоха «Крошки во рту не было» Литота «Весь город говорил об этом» Метонимия «Мужичок с ноготок» Литота «О чём ты воешь, ветр ночной? О чём ты сетуешь безбожно?» Олицетворение и обращение

Слайд 30

« телевидеоманы , «электронные почтальоны» Контекстные синонимы «дар данайцев» Фразеологизм « роботообразные » — « наркообразные » Контекстные антонимы, окказионализмы «мы были везде: во всех городах, во всех странах, на всей планете» Градация «смотрим, смотрим, в промежутках … жуем, жуем, жуем…» Повторы «душа человеческая», «человек разумный» Инверсия «В нас бунтует подавленная, не находящая реализации часть нашего живого существа», «мы прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам» Метафора

Слайд 31

«неспособные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни смеяться, ни играть, ни разыгрывать друг друга» Ряд однородных членов предложения А человек разумный — разве в этом случае разумный? . Риторический вопрос «как невольники на галерах» Сравнительный оборот (1) Почему люди все время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации? (2) Потому что это дар данайцев. (15)По телевидению мы были везде: во всех городах, во всех странах, на всей планете — и слышали обо всем. (16) Но что это дает? (17) Общее впечатление без переживания. Вопросно-ответная форма построения «гибельная суть… «культуры», «величайшим даром цивилизации» Эпитеты

Слайд 32

Какое средство выразительности использовано? (1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2)Кто портит телефоны-автоматы? (3)Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5)Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? Риторический вопрос

Слайд 33

Какое средство выразительности использовано? (17)И что же, пакостник унялся? ( 18)Притормозил ? (19)Засовестился? Парцелляция

Слайд 34

Какое средство выразительности использовано? Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут никакие уговоры, никакие увещевания, никакая мораль, даже самая передовая, не годятся. Лексический повтор

Слайд 35

Какое средство выразительности использовано? Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. Антонимы

Слайд 36

Какое средство выразительности использовано? Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? Риторический вопрос

Слайд 37

Какое средство выразительности использовано? Пакость чаще всего творится скрытно. Метонимия

Слайд 38

Какое средство выразительности используется в предложениях? «Дяденька, что вы делаете?» - зачирикали мальчишки. Метафора «зачирикали» Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Могу сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретают из-за красивых корешков. Но и это не так страшно. Книга всегда найдёт того, кому она нужна. Парцелляция

Слайд 39

Какие тропы выделены в тексте: «…От вёсел к берегу кудрявый след бежал»? (А. Фет) Эпитет Метафора Олицетворение Синекдоха

Слайд 40

Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял»? (А. Плещеев) Сравнение Метафора Литота Эпитет

Слайд 41

Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу»? (А. С. Пушкин) Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение

Слайд 42

Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Люблю я пышное природы увяданье…» (А. С. Пушкин)? Эллипсис Гадация Инверсия Оксюморон

Слайд 43

Какой троп используется в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Чаша жизни»? Мы пьём из чаши бытия С закрытыми очами, Златые омочив края Своими же слезами Когда ж пред смертью с глаз Завязка упадёт, И всё, что обольщало нас, С завязкой исчезает – Тогда мы видим, что пуста Была златая чаша, Что в ней напиток был – мечта И что она – не наша! Эпитет Развёрнутая метафора Олицетворение Сравнение

Слайд 44

Какие тропы выделены в тексте: «И серебром облиты лунным, деревья мимо нас летят, под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят» (А. Фет)? Метафора Синекдоха Метонимия Эпитет

Слайд 45

Какой троп используется в тексте: «Преграждённая Нева обратно шла, гневна, бурлива…»? (А. С. Пушкин) Оксюморон Метафора Олицетворение Сравнение

Слайд 46

Какая стилистическая фигура используется в тексте: «О как мучительно тобою счастлив я!» (А. С. Пушкин)? Умолчание Гадация Инверсия Оксюморон

Слайд 47

Какой троп используется в тексте: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»? (А. С. Пушкин) Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение

Слайд 48

Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна»? (Н. А. Некрасов) Эпитет Метафора Гипербола Метонимия

Слайд 49

Какая стилистическая фигура используется в стихотворении М. Цветаевой: полюбил богатый – бедную, Полюбил учёный – глупую, Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную: Золотой – полушку медную. Антитеза Гадация Инверсия Лексический повтор

Слайд 50

Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»? (М. Исаковский) Эпитет Метафора Сравнение Метонимия

Слайд 51

Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С. А. Есенин)? Умолчание Градация Инверсия Антитеза

Слайд 52

Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны…» (А. С. Пушкин) Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение

Слайд 53

Какой троп используется в тексте: «Пусть заполнится годами жизни квота, стоит только вспомнить это диво, раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (В. В. Маяковский) Эпитет Метафора Гипербола Оксюморон

Слайд 54

Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Я – царь, я – раб, я – червь, я - Бог» (Г. Державин)? Лексический повтор Градация Оксюморон Антитеза

Слайд 55

Какой троп используется в тексте: «Гирей сидел, потупя взор, янтарь в устах его дымился…» (А. Пушкин) Эпитет Метафора Метонимия Сравнение

Слайд 56

Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в окна…» (А. С. Пушкин) Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение

Слайд 57

Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги» (В. А. Жуковский)? Лексический повтор Градация Оксюморон Эллипсис

Слайд 58

Домашнее задание Выучить слова, приготовиться к словарному диктанту Выучить определения языковых средств (См. сайт Перова. ru . Готовимся к зачёту) Распечатать, приготовиться к проверочной работе.

Слайд 59

Проанализируйте данное стихотворение с точки зрения изобразительно-выразительных средств Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной; Моей души коснулась ты – Она тревожна, как листы, Она, как гусли, многострунна, Житейский вихрь её терзал И сокрушительным набегом, Свистя и воя, струны рвал И заносил холодным снегом. Твоя же речь ласкает слух, Твоё легко прикосновенье, Как от цветов летящий пух, Как майской ночи дуновенье…

Слайд 60

Разноаспектный анализ текста (1)Ока ночью казалась очень широкой, гораздо шире, чем днём. (2)Вода шла сильно, во вест размах реки. (3)Всплёскивала рыба. (4)В мутноватом свете ночи было видно, как круги от всплесков стремительно уносятся течением, растягиваясь и разрываясь. Определите тип речи. Обоснуйте ответ. Описание повествование Рассуждение Найдите в тексте эпитеты Найдите в тексте метафоры Укажите средства связи 1 и 2 предложений Союз Лексический повтор Наречие времени Однокоренные слова Контекстные синонимы Слова, соотносящиеся как обозначение части и целого


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Один князь женился на прекрасной княжне — Плыви ты, — говорит, — белою уточкой! И поплыла княгиня белою уточкой.

Слайд 3

А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего — заморышка; и деточки ее вышли — ребяточки. Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.

