В двух измереньях
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме

Рыбкина Лидия Анатольевна

Конспект урока - концерта, посвящённого жизни и творчеству поэта Ю. Друниной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drunina.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Мокроус Федоровского района Саратовской области

                  Урок  литературы

                       в 11 классе

            « В двух измереньях»

       Посвящается жизни и поэзии

                Юлии Друниной

                               (1924-1991)

                                                     Рыбкина
                                                           Лидия Анатольевна      

                                                            учитель русского

                                                           языка и литературы первой

                                                    квалификационной категории

                        р.п. Мокроус

                            2012 г.

                                             

                             Урок-концерт в 11 классе

                                         Учитель Рыбкина Л.А.

                       «В двух измереньях»

           Посвящается  жизни и поэзии

                       Юлии Друниной

        (1924-1991)

                  Эпиграф.

                         И с каждым годом всё дальше,

                        дальше,

                                    И с каждым годом всё ближе,

                                                                                  ближе,

                                    Отполыхавшая юность наша,

                                     Друзья, которых я не увижу

                                     Не говорите, что это тени-

                                     Я помню прошлое каждым нервом.

                                     Живу как будто в двух измереньях

        В своей эпохе и в сорок первом.

        Ю. Друнина

Цель:  1. Знакомство с творчеством Ю. Друниной.

                   2. Воспитание уважения к фронтовикам.

                   3. Межпредметные связи: искусство, история.

Оборудование: эпиграф, портрет Ю. Друниной, выставка книг и журналов с творчеством поэтессы, альбом с отзывами и анализом стихов Друниной уч-ся, запись песен о войне, со стихами в исполнении Ю. Друниной, исполнение стихов на фоне музыки о войне .

                               

  1.  Оргмомент. Тема урока.        
  2.  Слово о жизни и творчестве Ю. Друниной.

Жила-была девочка. В Москве, в учительской семье, в нормальной для тех лет коммунальной квартире.

Читать стала рано, писала стихи, которые однажды даже напечатала «Учительская газета » и о стихотворении был хвалебный абзац в статье.

Время было, скажем так, странное. Рассекреченные сегодня «белые пятна» истории оказываются зловещего цвета.

Но - полёт Чкалова, полярная троица Папанина Магнитка и Днепрогэс, Халкин-Гор  и Испания…

В семьях, особенно среди интеллигенции, где родители о многом если не знали, то догадывались, детей усиленно оберегали от изнаночных сторон жизни. Отцы и матери всеми силами старались, чтоб детям было легко и светло. Верно, или не верно, поступали старшие, только такова была жизнь.  

 И подрастало поколение, о котором Юлия Друнина сказала: «Вполне закономерно, что в трагическом закономерном сорок первом оно стало поколением добровольцев… »

22июня, только получив паспорт, девочка прибежала в военкомат.

 Сандружинница - сначала в Москве, потом на строительстве окопов и противотанковых рвов. Первая бомбёжка, первый миномётный налёт, ошеломление (а раненых всё-таки перевязывала),

        

«беспорядочный и страшный драп» с нашими отступающими солдатами. А дальше – санитарка, одна на весь пехотный батальон, окружение и выход из него, в ближнем Подмосковье.

  1. Чтение стихотворения «Я ушла из детства…»

                                                                (ученик)

  1. «На носилках, около сарая»

                                          (ученик)

  1. «Я - Таня»

        (ученица)

А дальше - Юля вместе с отцом уезжает в эшелоне на восток. Друнины поселились в глухом таёжном посёлке Заводоуковке. Теперь это город Заводоуковск, там есть довольно солидные предприятия, и всё равно, в общем-то, глухомань, особенно если сравнить с ближней Тюменью.

Друнины… есть всё-таки в русской речи какие-то загадочные фонетические или топонимические сближения.

Вот хотя бы фамилия поэтессы. Ясно слышится в ней слово «друг», и ведь поистине друга такой надёжности, постоянства, готовности выручить, прийти на помощь, встретишь нечасто. То-то друзья детства и ранней юности «именовали подружку не «Юля», а «Друня».

Всё- таки из тюменской глухомани, преодолев труднейшие препятствия, через военные курсы на Дальнем Востоке, похоронив в Заводоуковке отца, чуток послужив писарём в Главсанупре Военно-Воздушных сил, Юля пробилась на фронт.

Надо думать у неё было ощущение, что фронт без неё не полный.

        

Чтение стихотворений Ю. Друниной.

«Мой отец»  (уч-ся)

«В сорок первом»  (учитель)

«Зинка»  (уч-ся)

«Ты вернёшься»  (уч-ся)

«Солдатские будни»  (уч-ся)

Получены - почти подряд- медаль «За отвагу», Самая что ни на есть солдатская и – ранение «осколок застрял рядом с сонной «артерией»

Непригодна к военной службе «с исключением с учета».

Но – нет худо без добра – вовсю записались стихи, даже в Литературный институт попыталась поступить, однако тут – то у нашего солдатика дело и сорвалось. Куда теперь? Домой. А где дом? На фронте. Помните, Как Василий Тёркин добирается в свою часть -  «Вот и дома, у огня».

Юлия Друнина вернулась туда с повышением – старшина медслужбы.  

А служба всё та же - сестра милосердия. Только не в пехоте, а у самоходчиков.

