Урок литературы в 5 классе по рассказу А.П.Чехова "Пересолил"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Казанцева Наталия Викторовна

Урок литературы с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chekhov_peresolil.pptx1.34 МБ
Файл chekhov_peresolil.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антон Павлович Чехов «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть» А.П.Чехов

Слайд 2

Пересолил?

Слайд 3

Как создается эффект смешного в рассказе А.П.Чехова «Пересолил»? Несоответствие ожидаемого и реального Речь героев Особенности композиции рассказа Несоответствие описания внешности героев и их поступков

Слайд 5

Сюжет рассказа «Пересолил» Завязка Развитие действия Кульминация Развитие действия Развязка

Слайд 6

Сюжет рассказа «Пересолил» Завязка Землемер приехал на станцию Гнилушки, стал искать лошадей для поездки в имение.

Слайд 7

Сюжет рассказа «Пересолил» Развитие действия В пути землемер испугался и начал врать.

Слайд 8

Сюжет рассказа «Пересолил» Кульминация Землемер врёт всё больше и больше, и возница убегает.

Слайд 9

Сюжет рассказа «Пересолил» Развитие сюжета Землемер уговаривает Клима вернуться.

Слайд 10

Сюжет рассказа «Пересолил» Развязка Землемер и возница продолжают путь

Слайд 12

У страха глаза велики

Слайд 13

Что же такое ю мористический рассказ? Юмор — в художественном произведении: изображение героев и смешном, комическом виде; весёлый, добродушный смех, помогающий человеку освобождаться от недостатков . Юмор (от лат. Humor – буквально: влага) – в художественной литературе – произведения, в которых отражается смешное в жизни. В отличие от сатиры (см.), от сатирических произведений, в которых резко осмеиваются, обличаются порочные явления общественного и личного быта, имеющие существенное значение для жизни общества, в юмористических произведениях обычно подвергаются осмеянию существенные, но частные недостатки жизненного явления, а иногда и отдельные смешные черты хороших в своей сущности людей, по отношению к которым автор не только не испытывает негодования, но даже относится к ним с любовью и симпатией, дружески подшучивая над ними . « Краткий словарь литературоведческих терминов»

Слайд 14

Антон Павлович Чехов «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть» А.П.Чехов

Слайд 15

Домашнее задание Используя полученные знания о способах создания юмористического рассказа, написать миниатюру о смешном случае из вашей жизни Записать рассказ Клима своим товарищам о том, что с ним произошло Нарисовать иллюстрацию к рассказу



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 р1 классе

учителя русского языка и литературы Казанцевой Н.В.

Тема урока: "Пересолил" А.П.Чехова как образец юмористического рассказа

Цели урока:

Предметные: создание условий для формирования представлений об особенностях жанра юмористического рассказа, повторение литературоведческих понятий: композиция рассказа, идея произведения.

Метапредметные:

Личностные: формирование умения вести диалог, договариваться в группе; формирование потребности в самовыражении, самореализации, социальном признании; воспитание гордости за культурное наследие малой родины.

Регулятивные: создание условий для формирования целеполагания, умения планировать последовательность своих действий.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, эффективно сотрудничать.

Познавательные: умение работать со словарями и другими источниками информации, анализировать предлагаемый материал с целью выделения существенных признаков, умение строить доказательное, логически завершенное высказывание, формирование смыслового чтения, умение сжато выборочно передавать содержание текста, выбирать наиболее эффективные пути решения поставленной задачи.

Ход урока:

                                               Тогда человек станет лучше,

 когда вы покажете ему, каков он есть.

А.П.Чехов    

1. Актуализация знаний. Решение кроссворда

1. Произведения, написанные не стихами

2. Самый известный псевдоним А.П.Чехова

3. Город, в котором родился писатель

4. Кем был отец писателя?

5. Остров, который посетил Чехов , чтобы провести перепись населения.

