Интегрированный урок по литературе в 10 классе
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Мухаметшина Гузелия Самадовна

Интегрированный урок по литературе в 10  классе по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Страница из «Энциклопедии русской жизни»

 (О некоторых аспектах кулинарного антуража в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый интегрированный урок по литературе в 10 «б» классе по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Страница из «Энциклопедии русской жизни»

 (О некоторых аспектах кулинарного антуража в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Мухаметшиной Гузелии Самадовны, учителя русского языка и литературы высшей категории МОУ «СОШ№11» Октябрьского района города Ижевска

Цель урока :провести небольшое исследование ,с тем чтобы выяснить ,с какой целью использует поэт кулинарный антураж на страницах своего романа ;найти в тексте романа специальные «кулинарные»отступления ,в которых даны точные сведения о различных блюдах, готовых кушаньях и напитках ;выяснить отношение А.С. Пушкина к отечественной и зарубежной кухне, рассказать о технологии приготовления традиционных блюд «Онегинской эпохи».

Оборудование урока :портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к роману «Евгений Онегин»,выполненные учащимися.

Ход урока:

1.Организационный момент .Мухаметшина Г.С.

 Сегодня мы проводим интегрированный урок с учителем технологии Мерзляковой Марией Николаевной.

2. «Евгений Онегин» -произведение уникальное ,не имеющее аналогий ни в русской ,ни в мировой литературе. Это «поэтическая  хроника ,в которой духовная летопись современной поэту общественной жизни органически слилась с лирическим дневником «летописца»,с его раздумьями о времени и о себе».

  Основное внимание в романе автор уделяет духовности русского дворянского общества ,и, воссоздавая бытовую сторону жизни представителей высшего «света» и патриархального поместного дворянства, «гений остаётся гением» даже в малом.

Ребята, давайте вспомним лексическое значение отдельных слов:

1)Антураж, фунт, натюрморт, гурман.

Мухаметшина Г.С.

 Поражает удивительная осведомлённость А.С. Пушкина в вопросах современной ему кухни: в названиях блюд, в деталях их приготовления, кулинарной лексике.

 Мы, ребята, проведём небольшое исследование и попытаемся ответить на следующие вопросы:

1)С какой целью автор использует кулинарный антураж?

2)Какое звучание приобретает еда под пером большого мастера?

Давайте, вспомним, что такое «Энциклопедия русской жизни».

На страницах романа то и дело мелькают названия целого ряда кушаний, чувствуется, что поэт разбирается в них как настоящий знаток. Вероятно, он упоминает свои любимые или традиционные блюда «Онегинской эпохи».

-  А где использует автор кулинарный антураж?

В романе есть несколько специальных «кулинарных» отступлений, в которых описываются «меню» ресторана «Talon» в Петербурге, домашнего дворянского застолья, чайного стола... По всему произведению рассеяны точные сведения о различных блюдах, готовых кушаньях и напитках.

 Всё это создаёт своеобразный красочный «кулинарный» фон романа, который, в свою очередь, является показателем реальности описываемых событий.

 

- А для Пушкина еда это просто еда?

 Для Пушкина «еда – не просто еда, а хорошая, очень вкусная, богатая еда – лишь один из компонентов жизни, не признавать которого было бы непростительным лицемерием» - пишет г. Похлебкин  в книге «Кушать подано».

-  Найдите подтверждения этому в тексте романа.

 И мы легко находим в романе подтверждение вышесказанному:

…Обед довольно прихотливый

Бутылка светлого вина

Уединенье, тишина

Вот жизнь…

…Настанет вечер деревенский

Бильярд оставлен, кий забыт,

Перед камином стол накрыт…

Давай обедать поскорей!..

…Люблю я дружеские враки

И дружеский бокал вина…

Мухаметшина Г.С.  

Теперь же обратимся к конкретным эпизодам текста и воочию убедимся, как Пушкин, не только художник слова, но и знаток кулинарного дела, энергично и точно изображающий кулинарные пристрастия своих героев, тем самым раздвигает рамки характеристик отдельных действующих лиц и обстановки романа в целом.

    Вспомним один из эпизодов, описывающих день Онегина в Петербурге

   

…К Talon помчался: он уверен,

Что там уж ждёт его Каверин.

Вошёл: и пробка в потолок,

Вина в кометы брызнул ток;

Пред ним roast – beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет,

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым…

Мухаметшина Г.С.

