РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ К учебнику А.Г.Кутузова 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

 

      Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом  уровне.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся определяет минимальный набор сочинений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._program_po_literature.doc303 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Шаралдайская средняя общеобразовательная школа

          «Согласовано»                                           «Утверждаю»

                Зав. МО                                                     Директор                                                                                                                                

        Председатель МС

       _______________                                         _____________                                                                                                                          

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

К учебнику А.Г.Кутузова

10 класс

Учитель: Евдокимова Е.П

с.Шаралдай 2010-2011 гг.

Пояснительная записка к рабочей программе

Статус документа

      Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом  уровне.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся определяет минимальный набор сочинений.

Рабочая программа выполняет две функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Реализация внутрипредметных связей.

В процессе изучения литературы рассматриваются произведения в историко-литературном контексте, усиливающим внутрипредметные связи курса. Культура литературных ассоциаций, умение обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты формируют внутрипредметные связи курса, предполагающие взаимодействие литературного материала в пределах одной литературной эпохи и на вневременном уровне. Речь идет о связях художественно-универсальных, межтекстовых и историко-биографических.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у  учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа 10 класса структурирована следующим образом:

  1. Литература первой половины XIX века
  2. Литература второй половины XIX века

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения конкретных литературных произведений.

Содержание рабочей программы возрастным особенностям учащихся.

Преподавание литературы ориентировано на возрастную специфику учащихся, на перспективы развития их личности и широкий спектр их интересов. Отбор художественных текстов соответствует возрастным особенностям учащихся, соответствует задачам развития детей и подростков. Высокие художественные достоинства отобранных произведений, гуманистический пафос и богатство их проблематики оказывает позитивное формирующее влияние на личность обучающегося.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  1. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  2. Выразительное чтение художественного текста;
  3. Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  4. Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  5. Определение принадлежности литературного текста тому или иному роду и жанру;
  6. Анализ текста, выявляющая авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов, поступков героев и сущности конфликта;
  7. Выявление языковых средств художественной образности и определения их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
  8. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
  9. Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Реализация межпредметных связей.

Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, МХК, без чего невозможно системное освоение наук.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность цели и обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной, человеческой деятельности:

  1. учеба
  2. коммуникация
  3. профессионально-трудовой выбор
  4. личностное саморазвитие
  5. ценностная ориентация
  6. поиск смысла жизнедеятельности

С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

  1. осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
  2. формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  3. формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  4. формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований  Государственного образовательного стандарта 2004 года в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный личностно-ориентированный деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  1. приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  2. овладение способами правильного, беглового и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть;
  3. устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
  4. свободному владению монологической, идеологической речью;
  5. научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристики героя;
  6. отзыву на самостоятельно прочитанное произведения; способами свободного владения письменной речью;
  7. освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенции

Компетентностный подход к созданию рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью  цели образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Систем учебных занятий призвано способствовать усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно  и общественно - востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики, система уроков сориентировано на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления  литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 105 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Указанные в программе часы, отведенные на изучение творчества того или иного писателя, предполагает возможность включения, кроме названных в программе, и других эстетически значимых произведений, если это не входит в противоречие с принципом доступности и не приводит к перегрузке учащихся. При составлении планирования уроков предусмотрено в рамках отведенного  времени часы на развитие письменной речи учащихся.

Общеучебные учения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) образования являются:

  1. выделение характерных причинно-следственных связей;
  2. сравнение, сопоставление, классификация;
  3. самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  4. способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  5. осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  6. владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  7. составление плана, тезиса, конспекта;
  8. подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  9. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  10. самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
  11. умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требование к уровню подготовки выпускников», которые полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений;
  3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;
  4. историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  5. основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
  6. основные теоретико-литературные понятия

     уметь:

  1. воспроизводить содержание литературного произведения;
  2. анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теория литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственные пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественные детали; анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения
  3. соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
  4. раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
  5. соотносить изучаемые произведения с литературном направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  6. определять жанрово родовую специфику литературного произведения;
  7. сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  8. выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
  9. аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  10. составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно- исследовательские работы;
  11. писать рецензии на литературные темы.

