Уроки культуры речи
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Озернюк Нина Владимировна

Материал подготовлен в помощь учащимся 10-11 классов для проведения уроков самоуправления в 1-9 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_slova.docx23.61 КБ
Файл o_vsemogushchiy_yazyk.docx27.38 КБ
Файл yazyk_moy_-_drug_moy.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока культуры речи на тему:

«Волшебные слова»

(2-3 классы)

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.

Организационное начало урока.

2.

Объявление темы урока.

- Ребята, сегодня по дороге в школу  я встретил(а) почтальона, который передал для вас письмо. Послушайте: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Королева Вежливость. Одному не очень воспитанному мальчику Мише требуется ваша помощь! Он попал в страну Волшебных Слов, а выбраться самостоятельно не может. Миша совсем не знает волшебных слов. Прошу вас, научите его быть вежливым и помогите пройти по улицам моей страны! Буду очень вам благодарна, если вы откликнитесь на мою просьбу. Попасть в страну Волшебных Слов очень просто: закройте глаза и  немного помечтайте.  Королева Вежливость».

- Ребята, кто прислал нам письмо?

- О чем она нас просит?

- Ребята, мы поможем Мише пройти по улицам  страны Волшебных слов?

- Тогда давайте последуем совету королевы Вежливости и помечтаем. Представим, что мы летим на самолете в страну Волшебных Слов на помощь мальчику Мише.

Слушают чтение учителя.

- Королева Вежливость.

- Королева просит нас помочь Мише.

- Да!

(дети закрывают глаза)

3.

Основная часть урока.

Улица Приветствий (на доске появляется надпись)

- Вот мы с вами и оказались в стране Волшебных слов!

- Посмотрите, мы попали с вами на улицу Приветствий.

- Давайте напомним Мише, какие слова – приветствия мы используем в речи?

- Как здороваются со взрослыми?

- Как можно здороваться с друзьями?

- Какое выражение лица должно быть у приветливого человека?

- Давайте нарисуем улыбку.

- Ребята, а кто из вас знает с помощью каких жестов можно поприветствовать друг друга?

- Давайте научим Мишу здороваться с помощью рукопожатия.

- Молодцы!

- Здравствуй, привет, добрый день, добрый вечер, доброе утро.

- Здравствуйте!

- Привет!

- Приветливый человек при встрече улыбается.

- Поприветствовать друг друга можно с помощью рукопожатия.

Два мальчика выходят к доске, здороваются за руку.

Дети открывают глаза.

(учащийся рисует улыбку)

Площадь Правил Вежливости (на доске появляется надпись)

- Идем дальше!

- Посмотрите, мы пришли на площадь Правил Вежливости. Ребята, настало время познакомить Мишу с правилами вежливости.

- Послушайте стихотворение С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы».

- Надеюсь, и вы, и Миша, всегда будете соблюдать эти несложные правила вежливости.

Учитель читает:

  1. Ежели вы вежливы

И к совести не глухи, Вы место без протеста

Уступите старухе.

  1. Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

  1. И ежели вы вежливы,

То сидя на уроке

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

  1. И ежели вы вежливы

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.

  1. И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей

И с дедушкой

И с бабушкой

Вы их не перебьёте.

6) И ежели вы вежливы

Тому, кто послабее

Вы будете защитником

Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я,

Гулял он с важной нянею

Она давала тонкое

Ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик

Он их благодарил –

«Спасибо» говорил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спроса не берите!

Читают стихотворение Самуила Маршака «Ежели вы вежливы».

Проспект Извинений и Просьб (на доске появляется надпись)

- А мы с вами идем дальше  и попадаем на Проспект извинений и просьб.

-  На перемене Миша случайно толкнул девочку, как он должен поступить в этой ситуации?

- Правильно! Молодцы! А вот вам другая ситуация: в книжном магазине Мишу заинтересовала одна книга, но он не знает, хватит ли ему денег, чтобы ее купить. С какими словами Миша должен обратиться к продавцу, чтобы узнать цену?

- Нужно ли извиняться в этой ситуации?

- Правильно, ведь он не сделал ничего плохого, чтобы извиняться. Надеюсь, Миша и вы, будете правильно употреблять слова – извинения и просьбы.