Слайд 4

Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики сбирать, кафтаники сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок. — Ох, не ходите туда, дети! — говорила мать. Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше — и забрались на княжий двор. Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи. Легли два братца и заснули; а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить, — заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.

Слайд 5

Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает: — Спите вы, детки, иль нет? Заморышек отвечает: — Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные! отворила потихоньку дверь, видит: оба брата спят крепким сном, тотчас обвела их мертвой рукой — и они померли.

Слайд 6

Взял он ее за крылышко и говорит: — Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди! Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню. — Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает. — Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать! Ее прогонят, она облетит да опять к деткам

Слайд 7

Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила: — Кря, кря, мои деточки! Кря, кря, голубяточки! Я нуждой вас выхаживала, Я слезой вас выпаивала, Темну ночь недосыпала, Сладок кус недоедала! « Эге!» — подумал князь и закричал: — Поймайте мне белую уточку! Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала.

Слайд 8

Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили. И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.



Предварительный просмотр:

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку

Задание В 7.

  1.  Установите соответствие между предложениями и допущенными   в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого  столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                                                                                                                                                    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Устав, дорога казалась нам бесконечно длинной.                                            1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Те, кто много читает, обычно и сам пишет грамотно.                                       2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) В «Горе от ума» Грибоедов поставил вопросы, волнующих                           3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

его современников.                                                                                                        4) ошибка в построении предложения с однородными членами                                                                                                    

Г) Вопреки указания директора, отгрузка товаров не была начата в срок.     5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом    

Д) Пациент обратился и прошёл лечение в хорошей клинике вовремя.         6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом      

                                                                                                                                        7) неправильное построение предложения с косвенной речью

2.Установите соответствие между предложениями и допущенными     в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого  столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                                                                                                                                                    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) По окончанию бала гости неспешно разъезжались по домам.                          1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Те, кто серьёзно готовятся к экзамену, без сомнения, сдадут его успешно.  2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Данная монография продолжает традицию выявления материалов,             3) неправильное употребление падежной формы в несогласованном приложении свидетельствующим о современных тенденциях в градообразовании России.4 ) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) Возвратившись из поездки , у него не осталось свободных дней от отпуска.  5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре                                              6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

                                                                                                                                              7) неправильное построение предложения с косвенной речью

3..Установите соответствие между предложениями и допущенными     в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого  столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                                                                                                                                                    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры,                       1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

нуждающихся в реставрации.                                                                                                2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) По приезду в Сочи мы, как всегда, остановились в гостинице «Жемчужина».   3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) Выбирая профессию, прошло немало времени, а он всё колебался.                                             4) ошибка в построении предложения с однородными членами                

Г) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые                5) неправильное построение предложения с дееприч. оборотом

Д) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.        6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом                                                                                                                                                                      7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 4.Установите соответствие между предложениями и допущенными     в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого  столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                                                                                                                                                    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло                        1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

 мне по-новому взглянуть на нашу профессию.                                                         2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.                                 3) нарушение в глагольном управлении

 В) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя»,     4) ошибка в построении предложения с однородными членами

легко узнаёт цитаты из него.                                                                                            5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) Из командировки вернулся отец, по которому мы все обрадовались.          6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в                7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот.        

5.Установите соответствие между предложениями и допущенными     в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого  столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                                                                                                                                                    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Департамент образования правительства Москвы наметил                            1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

 совещание, посвящённого новому учебному году,  на 28 августа.                     2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) Тот, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, имеют  шанс поступить               3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

в самые лучшие столичные вузы.                                                                                  4) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) Почти все любят путешествия и фотографировать.                                             5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) Девочки сказали, что весь вечер ждали папу, который должен                      6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

вернуться из командировки.                                                                                          7) ошибка в предложении с косвенной речью

Д) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов

и общение с носителями языка.        

6.Установите соответствие между предложениями и допущенными     в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого  столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                                                                                                                                                    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А. Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками    1) Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом

защитникам национальной свободы России.                                                                   2) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б. По приезду в Венецию я сразу посетил несколько своих давних знакомых.     3) Ошибка в построении предложения с однородными членами-сказуемыми                              

В. Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенних водах»   4) Нарушение связи подлежащего и сказуемого

Г. Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.         5) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложен.                                                                                                                                                                                              

Д. Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным телеведущим.                   6) Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Е. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.          7) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Ж. Провожающие шли с сумками и печальными лицами.                               8) Неправильное употребление второстепенных членов и придаточного предложения.

З. Уезжая в командировку, отец обещал, что я обязательно вернусь к праздникам.        9) Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

И. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность                                   10) Нарушение структуры причастного оборота

                                                                                                                                          11) Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий

                                                                                          12) Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения



Предварительный просмотр:

Контрольная работа для 9 класса

Вариант №1

Часть "A"

Прочтите текст и выполните задания А1—А7 и B1—B7.

(1)Молодая женщина подошла к подъезду  и стала искать в сумочке ключи. (2) Потом она  подошла к скамейке и поставила сумку  на неё. (3) Тем временем за всем происходившим наблюдали двое. (4) Бабулька, сидящая на противоположной скамейке, и маленькая собачка, лежащая под этой же скамейкой.
     (5) В это время из-под скамейки вылезла собака. (6) Это было щуплое существо размером чуть больше кошки с свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами.

(7) Женщина достала из сумки оставшийся от обеда кусок колбасы  и протянула собаке. (8) Животное недоверчиво посмотрело на Марину, но колбасу приняла.
(9) Бабулька вздохнула и сказала:
– (10) Плохо стало без Ивана Матвеевича. (11) Он умер три месяца тому назад.
(12) Родственников у  него не было, а Жулька  осталась на улице. (13) Он её любил очень.  (14) Сколько его помню, Жуля всегда рядом с ним была, у Жули,  кроме него, никого нет.

(15) Жулька всю свою жизнь прожила с человеком, она не умела заботиться о своём пропитании,  и у неё не было ни единого шанса пережить эту зиму
     ( 16) Марина спала эту ночь плохо. (17) Ей снились собаки.  (18)Они скулили, и в глазах каждой из них были слёзы. (19)Это были настоящие слезы.
     (20) Вечером после посещения местного зверинца Марина пошла домой  через ветеринарный магазин.  (21) В магазине Марина приобрела  всё нужное  для четвероногих   питомцев, которых у Марины не было. (22) «Теперь будет», – подумала она про себя.
    – (23) Ну, не бойся, Жулька, заходи, – сказала Марина и легонько подтолкнула живой комочек шерсти к входной двери. – (24) Вот колбаса, вот булочка.
(25)  Этой ночью Жуля спала, удобно расположившись на подстилке в просторной плетёной корзине. (26) Что ей снилось? (27)Может, добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.    

   (По С.Сергеевой)

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1 . В каком  предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Марина ночью спала чутко?»

1) Ей приходилось прислушиваться к вздохам и сопению собаки.

