литературная игра "Умники и умницы"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

по произведениям Ф.М.Достоевкого

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_igra.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра «Умники и умницы»

                        (по произведениям Ф.М.Достоевского) 10 класс

Цель: совершить путешествие по избранным страницам произведений Ф.М.Достоевского, чтобы ещё раз насладиться творчеством автора, погрузиться в художественный мир, придуманный мастером.

Оборудование: портрет  Ф.М.Достоевского, репродукции из его произведений, высказывания.

                                                               Любовь к страждущим и сострадание к

                                                               людям стали господствующей    

                                                               и несмолкающей нотой в его творчестве.

                                                                            А.Кони

1. Слово учителя  

Дорогие ребята! Сегодня мы проводим литературную игру «Умники и умницы» (по произведениям Ф.М.Достоевского). Мы ещё раз обратимся к творчеству писателя, его героям, повысим эрудицию в области литературы.

Правила игры

  I тур - отборочный  

Для вас, ребята, будут предложены вопросы. За каждый правильный ответ – орден. Учащиеся, набравшие наибольшее количество орденов, примут участие в последующих агонах. Судит наше состязание Высокий ареопаг. (представление жюри)                      

II.   Отборочный тур

 - Назовите имя героя романа Ф.М.Достоевского, который сказал: «Красота спасет мир!»

                      (князь Мышкин, роман «Идиот»)

- Назовите первую повесть Ф.М.Достоевского. Где она была напечатана?

                      («Бедные люди», напечатана в «Петербургском сборнике», изданном  

     Н.Некрасовым в 1846 году)

- Сколько этажей было в доме, где жил Раскольников?     (5)

- Сколько шагов сделал герой, пройдя от своего дома до дома процентщицы?  (730)

- На каком этаже располагалась квартира  старухи - процентщицы?    ( на четвёртом)

- Какой цвет – символ чаще всего использует Ф .М.Достоевский в романе? Приведите   примеры и объясните, почему этот цвет – символ?      (желтый)

- Велико ли было причитающееся  Дуне наследство  от Марфы Петровны? (3 тысячи рублей)

- Раскольников вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней совершил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!» Где это произошло?        (Сенная площадь, ныне площадь Мира)

- Простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью, около стола 2 плетеных стула, небольшой, простого дерева комод, туалет с зеркальцем в простенке. Чья это комната?

(Сони Мармеладовой)

- На какой срок каторжных работ был осужден главный герой романа?  (8 лет)

- Вспомним сон Раскольникова о забитой клячонке. Вспомните, как герой «пал на траву и в ту же минуту заснул». В каком районе  Петербурга сие имело место?     (На Петровском острове)

- Раскольников поинтересовался однажды у Сони, часто ли она бывает в церкви.  «Когда вы последний раз ходили туда?- спросил Раскольников у Сони. Ответьте на вопрос.

(Не часто, «На прошлой неделе была… панихиду служила по Елизавете, её топором убили»)

- Это был очень молодой человек лет 22, со смуглою и подвижною физиономией, казавшеюся старее своих лет, одетый по моде  с пробором на затылке… со множеством перстней и колец… и золотыми цепями на  жилете. Чей это портрет?    (Заметов)

 - Диван с огромною выгнутою деревянною крышкой, через задний угол была протянута дырявая простыня, картин  в желтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках, круглый стол овальной формы перед диваном. Чья это комната?

(комната старухи – процентщицы)

- Уходя из Ясной Поляны в «мир»,  Л.Толстой берет с собой 2 книги: Библию и роман Ф.М.Достоевского. Какое из творений Ф.М.Достоевского сопровождало Л.Толстого в его последней  поездке?          (роман «Братья Карамазовы» )

Подведение итогов

III.  Розыгрыш  дорожек

Заданием для розыгрыша дорожек послужит импровизированное выступление.

Представьте, что каждый из вас – Раскольников. Через 1 минуту вы должны раскрыть сущность своей теории.

IV.   Выбор дорожек и заданий к ним.

Три дорожки:

Зеленая, на ней будет 5 вопросов, ошибаться можно 2 раза.

Вопросы:

- Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно – рус, ростом выше среднего, тонок и строен. (Р Раскольников)

-Порфирий Петрович проницательно подметил: «Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя……….  теперь    не считает. Кем?      (Наполеоном)

- Уважаемый Родион Раскольников! Припомните, какую сумму денег прислала вам матушка?        ( 35 рублей)

- «Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда………. Что же хотел узнать Раскольников?

-Объясните значения слов: антипод, двойник на примере героев романа.

 Желтая-  4 вопроса, возможен 1 неправильный ответ.

Вопросы:

- « …Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, со скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом». Кто это?       (Соня Мармеладова)

-  Когда в последний раз, Соня, к вам пришел Раскольников, вы молча вынули из ящика два креста: кипарисный и медный, перекрестились сами, перекрестили его, надели ему на грудь крестик. Какой из двух?      (кипарисный – простонародный)

- В чем трагедия семьи Мармеладовых?

- Назовите, Соня, сколько вы заработали в первый вечер по « желтому билету»?

(30 целковых).

Красная - самая короткая, но самая трудная, 2 вопроса, но ошибаться нельзя.

Вопросы:

- В романе «Преступление и наказание Ф.М.Достоевского неоднократно употребляется число 7. Ученые называют его «истинно святым числом», оно имеет символическое значение. Докажите эту мысль.

- «Широкое скуластое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его , очень еще густые, были совсем белокурые и чуть – чуть разве с проседью, а широкая , густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво, губы алые»

V. Подведение итогов игры.  Награждение победителей.  

VI.  Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Литературная игра "Умники и умницы"

Литературная игра "Умники и умницы" предназначена для обучающихся 9 класса. Цель игры: обобщение материала по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....

Литературная игра: «Умники и умницы» по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

Литературная игра по типу телевизионной передачи "Умники и умницы" по рассказу Тургенева И.С. "Муму"...

Литературная игра «Умники и умницы».

Игра «Умники и умницы». Тема игры : «Н.В.Гоголь  Поэма «Мертвые души». Цели и задачи проведения:проверить уровень знакомства учащихся с поэмой Гоголя;повысить интерес ...

Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».

Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...

Литературная игра "Умники и умницы"

Литературная игра в 10 классе "Умники и умницы" по роману И.Гончарова "Обломов"...

Методическая разработка к уроку литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умницы и умники» и состоит из 4 этапов- агонов ( агон – соревнование), в ходе которых определяется агонист – победитель...