Миша должен извиниться перед девочкой, сказать «Извини, пожалуйста»

Он должен обратиться со словами «Скажите, пожалуйста» или «Будьте добры».

- Нет.

Зоопарк вежливых животных (динамическая пауза).

- А мы с вами идем дальше и на нашем пути – Зоопарк вежливых животных. Ребята, в стране Волшебных Слов даже все животные вежливые! Они тоже умеют приветствовать друг друга при встрече. Но они не умеют разговаривать и приветствуют друга с помощью жестов. Давайте научимся приветствовать друг друга с помощью жестов животных. Вставайте.

- Как могли бы поприветствовать друг друга медведи?

- Жирафы?

- Львы?

- Обезьянки?

- Хорошо, молодцы! Занимайте свои места и пойдем дальше.

Встают рядом с партами.

-Вращение головы.

- Наклоны вперед.

- Повороты влево, вправо.

- Подскоки.

Презентация: слайд 6.

Учащиеся повторяют за учителем движения.

Переулок Благодарности (на доске появляется надпись)

- Ну что ж, ребята, двигаемся дальше. Вот мы с вами оказались в переулке Благодарности. Ведь за добрые дела принято благодарить друг друга.

- Но посмотрите, Миша вспомнил всего лишь одно слово, с помощью которого люди благодарят друг друга. А чтобы пойти дальше, этого недостаточно.

- Давайте вспомним, какие еще слова благодарности бывают?

- Когда мы должны употреблять слова благодарности?

- Да, ребята, это все добрые дела, а за добрые дела мы всегда людей благодарим. Двигаемся дальше!

Смотрят на доску

Благодарю вас!

Большое спасибо!

Я вам признателен!

- Когда нам помогли, угостили чем-то, подарили подарок.

Спасибо

- Я думаю, Миша многому у нас сегодня научился.

 - Давайте попрощаемся с Мишей и что-нибудь ему пожелаем.

- Всего хорошего, Миша!

- Будь добр и вежлив!

- Доброго тебе пути!

- До свидания!

 

4.

Итоги урока

- И нам с вами пора возвращаться обратно! Давайте представим, как будто мы летим обратно в школу.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Чему мы учили Мишу?

- Какие задания мы выполняли?

- Что понравилось больше всего?

5.

Организационное окончание урока

- Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали на уроке! Я  надеюсь, что вы всегда будете вежливыми! А сейчас урок окончен, до новых встреч.



Предварительный просмотр:

Конспект урока культуры речи на тему:

 « О всемогущий язык!»

(7-9 классы)

Этап урока

Ход урока

Организационный момент

Я рад(а) общению с вами, давайте поприветствуем друг друга, улыбнёмся, настроимся на доброжелательный урок.

Вступительное слово учителя по теме урока

Тема нашего разговора сегодня - родной язык. Его называют «великим и могучим», о нём писали Александр Сергеевич Пушкин и Иван Сергеевич Тургенев, Лев Николаевич Толстой и Михаил Михайлович Пришвин.

Еще Михаил Васильевич Ломоносов находил в нем «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского...

Но можно ли считать, что богатства языка, созданного великими предками, неистощимы?  Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?

Работа с отрывком

  • Димка, ну чё, прочитал?
  • Прочитал.
  • Прикольно или стрёмно?
  • Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана. Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой.  Не всякий, типа, Вас, как я, поймёт».
  • Вот лох!
  • А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.
  • Ух ты!
  • Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега...

Наверное, «всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно», как сказал классик

Русский язык... Нуждается ли он в похвалах? Надо ли говорить о его силе и красоте? Оказывается, надо! И не только говорить: он достоин самой большой заботы. Поэтому эпиграфом к нашему уроку станут слова писателя-фронтовика Бориса Васильева: «Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу».

Вероятно, пришло время задуматься: имеем ли мы право так бездарно относиться к родной речи.

Сообщение учителя о состоянии русского языка в наши дни  

16 октября 2009 года в Москве состоялась конференция «Языковая культура», целью которой являлась пропаганда правильного русского языка. На ней с тревогой о современном состоянии  русского языка выступили многие общественные деятели, писатели, поэты, депутаты, члены правительства. Были оглашены цифры, вызывающие опасение: 61% населения РФ употребляет бранную лексику, 28% говорит на компьютерном языке, и лишь 5% говорит на чистом литературном языке.  