2) Героине мешала спать собака, потому что громко вздыхала и сопела.

3) Марине снились собаки, и ей было плохо

4) Марина знала, что она в доме не одна, рядом было живое существо, за которое теперь она несла ответственность.

A2 . Укажите, в каком значении употреблено слово «ПЕРЕЖИТЬ»     в (предложении 15).

1) прожить, просуществовать какое-то время

2) испытать ощущение

3) прожить дольше кого-либо

4) найти в себе силы, чтобы выдержать (несчастье, переживание)

A3. Укажите предложение, в котором используется метафора.

1) Это были настоящие слёзы.

2) - Ну, не бойся, заходи, – сказала Марина и легонько подтолкнула живой комочек шерсти к входной двери.

3) Вечером после посещения местного зверинца Марина пошла домой  через ветеринарный магазин.  

4) Сколько его помню, Жуля всегда рядом с ним была, у Жули,  кроме него, – никого.

A4 Укажите ошибочное суждение.

1) В слове  НОЧЬЮ одинаковое количество звуков и букв.

2) В слове ПОДХОДЯ  есть звук [т].

3) В слове СОБАЧКА  все согласные звуки твёрдые.

4) В слове ЧУВСТВОВАТЬ  есть непроизносимый согласный звук.

A5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) предлагаемую              2) скатавшейся             3) коридора          4) собачка

A6 Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от значения слова - присоединение

1) приобрела     2) расположившись        3) протянула                      4) почесала

A7 Укажите слово, в котором  есть уменьшительно-ласкательный суффикс: 

1) слезившиеся    2) щуплое    3) маленькое    4) плетёной

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В9 записывайте словами или цифрами.

Часть "B"

B1 Замените книжное слово ЗВЕРИНЕЦ в  предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово. _________________________________________________

B2 .Выпишите грамматическую основу предложения  №2.

_________________________________________________________________________________

B3. Среди предложений 8-10 найдите предложения  с однородными членами. Напишите номера этих  предложений. ________________________________________________________________

B4.  В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

(21) В магазине Марина приобрела  всё нужное  для четвероногих   питомцев,(1) которых у Марины не было. (22) «Теперь будет»,(2) – подумала она про себя.
    – (23) Ну, не бойся,(
3) Жулька,(4) заходи, (5) – сказала Марина и легонько подтолкнула живой комочек шерсти к входной двери. – (24) Вот колбаса,(6) вот булочка.

B5. Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.

__________________________________________________________________________________

B6.  В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую  запятую   между частями сложноподчинённого предложения.

(25)  Этой ночью Жуля спала,(1) удобно расположившись на подстилке в просторной плетёной корзине. (26) Что ей снилось? (27)Может,(2)добрые люди, (3) которые накормят,(4) почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.    

B7. Среди предложений 5 -9 найдите сложносочинённое  предложение . Напишите номер этого предложения. ____________________________________________________________________

Контрольная работа для 9 класса

Вариант №2

Часть "A"

Прочтите текст и выполните задания А1—А7 и B1—B7.

Девочка поднялась на холмик.
— (2) Какой ты смешной, — заговорила она с сожалением. (3) Это ты, верно, оттого, что ещё со мной незнаком. (4) Вот узнаешь меня, тогда перестанешь бояться. (5)  Она говорила это с беспечной ясностью, и мальчик услышал, как она бросила к себе в корзинку груду цветов. (6) Мальчик взял в руку цветок.  (7) Его пальцы быстро и легко тронули листья и венчик.  — (8) Это лютик, — сказал он, — а вот это фиалка.
(9) Потом он  захотел тем же способом ознакомиться и со своею собеседницею: взяв левою рукою девочку за плечо, он правой стал ощупывать её волосы, потом веки и  лицо.
(10) Всё это было сделано так неожиданно и быстро, что девочка не могла сказать ни слова. (11 )Она  глядела на него широко открытыми глазами, в которых отражался ужас.
(12) Только теперь она заметила, что у  её нового знакомого черты лица были странными, а  глаза  глядели куда-то. (13) Всё это показалось девочке на одну минуту просто тяжёлым кошмаром.
  (14) Она вдруг вскочила на ноги .
—(15) Зачем ты пугаешь меня, гадкий мальчишка? — заговорила она гневно.
   (16) ) Чувство жгучей боли и обиды подступило к его горлу; он упал на траву и заплакал.
(17) Девочка, которая сбежала уже с холмика, вернулась   и  остановилась над плачущим.
— (18) Мальчик, почему ты плачешь? (19) Ну, не плачь.   — (20) Ты понимаешь, что напугал меня...(21)
 Слова  участия и ласковый тон вызвали в мальчике еще большую нервную вспышку плача.
— (22) Я не хотел напугать тебя, — ответил он.
(23) Она приподняла его с земли  и  опять взглянула на это лицо. (24)В глазах мальчика ещё стояли слезы, но глаза эти были неподвижны, а в  чертах  лица было  глубокое  горе.
.
— (25) А всё-таки ты очень странный, — сказала она с задумчивым участием.
--(26)Нет, я не странный... (27) Я... я — слепой!
— (28) Слепо-ой? — протянула она нараспев, и голос ее дрогнул.  (29) Она неутешно заплакала.     (В. Короленко)

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1. В каком  предложении  содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что заставило мальчика заплакать?»

1) Чувство жгучей боли и обиды подступило к его горлу; он упал на траву и заплакал.

2)  Ты понимаешь, что напугал меня...?

3) Слова  участия и ласковый тон вызвали в мальчике еще большую нервную вспышку плача.

4)  Я не хотел напугать тебя, — ответил он.
A2. Укажите, в каком значении употребляется слово «черта» в (предложении 12).

1) линия          2) предел          3) особенность         4) облик, форма лица

A3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  эпитет.

1) Только теперь она заметила, что у  её нового знакомого черты лица были странными, а  глаза  глядели куда-то .

2) Потом он  захотел тем же способом ознакомиться и со своею собеседницею: взяв левою рукою девочку за плечо, он правой стал ощупывать её волосы, потом веки и  лицо. 

3) Всё это было сделано так неожиданно и быстро, что девочка не могла сказать ни слова.

4) Она  неутешно заплакала.    
A4Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЛЮТИК количество  букв и звуков  совпадает.

2) В слове ПЛАЧ все согласные твёрдые.

3) В слове НИЗКО при произношении происходит оглушение согласного.

4) В слове ЗАХОТЕЛ  три слога.

A5 .Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) повиновался   2) унижения    3) прикоснулась      4) врождённая

A6. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от  последующей согласной.

1) приподняла         2) сделано    3) взглянула    4) пробежал

A7.Укажите слово, в котором количество Н в суффиксе подчиняется правилу: «В суффиксах прилагательного –АН-/ЯН- пишется одна  Н».

1) кожаный           2) услышанный   3) сделанный   4) странный

Задания B1–B7  выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В7 записывайте словами или цифрами.

