Р.Л.Стивенсон. "Вересковый мёд"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Галина Золтановна Кибец

Методическая  разработка  урока по зарубежной  литературе  в  5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.l.stivenson.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Тема: Роберт Льюис Стивенсон "Вересковый мёд". Какие черты характера прославляются в балладах?

Цели урока:

знакомство с творчеством Стивенсона (кратко);

работа над выразительным чтением;

 работа по теории литературы;  

воспитание  патриотизма,  чувства долга  и  ответственности;

проблемно – исследовательская  работа  по  произведению.

План урока:

1.   5 минут. Учитель о Стивенсоне.

2.   15 минут. Работа с текстом (включая работу над выразительным чтением).

3.   10 минут. Работа по теории литературы.

4.   7 минут. Самостоятельная работа.

5.   3 минуты. Рефлексия.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг,  выставка рисунков  учащихся.

 Словарная работа: баллада.

Ход урока I. Учитель о Стивенсоне.

Роберт Льюис Стивенсон (1850-1894). Любимым писателем Льюиса Стивенсона был Вальтер Скотт. Его страстью - путешествия. Его судьбой - литература романтического склада. Но в отличие от Вальтера Скотта Сти венсона интересуют не исторические или социальные проблемы, а быт и ха рактеры людей. Его не привлекают любовные похождения героев, подчас создаётся впечатление, что до конца дней своих Стивенсон оставался маль чуганом, верящим в истинную красоту и целомудрие. Он и вправду был большим ребёнком - порывистым, верным в дружбе и любви. Это ему жите ли острова Самоа соорудили прекрасное надгробие в виде скалы над морем в знак признательности человеку, делами доказавшему свою любовь к ним.

В творчестве Стивенсона живёт романтика приключений, поэзия сильных, энергичных характеров, здоровое гуманистическое начало. Экзо тика в его произведениях - своеобразный протест против серости и обы денности, против пошлости и ханжества среднего буржуа и художнической логики в эстетически-прекрасный мир, где живут красивые, сильные люди. Стивенсона обычно называют неоромантиком,- наследником эстетической программы романтизма, но в новых исторических условиях. Неоромантизм

-  своеобразная реакция на буржуазную действительность, неприятие её стремление подняться над действительностью.

Проблемным жанром писателя был жанр приключений. Лучшие его про изведения: "Похищенный" (1886), "Остров сокровищ" (1883), "Чёрная стрела" (1888), "Катриона" (1893). В первом и лучшем романе, "Остров сокровищ", конфликт развивается из-за поисков несметных богатств пирата Флинта.

Стивенсон - мастер приключенческого сюжета. События в его рома нах разворачиваются с быстрой киноленты.

Сборник стихов Роберта Стивенсона вышел следом за его первым ро маном. Назывался он "Детский цветник стихов" (1885). Тот же романтиче ский ореол, который окружает героев романа писателя, можно увидеть и в его стихах. Лучезарен и радостен мир, в котором живёт маленький герой этой книги. В играх и забавах протекает его день, в чистых грёзах - вечер, в сказочных снах - ночь.

Стихи Стивенсона необычайно музыкальны, прозрачны, создают звуковую и зрительную иллюзию реального мира. Они естественно передают плеск реки, шум дождя, звук мерного морского прибоя. Стихи Стивенсона переводили поэты К. Бальмонт, С. Маршак, Игн. Ивановский.

Баллада "Вересковый мёд" (1875) тоже тесно смыкается с творчеством писателя - романиста. Героическое содержание роднит её с героями романов

- сильными, мужественными людьми. Народная легенда, положенная в осно ву стихотворения, её торжественный ритм, незаурядные характеры простых людей, совершающих подвиг во имя родины спокойно и достойно, - всё это говорит о фольклорных традициях в поэзии Стивенсона. На русском языке эта баллада известна в переводе С. Маршака. Впервые она была опубликована в 1942 году в журнале "Пионер". Так "Вересковый мёд" вошёл в круг чтения советских детей в самое суровое для нашей страны время.

 

Информация для учителя.

Биографическая справка о Стивенсоне приводится в книге Коровиной ВЛ. Литература: 5 кл.: Методические советы. - М.: Просвещение, 2001г.

II. Работа с текстом.

1.   Выразительное чтение текста учителем.

2.   Беседа.

-    О каких событиях рассказала вам баллада "Вересковый мёд "? Понравилась ли она вам? О чём заставила вас задуматься?

-   Кого можно считать главным героем баллады?

-    Какой выбор сделал герой? Почему?

-    Почему свою тайну он называет святой?

-    Какие человеческие качества прославляются в этой балладе?

III. Работа над выразительным чтением.

IV. Теория литературы.

Выполнение задания №6 (стр. 179 учебника-хрестоматии). Учащиеся уже обращались к словарной статье о балладе (смотри урок 59). Здесь же следует подробнее остановиться на признаках жанра, поскольку подобное задание предлагается в учебнике.

Основными признаками баллады считаются следующие:

а.  Сюжетное стихотворение;

б.  В центре баллады описание какого-либо фантастического, исторического, героического или бытового случая;

в.  Диалог- основа баллады, часто заменяет сюжет.

Задание выполняется в группах

V. Самостоятельная письменная работа.

Задание: выписать выражения, которые помогают понять авторскую позицию, прокомментировать отношение автора к героям и событиям.

Домашнее задание.

1.     Выучить балладу наизусть.

2.     Прочитать стр. 180-191 учебника-хрестоматии.

3.     Индивидуально. Иллюстрации к тексту главы 6; выборочный пересказ глав под общей темой "Какие качест ва героя помогает ему выжить?"