Практически все ученые-лингвисты, литературоведы, культурологи, философы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка.

Актуализация изученного ранее

Очевидно, что говорить на хорошем русском языке могут далеко не все, сейчас не хватает грамотных дикторов и редакторов, журналистов и корректоров. Приходится с сожалением отмечать общее снижение культуры языка средств массовой информации. Газеты, телевидение изобилуют разнообразными отступлениями от литературной нормы.

 – А что такое норма литературного языка?

(это единообразное, общепризнанное, образцовое употребление единиц языка (слов, словосочетаний, предложений)).

 Ошибки в речи радио-телеведущих

В прежние времена речь дикторов центрального телевидения была образцом правильной речи, эталоном грамотности, жестко подчинялась правилам русского языка. Что можно сказать о языковой культуре современных телеведущих?  

К сожалению,  сейчас  для  русского  языка настало  трудное  время.  В нём происходят стремительные негативные  изменения, он  истощается,  теряет свой  блеск,  глубину.

Эту проблему пытаются решить на государственном уровне. Нет-нет, да и промелькнёт в прессе сообщение о том, что все чиновники такого-то края писали диктант, проходили тест по русскому языку.

- А какие пути решения проблемы отрицательного влияния средств массовой информации на речевую культуру людей могли бы предложить вы?

Возможные варианты ответов:

  • Организовать цензурный комитет, который бы пропускал всю информацию.
  • Проводить серьёзный набор кадров в СМИ.
  • Написать письмо в Останкино с предложением запретить некоторые телепередачи, оказывающие негативное влияние на подрастающее поколение, внимательнее относиться к выбору современных шлягеров, обладающих бедным содержанием и множеством ошибок.
  • Продолжать изучение норм языка на уроках, внимательнее относиться к своей речи и речи окружающих, корректно исправлять ошибки.

Думаю, что все собравшиеся здесь искренне хотят подружиться с языком и научиться применять свои знания не только на уроке, но и в повседневной жизни. Так как в речи человека отражается его культура, воспитанность.

Итоги урока

Думаю, работа на этом занятии в очередной раз показала вам, КАК ВАЖНО ЗНАТЬ ЯЗЫК, УМЕТЬ ВЛАДЕТЬ ЕГО БОГАТСТВОМ.  Если мы соблюдаем правила культуры речи – мы производим благоприятное впечатление на людей, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу. Работа над своей речью – очень трудная задача, но это нужно делать, иначе ваша речь будет такой же бедной, как у одного из героев стихотворения Р.РОЖДЕСТВЕНСКОГО «РАЗГОВОР СО СЛУЧАЙНЫМ ЗНАКОМЫМ».

Разговор со случайным знакомым

  • Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо...

  • Чо?
  • Смотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде...

  • Где?
  • Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну!..

  • Ну?!
  • Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги...

  • Гы!..
  • И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш...

  • Врёшь!
  • Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха...

  • Ха!..
  • А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожаньи рос...

  • Брось!..
  • Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих...

  • Псих!..
  • Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не понять снега?..

  • Ага!..

Очень хочется верить, что наш разговор не прошёл бесследно, что каждый из вас вынес из разговора что-то важное и полезное для себя, не остался равнодушным к языку. Ведь родная русская речь — это наиболее ценная и в то же время наиболее ранимая часть нашей культуры, нашего национального достояния.



Предварительный просмотр:

Конспект урока культуры речи

на тему:

«Язык мой – друг мой»

(4-6 классы)

                                                                 

                                                                Словом можно убить, словом можно спасти,

                                                             Словом можно полки за собой повести,

        Словом можно предать, и продать, и купить,

        Слово можно в разящий свинец перелить.

                       В.Шефнер

        Ход урока.

1.Оргмомент (приветствие).

2.Вступительное слово учителя.

        Этот урок мы  не случайно назвали «Язык мой – друг мой». У этого крылатого выражения есть, как известно, продолжение: «Язык мой – враг мой». Сегодня мы поговорим о том, как научиться умело пользоваться языком, чтобы он  стал вашим другом и не стал вам врагом. Для этого вспомним древнегреческую легенду об Эзопе.

        Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Вопрос к классу: Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что  лучше языка на свете нет, в другом утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как вы понимаете такое противоречивое утверждение? (Ответьте, опираясь на басню).