Часть "B
B1.  Замените разговорное слово ГАДКИЙ в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
__________________________________________________________________________________

B2 Выпишите грамматическую основу предложения 10. ________________________________________________________________________________________

B3. Среди предложений  18-22 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. ______________________________________________________________________

B4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую  при  обращении. 
   (14) Она вдруг вскочила на ноги .
—(15) Зачем ты пугаешь меня
,(1) гадкий мальчишка? — заговорила она гневно.
   (16) ) Чувство жгучей боли и обиды подступило к его горлу; он упал на траву и заплакал.
(17) Девочка
,(2) которая сбежала уже с холмика,(3) вернулась   и  остановилась над плачущим. ___________________________________________________________________

B5. Укажите количество грамматических основ в предложении 20. Ответ запишите цифрой.

_________________________________________________________________________________

B6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые  между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

— (22) Я не хотел напугать тебя,(1) — ответил он.
(23) Она приподняла его с земли  и  опять взглянула на это лицо. (24)В глазах мальчика ещё стояли слезы,(2) но глаза эти были неподвижны,(3) а в  чертах  лица было глубокое горе.

_____________________________________________________________________________________

B7.  Среди предложений  10-13 найдите простое предложение . Напишите номер этого предложения._________________________________________________________________

Кодификатор

1.Фонетика

1.1 Звуки и буквы

1.2 Фонетический анализ слова

2.Лексика и фразеология

2.1 Лексическое значение слова

2.2 Синонимы. Антонимы.

3.Морфемика и словообразование

3.1 Значимые части слова (морфемы)

4.Грамматика. Синтаксис

4.1. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

4.2.  Осложненное простое предложение

4.3. Сложное предложение

4.4. Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения  между частями сложного бессоюзного предложения

4.5.Синтаксический анализ простого предложения

4.6. Синтаксический анализ сложного предложения

5.Орфография

5.1 Орфограмма

5.2. Правописание корней

5.3. Правописание приставок

5.4. Правописание суффиксов  -Н-   и -НН- в именах прилагательных.
6.
Пунктуация

6.1 Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

6.2 Знаки препинания в простом осложненном предложении

6.3. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,грамматически не связанными с членами предложения

6.4. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

6.5. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

6.6. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

7. Речь

7.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная  целостность текста

7.2 Средства связи предложений в тексте

7.3  Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения

8. Языковые нормы

8.1 Лексические нормы

8.2. Грамматические нормы (морфологические нормы)

9. Выразительность русской речи

9.1. Анализ средств выразительности

10.Информационная обработка текстов различных стилей и  жанров

Ответы

Вариант 1

А1. 3

А2.1

А3.2

А4.3

А5.1

А6.1

А7.3

В1.   ЗООПАРК

В2.  ОНА ПОДОШЛА И ПОСТАВИЛА

В3.  8,9

В4.  3,4

В5.  3

В6.  2

В7.  3

ВАРИАНТ 2.

А1. Противный, неприятный

А2. 1

А3.  21

А4.  1

А5.  2

А6.  2,3

А7. 13



Предварительный просмотр:

Подготовка к написанию части С

( покупать книги под ред. Цыбулько, Гостьевой, Капинос, Соколова)

1. Научиться  понимать текст  разных стилей ( публицист. и художествен.)

2. Учиться умению  рассуждать  не  по  тексту, а выходя  за  его  пределы, про что не говорится  в  тексте.

3. Обязательно делить  собственное  сочинение на абзацы.

4. Сочинение на  1 или 1,5 листа.

5. Всё просто и ясно! Никакой витиеватости.

6. Приводить только  2  примера ( на литературном или жизненном  материале, можно  из  истории, пословицы, авторитеты)

7. Красота предложений - в  простоте. Не  закручивать  сложных  предложений. Лаконизм.

8. Не  писать  рецензию. Комментарий – это не пересказ!!!

9. Уйти от категоричности, от  прямого  обращения.

НУЖНО :                                                                  План: 1. Вступление (1-2 предложения)
- понять  текст;                                                            2.Содержание ( проблема, комментарий,

- выразить  своё  мнение  о  нём;                                 позиция автора, личное мнение, аргументы)

- написать связно, считая  критерии!!!                    3. Заключение.

- не допускать этических ошибок.

ЗАПОМНИ!

ПРОБЛЕМА – это   сложный вопрос, требующий  разрешения, исследования;

                          вопрос, волнующий  автора. Это  разница  между  желаемым  и  действительным. Проблема – это то , что  печально

Например, отсутствие доброты. Обязательно отглагольное существительное и далее  слово в род. падеже.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ  ПРОБЛЕМЫ- это  называние  проблемы.

Можно  и при помощи  вопросов.

КОММЕНТАРИЙ  ПРОБЛЕМЫ– это истолкование  проблемы, как на  неё  смотрит  автор, какова  его  позиция.

АВТОРСКАЯ  ПОЗИЦИЯ – мировоззрение  автора, то, что он  хочет  сказать

( см. в вывод и тезис)

ЛИЧНОСТНОЕ  МНЕНИЕ – мнение  о  поднятой  автором   текста  проблеме.

АРГУМЕНТАЦИЯ – доказательство  своего мнения  ( 2  примера из литературы, истории, жизни и т.д.)

ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ  части С.

К1- формулировка проблемы исходного текста  -                                       1 балл и 0 б.

К2 – комментарий к сформулированной  проблеме исходного текста -   2 балла, 1 балл, 0 баллов

К3 – отражение позиции автора  исходного  текста    -                              1 балл и 0 б.

К4 – аргументация  собственного  мнения по  проблеме           -              3б., 2б., 1 б., 0б.

К5 – последовательность изложения   -                                                        2б., 1 б., 0б.                      

К6 – точность и выразительность речи                       -                                 2б., 1б., 0б.

К7 – Орфография                     -                                                                      3б, 2б.,1б.,0б.

К8 – Пунктуация                     -                                                                       3б,2б,1б,0б.

К9 – соблюдение  языковых  норм                                                                2б,1б.,0б.

К10- соблюдение  речевых    норм                                                                2б., 1б.,0б.

К11 – соблюдение  этических норм                                                               1б., 0б.

К12 -  фактическая  точность                                                                          1б.,0б.

Максимальное  количество баллов за всю письменную  работу – 23  бал..

ПРИМЕР К 1 и К2

  «Чувство сожаления  знакомо  всем  .  Именно  об   этом и  рассуждает в данном  тексте К.Г. Паустовский.  Он  поднимает важную проблему современности : быстротечность  времени.

Печально  то, что  мало  всего в жизни успеваем увидеть. И всё же автор

Просит нас не  жалеть о быстротечности  времени. Паустовский полагает, что важно  увидеть  мир, окинуть его  внимательным  взглядом. Сам  писатель был  очень  внимательным, наблюдательным, обладал  даром  видения  каждого  явления.»