Перед нами натюрморт Пушкина – гурмана, написанный в лучших традициях старых голландских мастеров. Он точно и «кулинарно грамотно» даёт представление не только о своебразии блюд французской и русской кухни, подаваемых в его время в одном из лучших ресторанов Петербурга, но и о гастрономических вкусах Онегина, человека изнеженного и избалованного.

  Мухаметшина Г.С.

Давайте поподробнее рассмотрим, что представляли собою блюда, изображённые столь натурально, и так, видимо, любимые и автором и его героем?

  А поможет нам в этом учитель технологии Мерзлякова Мария Николаевна (рецепт приготовления холодного английского блюда «Roast – beef окровавленный» )

 

Мухаметшина Г.С.

А что собой представлял «Страсбургский пирог»?

 Почему автор использует эпитет «нетленный»?

(«Страсбургский пирог нетленный» - это блюдо могло подаваться и холодным, и горячим. В 19 веке оно было очень популярно благодаря одному незаменимому качеству: правильно приготовленный «пирог» не портился более недели. Именно поэтому А.С. Пушкин награждает его эпитетом «нетленный».

   

Мерзлякова Мария Николаевна.

Приготовление его было достаточно трудоёмким. «Страсбургский пирог» представлял собой запечённый в слоёном тесте паштет.

Я сейчас расскажу вам рецепт его приготовления

  Мухаметшина Г.С.

Как мы видим, очень сложно было приготовить такой пирог.

- Чем же ещё любила себя побаловать холостая светская молодёжь Петербурга?

 Ответ: находим в первой главе

…Ещё бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет

…Затем, что не всегда же мог

…Beef – stears и страсбургский пирог

Шампанской обливать бутылкой…

Мухаметшина Г.С.

Итак, «котлеты» и «бифштекст». Посмотрим, насколько соответствовали эти блюда нашему современному представлению о них.

Мерзлякова М.Н.

Рассказывает о технологии приготовления бифштекста из бычьей вырезки а ля Шатобриан.

Мухаметшина Г.С.

Какому безалкогольному бодрящему напитку отдавала предпочтение аристократия Петербурга?

Ответ: Конечно, это был кофе. Его пили по – восточному, не процеживая:

…Потом за трубкой раскалённой,

Как мусульман в своём раю,

С восточной гущей кофе пью.

Мухаметшиеа Г.С.

Не правда ли, сам собой напрашивается вывод: несомненно, с точки зрения кулинарных «привязанностей», Онегин был натурой утончённой и изысканной.

 А теперь обратим взоры на деревенские страницы, где не без лёгкой иронии поэт живописует кушанья и напитки простой деревенской помещичьей русской кухни.

Мухаметшина Г.С.

 Найдите подтверждение этому в главах, посвящённых жизни семейства Лариных.

Ответ:

У них на масленице жирной

Водились русские блины…

И за столом у них гостям

Носили блюда по чинам…

Простая русская семья,

К гостям усердие большое,

Варенье…

…Обряд известный угощенья:

Несут на блюдечках варенья

На столик ставят вощаной

Кувшин с брусничною водой.

Мерзлякова М.Н.

Я расскажу вам, как приготавливали в старину эти «незатейливые», простые, сытные блюда. (рецепт приготовления царских блинов).

Мухаметшина Г.С.

 Нельзя не сказать также несколько слов о варенье, наливках, брусничной и яблочной воде.

- А как варили варенье?

 Варенье варили из спелых и зеленых ягод крыжовника, малины, смородины (всех сортов), дыни, сливы, персиков, абрикосов, лимонов, апельсинов, винограда, груш, яблок, морошки, ананасов, арбузов, бруснички, клюквы, земляники, шиповника и айвы, грецких орехов, огурцов, моркови и каштанов (последние четыре – для украшения тортов).

 Ягоды и фрукты использовали не только для варенья, но и для консервов, наливок, шиповок и водиц.

 Мухаметшина Г.С.

Ответ: откроем вторую главу романа, на странице, где поэт описывает убранство кабинета покойного дядюшки главного героя.

Ответ:

Онегин шкафы отворил;

В одном нашёл тетрадь расхода,

В другом наливок целый строй…

Мухаметшина Г.С.

- Как приготовляли наливки?

 Мерзлякова М.Н.

Наливки были одним из излюбленных некрепких алкогольных напитков на Руси. Их приготовляли из всяких ягод и фруктов. Ягоды брали непременно зрелые и чистые, яблоки только кислые, водку только хорошего сорта, крепости 25 . Наполняли ягодами бутыли на 2/3, доливали водки до самого горлышка, покрывали плотно тряпочкой, завязывали шнурком, концы его припечатывали и ставили на 2 – 3 месяца на южное окно, взбалтывали бутыли через 3 – 4 суток, процеживали несколько раз, разводили водой из расчёта 3 части наливки – 1 часть воды, потом рассиропливали её следующим образом: на каждую бутылку брали 1/3 фунта сахара, приготовляли из него сироп, горячим заливали в бутылку и, говоря современным языком, пастеризовали её до закипания, остывшая наливка была совершенно готова к употреблению. Бутылки закупоривали и к горлышку привязывали дощечки с надписью и номером бутылки.

