Главные вкладки

    Методическая разработка к уроку литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».
    методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

     

    Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умницы и умники» и состоит из 4 этапов- агонов ( агон – соревнование), в ходе которых определяется агонист – победитель. В случае затруднения ответить может теоретик и получить визитку. Судит состязание Высокий ареопаг, состоящий из учителей литературы старших классов. Их задача – оценить работу учащихся, подвести итоги, определить победителя. Розыгрыш дорожек – это реализация д\з «Цветок любимому писателю».
     
    Условия игры:
    Красная дорожка – самый короткий путь к победе, так как нужно правильно ответить на 2 вопроса без ошибок.
    Желтая дорожка – нужно ответить на 3 вопроса, допустима 1 ошибка.
    Зеленая дорожка – нужно ответить на 4 вопроса, допустимы 2 ошибки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Вытовтова Людмила Петровна   222-958-363

    МОУ «СОШ №4 им. И.С.Черных», г. Томск.

                                                   Пояснительная записка

     к уроку литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

     Цели:
    Обобщить и систематизировать знание ключевых эпизодов романа, а также  философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в романе.

    Задачи:

    Образовательные: формировать внимательное отношение к художественной детали и ее роли в идейно-образной структуре произведения. Формировать умение выявлять понимание учащимися внутреннего мира героев, особенности сложных взаимосвязей персонажей, интерпретировать, анализировать текст.  

    Развивающие: развивать речевую культуру учащихся и умение работать вдумчиво с текстом. Формировать умение вступать в диалог, прислушиваясь к  мнению товарищей, работать индивидуально. Развивать воображение, память, внимание обучающихся. Развивать умение выделять главное, формулировать выводы. Развивать интеллектуальные способности детей.

    Воспитательные: воспитывать любовь к литературе, к чтению через создание ситуаций успеха. Формировать умение преодолевать трудности, формировать культуру совместной деятельности.

     Тип урока: Интеллектуальная игра

    Методические приемы: Элементы анализа текста, самостоятельные индивидуальные наблюдения, рефлексия.

    Место урока в учебном плане: После изучения основных этапов биографии и творчества И.С.Тургенева и после экскурса в историю России 60-х годов XIX века.

    Методы обучения: Словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

    Подготовительная работа:

     Чтение текста романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

     Изучение жизни и творчества И.С.Тургенева

    «Цветок любимому писателю». Задание: агонистам предлагается написать эссе на тему «Цветок любимому писателю». Ответить, с каким цветком ассоциируется автор романа                «Отцы и дети» и почему именно этот цветок дарите И.С.Тургеневу

      Экскурс в историю России 60-х годов XIX века

    Оборудование урока: Тексты произведений И.С.Тургенева; портрет И.С.Тургенева; «Русская литература XIX века» 10 класс; учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; А.Н.Архангельский и другие; предметы для задания «Бюро литературных находок»; музыкальное сопровождение.

    Актуальность урока:

    Типовые задания в ЕГЭ  по литературе предполагают анализ фрагмента эпического произведения, и система задания данного урока позволяет научиться выявлять место и роль эпизода в общей структуре произведения, что стимулирует самостоятельную мысль и дает учащимся возможность выразить свое отношение к поднимаемым в произведении проблемам.

    Ход урока:

    1.Организационный момент.

     Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умницы и умники» и состоит из 4 этапов- агонов ( агон – соревнование), в ходе которых определяется агонист – победитель. В случае затруднения ответить может теоретик и получить визитку. Судит состязание Высокий ареопаг, состоящий из учителей литературы старших классов. Их задача – оценить работу учащихся, подвести итоги, определить победителя. Розыгрыш дорожек – это реализация д\з «Цветок любимому писателю».

    Условия игры:

    Красная дорожка – самый короткий путь к победе, так как нужно правильно ответить на 2 вопроса без ошибок.

    Желтая дорожка – нужно ответить на 3 вопроса, допустима 1 ошибка.

    Зеленая дорожка – нужно ответить на 4 вопроса, допустимы 2 ошибки.

    2.Вступительное слово учителя на фоне музыки В. Абазы к романсу И.С. Тургенева «Утро   туманное».

     Сегодня у нас урок – интеллектуальная игра «Умницы и умники», посвященный И.С. Тургеневу и его роману «Отцы и дети». Надеюсь, интерес, возникающий в процессе игры, перерастет в интерес к литературе. Проверка д\з определила 1 – 3 места и агонисты выбрали понравившиеся цветовые дорожки.

    I Этап.  Узнайте себя.

    Агонистам предлагается ответить на вопросы, которые состоят из цитат  - характеристик одного из героев: Е.В. Базарова, П.П. Кирсанова и А.С. Одинцовой. Также необходимо выбрать лежащий на столе предмет, связанный с конкретным героем романа.

    1.  Вы дворянского происхождения, внук дьячка, вы высокого роста, у вас длинные густые темно-русые волосы, тонкие губы, вы умеете возбуждать к себе доверие в людях низших.