Основные теоретико-литературные понятия

  1. Художественная литературы как искусства слова
  2. Художественный образ. Художественное время и пространство
  3. Содержание и форма. Поэтика
  4. Авторский замысел и его воплощение. Художественные вымысел. Фантастика
  5. Историко-литературный процесс. Литературное направление и течение: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм. Постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX-XХ вв.
  6. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
  7. Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадия развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
  8. Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Деталь. Символ. Подтекст.
  9. Психологизм. Народность. Историзм.
  10. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
  11. Язык художественного произведения. Изобразительно- выразительные средства в художественных произведениях: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
  12. Гипербола. Аллегория.
  13. Стиль.
  14. Проза и поэзия. Система стихосложения. Стихотворные размеры.
  15. Литературная критика.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение (1ч)

Понятие о художественном мире писателя. Русская литература XI-XVIII веков и ее творцы.

Лекция учителя. Значение литературы в развитии общества. Знакомство с учебником литературы. Обмен впечатлениями о прочитанных летом книг.

Русская литература первой половины XIX века.

А.С.Грибоедов (9 ч)

Жизнь и творчество.

Комедия «Горе от ума».

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). «Открытость» финала пьесы, его нравственно-филосовское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.

Анализ комедии в критическом этюде И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

А.С.Пушкин (12 ч)

Жизнь и творчество.

Стихотворения:

«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Деревня», «Осень».

Поэтическое новаторство Пушкина. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина.

Роман в стихах «Евгений Онегин».

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начала. Образ автора и произведения. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нраственная-филосовская проблематика произведения. Проблема финала. Онегинская строфа.

Сочинение по творчеству Пушкина.

М.Ю.Лермонтов (8 ч)

Жизнь и творчество.

Стихотворения:

«Парус», «Смерть поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «Молитва», «И скучно и грустно», «Нет не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк».

Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в Лермонтовкой лирике. Поэт и его поколение. Тема родины.

Роман «Герой нашего времени».

Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа. Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее «лишних людей». Нравственно-филосовская проблематика произведения. Проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в программе.

Сочинение по творчеству Лермонтова.

Н.В.Гоголь (6 ч)

Жизнь и творчество.

Поэма «Мертвые души».

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги.

Сочинение по творчеству Гоголя.

И.А.Гончаров (5 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов».

История создания особенности композиции романа. Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитеза в романе. Обломов и Штольц. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа.

Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

А.Н.Островский (5 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт  в  драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы.

Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза».

И.С.Тургенев (8 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно - политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Четы личности мировоззрения Базарова.  «Отцы» в романе  братья Керсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразия его жанра.

Сочинение по роману.

Литература второй половины XIX века.

Обзор русской поэзии середины XIX века (1 ч)

Художественное своеобразие русской  поэзии середины XIX века. Художественный мир русских поэтов А.К.Толстова и С.Никитина.

Н.А.Некрасов (6 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения:

«В дороге», «Вчерашний день в часу шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди», «Поэт и гражданин», «Эллегия» («Пускай на говорит изменчивая мода…»), «О муза! Я у двери гроба…».

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные идеи и образы. Особенности Некрасовского лирического героя. Утверждение красоты простого русского человека. Художественное своеобразие лирики Некрасова ее связь с народной поэзией.

Сочинение по творчеству Некрасова.

Ф.И.Тютчев (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения:

«Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «На не дано предугадать…», «К.Б.»

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст в стихотворении Тютчева. Основные темы, мотивы и образы Тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

А.А.Фет (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения:

«Это утро, радость это…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Майская ночь».

Поэзия Фета и литературная позиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные темы» в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Сочинение по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Ф.М.Достоевский (8 ч)

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных».  Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Смысл названия. Психологизм проза Достоевского.

Сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание».

Л.Н.Толстой (12 ч)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов  в романе. Путь идейно нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Женские образы на страницах романа. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Тема войны в романе. Военные эпизоды в романе. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Война 1812 года в судьбах героев романа. Проблема национального характера. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Психологизм прозы Толстого. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Толстого «Война и мир».