 Мухаметшина Г.С.

 Как видите, словосочетание «наливок целый строй» несёт определённую смысловую нагрузку. Здесь, как в строю, у каждой своё место и номер.    

Мухаметшина Г.С.

-В каких главах романа поэт не раз вспоминает о брусничной и о яблочной воде? И что это за вода?

Ответ:  В «деревенских» главах романа не раз поэт вспоминает то о брусничной, то о яблочной воде: «Кувшины с яблочной водой», «вощаной кувшин с брусничною водой…»

Мерзлякова М.Н.

 Яблочная вода – это водица, самый лёгкий род наливки. Яблочную воду приготовляли так: в бочку, 18-ти ведерную, всыпали до верху кислых яблок, очищенных от плодоножек, заливали двумя штофами французской водки или пропущенным через уголь спиртом, 10 фунтами сахарного песка (4,5 кг), остальное пространство заливали холодной кипяченой водой, ставили в погреб, после того, как настоится, употребляли.

Брусничную воду делали так: «взять четверик брусники, из которого половину положить в горшок, поставить в печь на ночь, чтобы парилась, на другой день, вынув из печи, протереть сквозь сито, положить в бочонок, а на другую половину четверика, которая не парена, налить три ведра воды и дать стоять на погребу, из чего через двенадцать дней будет брусничная вода.

Мухаметшина Г.С.

- А почему «вощаной кувшин»?

Ответ:

 Хранили воду в кувшинах или бутылках, горлышко покрывали плотной тряпочкой или бумагой, а сверху заливали воском. Отсюда и «вощаной кувшин».

Мухаметшина Г.С.

 Как видим, все эти вышеперечисленные нехитрые блюда готовились в соответствии со старинными традициями, основательно, из хороших продуктов.

Ответ:   Пушкинская ирония относится отнюдь не к традициям русской кухни, не к национальным блюдам, а к небрежности в приготовлении пищи, неумению правильно подать блюдо, к беспорядочной организации еды.

Мухаметшина Г.С.

Откроем сцену обеда в честь именин Татьяны.

Ответ:  

Уста жуют. Со всех сторон

Гремят тарелки и приборы

Да рюмок раздаётся звон…

…Но вскоре гости понемногу

Подъемлют общую тревогу.

Никто не слушает, кричат,

Смеются, спорят и пищат…

Мухаметшина Г.С.

- Чьими глазами мы видим праздничный провинциальный стол?

Ответ:  Перед читателем во всем «блеске» праздничный провинциальный стол, который автор видит глазами недовольного, рассерженного, как мы убедились, знатока изысканных яств Онегина.

Мухаметшина Г.С.

- Что же отличает этот стол от стола ресторана «Talon»?                

 Ответ:  Казалось бы, здесь все, как у «Talon», - и пирог, и горячее мясное блюдо, и деликатесы, и десерт, и шампанское, но…все как в кривом зеркале.

Мухаметшина Г.С.

- Найдите подтверждения этому в тексте

Целью взоров и суждений

В то время жирный был пирог

(к несчастию, пересоленный );

Да вот в бутылке засмоленной

Между жарким и бланманже

Цимлянское несут уже…

Освободясь от пробки влажной

Бутылка хлопнула; вино

Шипит…

Мухаметшина Г.С.

- Сделайте вывод по сравнению.

 

   

Ответ: Да, пирог не «нетленный», а «пересоленый», вместо изысканного «окровавленного ростбифа» сытное жирное «жаркое», деликатесы и десерт объединяет в себе «бламанже», которое Пушкин язвительно, подчёркивая провинциальное «смещенье языков, французского с нижегородским», именует на деревенский лад «бланманже» - сладкое желе на желатине из миндального молока, а вместо шампанского – бутылка Цимлянского донского шипучего вина.  

Мухаметшина Г.С.

Вспомним , как было у « Talon»

Ответ:

Вошёл: и пробка в потолок

Вина кометы брызнул ток

Мухаметшина Г.С.

«Вино кометы» - высший сорт шампанского.

Мухаметшина Г.С.

- Использует ли автор кулинарный фон как аргумент в развитии действия?