    Чтение поэмы «Смирная»   (уч-ся)

                                  Стих «Два вечера» (уч-ся)

Литературный институт Юлия взяла приступом. Просто вошла и села в аудитории. А потом, как она писала «прижилась» и сдала сессию. На войне как на войне.

  На 1-ом Всесоюзном совещании                                                        

        

Молодых писателей обратила на себя внимание пронзительными строчками:

Я только раз видела рукопашный.

Раз – наяву и сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

«Вряд ли кто – нибудь из парней – поэтов осмелился бы и сумел так сказать всю правду – открыто, мужественно и беззащитно» (вспоминал об этом Марк Соболь)

Несколько слов о её спутнике, бережно и нежно поддержавшем Юлию на поворотах усабах многие годы совместного пути. Алексей Яковлевич Каплер, сценарист и прозаик, учитель и наставник многих творцов советского кино был безоговорочно и во всём красивым человеком.

Он умер, если судить по возрасту, в годах почти преклонных, но постареть ему до самого конца так и не удалось. Многие стихи и поступки Юлии Друниной как бы хранят отблеск яркой личности Алексея Каплера, знавшего славу и воркутинскую опалу, взлёты и неудачи, но всегда идущего прямой дорогой  совести рядом с другом и женой.

                    Я тебя примерно по плечу –

             И в прямом, и в переносном смысле.

                    Наклонись, погладить я хочу

                    Волосы, что надо лбом нависли.

        

Вот стоишь ты, голову склоня (Так к земле склоняются знамёна),

 И хоть во сто раз сильнее меня,

Кажешься сейчас незащищённым…

Все поколение фронтовиков преследует, пронизывает постоянное чувство вины и ответственности перед павшими в бою и после боя. Даже в далёких, казалось бы от этой темы стихах и прозаических произведениях Юлии Друниной ощущаешь её подотчётность перед ушедшими. Иногда это проявляется в совершенно неожиданных обстоятельствах. Есть у Друниной маленькая повесть «Алиска», написанная прозой. Она всего лишь про лисёнка, которого приручили. Но не уберегли. Читаешь и ловишь себя на мысли, что это своеобразно преломилась наша общая вина перед теми, кто сам уже защитится не может. Эта тема звучит и в стихотворении:

           «Нет Поклонной горы».

        (чтение учителем).

Давайте ещё и ещё раз вдумаемся в эти строки.

                 Когда человек уходит из жизни, это всегда                            

        Неожиданно и больно.

                  А когда он уходит, что называется,

                  По своей воле, это неожиданно и больно вдвойне.

                  Война стала главной темой чистой и                                                                                                                                                        

        пронзительной поэзии Юлии Друниной,  

                 которая навсегда останется с нами.

Но в последние годы мы узнали Юлия Друнину и в другом

                                     

качестве – как общественного деятеля, активного и беспокойного.

Человек фронтового поколения, Юлия Владимировна всей душой радовалась  демократическим переменам.

На многое надеялась вместе с ней , в то же время многое, тревожило её. Прежде всего- отношение к нашему прошлому, которое кому-то так хочется полностью оплевать и растоптать.

Обо всём этом она писала в публицистических статьях, об этом была и её последняя статья в «Правде», «В двух измереньях», эпиграфом  к которой она взяла прекрасные строки (эпиграф к уроку, стр.1)

Да, такой она была - бескомпромиссной и максимально честной во всём, и беспредельно страдающей от того, какими взаимно озлобленными и жестокими, равнодушными и корыстными начали мы вдруг становится это для неё было особенно невыносимо!

        Памяти Друниной.

Как мало слов оставила в конверте

Пред тем

Как жизни оборвётся нить..В последний час просила, в смерти

Чтоб некого не смели обвинить.

На хрупких плечиках войну сдержала,

К победе через сто смертей спеша

А вот страны безумного развала

Не выдержала чуткая душа.

Ходила в бой

В дыму и клубах пыли,

Атаку повидала не одну…

Не вынесла того, что разорили

Бездарные правители страну.

                                (Юрий Мельников)

Это стихотворение поэт посвятил Друниной после её трагической гибели.

  1. Обзор литературы.
  2. Итог урока. Рефлексия.
  3. Домашнее задание. 1)Выучить наизусть одно из стихотворений Ю. Друниной. 2) Письменный анализ стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация:" Вероятностный и алфавитный подход к измерению количества информации. Единица измерения"

Данная презентация создана для урока  информатики в 10 классе.  В данной презентации ярко  и наглядно выраженны примеры различных подходов измерения количества информации. Рассмотренны ...

"Измерение физических величин. Точность измерений"

Конспект урока физики с использованием ЭОР (7 класс)...

Воспоминнания ветерана Живу как будто в двух измерениях

Воспоминнания ветерана Живу как будто в двух измерениях...

Самостоятельная работа "Квадрат суммы двух выражений. Квадрат разности двух выражений"

Самостоятельная работа по теме  "Квадрат суммы двух выражений. Квадрат разности двух выражений" предназначена для учащихся 7 класса  с целью первичного закрепления умений выполнять преобразо...

Методическая разработка дистанционного урока в 6 классе на тему "Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности"

Тип урока: урок открытия новых знанийЦели урока: Обучающие:- Определить все варианты возможного расположения двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности;- Развитие математического мышления.- Ра...

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. 7 класс.

Разработка урока физики для для проведения в дистанционном формате....