К1. «Автор  поднимает  проблему влияния  роли  искусства  в  жизни  всего  народа и отдельно  взятого  человека

К1. « Какую же  роль  играет  искусство  в жизни  общества и человека?

Эту  проблему  в  своем  тексте  решает  Островский.»

К1   «Каким видится  мир  маленькому  человеку? Такую проблему  поднимает  автор в  своём произведении»

К2  «Автор  обращает  наше  внимание…»

       «Автор  заостряет  наше  внимание на  том ,  что..»

       «По  мнению  автора,…»

       «Автор  приходит  к мысли…»

Переход от К3  к К4. «Автор  убеждён, что  человек должен  сделать правильный  выбор. Я с автором согласна.»

К4. «Я согласен  с  автором  текста  в  том, что…»

      «Автор  прав, когда  говорит  нам  о …»

      «Трудно  спорить  с  автором  в  том…»

( сформулировать сразу  тезис, а потом  привести  аргументы, соответствующие  тезису, например, с такой  фразы «Можно  продолжить  список, приводимых  автором  примеров»  или  «Я  разрешила  себе  привести  пример  из личной  жизни»).

«Как  ни  печально, но Гранин  прав. Уровень  милосердия  современного общества  сошёл  на нет. И тому  есть  много  примеров.»

К4.

Думаю,  что мало кто решится спорить с Д.С.Лихачёвым. Автор прав :  самооценка зависит от цели. Именно  об  этом  говорит нам русская литература. Вспомните  судьбу героя  рассказа  А.Чехова  «Крыжовник»,

Который  оценил  себя  в  стоимость маленькой усадебки  и  собственного  крыжовника.

  К сожалению , и в наше  время  для  многих  материальные блага  определяют собственную  ценность.

Поэтому  рассуждения  Д.Лихачёва  очень  актуальны.

Пример комментария.

К 2 и К3 одновременно.

О чём прочитанный  текст? О том, чего у нас   в избытке. О телесериалах.

И импортных , и отечественных. Автор текста А.Андреев  сетует на то, что сериалы не  учат «высокому, доброму, вечному». Писатель убеждён, что сериалы  рекламируют  то, что является  злом для  общества. С горечью  Андреев  говорит, что сериалы-то всё  про бандитов и бизнесменов. Автор тревожится вот по какому поводу: а вдруг зритель будит  учиться уму – разуму на таком «искусстве». А это страшно!                              

                                            ПЛАН (К 1 – К4).

I. Вступление ( 1-2 предложения)

II. Содержание.

1. Формулировка  проблемы.

2. Комментарий  проблемы.

3. Позиция  автора.

4. Личностное  мнение  о поднятой в  тексте  проблеме.

5. Аргументация.

III. Заключение ( можно  закольцевать; можно  закончить эмоционально).

Уже не раз говорилось об одиночестве. Но вот  К.Г. Паустовский в своём  повествовании  поднимает  проблему  одинокой  старости. Речь идёт о Катерине  Ивановне, доживающей свой  век  в ожидании приезда  своей  любимой  дочери. Автор с горечью говорит нам о том, как трудно живётся героине, как  слаба  она стала. Да, Настя  высылала матери  деньги. Но разве они могли  скрасить её одиночество?

 Безусловно, писатель   осуждает  дочь Екатерины Ивановны Настю за равнодушие  к  матери. Именно Настя виновата в том, что из уст  Катерины  Ивановны  вырвались такие  страшные  слова : «Не дай вам  бог  дожить  до  такой  одинокой  старости!»

Автор  призывает читателей  заботиться о  своих  родителях.

  Я полностью на  стороне  Паустовского. Ведь там, где  нет заботы о родителях, там наступает скорое  угасание жизни.

  Вспомним  бабушку  Анну  из  рассказа В.Распутина «Последний  срок». Вроде и дети рядом, а не с кем  поделиться тем, что пережито. Некому сказать о чувствах , переполняющих  душу, когда  смотрит Анна на  последний в своей  жизни закат солнца.

  Как горько было читать строки А.Солжиницына из рассказа  «Матрёнин двор», где говорилось о безразличии  племянницы к тётке Марёне, тоже обречённой на одинокую  старость.

  Так хочется, чтобы в старости родители чаще  слышали от своих детей :

               Дорогие мои старики, дайте я вас сейчас  расцелую.

              Молодые мои  старики, мы ещё повоюем…

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМ:

- проблема  нравственного  выбора;

- проблема сохранения   чести  и  достоинства;

- проблема  преодолевания  трудностей;

- проблема  становления  человеческого характера ;

- проблема  добра и зла;

- проблема  взаимоотношения отцов идетей.

Пример комментария.

К 2 и К3 одновременно.

О чём прочитанный  текст? О том, чего у нас   в избытке. О телесериалах.

И импортных , и отечественных. Автор текста А.Андреев  сетует на то, что сериалы не  учат «высокому, доброму, вечному». Писатель убеждён, что сериалы  рекламируют  то, что является  злом для  общества. С горечью  Андреев  говорит, что сериалы-то всё  про бандитов и бизнесменов. Автор тревожится вот по какому поводу: а вдруг зритель будит  учиться уму – разуму на таком «искусстве». А это страшно!                              

К4.

Думаю,  что мало кто решится спорить с Д.С.Лихачёвым. Автор прав :  самооценка зависит от цели. Именно  об  этом  говорит нам русская литература. Вспомните  судьбу героя  рассказа  А.Чехова  «Крыжовник»,

Который  оценил  себя  в  стоимость маленькой усадебки  и  собственного  крыжовника.

  К сожалению , и в наше  время  для  многих  материальные блага  определяют собственную  ценность.

Поэтому  рассуждения  Д.Лихачёва  очень  актуальны.

На  протяжении веков  говорят об особенностях русского  национального  характера. Вот и Д.С.Лихачёв не смог не поговорить с читателем по этому  поводу. Почему? Автора волнует  проблема  скрещивания в русском человеке  национальных двухполюсных черт  в «едином  регистре».

Так публицист выделяет у русских положительные черты, как –то : гостеприимство,  доброту,стойкость духа.  Такие черты русских  прекрасны, за них и  уважают нас. Но вдруг автор вводит в текст такие слова, как : «лёгковерие в судьбу,   человеконенавистничество, шовинизм, неумение самим решать судьбу  своей  страны». Тем  самым  автор как бы вопрошает: « Ну и как жить русским с таким противоречивым характером, чтобы не рубить с плеча, чтобы не жить на авось, одновременно переживая за  судьбу и историю своей страны»?  Автору текста  горько от того , что  никак неизживается то отрицательное, что является неотъемлемой частью национального характера, что порой  вредит русскому человеку с его-то трепетной  душой.

  Да, трудно спорить с Лихачёвым с тем, что в русских  одновременно уживается и  человеколюбие и жестокость одновременно.

