Ф.Искандер «Возмездие»
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

 

Урок внеклассного чтения.

8 класс

Ф.Искандер «Возмездие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskander_vozmezdie.doc162 байта
Microsoft Office document icon f.iskander_vozmezdie.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения.

8 класс

Ф.Искандер «Возмездие»

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством Ф.Искандера.
  2. Привлечь внимание учащихся к проблеме соразмерности цели и средств, избираемых для ее достижения.
  3. Совершенствовать навыки сопоставительной характеристики персонажей.
  4. Формировать гуманистическое мировоззрение и нравственные устои лично сти учащихся.

  1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
  2. Выступление учащихся с докладами о жизни и творчестве Искандера.
  3. Обсуждение письменных домашних работ учащихся.
  4. Аналитическая работа по тексту.

                - Вам предлагалось прочитать рассказ Ф.Искандера «Возмездие» и подумать над значением слова, ставшего его названием.

Подумайте и сравните значения существительных «месть» и «возмездие».

(рекомендуется использование толкового словаря)

Придумайте словосочетания с данными словами, подберите однокоренные слова.

Месть -намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду.

Возмездие - отплата, кара за причиненное, совершенное зло.

                Возмездие, кара свыше всегда считались связанными с некими справедливыми, не участвующими в конфликте силами. В современном восприятии слово возмездие все чаще стало связываться со справедливым наказанием, карой, понесенной преступником в соответствии со справедливым законом. В то же время между ними нельзя поставить знак равенства, т.к. наказание подразумевает не только кару, но и воспитание.

Словарная работа.

                Выбрать из текста слова, лексическое значение которых является непонятным. Дать им объяснение, используя толковый словарь.

-   Как вы думаете, возмездие для Чика – это цель или средство?

- Как Чик воспринимает Керопчика в начале повествования? Как складывалось его отношение к нему? В какой хронологической последовательности читатель узнает об этом?

                Данный композиционный прием называется ретроспекцией.

- В какой момент повествования Чик начинает желать возмездия? Насколько серьезно это желание? Найдите в тексте подтверждение своим ответам.

- Найдите в тексте описание сцен возмездия.

(Чик желал возмездия потому, что хотел, чтобы обидчик дяди Алихана был наказан. Но в воображении Чика сцены возмездия становятся все менее жестокими.

1 сцена: возмездие направлено на физическое уничтожение обидчика и его друзей.

2 сцена: речь идет об избиении.

3 сцена: возмездие направлено на то, чтобы обидчик тоже испытал унижение.

                «Но почему он ему не говорит, за что?..» Почему Чик задается этим вопросом?

(Для Чика важно важно не только, чтобы Мотя отплатил Керопчику. Важно, чтобы Керопчик знал, что это наказание за унижение дяди Алихана)

                 - В какой момент начинаются изменения в отношениях Чика к Керопчику?

(Эпизод, когда Керопчик спрашивает Чика о его брате. Чик вспоминает, что его брат много раз мирно встречался и разговаривал с Керопчиком. Обида, нанесенная Керопчиком брату, перестает казаться Чику важной)

                - Почему Чику становится «страшно жалко» Керопчика? Чего он стыдился?

(Унижение Керопчика не было для Чика самоцелью. Все обиды, причиненные Керопчиком, не казались важными по сравнению с унижением, которому подвергал его Мотя)

Исследовательское задание.

Дать сравнительную характеристику Моти и Керопчика (письменно).

Алгоритм выполнения задания:

  1. Портретное описание персонажей.
  2. Речевые характеристики.
  3. Поступки героев.
  4. Восприятие сравниваемых персонажей другими героями рассказа (кроме Чика)
  5. Авторские характеристики.

                - В какой момент Чику показалось, что он понял смысл выражения глаз Моти? В рассказе несколько раз говорится о выражении глаз Моти. Что добавляет эта деталь к пониманию характера и действий Моти?

                 - Как вы понимаете слово презрение?

(Презрение – чувство крайнего неуважения к кому-либо, чему-либо. Может возникать и проявляться в различных ситуациях. Чик понимает, что презрение к людям, к человеческому достоинству является основной чертой его недавнего кумира)

               - К чему стремится Мотя? Каковы причины его поступков? Что им движет? Какие средства он для этого использует?

(В отличие от Чика, который в рассказе хочет, чтобы Керопчик ответил за унижение других людей, цель Моти – показать всем, что он в городе хозяин)

Работа в группах.

Задание: проследить, как и в силу чего менялось отношение Чика к Моте и Керопчику.

1 группа: отношение к Моте в начале рассказа.

2 группа: отношение к Моте в середине повествования.

3 группа: отношение к Керопчику в начале рассказа.

4 группа: отношение к Керопчику в середине повествования.

- В какой момент и почему изменился взгляд Чика на возмездие?

(Ключевой момент: Чик почувствовал себя соучастником действий Моти. Унижение человеческого достоинства с самого начала рассказа вызывает протест Чика. Возмездие, представляющее собой унижение другого человека и издевательство над ним, также вызывает протест Чика)

Вывод.

                Цель Чика состояла в том, чтобы обидчик ответил за свои поступки. В представлении Чика возмездие было подходящим средством для достижения этой цели. Но, оказавшись свидетелем и соучастником действий Моти, Чик почувствовал, понял, что для него возмездие как средство неприемлемо, потому что в его основе лежит унижение человеческого достоинства.

Подведение итогов.

Презентация книг писателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каждый выбирает для себя"(интерпретация рассказа Ф. Искандера "Возмездие"): урок внеклассного чтения в 8 классе

Интерпретация текста художественного произведения – одно из основных умений, которому должен научиться выпускник школы. Данный вид работы позволяет увидеть взаимосвязь всех элементов текста: от художе...

"Сочинение-рассуждение по тексту Ф. Искандера" в 10-11 классах

Комплексная работа с текстами разных стилей создает условия для подготовки к письменному экзамену по русскому языку. Особое внимание обращаем на анализ текстов публицистического стиля: они служат для ...

"Моцарт и Сальери" Тема злодеяния и возмездия в трагедии

План-кнспект урока помогает детям через речевую характеристику и деталь научиться давать характеристику персонажа....

Урок внеклассного чтения в 9 классе «Каждый выбирает сам...» по рассказу Фазиля Искандера «Возмездие»

Данный урок затрагивает проблему нравственного выбора героями жизненной позиции. На примере  литературных героев формируются нравственные качества учащихся....

Урок по теме: "Злодеяние и возмездие в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"

Обращение к теме злодеяния и возмездия в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Ответ на вопрос: какие же три злодейства совершает Германн - главный герой произведения. Сочувствуем ли мы ему? Какие выво...

ПРАВОСЛАВИЕ О ДОБРЕ И ЗЛЕ. ПОНЯТИЕ ГРЕХА, РАСКАЯНИЯ И ВОЗМЕЗДИЯ

Цель: осмыслить понятия добра и зла; формировать убеждения о том, что человек может справляться с грехами, а, значит бороться со злом, приумножать меру добра в себе и в  мире....