Ответ:  С помощью кулинарного фона поэт подчёркивает всю несовместимость Онегина с провинциальной средой, бытом Лариных, готовит читателя к событиям, чреватым горькими последствиями. Как видим, автор романа очень серьёзно относится к кулинарному антуражу, использует его не только в качестве иллюстрации к бытовым эпизодам, но и как убедительный аргумент в развитии действия.

Мухаметшина Г.С.

- В чём же проявляется гениальность Пушкина - поэта?

Всего пять глаголов, характеризующих питательный процесс – и перед нами картина жизни русского помещика, который в качестве духовного наследства оставлял потомкам лишь книжные шкафы, в которых строем стояли бутылки с наливками:

Пил, ел, скучал, толстел, хирел.

Мухаметшина Г.С.

Ребята, давайте обратим наш взор на одну традицию русского провинциального дворянства – чаепитие.

- Как же пили чай в провинции? Найдите строки из текста, подтверждающих это высказывание

Ответ:

…Уж ей Филипьевна седая

Приносит на подносе чай.

«Пора, дитя моё, вставай…

Обряд известный угощенья:

Несут на блюдечках варенье…

…Оставя чашку чая с ромом,

Парис окружных городков,

Подходит к Ольге Петушков

…Уж восемь робертов сыграли

Герои виста; восемь раз

Они места переменяли;

И чай несут…

…Но чай несут; девицы чинно

Едва за блюдечки взялись…

 

Мухаметшина Г.С.

- А как относится поэт к описанию чайного стола: с иронией или же с симпатией?

Ответ:  Если помещичий обед поэт описывал с явной иронией, то к описанию чайного стола, игравшего не последнюю роль в повседневной, неторопливой дворянской усадебной жизни, он явно относится с симпатией.

Мухаметшина Г.С.

- Найдите подтверждение этому в тексте

Ответ:

…Смеркалось, на небе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился лёгкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам тёмною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал.

Ещё раз об этом более подробно расскажет Мерзлякова М.Н.

    В поместьях чай пили, как правило, из самовара, заваривали китайский чай из расчета чайная ложечка на 4 человека. Никогда не использовали для заварки ключевой кипяток. Давали самовару закипеть, закрывали крышкой и ждали, пока вода перестанет кипеть, тогда только заваривали. Пили чай с сырыми сливками или молоком, или лимоном; пили с вареньем, фруктовым сахаром, клюквенным морсом , с вином, с ромом.

Мухаметшина Г.С.

- Пушкин придерживался твердых убеждений относительно места и роли « стола» в жизни человека?

Найдите об этом строки из текста.

 Ответ:  Пушкин придерживался твердых убеждений относительно места и роли «стола» в жизни человека.

…Что речь веду в моих строфах

Я столь же часто о пирах,

О разных кушаньях и пробках,

Как ты, божественный Омир,

Ты, тридцати веков кумир...

Мухаметшина Г.С.

- А в чём же он был не согласен с провинциальными дворянами?

Ответ:  Он открыто осуждал провинциальных дворян за то, что единственным смыслом их жизни становилась беспрерывная трапеза:

Все так же смирен, так же глух

И так же ест и пьет за двух.

Мухаметшина Г.С.

- Как высказывал Пушкин своё отношение к этой проблеме?

Ответ:  Он высказывал своё отношение к этой проблеме: «…Люблю я час определить обедом, ужином и чаем», то есть питаться по часам, соблюдая определённый порядок.

Мухаметшина Г.С.

- И какой же вывод мы можем, сделать по нашему небольшому исследованию?

Ответ:  Мы ещё раз убедились, что гений велик и в малом. Даже такой незначительный, на первый взгляд, момент действия, как приём пищи, еда, под пером большого мастера обретает звучание существенной художественной детали, расширяющей представление читателя о характере, привязанностях и вкусах героев произведения и общества в целом.

Мухаметшина Г.С.

Так осведомлённость А. С. Пушкина в вопросах кулинарии оживила, окрасила и дополнила многоплановое грандиозное живописное полотно, имя которому роман «Евгений Онегин».

Домашнее задание:  На следующем уроке мы откроем ещё одну страницу «Энциклопедии русской жизни», и она будет посвящена моде того времени, поэтому найдите главы , где говорится о моде «онегинской эпохи» и выучите их наизусть, определите лексическое значение непонятных вам слов.

 






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Уроки Гражданской войны. Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе.

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий, с элементами исследовательской деятельности.Цель деятельности учителя: знакомство с биографией М.А. Шолохова, повторение и систематизация знаний по т...