6. Профессия Чехова

7. Название подмосковного имения Чехова

8. Рассказ Чехова, который вырос из домашней сценки

9. Приморский город, в котором жил Чехов из-за болезни.

- Что получилось у нас в результате?

2. Постановка целей и задач урока

На предыдущем уроке я спросила у вас, ещё не читавших произведение, о чём, может идти речь в рассказе под названием «Пересолил».

 - Совпало ли содержание произведения с возникшими в связи с его названием читательскими ожиданиями?

- Было ли интересно читать? Смешно? Какие моменты показались особенно смешными?

Чехов закончил медицинский факультет Московского университета.
Врач по профессии – Чехов, когда писал произведения, старался указать на те недостатки, которые он видел в людях. То есть писатель всегда оставался врачом и лечил он своих читателей от их плохих качеств. "Смех - лучшее лекарство". "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть" (эпиграф)
- Ребята, как вы считаете, каким образом Антон Павлович Чехов мог лечить своих читателей?

-А чему вы бы хотели научиться у писателя? (рассказывать весело и интересно) как мы можем назвать наш урок?

- Что нам надо сделать, что научиться рассказывать весело? (поработать с текстом, посмотреть, благодаря чему рассказы Чехова такие смешные)

3. Словарная работа

Чтобы нам лучше понять содержание произведения, давайте объясним некоторые слова. Прошу группы, используя учебник или интернет найти толкование слов, которые я вам раздала на листиках: землемер, межевание, возница, почтовые лошади, жандарм, верста.


4.
Изучение нового материала.        

Итак, теперь мы готовы к тому, чтобы проникнуть в мастерскую великого писателя и попытаться приоткрыть тайну его творчества.

                            Работа с текстом  в группах
Карточка №1                                                                            
Найдите в тексте рассказа описание героев: их имена, внешний вид, одежда. Кто описывает возницу? А землемера? Подготовьте рассказ о них.
.                                                
Карточка №2
Проследите по тексту, как менялись поведение и настроение землемера? От чего они зависели? Как вел себя Клим? Составьте  небольшую сравнительную таблицу: что делают герои, как их поступки взаимосвязаны

Землемер

Клим


Карточка №3
Мы говорили о роли несоответствий в юмористическом рассказе — именно на них строится смешное в таких произведениях. Найдите такие несоответствия в рассказе «Пересолил» и прокомментируйте их.

Они отметили прежде всего фамилии, использованные Чеховым (землемер Смирнов, генерал Хохотов), названия станции Гнилушки и деревни Девкино. Привлекли внимание ребят и несоответствия, связанные с возницей. Во-первых, у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами. Во-вторых, казалось бы, богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал к чаще и заголосил: “Караул! Караул!” На смешном несоответствии строится и сюжет рассказа: обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.

Вывод учителя: писатель-юморист использует несоответствия как приём создания комического эффекта в произведении. Чем больше несоответствий, тем смешнее оказывается произведение.

Карточка №4
Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Однако в рассказе «Пересолил» пейзаж есть. Найдите его ,выразительно прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера. Проведите языковой эксперимент: замените пейзаж на прямо противоположный. Что получится?

Чтобы убедить учеников в том, что пейзаж играет в этом рассказе ключевую роль, предлагаем провести стилистический эксперимент: заменить “чеховское” описание природы, например, таким: “Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать… Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте… уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря… Кругом пели птицы, было тепло, солнечно”. Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа? Ребята постепенно приходят к выводу, что не только изменилось бы настроение землемера, но и самого рассказа не было бы: герой бы не испугался, что его ограбят, не стал бы врать, возница бы не убежал — исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно сориентироваться в сложившихся обстоятельствах.

Карточка № 5
На первый взгляд основной формой речи в рассказе является диалог. Так ли это на самом деле? Как вы можете это объяснить? Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью?