    Вы себя узнали? Кто же вы?

    [Базаров Евгений Васильевич]

    Возьмите с подноса предмет, который принадлежит вам. [Трубка]

    2. У вас светлые, продолговатые глаза, волосы отливают серебром, гибкий стан, вы никогда не ужинаете, от вас всегда пахнет благородными духами, вы мастерски играете в вист.

    Будьте любезны, представьтесь, пожалуйста.

    [Павел Петрович Кирсанов]

    Возьмите с подноса предмет, который принадлежит вам. [Красные китайские туфли без задков] Перевоплощайтесь.

    3. Впервые о вас упоминает в романе Ситников, находясь в гостях у эмансипированной женщины в грязных перчатках. У вас прекрасная осанка, блестящие волосы, светлые спокойные глаза, белый лоб. Вы обожаете спокойную, размеренную жизнь. Если бы вы не были богаты и независимы, вы может быть бросились в битву, узнали бы страсть, но… вы любите роскошь и ненавидите ветер.

    Информация исчерпывающая, чтобы угадать Вашего персонажа. Кто же вы? Представьтесь!

    [Анна Сергеевна Одинцова]

    Возьмите с подноса предмет, который принадлежит вам. [вуаль черная] Перевоплощайтесь.

    II этап. Из жизни Тургенева.

    Ведущий задает агонистам вопросы, позволяющие проверить знание философской, нравственной и эстетической позиции автора.

    1. Труды какого немецкого философа изучал молодой Тургенев, по его словам, «с особым рвением» и знал почти наизусть? И как это отразилось на его дальнейшем творчестве, на мировоззрении И.С.Тургенева?

    [Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831г.)

    Вслед за Гегелем мир Тургенев воспринимает как гармоническую систему природа=объективное бытие+человек]

    2. Какое стихотворение И.С.Тургенева стало уже в то время широко известно (даже без имени автора) как песня и как романс? [стихотворение «в дороге», «утро туманное, утро седое»] В исполнении учащейся мы с вами послушаем этот романс.

     

    3. Какое произведение И.С.Тургенева стало выражением его философии жизни? [в стихотворении в прозе «Природа»]. Суть концепции Тургенева. Мироздание гармонично. Природа устремлена к поддержанию собственного равновесия, и всё, что нарушает баланс, подлежит уничтожению. Человек подчинен объективным законам. Между человеком и природой вечная борьба.

    III.этап. Геройный мир романа.

    Сначала задаются вопросы, имеющие отношение к Е.В.Базарову, который проходит испытание спором, любовью и смертью. «Я нужен России… Нет, видно не нужен».

    Затем - вопросы, имеющие отношение к П.П.Кирсанову, «старенькому романтику».

    Затем - вопросы, имеющие отношение к А.С.Одинцовой.

    1. Вы умный молодой человек. Вы занимаетесь физикой, естественными науками. Считаете: «порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта». В романе вы проходите через испытание спором, любовью, смертью.

          Испытание спором. Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России, о чем же вы спорили? Найдите лишнее.

    1. об отношении к дворянскому культурному наследию.
    2. об искусстве, науке
    3. о системе поведения человека
    4. о положении рабочего класса
    5. об общественном долге, о воспитании

    2. В чем Е.Базаров был особенно далек  автору романа:

         1. непониманием роли народа в освободительном движении.

         2. нигилистическим отношением к культурному наследию России.

         3. Преувеличением роли интеллигенции в освободительном движении.

         4. отрывом от какой-либо практической деятельности.

       Испытание любовью

    Базаров охотник до женской красоты, но любовь романтическую называет белибердой, дурью, рыцарские чувства – болезнью, уродством. Но встретив Анну Сергеевну Одинцову, вы меняетесь, понимаете, что любите ее. Вы – яростный нигилист, утверждающий, что «природа не храм, а мастерская», полюбив – идете в рощу, в храм, где царят спокойствие и благодать. Итак, вы влюблены. Вы мечтаете об Анне Сергеевне. О чем вы  мечтаете? О каких отношениях с А.С. вы мечтаете?

    [ее целомудренные руки обвивают вашу шею, гордые губы целуют вас, умные глаза с нежностью останавливаются на ваших глазах, голова кружится]

    Испытание смертью.

    Умирать вы приезжаете в родительский дом, где вас ждут и любят, как нигде. Накануне болезни у Вас в гостях отец Алексей. Вы играете в карты. Вам не везет. Рядом с вами, со своим сыном Енюшей – старушка-мать Арина Васильевна.

    Покажите, как А.В. пытается вас ободрить, помочь. Что она делает? Покажите.

    [Она тихонько положила свою мягкую руку на вашу жесткую и широкую ладонь]

    Но это не помогло, вы проиграли.

    Павел Петрович Кирсанов – «старенький романтик »

       1. Вы только что трижды, по-русски, расцеловали Аркадия, встретив его в Марьино. Покажите, как поздоровались с новым для вас человеком Евгением Базаровым?