Вывод учителя: Действительно, слово имеет большую силу. Слово может огорчить, развеселить, заставить задуматься или оставить равнодушным. Слово может утешить, но может и оскорбить, обидеть, словом можно человека поддержать в трудную минуту, а можно и довести до отчаяния.

        Слово – это тот инструмент, которым человек может повлиять на другого. Поэтому прежде чем что-то сказать, обязательно надо подумать, так как «доброе слово лечит, а худое калечит». Какие вы знаете пословицы о слове и языке?

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Сердечное слово до сердца доходит.

Малое слово большую обиду творит.

Ласковое слово - что весенний день.

От хорошего слова и камень добреет.

Худое слово и мёдом не запьёшь.

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.

Ласковым словом и камень растопишь.

Язык голубит, язык и губит.

Недоброе слово больней огня жжёт.

        Пословицы, которые вы вспомнили, действительно доказывают, что «Слово – дело великое», - как говорил Лев Толстой. – Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом  же можно служить вражде и ненависти». И мудрый писатель советовал: «Берегись такого слова, которое разъединяет людей».

Учитель: Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строчки  поэта  В.Шефнера? Объясните их смысл.  ( Ученики комментируют  каждую строчку четверостишия, исходя из жизненного или читательского опыта).

Учитель: Как нужно понимать строку «Словом можно полки за собой повести»?

Учитель: Таким образом, правильно выбранное слово заставит человека поверить другому быстрее, чем долгие убеждения. Однако,  нельзя забывать и о другой стороне культуры  общения между людьми. Важная часть культуры поведения – это вежливость. Какие слова чаще всего употребляются в речевом поведении?

Ученики: «Здравствуйте», «до свидания», «извините», «спасибо», «пожалуйста».

Учитель: Верно. Именно эти слова являются основными, базовыми. Исходя из этих слов, мы и выделяем четыре направления возникновения речевых ситуаций. Вспомните эти речевые ситуации. (Записываем их на доске).

Ученики: 1.Приветствие

                  2.Обращение с просьбой.

                  3.Умение благодарить.

                  4.Прощание (До свидания) .

Учитель: Мы с вами знаем, что приветствие должно иметь правильную форму. Что это значит?

Ученики: Нельзя путать обращения «Здравствуйте» и «Привет», то есть неправильное  употребление этих слов может прозвучать как оскорбление.

Учитель: Что мы имеем в виду, говоря другому «Здравствуйте»?

Ученики: Мы, прежде всего, желаем человеку здоровья.

Учитель: А как, по-вашему, выглядит приветствие «Доброе утро» человеку, у которого зуб разболелся?

Ученики: Это будет для него насмешкой.

Учитель: Представьте ситуацию: ученик через проезжую часть улицы кричит учителю: «Здравствуйте, Игорь Николаевич!» Как вы оцените такую ситуацию?

Ученики: Это неправильное приветствие, потому что ставит учителя в неловкое положение.

Учитель: Словесная вежливость также должна быть уместной и соответствовать поведению говорящего. А каким тоном необходимо приветствовать?

Ученики: Приветствие произносится искренне, внятно, с улыбкой.

Учитель: Кто должен приветствовать первым?

Ученики: Младший первый приветствует старшего. А руку первым подаёт старший.

Учитель: А какими словами выражается благодарность?

Ученики: Словами «Спасибо», «Большое спасибо», «Благодарю».

Учитель: К чему, по-вашему, может привести неумение благодарить?

Ученики: Человек, не умеющий благодарить другого  за помощь, может оказаться в одиночестве. С ним никто не будет дружить.

Учитель: Формы прощания тоже бывают разные. От чего это зависит?

Ученики: Это зависит от того, с кем прощаешься и на какое время расстаёшься. Например, учителю надо говорить «До свидания», а однокласснику мы говорим «Пока!»

Учитель: Теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили эти нормы поведения. Вам предстоит  разыграть ту или иную речевую ситуацию.

Первая группа разыграет приветствие.

Вторая группа – обращение с просьбой.

Третья группа – умение благодарить.

Четвёртая группа – прощание.

(Пока группы готовятся к инсценировке, с остальными учениками мы вспоминаем шесть правил о том, как вести беседу.)

Ученики: 1.Выбери интересную тему.

                  2.Поменьше говори о себе.