Н.С.Лесков (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник».

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры.

Сочинение по повести «Очарованный странник».

Бурятская литература

И.К.Калашников (7 ч)

Жизнь и творчество.

Роман «Разрыв - трава».

Особенности сюжета романа. Судьбы трудового старообрядческого крестьянства. Система образов. Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа.

Роман «Жестокий век».

История создания романа. Умение понять традиции и обычаи  другого народа. Система образов. Чингис - хан в романе. Правда и вымысел  в  романе. Самобытность языка и стиля писателя.

Сочинение по роману «Жестокий век».

Повторение (6 часов)


Тематическое планирование по литературе

п/п

Система уроков

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

Учебно-познавательная компетенция    

Информационная компетенция

Информационно-методическое обеспечение

1

Введение. Понятие о художественном мире писателя. Русская литература XI-XVIII вв. и ее творцы.

Объяснительно-иллюстративная

Проблемная лекция, работа с книгой, демонстрация

Коллективная, групповая

Знать основные темы и проблемы русской литературы XI-XVIII вв. Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XI-XVIII вв. с мировой культурой

Владение монологической и диалогической речью

2

Реализм как литературное направление. Личность и судьба А.С.Грибоедова

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой

Фронтальная, групповая

Знать основные этапы жизненного и творческого пути. Уметь создавать хронологическую канву лекции

Использование различных источников информации

В.Мещеряков Жизнь и деяние Грибоедова.-М.,1989

3

Система художественных образов. Образ Чацкого.

Поисковая

Проблемное задание

Групповая

Знать особенности комедии как жанра. Уметь составить характеристику Чацкого по первому действию пьесы

Проведение информационно-смыслового анализа текста, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

Ланщиков, А. «Горе от ума» как зеркало русской жизни. ЛВШ, №5,1997

4

Проблематика комедии. Чацкий и фамустовское общество

Поисковая

Проблемное задание

Групповая

Знать теоретико-литературные понятия. Уметь составлять таблицу из цитат «Взгляды Чацкого и фамустовского общества»

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

Мотив глухоты в комедии Грибоедова (Литература,№12, 2005). Костюм в «Горе от ума» литература №1 2005

5

Мучителей толпа в изображении Грибоедова

Поисковая

Проблемное задание

Групповая

Уметь давать характеристику персонажей, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

Баженов, А. К тайне «Горе от ума». ЛВШ,№2,1997

6

Общественно-политический и любовный конфликт в комедии

Поисковая

Проблемное задание

Групповая

Уметь давать характеристику персонажей, в том числе и речевую, уметь строить связное устное высказывание

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

Влащенко, В.Чацкий и Софья (Литература, №12,1995)

7

Характеристика Скалозуба, Молчалина, Репетилова

Поисковая

Проблемное задание

Групповая

Уметь давать характеристику персонажей, в том числе и речевую, уметь строить связное устное высказывание

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

8

«Миллион терзаний» Чацкого

Поисковая

Проблемное задание

Групповая

Уметь давать характеристику персонажей, в том числе и речевую, уметь строить связное устное высказывание

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

Тимрот, А. Бунт сердца и ума.-М.,1965

9

Художественный мир комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Итоговое занятие

Проектная

Создание продукта

Групповая

Знать содержание комедии, уметь сопоставлять эпизоды, владеть театральной лексикой

Владение монологической диалогической речью, использование ИКТ

Кому от ума горе? (Литература, №11, 2003)

10

Развитие речи. Подготовка по пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Поисковая

Проблемное задание

Индивидуальная

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращать в связной текст

Создание письменных высказываний

Комедия без героя (Литература, №44, 2000). Чацкий и грибоедов (Литература, №47, 2001)

11

Пушкин А.С. Личность и судьба поэта

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Индивидуальная, фронтальная

Знать основные этапы жизненного и творческого пути. Уметь создавать хронологическую канву лекции

Использование различных источников информации

Тынянов, Ю.Н. «Пушкин». Новиков, И.А. «Пушкин на юге», «Последний год Пушкина»

12

Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина.