  Тому  много  примеров . Вот пушкинский  Пугачёв из «Капитанской  дочки». В нём и сочувствие  к заблудившимся в степи путникам, и способность отвечать добром на добро, но в нём же и жестокость,  страшная, звериная, по отношению к тем, кто не  встал в его ряды.

 Да и в жизни таких примеров много.  Сосед – подросток , заботящийся о бездомном котёнке, любящий  свою маму, сестру, жестоко избил одноклассницу.

Примеров склонности  русских к крайностям во  всём  много.

Не даром Тютчев сказал:

    Умом Россию не  понять,

    Аршином  общим  не  измерить:

  У ней  особенная  стать,

  В Россию можно только  верить.

                                                       

На  протяжении веков  говорят об особенностях русского  национального  характера. Вот и Д.С.Лихачёв не смог не поговорить с читателем по этому  поводу. Почему? Автора волнует  проблема  скрещивания в русском человеке  национальных двухполюсных черт  в «едином  регистре».

Так публицист выделяет у русских положительные черты, как –то : гостеприимство,  доброту,стойкость духа.  Такие черты русских  прекрасны, за них и  уважают нас. Но вдруг автор вводит в текст такие слова, как : «лёгковерие в судьбу,   человеконенавистничество, шовинизм, неумение самим решать судьбу  своей  страны». Тем  самым  автор как бы вопрошает: « Ну и как жить русским с таким противоречивым характером, чтобы не рубить с плеча, чтобы не жить на авось, одновременно переживая за  судьбу и историю своей страны»?  Автору текста  горько от того , что  никак неизживается то отрицательное, что является неотъемлемой частью национального характера, что порой  вредит русскому человеку с его-то трепетной  душой.

  Да, трудно спорить с Лихачёвым с тем, что в русских  одновременно уживается и  человеколюбие и жестокость одновременно.

  Тому  много  примеров . Вот пушкинский  Пугачёв из «Капитанской  дочки». В нём и сочувствие  к заблудившимся в степи путникам, и способность отвечать добром на добро, но в нём же и жестокость,  страшная, звериная, по отношению к тем, кто не  встал в его ряды.

 Да и в жизни таких примеров много.  Сосед – подросток , заботящийся о бездомном котёнке, любящий  свою маму, сестру, жестоко избил одноклассницу.

Примеров склонности  русских к крайностям во  всём  много.

Не даром Тютчев сказал:

    Умом Россию не  понять,

    Аршином  общим  не  измерить:

  У ней  особенная  стать,

  В Россию можно только  верить.

                               Уже не раз говорилось об одиночестве. Но вот  К.Г. Паустовский в своём  повествовании  поднимает  проблему  одинокой  старости. Речь идёт о Катерине  Ивановне, доживающей свой  век  в ожидании приезда  своей  любимой  дочери. Автор с горечью говорит нам о том, как трудно живётся героине, как  слаба  она стала. Да, Настя  высылала матери  деньги. Но разве они могли  скрасить её одиночество?

 Безусловно, писатель   осуждает  дочь Екатерины Ивановны Настю за равнодушие  к  матери. Именно Настя виновата в том, что из уст  Катерины  Ивановны  вырвались такие  страшные  слова : «Не дай вам  бог  дожить  до  такой  одинокой  старости!»

Автор  призывает читателей  заботиться о  своих  родителях.

  Я полностью на  стороне  Паустовского. Ведь там, где  нет заботы о родителях, там наступает скорое  угасание жизни.

  Вспомним  бабушку  Анну  из  рассказа В.Распутина «Последний  срок». Вроде и дети рядом, а не с кем  поделиться тем, что пережито. Некому сказать о чувствах , переполняющих  душу, когда  смотрит Анна на  последний в своей  жизни закат солнца.

  Как горько было читать строки А.Солжиницына из рассказа  «Матрёнин двор», где  говорилось о безразличии  племянницы к тётке Марёне, тоже обречённой на одинокую  старость.

  Так хочется, чтобы в старости родители чаще  слышали от своих детей :

               Дорогие мои старики, дайте я вас сейчас  расцелую.

              Молодые мои  старики, мы ещё повоюем…

                             

                                                   -7-

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМ:

- проблема  нравственного  выбора;

- проблема сохранения   чести  и  достоинства;

- проблема  преодоления  трудностей;

- проблема  становления  человеческого характера ;

Нравственные  проблемы:

- нравственная  сущность  человека;

- проблема нравственного  выбора;

-проблема внутренней  культуры  человека ( или бескультурья);

- проблема  гуманного  и антигуманного  отношения  к  человеку;

-проблема  чести  и  долга;

- проблема  милосердия, сострадания;

-проблема  совести;

- проблема  духовности  и  бездуховности.

Социальные :

- проблема  взаимоотношения  человека  и  общества;

- проблема  квартирных  вопросов;

- право  на труд;

- проблема  выбора  профессии;

- проблемы  инвалидов, пенсионеров;

-проблемы  образования, медицины , экономики;

- проблемы  социальной  незащищённости;

- проблема  интеллигентности;

- проблема  невостребованности;

- проблемы цивилизации.

Философские:                                                                                   экологические:

-проблема  добра  и  зла;                                                        - проблема загрязнения окружающей среды;

- проблема жизни  и  смерти;                                                 - проблема уничтожения природных богатств;

- проблема поиска  смысла  жизни;                                       -  проблема  равнодушного  отношения к природе;

- проблема одиночества, утраты веры в человечество;      - проблема бережного ( улитарного) отношения к 

- проблема  идеального  устройства  мира;                                                                                           природе;

- проблема  подчинения  личности государству;                -  забота о преумножении природных богатств;

- проблема эгоцентризма и индивидуализма;                      - проблема  ответственности перед будущими

- проблема творчества;                                                             поколениями за  сохранение  природы.

- проблема  свободы  личности. 

Семейные:                                                                                      информационно-коммуникативные:

- проблема  взаимоотношения     отцов и детей;                   - проблема русского  языка;

- проблема  старости ( забота  детей о родителях);              - проблема СМИ;

- проблема  детства, становление  личности;                        - проблема коммерциализации  культуры;

- проблема  отчего  дома;                                                        - проблема  массовой  культуры.

- проблема  утраты корней  прошлого;

- проблема  утраты семейных  традиций;

- проблема  исторической  памяти.                                                             

Проблема – это то, что тревожит  автора. Это вопрос. Ответ на этот вопрос – это позиция  автора.

К1- то, что волнует автора.  

К3 – как к этому относится автор.

                                                   -8-

Надо презентовать  проблему.

Способы презентации  проблемы:

1) через конструкции типа:

- автор  поднимает проблему…

- проблема  …. поднимается  автором…

2) через вопрос:

- вопрос …  волнует  автора…

- через частицу ЛИ : Должен ли человек отвечать за  свои  поступки? Этот вопрос волнует автора.