                  3.Внимательно слушай собеседника. Не перебивай его.

                  4.Не говори громче собеседника.

                  5.Если тебя перебьют, молча выслушай возражение.

                  6.Разговариая, смотри на собеседника, не хватай его за руку, не тереби за

        пуговицу, не хлопай по плечу.

Учитель: Теперь  посмотрим и проанализируем речевые ситуации, подготовленные группами. (Ученики оценивают ситуации и называют ошибки, допущенные участниками инсценировок).

Учитель:  Послушаем отрывок из  стихотворения  «Тонкость выражений» Ю.Благова. О каких ошибках в нём говорится?

                                            …Двух гражданок городских

        Слушал я при встрече,

        Заурядные у них обороты речи,

                                                Никаких таких примет,

        Только многократно

        Там, где надо, там, где нет,

        Слышится обратно:

        -Главк обратно ордер дал

        Нашему соседу.

        -А у нас большой скандал

                                                был обратно в среду…

                                                Я, бодрясь по мере сил,

                                                У врача в передней

        Ожидающих спросил:

        «Кто из вас последний?»

        И сейчас же был ответ

        Выдан громогласно:

        -В наши дни последних нет,

        Я здесь крайний… Ясно?

        Так сострил какой-то бас,

        И не без успеха.

        Ожидающие враз

        Взвизгнули от смеха.

        Но сказал я в свой черёд

        Со злорадством тайным:

        -Хорошо смеётся тот,

        Кто смеётся…крайним!

Учитель: Как вы оцените речь мальчика?

                «Я, это, был в кино. Короче, прикольное кино. Ну, это, здорово. Он, короче, как даст ему, а он, это самое, значит, упал. А он, как бы, того, удрал. В общем, полный прикол.»

Ученики: Речь мальчика получилась небрежная, засорённая пустыми, ненужными словами.

Учитель: Таким образом, речь должна быть правильной и выразительной, то есть без слов – паразитов. Нельзя не сказать ещё об одном, о разговоре по телефону. Сначала послушайте несколько вариантов  диалога по телефону, затем выберите один, наиболее правильный.

1 вариант:-Алло!

        -Кто говорит?

2 вариант:-Алло!

        -Мне Лену Иванову!

3 вариант:-Алло!

        -Здравствуйте, можно Лену Иванову?

4 вариант:-Алло!

        -Здравствуйте, вам звонит Таня Петрова(пауза). Попросите, пожалуйста,

                  к  телефону Лену Иванову.

(Правильные варианты: 3, 4).

Учитель: По телефону говорить правильно даже взрослый умеет не всегда. При телефонном разговоре нужна своя культура. На ответ человека, который возьмёт трубку по вашему звонку, необходимо поздороваться и назвать себя, за исключением справочных телефонов, где нужно экономить время телефонистки. Разговор должен быть вежливым и кратким. Первый прощается и кладёт трубку тот, кто первым позвонил. А теперь обратите внимание на высказывания, которые лежат  перед вами. Какое высказывание вы выбрали бы к сегодняшней теме в качестве эпиграфа? Почему?

 1).Культура – это высокий уровень чего- нибудь, высокое развитие, умение. (Из словаря)

 2).Культура общения – это культура речевого поведения, проявление общей культуры человека. (Из словаря).

 3).В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.П.Чехов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок культуры речи в 11 классе

Урок состоит из 2 частей: 1ый урок - защита проектов учащихся; 2 ой урок - практикум по культуре речи.Кроме презентаций к уроку подготовлен видеоролик (превышает допустимый обём, поэтому здесь не разм...

иду на урок культуры речи

презентация поможет закрепить знания по теме Тропы и стилистические фигуры речи...

Презентация к уроку "Культура речи. Синтаксическая роль имени прилагательного"

Данная ›презентация поможет 1) повторить сведения о роли прилагательных в словосочетании;2) дать понятие о нормах использования кратких прилагательных в роли однородных сказуемых...

Презентация к уроку "Культура речи.Правила употребления прилагательных. Лексические нормы".

Презентация к уроку русского языка по материалу учебника Львовой С.И., Львова В.В.Цель данного урока:1) тренировать умение учащихся использовать синонимы для объяснения лексического значения сло...

Презентация к уроку " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"

Презентация к уроку " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...