Проблемное изложение

Беседа, проблемные задания

Групповая

Уметь анализировать стихотворные произведения с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции

Создание устных высказываний, использование различных источников информации

Энциклопедия для детей. Литература, часть 1, гл «Пушкин»

13

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Проблемное изложение

Беседа, проблемные задания

Групповая

Знать взгляды А.С.Пушкина на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворные произведения с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции

Создание устных высказываний, использование различных источников информации

Непомнящий, В. Лирика Пушкина. ЛВШ, №3,1999

14

Любовная и дружеская лирика Пушкина

Проблемное изложение

Беседа, проблемные задания

Групповая

Знать адресаты Пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений. Уметь анализировать стихотворные произведения с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции

Создание устных высказываний, использование различных источников информации

Лирика любви и дружбы (литература№35, 200). Лирика природы (Литература,№21, 2001)

15

«Евгений Онегин». «Собрание пестрых глав»

Поисковая

Комментированное чтение

Групповая, индивидуальная

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию «онегинской строфы»

Владение различными видами пересказа

Образ Онегина (литература№21, 2000). «Евгений Онегин» (Литература,№20, 1998)

16

«Кто он таков? Ужели Евгений». Автор и его герой

Поисковая

Работа с текстом

Групповая, индивидуальная

Уметь выделять смысловые части текста, узнавать тропы в тексте и интерпретировать их

Монологическое высказывание по теме урока

Поэтика эпиграфов к роману «Евгений Онегин» (Литература, №5, 2005)

17

«Им овладело беспокойство». Под влиянием каких событий изменился Онегин?

Поисковая

Комментированное чтение

Групповая, индивидуальная

Уметы высказывать собственное суждение о прочитанном

Устное высказывание с анализим альтернативных суждений

18

«Быть может он для блага мира иль хоть для славы был рожден?». Судьба Ленского

Поисковая

Беседа о прочитанном

Групповая, индивидуальная

Уметь определять роль изобразительных средств, составлять сложный план сочинения

Монологические высказывания в соответствии с планом

19

«Татьяна милый идеал»

Проблемное изложение

Проблемные задания

Групповая

Уметь интерпретировать роль стилистических фигур в тексте, составлять статную характеристику персонажа

Воспроизведение содержания текста, в соответствие с целью учебного задания

20

Образ автора в романе «Евгений Онегин»

Проблемное изложение

Проблемные задания

Групповая

Уметь составлять вопросы по теме урока

Выявление авторской позиции

21

«Медный всадник» как «Петербургская повесть»

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст

Воспроизведение содержания текста, в соответствие с целью учебного задания

22

Развитие речи. Подготовка к сочинению

Поисковая

Проблемное задание

Индивидуальная

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращать в связной текст

Создание письменных высказываний

23

М.Ю.Лермонтов. Урок - заочная экскурсия «В Лермонтовских Тарханах»

Объяснительно-иллюстративная

Заочная экскурсия

Фронтальная

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта

Навыки самостоятельного поиска, анализа, отбора необходимой информации

Тема одиночества (Литература ,№33, 1998)

24

«Одинок я, нет отрады». Тема одиночества и гордого протеста в лирике М.Ю.Лермонтова

Поисковая

Семинар

Групповая

Знать основные тропы, уметь находить их в тексте. Уметь определять стихотворный размер, анализировать текст

Анализ изобразительно-выразительных средств

Стихотворение «Поэт» (Литература, №38, 1998)

25

«Люблю отчизну я, но странною любовью». Тема родины в творчестве М.Ю.Лермонтова

Проблемное изложение

Беседа, проблемные задания

Групповая

Уметь выделять смысловые части текста, формулировать микротомы, анализировать текст

Умение вступать в речевое общение

Стихотворения «Молитва» (Литература, №42,2001). Стихотворения «Я не унижусь пред тобою» (Литература, №10,2001)

26

Роман «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе

Проблемное изложение

Лекция, беседа

Фронтальная

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции, выявлять смысл названия