3) через  тезис:

- простым предложением ( Милосердие  исчезает из  нашей  жизни.)

- сложноподчинённым предложением ( Милосердие  исчезает  из  нашей  жизни, поэтому автор переживает. – автора волнует то , что милосердие…).

Где искать проблему в публицистических текстах?

- в тезисе  текста;

- в выводе;

- в авторских вопросах  текста;

Где искать проблему в художественных  текстах?

- всё на  интуиции.

КОММЕНТАРИЙ – объяснение и моё  отношение к  тексту, комментарий  авторской  позиции. Надо  сократить всю  информацию, выделить всё  главное. Рассказать своими словами. Малое  цитирование, установление  иерархии проблем.

Обращать внимание  на  слова  «но»,  «однако».

В К 2 ученик должен говорить о своём  отношении  к тексту.

В К4   ученик высказывает  своё  отношение  к  авторской  проблеме.

Часть С  в  схеме:        в центре    ПРОБЛЕМА

1 часть:                                                                                 2 часть:

Это комментарий К2, который                                   К4 – «Я согласен с автором…»

вбирает К1 и К3.                                                                   «Автор  прав в том ( смотреть либо в

Найти тезис в тексте, сформулировать                                 проблему  , либо в тезис ).  

проблему К1 и тут же увидеть и понять К3.

Приёмы и доводы автора – это ещё К2 и К3.                  Доводы, аргументы.

Вывод в авторском  тексте должно отразить К3.

                 

                                                    -9-

Работа с художественным  текстом.

Смотреть на  авторские  приёмы!

Зачем использовал их автор!

Как он работает с ними!

Проблемы  находить  между  строк!

Читать  тексты  по  микроабзацам!

Ученик комментирует  образы, как они  создавались, зачем.

Образцы по  тексту Чехова.

«Автор  поднимает  проблему  равнодушного  отношения  человека  к  проблемам и  нуждам  другого  человека.»

ИЛИ: «Проблема  бездушного, циничного  отношения к  судьбе человека  волнует  А.П.Чехова.»

ИЛИ : «Проблема  праздного любопытства, скуки  жизни «милостивых  государей» поднята А.П. Чеховым …»

ПОМНИТЬ !!! Отношение  автора  к  героям – это  не отношение  автора  к  проблеме!

ЗАПОМНИТЬ  ФРАЗУ : « Ироничное  отношение  автора … помогает нам  понять

Его  отношение к  проблеме…»

                                         Схема  сочинения .Часть С.

1. Вступление 2-3 предложения.

2. Основная  часть.

- Презентация  темы ( 4-5 строк);

- ОМ доводы ( 15 строк) – это К1,К2,К3.

-два аргумента ( по 17 строк).

3. Заключение 3 строчки.

                                                          -10-

ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ,

Ведение в ситуацию.                                 1) Я прочитал  текст Григория Горина.

Аннотация в одно  предложение

к прочитанному  тексту на  уровне         2) Г.Горин  повествует нам о необычном  случае :

информации.                                                  драку  соседей  останавливают собаки.

Вступление. ОМ. Тут пойдёт

слово «проблема».                                     3) Писатель задаётся  проблемным  вопросом:

                                                                        может ли человек  преодолеть своё тёмное                                                                          п                                                                      противоречивое  начало? Г. Горин даёт одно-

                                                                        значный ответ: «Да.» Человек  должен стараться

                                                                        быть  человеком в любой  ситуации, должен

                                                                        сохранить  своё  человеческое  достоинство.

Помнить: часто презентация                      Словарь говорит нам о том, что достоинство -

темы, проблемы и доводов                          это…

 объёдиняются между  собой.                      Г.Горин вкладывает в это  понятие следующее

                                                                        содержание: хотя человек по своей природе

                                                                        несовершенен (жадный, чёрствый), в нём заложен

                                                                          природой, богом, миропорядком   позитивный

                                                                        потенциал, который гарантирует  самоуважение

                                                                        человека, преодоление тёмного в человеке.

                                                                        Автор с горькой  иронией  говорит нам о тёмных

                                                                        сторонах личности человека и в то же  время он

                                                                        демонстрирует  свою  веру в то, что человек даже

                                                                        в трудных ситуациях  имеет шанс вовремя                                                                                                                                    о                                                                         остановиться и вспомнить   о своём достоинстве.

                                                                         Тогда человек  в состоянии  стать личностью.

                                                                         В своём романе « Мастер и Маргарита» М.А.

                                                                         Булгаков говорит о людях, которые пришли к

                                                                         необходимости отстаивать собственное достоин-

                                                                        ство.  Иван Бездомный, писавший идеологически

                                                                         правильные  стихи, вдруг понимает, что они ни-

                                                                        куда не годятся . Наивный поэт находится под впечатлением от

                                                                       встречи с Воландом. Он начинает выпадать из привычной ему среды,

                                                                       его  никто  не  понимает, ситуация  становится тяжёлой, и он попа-

                                                                        дает в клинику  Стравинского. Булгаков  даёт нам понять, какой ценой

                                                                        Иван Бездомный платит за своё нравственное  прозрение.

                                                                        Эволюция Ивана бездомного подтверждает возможность человека

                                                                         стать  глубоко  нравственным.

                                                                            Другой герой романа М.Булгакова, живя в другом мире,

                                                                         решает  те же проблемы. И тоже неожиданно  для  себя.

                                                                         Случайная  встреча с добрым человеком переворачивает всю его

                                                                        жизнь. Пытаясь спасти от казни невиновного, он отказывается от

                                                                         своих прежних установок и ценностей. Он сумел преодолеть не-

                                                                         совершенство человеческой  природы, смиренно дожидаясь простого

                                                                         разговора с Га- Ноцри.

Заключение.                         Каждый писатель по –своему  рассказал нам  о несовершенстве человеческой натуры.

                                              И каждый  из  них  заставил  меня  задуматься  об этом. Я поняла, что вечным  испыта-

                                              Нием для  человека  является   его борьба  за собственное  достоинство.

   Умеем ли мы  вести спор? Как мы ведём себя во время спора?  Влияет ли манера поведения в споре  на успех обсуждения? Такие острые  проблемы Л.Павлова затрагивает в своём тексте.

   Автор статьи детально изобразила  поведение  спорящих : от уважительного отношения к друг другу до грубого, «с  непозволительными уловками», «оскорбительными выпадами». Такие эпитеты, как «резкий тон», « глубокое удовлетворение», «невыгодное положение» позволили мне увидеть, что Павлова строит текст на антитезе : одни умеют вести спор, другие являются «горе-спорщиками». Автор текста позволила читателю увидеть себя со стороны.

Писательница убеждает нас в том, что надо учиться вести спор, ведь такое умение поможет нам  при обсуждении.

  Но автор сетует на то, что не все могут вести честный спор , при этом  и ведут- то себя, как «невоспитанные  люди».