    [Вы слегка наклонили свой гибкий стан, слегка улыбнулись, но руки не подали, а даже положил ее обратно в карман]

       2. Итак, вы Павел Петрович, противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и к сожалению об уходящем прошлом, Вы эстет.

    Ваш спор – схватка с Евгением Базаровым за вечерним чаем. На предмет спора у вас разное мнение. Но в одном Базаров с вами согласен. В чем же соглашается с вами Базаров?

    [c  вашим утверждением о русском народе: русский народ свято чтит предания, он – патриархальный, и не может жить без веры]

       3. идейные разногласия, ревность к Фенечке, вы с Базаровым друг друга терпеть не можете, дуэль. Расскажите, Уважаемый Павел Петрович, о времени, месте и об условиях вашей дуэли с Евгением?

    [6 утра, за рощей, на пистолетах, расстояние 8 шагов. Стрелять 2 раза, = каждый должен положить в карман письмо, в котором обвиняет себя в своей смерти.]

       4. как сложилась ваша дальнейшая судьба после смерти Евгения Базарова? [Вы уехали за границу в Дрезден для поправки здоровья. Между 2 и 4 часами вы гуляете. Вы по-прежнему изящно одеты. Держите себя достойно, в вас уважают джентльмена. Вы придерживаетесь славянофильских воззрений, но русского ничего не читаете.

    Русского у вас только пепельница серебряная в виде мужицкого лаптя.]

    Анна Сергеевна Одинцова.

    1.Губернаторский бал. Евгений впервые вас увидел. Вам пошел 29-й год. Вы молоды, хороши собой. Что говорит о вас Евгений, впервые увидев?

    [Это что за фигура? На остальных баб не похожа]

    2.В дворянском обществе все умели танцевать и танцевали. К удивлению Базарова вы, Анна Сергеевна, танцуете на балу у губернатора. В разные времена в нашей стране танцевали разные танцы: вальс, танго, брейк. А что танцевали на балу у губернатора? Что и с кем танцевали вы?

    Кадриль -  с адъютантом

    Мазурку – с Аркадием

    3. После губернаторского бала вы пригласили Б. и А. к себе в гости. О чем говорил Б. с вами в эту встречу?

    [о медицине, о гомеопатии, о ботанике]

          4. Назовите день, месяц прихода Б. и А. к вам в гостиницу?

    [22 июня – день ангела Базарова, а за три дня до этого 19 июня]

    IV этап. Бюро литературных находок

    Агонистам, выступающим в роли конкретного литературного героя, необходимо выбрать  предметы, имеющие отношение именно к нему.

    Портрет Суворова, водяной жук, зеленый чай, стакан горячего какао, кольцо со сфинксом, веер, письма.

    Определить, в какой момент сюжета появляется этот предмет.

     

    V этап. Подведение итогов.

    Высокий ареопаг определяет победителя среди агонистов и теоретиков.

    Рефлексия.

    VI этап. Домашнее задание.

    Домашнее задание (может быть на выбор обучающихся):

    Отметить в тексте эпизоды: Базаров и Кирсановы, Базаров и Одинцова, Базаров и Фенечка, Базаров и родители.

     И/З. Смысл названия романа.

    Сочинение-миниатюра «Устарела ли проблема «Отцов и детей» сегодня?».

    Список литературы для учащихся:

    1. И.С.Тургенев «Отцы и дети» и тексты других произведений;

    2. Учебник для общеобразовательных учреждений А.Н.Архангельский «Русская         литература XIX века. 10 класс». В 2-х частях. М; Дрофа, 2009;

    3. Энциклопедия. «Русская литература». Т.9, ч.1, М. «Аванта+», 1998.

     

    Материалы для учителя:

    1. И.С.Тургенев «Отцы и дети» и тексты других произведений;

    2. Учебник для общеобразовательных учреждений А.Н.Архангельский «Русская          литература XIX века. 10 класс». В 2-х частях. М; Дрофа, 2009;

    3. О.Монахова, М.Стишова. «Русская литература XIXв.» М., «Олма-пресс», 1999 (пособие для школьников и поступающих в вузы);

    4. «Я иду на урок литературы». 10 класс. Книга для учителя. М., «Первое сентября», 2000.

                                               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-проект "Нигилизм и его последствия" по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

    Данный урок является конечныи результатом исследования краткосрочного учебного проекта по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". Цель урока- презентовать готовый исследовательский продукт....

    Презентация к методической разработке урока литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

    Обобщение и систематизация знаний ключевых эпизодов романа, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в романе....

    Учебная игра по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

    Учебная игра по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"...

    Литературный конкурс "Своя игра" по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

    Литературный конкурс "Своя игра" по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" поможет организовать как зачётный урок, так и внеклассное мероприятие по данной теме...

    Урок-диспут по теме: «Вечные темы в романе И.С. Тургенева «отцы и дети»

    Урок-диспут – поиск школьниками самостоятельного решения проблемы в споре, через сопоставление различных точек зрения....