Использование дополнительной литературы к уроку

27

Образ главного героя. Основные средства создания характера Печорина

Поисковая

Семинар

Групповая

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей, интерпретировать события

Устные монологические высказывания по конкретной проблеме

28

Печорин и «другие». Нравственная проблематика романа

Поисковая

Работа с текстом

Групповая

Уметь владеть различными видами пересказа

Самостоятельный поиск и отбор нужной информации

29

Тема судьбы в почести «Фаталист»

Поисковая

Работа с текстом

Групповая

Уметь владеть различными видами пересказа

Самостоятельный поиск и отбор нужной информации

30

Развитие речи. Подготовка к сочинению по роману

Поисковая

Составление плана

Фронтальная

Уметь сохранять логику изложения, удерживаться в границах темы

Владение письменной речью

31

Н.В.Гоголь. Личность и судьба писателя

Объяснительно-иллюстративная

Лекция

Фронтальная,

индивидуальная

Уметь конспектировать лекцию, выделять главное и существенное

Использование дополнительной литературы

32

Н.В.Гоголь «Мертвые души». Особенности жанра, композиции, многообразие тематики, смысл заглавия

Проблемное изложение

Лекция, беседа, выступление учащихся

Индивидуальная, групповая

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие

Составление литературоведческого комментария к тексту

Живые мертвые души(Литература, №10,200)

33

Образы помещиков. Способы и приемы типизации

Поисковая

Семинар

Групповая

Знать содержание, уметь анализировать художественный текст

Пересказ эпизода в форме описания

34

Город в «Мертвых душах»

Поисковая

Семинар

Групповая

Уметь составлять вопросы к изученному произведению, формулировать авторскую позицию

Использование  словесных формул в устном высказывании

35

Образ Чичикова. Авторское отношение к герою

Поисковая

Работа с текстом, беседа

Групповая

Понимать роль главного героя в системе образов, уметь оценивать поступки главного героя с нравственных позиций

Пересказ текста в форме повествования

36

Развитие речи. Классное сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Поисковая

Письменное высказывание

Индивидуальная

Уметь использовать разнообразные синтаксические конструкции, соблюдать орфографические и речевые нормы

Связное изложение мыслей в письменной форме

37

Художественный мир И.А.Гончарова. Личность и судьба писателя. Своеобразие художественного таланта И.А.Гончарова

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Фронтальная,

индивидуальная, групповая

Знать биографию И.А.Гончарова, своеобразие художественного таланта писателя, уметь готовить сообщения об основных этапах биографии

Использование мультимедийных  ресурсов и компьютерных технологий

Анненский, И.Ф. Гончаров и его обломов.-М.,1979

38

И.А.Гончаров «Обломов». полнота и сложность образа, его внутренняя противоречивость

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальная,

групповая

Уметь давать характеристику Обломову, видеть сложность и противоречивость его образа

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

39

«Сон Обломова» и его место в художественной системе романа

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальная,

групповая

Уметь давать характеристику Обломову, видеть роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути этого персонажа, идейного содержания романа

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Гейро, Л. Роман «Обломов» в контексте творчество «Гончарова».-М., Худ.лит.,1990

40

Обломов и Штольц: смысл сопоставления, историко-философский смысл финала романа

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Уметь составлять сравнительную характеристику Обломова и Штольца

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

41

Развитие речи. Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследований

Индивидуальная

Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить

Владение навыками создания собственного текста и его редактирование

42

Художественный мир А.Н.Островского. Личность и судьба драматурга

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Фронтальная,

индивидуальная, групповая

Знать основные моменты биографии, о новаторстве А.Н.Остросвкого, уметь готовить сообщения

Использование

мультимедийных  ресурсов и компьютерных технологий

Лобанов, М.П. Островский.-М.,1989 (ЖЗЛ)

43

Драма «Гроза». темное царство в изображении А.Н.Островского

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальная,

групповая

Знать о самодурстве как социально-психологическом явлении. Уметь работать с текстом, анализировать сцены пьесы