Впечатление, что основной формой речи в рассказе является диалог, обманчиво. Большую часть объёма текста занимают монологи землемера, который, испугавшись сам, старается запугать и возницу, поэтому всё время говорит и говорит. Речь героя условно можно разделить на две части: это собственно враньё и прямое обращение к вознице. Чаще других знаков препинания конца предложения в этих монологах Чеховым используется многоточие. Роль этого знака в обеих частях речи землемера неодинакова.

        В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и в данную секунду ещё не подозревает, что скажет в следующую. Например: “Я люблю с разбойниками драться… на вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли, на каторгу. И откуда у меня сила берётся, не знаю… Возьмёшь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”. В этих случаях значение многоточий усиливается и лексическими повторами: “так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал”, “здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”.

        Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера: “Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!” или “Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат… На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…” И повторы здесь играют другую роль, показывая, как землемер от страха даже заикается

Карточка №6. Творческое задание.

     Инсценирование отрывка

- Время подготовки -5  минут
Ответы учащихся по заданиям карточек

Физкультминутка:

1. Вертим головой, как землемер осматривался по сторонам.

2. Клим боится и все быстрее стегает лошадей то правой, то левой рукой ( вращательные движения руками)

3. Землемер говорит о пистолетах - Клим в страхе поворачивается всем корпусом вправо и влево.

5. Знакомство с литературоведческими терминами.
Определите элементы композиции  рассказа А.П.Чехова «Пересолил»: завязку, развитие действия, кульминацию, развитие действия, развязку.

1.Землемер приехал на станцию Гнилушки. Землемер ищет лошадей для поездки в имение.    (Завязка)                

2. Землемер и возница отправились в путь. Землемер испугался и начал врать. (Развитие действия)

3. Землемер врёт всё больше и больше, и возница убегает. (Пересолил.)   Кульминация

4. Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться.(Развитие действия) 

5.Землемер и возница продолжают путь. (Развязка)

Учитель:  Особенностями чеховских новелл являются двойная развязка (это понятие вводим, давая его описательную характеристику и попутно называя термин) и кольцевая композиция. Характерны ли такие приёмы для рассказа «Пересолил»? Если учащиеся затрудняются в ответе, формулируем вопрос по-другому: где можно было бы закончить рассказ? Обращаясь к сюжетному плану, выясняем: можно было бы ожидать, что рассказ на эпизоде бегства возницы в чащу и закончится, ведь анекдотическая ситуация разрешилась. Но действие рассказа продолжается: землемер, только что отчаянно трусивший рядом с “здоровеннейшим мужиком”, ведёт себя уже по-другому, и мы слышим его слова: “Климушка! Голубчик!”, “Сделай милость, поедем!”.

Интересен и финал рассказа, контрастно обёрнутый к началу: вновь, как и во второй части, подробно описан процесс троганья телеги с места. Спросим ребят, как каждый раз реагирует на это действие землемер, в процессе беседы выясним: если первый раз тряска и черепашья езда вызвали у героя чувство тревоги и недоверия, то теперь “дорога и Клим ему уже не казались опасными”.

                               

6. Этап закрепления изученного материала
- Ребята, конечно, вы знаете, что литературное произведение нас чему-то учит. Подумайте, чему учит нас рассказ Антона Павловича «Пересолил»?
-Скажите, а вы знаете пословицу, которая подходила бы по смыслу к этому рассказу?
-Подумайте, могли бы вы оказаться в такой ситуации, как герои рассказа Чехова?
-Вам было бы смешно? А почему же когда вы читали рассказ, вам было смешно?
- Подумайте, это просто смех или смех сквозь слёзы? А в чём их отличие?

- Как называются рассказы, которые высмеивают недостатки характера людей?

Кто быстрее найдет определение Юмористического рассказа.


7. Рефлексия

- Посмотрите на эпиграф к нашему уроку. Как бы вы объяснили его использование?

8. Домашнее задание:  (на выбор)

  • Используя полученные знания о способах создания юмористического рассказа, написать миниатюру о смешном случае из вашей жизни
  • Записать рассказ Клима своим товарищам о том, что с ним произошло
  • Нарисовать иллюстрацию к рассказу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...