Урок литературы. И.С. Шмелев. "Как я встречался с Чеховым. За карасями"
план-конспект урока литературы (5 класс) на тему

 

ТиУУрок комбинированный. Цели урока:познакомить учеников с биографией И.С. Шмелева; показать, как создается Шмелевым образ Чехова; развить навыки анализа текста. Оборудование урока: презентация, портреты И.С. Шмелева, А.П. Чехова

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ivan_sergeevich_shmelev.ppt745 КБ
Microsoft Office document icon shmelev_urok.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Иван Сергеевич Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями»

Класс – 5

Тип урока – комбинированный

Цели урока: познакомить учеников с биографией И.С. Шмелева; показать, как создается Шмелевым образ Чехова; развить навыки анализа текста

Оборудование: презентация, портреты И.С. Шмелева, А.П. Чехова

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя

Мы говорили о связи двух веков-XIX-XX, читая стихотворения, посвященные А.С. Пушкину. Сегодня мы поговорим об одном из писателей 20 века-Иване Сергеевиче Шмелеве.

2. Слово учителя и параллельный показ презентации

3 слайд - И.С. Шмелев родился 21 сентября (3 октября) 1873 г. в семье строительного подрядчика в купеческом районе Москвы

4 слайд - Внешне Шмелев очень был похож на отца, да и характер у него был отцовский.
Поэтому, говоря о жизни писателя, нельзя обойти вниманием детские воспоминания писателя, посвященные ему:
 «Отец  с пятнадцати  лет  помогал деду по подрядным делам. Покупал леса, гонял плоты и барки с лесом и  щепным товаром.  После смерти  отца  занимался подрядами: строил мосты,  дома, брал подряды  по иллюминации столицы  в дни торжеств, держал купальни, лодки, бани, ввел впервые в  Москве ледяные  горы. Кипел в делах. Дома его видели только в праздник».

5 слайд - У каждого ребенка есть на земле свой любимый уголок детства, был он и у Шмелева.

    Писатель хорошо знал свой город (Москву) и любил его. Через много лет он будет вспоминать: «Весь кремль – золотисто-розовый, над снежной Москвой-рекой. Кажется мне, что там – святое, и нет никого людей. Окна розового дворца сияют. Белый собор сияет…

   Что во мне бьется так, наплывает в глаза туманом? Это мое, я знаю, и стены, и башни, и соборы… Будто во сне забытом…»

6 слайд - Самые яркие впечатления будущий писатель получил во дворе:

«Двор наш для меня явился первой школой жизни – самой важной и мудрой. Здесь получились тысячи толчков для мысли. И все то, что теплого бьется в душе, что заставляет жалеть и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей с мозолистыми руками и добрыми для меня, ребенка, глазами»

7 слайд - «Слов было много на нашем дворе – всяких. Это была первая прочитанная мною книга – книга живого, бойкого и красочного слова»

8 слайд - Писать Шмелев начал в детстве

В  гимназии преподаватель  словесности, «незабвенный»  Федор  Владимирович  Цветаев дал пятикласснику свободу творчества: «Пиши как хочешь!»

9 слайд - После окончания юридического факультета Московского университета И.С. Шмелев пять лет работал налоговым инспектором в провинции

10 слайд - Эти годы, по признанию писателя, позволили «узнать деревню, провинциальное чиновничество, фабричные районы, мелкопоместное дворянство».

11 слайд - В 1907 г. Шмелев решает стать профессиональным писателем и уходит в отставку. Он издает 53 книги и восьмитомное собрание сочинений

12 слайд – фотография И.С. Шмелева с женой Ольгой Александровной и сыном Сергеем

13 слайд – изображения дома-музея И.С. Шмелева в Крыму

3. Чтение статьи в учебнике. Отрывок из книги Ю. Кутыриной «Иван Шмелев». Стр. 105-106.

4. Беседа с учениками:

- Как вы думаете, почему Ю. Кутырина особое внимание уделяет описанию глаз писателя? (глаза - зеркало души, у Шмелева они чаще всего грустные, серьезные)

- Посмотрите на название рассказа. «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Антон Павлович Чехов – известнейший русский писатель, в молодости публиковал свои рассказы под псевдонимом Антоша Чехонте.

- Как вы думаете, почему рассказ носит двойное название? (для автора важно передать свою встречу с Чеховым и в то же время рассказать о рыбной ловле)

5. Чтение начала рассказа.

- Что мы узнали о судьбе приятеля автора воспоминаний, Женьки Пиуновского? (он погиб как герой во время Первой мировой войны)

- Как проводили лето мальчики? Чем увлекались? (играли в индейцев, эскимосов, ловили рыбу)

-Посмотрите на описание летнего утра. Какие художественные приемы помогают создать картину картины? (эпитеты: жидким золотцем, в розоватом туманце, метафоры: смутные камыши, сонные всплески).

- Как автор описывает карасей? («тащит громадного карасищу, нашего, черноспинного, чешуя в гривенник»)

6. Итоги урока: - Ходили ли вы на рыбалку?

- Как мальчики относятся к рыбалке?

-Что мы узнали о нашем герое?

7. Домашнее задание: дочитать рассказ до конца, подготовить пересказ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 класс по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"

Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "толстый и тонкий"....

Урок литературы в 8 классе по рассказу А. П. Чехова "О любви"

Урок- исследование в 8 классе  по теме "Рассказ А. П. Чехова "О любви" как история об упущенном счастье"...

Урок литературы в 10 классе по творчеству А.П.Чехова.

Конспект урока по литературе позволит обобщить знания по творчеству А.П.Чехова, а также сформирует взгляд на мировоззренческие позиции самого писателя, его отношение к "футлярной" жизни, на примере "М...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Чехова "Размазня" с использованием технологии критического мышления

Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А.П. Чехова "Размазня"  составлен с использованием следующих приёмов технологии критического мышления: кластеры, чтение с остановкой, сопостав...

Урок литературы в 10 классе по творчеству А.П.Чехова "В человеке должно быть все прекрасно..."

А.П.Чехов - это трогательная страница русской культуры, нежной и изящной, которой мы справедливо гордимся как драгоценным и неотъемлемым достоянием русского духа и русского народного гения. Каким чело...

Методическая разработка урока в 5 классе по рассказу И.С.Шмелева " Как я встречался с Чеховым. За карасями"

Тема: Встреча с личностью.Цели урока:1.Воспитать внимательное чтение;2.Заложить умение анализировать художественное произведение,делать обобщения и выводы, давать характеристику героям;3.Использовать ...