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Семинарий «Гроза» Островского» (Литература, №29,1997)

44

Образ Катерины. Катерина и «другие»

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику образа, выявлять средства характеристики персонажа

Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики

Свердлов, М. Анализ драмы Островского
«Гроза» (литература,№29,1997)

45

Смысл названия пьесы «Гроза». Своеобразие жанра

Проблемное изложение

Проблемные задания

Фронтальная,

групповая

Уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику образа, выявлять средства характеристики персонажа

Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики

46

Сочинение по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследований

Индивидуальная

Уметь писать сочинение на литературную тему, осмыслить, определить ее границы, полно раскрыть, обнаружить правильность речевого оформления

Владение навыками создание собственного текста, его редактирование

47

Художественный мир И.С.Тургенева. Личность и судьба писателя

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Фронтальная,

индивидуальная, групповая

Знать о личности и судьбе И.С.Тургенева, его творчестве. Уметь делать индивидуальные сообщения

Использование

мультимедийных  ресурсов и компьютерных технологий

48

Роман «Отцы и дети». Смысл названия, композиция

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальная,

групповая

Знать смысл названия романа, нравственную и философскую проблематику романа

Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики

Лебедев, Ю. Роман Тургенева «Отцы и дети».-М.,1982

49

«Испытание героя»; Базаров и «соратники»; Базаров и родители

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, групповая

Уметь выявлять общественные, нравственные, культурные, духовные ориентиры персонажей

Поиск нужной информации по заданной теме, владение основными видами публичных выступлений

Пустовойт, П. Роман Тургенева «Отцы и дети». Коментарий.-М.,1991

50

«Испытание героя». Базаров и Одинцова. Любовь в жизни Базарова-разум или чувство

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, групповая

Уметь делать выписки из литературоведческих статей, в которых анализируется образ Базарова и Одинцовой

Поиск нужной информации по заданной теме, владение основными видами публичных выступлений

51

Нигилизм Базарова

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, групповая

Уметь анализировать текст, видеть авторский замысел о Базарове

Поиск нужной информации по заданной теме

Надзвецкий, В. Противники и собратья по судьбе. ЛВШ №7,1988

52-53

Трагедия главного героя. Смысл финала. Автор в романе.

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, групповая

Уметь видеть работая с текстом, как автор заставляет героя пройти в торой круг  испытаний, повторяя прежний маршрут

Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики

Тороичина, Л. Почему умирает Базаров. (Литература,№5,1997)

54

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С.Тургенева

«Отцы и дети»

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследований

Индивидуальная

Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить

Владение навыками создания собственного текста и его редактирование

55

Обзор русской поэзии середины XIX века

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Фронтальная,

индивидуальная, групповая

Знать художественное своеобразие русской поэзии

Владение монологической и диалогической речью

56

Художественный мир Н.А.Некрасова. Личность и судьба. Место в литературном процессе

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Фронтальная,

индивидуальная, групповая

Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, делать индивидуальные сообщения

Использование

мультимедийных  ресурсов и компьютерных технологий

Панаева, А.Я. Воспоминание.-М.,1986

57

Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова. Новаторский характер его поэзии.

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальная,

групповая

Знать основные мотивы лирики, новаторство, уметь анализировать стихотворения

Поиск нужной информации по заданной теме

Корман, Б.О. Лирика Некрасова.-Ижевск,1978

58

Некрасов о себе самом: автобиографическая лирика

Поисковая

Проблемные задания

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Уметь, обращаясь к тексту характеризовать образы, выявлять средства характеристики персонажей

Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики

59

Некрасов о поэте и поэзии

Поисковая

Проблемные задания

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Уметь, обращаясь к тексту характеризовать образы, выявлять средства характеристики персонажей

Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики

60

Тема народа. Нравственный идеал и его воплощение в творчестве Некрасова.