  Я согласна с Л.Павловой в том, что надо учиться умению спорить, что успех в  споре  зависит от манеры поведения  полемистов. И тому есть примеры как в жизни, так и в литературе.

 Примером безрассудного  поведения во время спора  может  служить  моя  лучшая  подруга Наташа. Когда она спорит, её не возможно остановить. Девушка любым способом пытается отстоять свою точку зрения, не вслушиваясь в доводы оппонента, что отнюдь не красит её.  Да и не помогает ей такое поведение отстоять

своё мнение: доводов нет, а только эмоции.

  Словесные баталии Павла Петровича Кирсанова и Евгения Васильевича  Базарова из романа И.С. Тургенева  «Отцы и дети» красноречивы и позволяют сказать о том,

кто победит в споре. П.П.Кирсанов  сердится, злится, переходит на крик. Эмоциональность  не помогает ему : он не логичен, не убедителен.

А Базаров же спокоен, основательно аргументирует свою позицию.

Поэтому и побеждает в споре.

   Таким  образом, мы обязательно должны научиться определять тактику в споре.

   

ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ Ч. С

К 1

В своём  тексте К.Г.Паустовский поднимает актуальную  проблему 

снижения человеческой  отзывчивости, взаимопомощи.

К2

 Автор полагает, что отзывчивость – это такая черта характера, которая должна присутствовать в каждом из нас. Писатель убеждает нас в этом, говоря, что жизнь-то  и хороша тогда, когда окружающие добры, отзывчивы. Таким человеком, по мнению автора, был  А.Гайдар – человек огромного  обаяния и доброты. Паустовский не устаёт восторгаться теми поступками, которые совершал этот человек, считавший  «помощь человеку таким же…делом, как приветствие», не

требовавший благодарности. Именно такие люди оказываются там, где их помощь просто необходима. Но таких людей немного.К3 Автор сетует на это. Поэтому-то ему «очень не хватает Гайдара – большого, доброго, талантливого человека».

К4

  Я согласно с автором в том, что обязательно нужно отзываться на просьбу о помощи. Помогать нужно и тогда, когда тебя не просили, но помочь надо.

Д1 Примеры тому существуют. Достаточно вспомнить любимую героиню Л.Толстого Наташу Ростову. Она ,не задумываясь, отдаёт подводы, предназначенные для

вывоза домашних вещей под раненых.

Д2  А герой рассказа М. Шолохова – Андрей Соколов-человек огромного , доброго сердца. Всю душевную теплоту он отдал сироте Ванюшке, заменив ему отца.

Он не прошёл мимо того, кто попал в беду, кто нуждался в его помощи.

ВЫВОД

  Мне так хочется, чтобы среди нас жили люди,  похожие на А.Гайдара, Наташу Ростову, Андрея Соколова.

ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ  части С.

К1- формулировка проблемы исходного текста  -                                       1 балл и 0 б.

К2 – комментарий к сформулированной  проблеме исходного текста -   2 балла, 1 балл, 0 баллов

К3 – отражение позиции автора  исходного  текста    -                              1 балл и 0 б.

К4 – аргументация  собственного  мнения по  проблеме           -              3б., 2б., 1 б., 0б.

К5 – последовательность изложения   -                                                        2б., 1 б., 0б.                      

К6 – точность и выразительность речи                       -                                 2б., 1б., 0б.

К7 – Орфография                     -                                                                      3б, 2б.,1б.,0б.

К8 – Пунктуация                     -                                                                       3б,2б,1б,0б.

К9 – соблюдение  языковых  норм                                                                2б,1б.,0б.

К10- соблюдение  речевых    норм                                                                2б., 1б.,0б.

К11 – соблюдение  этических норм                                                               1б., 0б.

К12 -  фактическая  точность                                                                          1б.,0б.

Максимальное  количество баллов за всю письменную  работу – 23  бал..

ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ  части С.

К1- формулировка проблемы исходного текста  -                                       1 балл и 0 б.

К2 – комментарий к сформулированной  проблеме исходного текста -   2 балла, 1 балл, 0 баллов

К3 – отражение позиции автора  исходного  текста    -                              1 балл и 0 б.

К4 – аргументация  собственного  мнения по  проблеме           -              3б., 2б., 1 б., 0б.

К5 – последовательность изложения   -                                                        2б., 1 б., 0б.                      

К6 – точность и выразительность речи                       -                                 2б., 1б., 0б.

К7 – Орфография                     -                                                                      3б, 2б.,1б.,0б.

К8 – Пунктуация                     -                                                                       3б,2б,1б,0б.

К9 – соблюдение  языковых  норм                                                                2б,1б.,0б.

К10- соблюдение  речевых    норм                                                                2б., 1б.,0б.

К11 – соблюдение  этических норм                                                               1б., 0б.

К12 -  фактическая  точность                                                                          1б.,0б.

Максимальное  количество баллов за всю письменную  работу – 23  бал..

ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ  части С.

К1- формулировка проблемы исходного текста  -                                       1 балл и 0 б.

К2 – комментарий к сформулированной  проблеме исходного текста -   2 балла, 1 балл, 0 баллов

К3 – отражение позиции автора  исходного  текста    -                              1 балл и 0 б.

К4 – аргументация  собственного  мнения по  проблеме           -              3б., 2б., 1 б., 0б.

К5 – последовательность изложения   -                                                        2б., 1 б., 0б.                      

К6 – точность и выразительность речи                       -                                 2б., 1б., 0б.

К7 – Орфография                     -                                                                      3б, 2б.,1б.,0б.

К8 – Пунктуация                     -                                                                       3б,2б,1б,0б.

К9 – соблюдение  языковых  норм                                                                2б,1б.,0б.

К10- соблюдение  речевых    норм                                                                2б., 1б.,0б.

К11 – соблюдение  этических норм                                                               1б., 0б.

К12 -  фактическая  точность                                                                          1б.,0б.

Максимальное  количество баллов за всю письменную  работу – 23  бал..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок культуры речи в 11 классе

Урок состоит из 2 частей: 1ый урок - защита проектов учащихся; 2 ой урок - практикум по культуре речи.Кроме презентаций к уроку подготовлен видеоролик (превышает допустимый обём, поэтому здесь не разм...

Презентация к уроку "Культура речи. Синтаксическая роль имени прилагательного"

Данная ›презентация поможет 1) повторить сведения о роли прилагательных в словосочетании;2) дать понятие о нормах использования кратких прилагательных в роли однородных сказуемых...

Презентация к уроку "Культура речи.Правила употребления прилагательных. Лексические нормы".

Презентация к уроку русского языка по материалу учебника Львовой С.И., Львова В.В.Цель данного урока:1) тренировать умение учащихся использовать синонимы для объяснения лексического значения сло...

Уроки культуры речи

Материал подготовлен в помощь учащимся 10-11 классов для проведения уроков самоуправления в 1-9 классах...

Презентация к уроку " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"

Презентация к уроку " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...