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальная,

групповая

Знать основные мотивы лирики, новаторство, уметь анализировать стихотворения

Поиск нужной информации по заданной теме

61

Развитие речи. Сочинению по творчеству Н.А.Некрасова

Исследовательская

Исследовательские задачи

Индивидуальная

Уметь создавать письменные высказывания на заданную тему

62-63

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие лирики. Основные темы, мотивы, образы

Поисковая,

проблемное изложение

Лекция, аналитическая беседа

Коллективная, индивидуальная

Знать о жизни и творчестве поэта, уметь анализировать поэтическое произведение

Уметь находить нужную информацию по заданной теме

Анализ произведения школьной программы.-Минск,2002

64-65

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие лирики. Основные темы, мотивы, образы

Поисковая,

проблемное изложение

Лекция, аналитическая беседа

Коллективная, индивидуальная

Знать о жизни и творчестве поэта, уметь анализировать поэтическое произведение

Уметь находить нужную информацию по заданной теме

Анализ произведения школьной программы.-Минск,2002

66

Р/р. Сочинение по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

Исследовательская

Исследовательские задачи

Индивидуальная

Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать

Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему

Егорова, А.А. Как написать сочинение на «5». Учеб. пособие.-2001

67

Художественный мир Ф.М.Достоевского. Жизнь и творчество. Особенности творческого метода.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Фронтальная,

индивидуальная, групповая

Знать основные этапы жизни и творчества Достоевского, уметь выступать с сообщениями о жизни и творчестве гуманиста

Использование

мультимедийных  ресурсов и компьютерных технологий

68

«Преступление и наказание» Достоевского: история создания романа, введение в художественный мир

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальная,

групповая

Знать историю создания, тематику, проблематику, идейное содержание, композицию. Уметь видеть художественные приемы создания образов

Симонова, Н. Знаете ли вы Достоевского. (Литература,№94,1996)

69

Тема «Униженные и оскорбленные» на страницах романа. Раскольников и семья Мармеладовых

Поисковая

Проблемные задания

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Уметь выявлять в процессе анализа место Раскольникова в системе образов романа

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Материалы по роману «Преступление и наказание» (Литература,№12,1999)

70

Двойники героя: Раскольников и Лужин. Раскольников и Свидригайлов.

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, групповая

Уметь понимать роль снов Раскольникова в раскрытии идеи романа

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Материалы по роману «Преступление и наказание» (Литература,№12,1999)

71

Теория Раскольникова

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, групповая

Уметь понимать роль снов Раскольникова в раскрытии идеи романа

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Материалы по роману «Преступление и наказание» (Литература,№12,1999)

72

Крушение теории Раскольникова

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, групповая

Уметь понимать роль снов Раскольникова в раскрытии идеи романа

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Материалы по роману «Преступление и наказание» (Литература,№12,1999)

73

Раскольников и Соня. Тема веры в романе

Поисковая

Проблемные задания

Фронтальная индивидуальная, групповая

Уметь понимать роль снов Раскольникова в раскрытии идеи романа

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Материалы по роману «Преступление и наказание» (Литература,№12,1999)

74

Эпилог романа. Смысл названия романа, своеобразие жанра

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, групповая

Уметь выявлять в процессе анализа романа полифонизм, психологизм, повествование

Поиск нужной информации, критическое оценивание информации

Тарасов, Б. Героини Достоевского (литература,№12,1999)

75

Развитие речи. Классное сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследований

Индивидуальная

Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить

Владение навыками создания собственного текста и его редактирование

76

Художественный мир Л.Н.Толстого. Жизнь и творчество. Личность и судьба

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Фронтальная,

индивидуальная, групповая

Знать основные этапы жизни и творчества Толстого, уметь выступать с сообщениями о жизни и творчестве гуманиста

Использование

мультимедийных  ресурсов и компьютерных технологий

Ломунов, К. «Жизнь Льва Толстого».-М.,1981

77

«Война и мир». История создания и идейно - художественное своеобразие романа-эпопеи

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальная,

групповая

Знать историю создания и смысл названия, уметь видеть особенности сюжета романа-эпопеи

Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики

Диалектика души в «Войне и мире».-Л.,1977

78

«Породы» в изображении Толстого. Ростовы и Болконские

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальная,

групповая

Уметь видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей

Поиск нужной информации по заданной теме

Потапова, Т. Семья в романе Толстого «Война и мир».-ЛВШ,№1,1997

79

Путь искания князя Андрея

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, групповая

Уметь анализировать эпизод

80

Путь искания Пьера Безухова

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, групповая

Уметь давать сравнительную характеристику А.Болконского и П.Безухова

Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики

Лебедев, Ю. Судьба человека и смысл его жизни в мироощущениях Толстого.-ЛВШ,№1,1991

81

Женские образы на страницах романа

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, групповая

Уметь делать мультимедийную презентацию любимой героини Л.Толстого

Использование

мультимедийных  ресурсов и компьютерных технологий

Фомичева, А. «Семейная идея» в творчестве Толстого. (Литература,№34,45,46, 1995)

82

Война 1805,1807 гг. в изображении Л.Н.Толстого

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальная,

групповая

Уметь производить анализ эпизода

Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики

Фортунатов, Н. Творческая лаборатория Толстого. Наблюдения и раздумья.-М.,1983

83

Война 1812 г в судьбах героев романа

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальная,

групповая

Уметь производить анализ эпизода

Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики

Фортунатов, Н. Творческая лаборатория Толстого. Наблюдения и раздумья.-М.,1983

84

Бородинское сражение в романе. Кутузов и Наполеон

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, групповая

Уметь производить анализ эпизода

Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики

85

«Мысль народная». Русский национальный характер: Тихон Щербатый и Платон Каратаев

Поисковая

Проблемные задания

Коллективная, индивидуальная

Уметь составлять сравнительную характеристику художественных образов

Уметь находить нужную информацию по заданной теме

Долинина, Н. «По станицам «Войны и мира».-Л: Д.Л,1989

86

Философия, история в романе. Эпилог и его идейно-художественная функция

Поисковая

Лекция, аналитическая беседа

Коллективная, индивидуальная

Уметь анализировать внесюжетные элементы

уметь создавать устные сообщения опираясь на текст литературного произведения

87

Развитие речи. Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Исследовательская

Исследовательские задачи

Индивидуальная

Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать

Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему

Егорова, А.А. Как написать сочинение на «5». Учеб. пособие.-2001

88

Художественный мир  Н.С.Лескова. Личность и судьба писателя

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Фронтальная,

индивидуальная, групповая

Уметь делать сообщение «Образа праведников» в произведениях Н.С.Лескова

Использование

мультимедийных  ресурсов и компьютерных технологий

Столярова, И.В. В поисках идеала.-Л.,1978

89

Образ главного героя: русский праведник в изображении Лескова

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Фронтальная,

индивидуальная, групповая

Уметь делать сообщение «Образа праведников» в произведениях Н.С.Лескова

Использование

мультимедийных  ресурсов и компьютерных технологий

Столярова, И.В. В поисках идеала.-Л.,1978

90

Художественный мир  И.К.Калашникова. Личность и судьба писателя

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Фронтальная,

индивидуальная, групповая

Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать

Использование

мультимедийных  ресурсов и компьютерных технологий

91-92

Экспозиция романа «Разрыв трава». История создания и художественное своеобразие романа. Система образов. Женские образы в романе

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, групповая

Уметь производить анализ эпизода

Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики

Ломунова, М.Н. Исай Калашников. - М, 1983

93-94-95

История создания, идея романа «Жестокий век». Чингисхан в романе. Правда и вымысел в романе

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная, групповая

Уметь производить анализ эпизода

Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики

Ларичев, В. О романе И.Калашникова «Жестокий век» -Байкал,№2,6,1974

96

Сочинение по творчеству И.К.Калашникова

Исследовательская

Исследовательские задачи

Индивидуальная

Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать

Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему

97

Повторение. «Сквозные» темы в литературе XIX в

Исследовательская

Исследовательские задачи

Индивидуальная

Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать

Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему

98

Западноевропейская литература XIX в. Устная рецензия на самостоятельно прочитанное произведение

Исследовательская

Исследовательские задачи

Индивидуальная

Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать

Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему

99-102

Резервные уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»,  Москва, «Просвещение», 2006 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...