статья "Проектирование диалога на уроках литературы"
статья по литературе по теме

В статье есть некоторое теоретическое обоснование технологии урока-диалога, а также предлагаю конкретную разработку урока в этой модели. Сама технология была разработана в Школе совместной деятельности г. Томска под рукоовдством д.п.н. Г.Н. Прозументовой, к.ф.н. Е.Н. Ковалевской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема счастья в романе Л. Толстого «Война и мир»

(На примере развития женских образов)

Цель урока

  1. исследование проблемы счастья в романе                                                                                                                                                                                                                  
  2. Л. Толстого «Война и мир» на примере
  3. женских  судеб: Элен, Наташи Ростовой, Сони
  4. Марьи Болконской.
  5. приобщение учащихся к  нравственным идеалам
  6. Толстого – идеалам добра, верности, счастья.                                                                                                                                                                        
  7. формирование навыка самостоятельного мышления
  8. умение  выражать и доказывать собственное мнение.

Форма работы – работа в группах

1-я группа - исследователи судьбы Элен, прослеживают её путь.

2-я группа - исследователи судьбы Наташи Ростовой, выстраивают её судьбу.

3-я группа - исследователи  судьбы Сони – двоюродной сестры  Наташи.

4-я группа - исследователи судьбы Марьи Болконской.

Эпиграф :

-  Был ли счастлив ты в жизни земной?

И.А. Бунин

А счастье было так возможно, так близко…

«Евгений Онегин»

На свете счастья нет, но есть покой и воля..

А.С. Пушкин

                                                        И много будет странствий и скитаний

                                                        Страна любви – великая страна.

                                                        И с рыцарей своих для испытаний

                                                        Все больше станет спрашивать она:

                                                        Потребует разлук и расстояний,

                                                        Лишит покоя, отдыха и сна…

В. Высоцкий

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Вопрос о счастье — это вопрос не праздный. Наверное нет на свете человека, который не задумывался бы об это. Но выпадает оно не каждому, почему? Как решает проблему счастья сам Л.Н. Толстой?

В романе «Война и мир» рассказывается о многих героинях, многие  женские судьбы проходят перед глазами читателей. Более пристальное внимание Толстой уделяет судьбам следующих героинь: Элен, Наташи Ростовой, Сони и  Марьи Болконской.

Проследим и мы, как складывались их судьбы и кому выпало счастье.

  1. Представление каждой группой учащихся своей героини – словесная характеристика, данная Толстым (<Приложение1.doc>) и портреты: Княжна Марья Болконская(<Рисунок1>, <Рисунок2>, <Рисунок3>), Наташа Ростова (<Рисунок 4>, <Рисунок5>, <Рисунок6>),  Соня (<Рисунок7>, <Рисунок8>, <Рисунок9>) и Элен (<Рисунок10>, <Рисунок11>, <Рисунок12>, <Рисунок13>).
  2. Краткий рассказ учащихся о судьбе героини (<Приложение2>).
  3. Выполнение заданий в группах  на каждое задание – 3 минуты, затем – решение задания и аргументация мнения.
  4. Составление выводов по исследованию (таблица).
  5. Подведение итогов.

Задания

1. Дайте портрет вашей героини, как её описывает автор?

2. Проследите, о ком из героинь Толстой написал следующее:

  1. «заливалась своим звонким смехом», «расхохоталась так звонко и громко, что все, даже чопорная гостья, против воли, засмеялась».
  2. «притворная улыбка», «улыбка её не могла ни на мгновенье обмануть никого»
  3. «неизменяющаяся улыбка вполне красивой женщины».
  4. «с грустным и испуганным выражением, которое редко покидало её».

3. С какой героиней вы могли бы соотнести следующие  строки из стихов Ахматовой:

  1. Я с тобой, мой ангел, не лукавил,                                                                Как же вышло так, что я тебя оставил?

  1. Как я люблю, как любила глядеть я                                                           На закованные берега…

  1. Нам встречи нет, и нет разлуки…

  1. Я знаю, ты моя награда                                                                           За годы боли и труда,                                                                           За то, что я земным отрадам                                                                  Не предавалась никогда.

  1. Словно ангел, возмутивший воду,                                                                  Ты взглянул тогда в моё лицо,                                                           Возвратил и силу и свободу…

4. Выберете для героини соответствующие её образу  определения:

Ум, преданность, высокомерие, доброта, жадность, хитрость,  простота, лицемерие, искренность,  любовь к людям, эгоизм, красота, беспринципность, тщеславие, скромность, милосердие, бескорыстие, совесть, патриотизм, верность, религиозность, самоотверженность.

5. Кому из героинь принадлежат следующие слова:

  1. « Если Всемогущему угодно будет наложить на меня обязанности супруги и матери, я буду стараться исполнять их так верно, как могу».

  1. «Я могу говорить  и смело скажу, что редкая та жена, которая с таким мужем не взяла бы себе любовников, а я этого не сделала».

  1. «Ну, не выйду  замуж, так пускай ездит, и ему весело, и мне весело..В вас были так влюблены? И очень мил, очень, очень мил! Только он не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые…»

  1. «И надо было  ему нарочно, когда мы здесь приехать в Петербург. И надо нам было встретиться на этом бале. Ясно, что это судьба, что все велось к этому. Ещё тогда, как только я его увидала, я почувствовала что-то особенное».
  2. «думала о том, какая громадная разница была между ей и её другом и как невозможно было ей  хоть насколько-нибудь быть столь обворожительной , как её кузина.»

6. В чем видят своё счастье героини Л.Толстого?

  1. в приобретении богатства
  2. в увеселениях и светских вечерах
  3. в браке
  4. в  семье и воспитании детей
  5. в помощи родным и близким

7. Сумели героини Толстого достичь желаемого? Как сложилась их судьба? Можно ли считать их счастливыми?

8. В чем, по мнению Толстого, заключается настоящее счастье?

9. Почему счастье приходит не к каждой из них?

  1. это случайное стечение обстоятельств
  2.  это прихоть автора
  3. это закономерность, счастья нет у тех, кто его не достоин
  4. другая версия

10. Согласны ли вы с выбором Толстого?

Завершается работа составлением таблицы

(учащиеся доказывают, что выбранная черта характера свойственна той или                  иной героине)

Элен

Наташа

Соня

Мари

В чем видят счастье героини?

В приобретении богатства.

В увеселениях, светских вечерах.

В помощи родным и близким.

В браке с Николаем Ростовым

В браке.

В помощи родным и близким.

В воспитании детей.

Какие качества соответствуют каждой из героинь?

высокомерие

хитрость

жадность

лицемерие

эгоизм

красота

тщеславие

беспринципность

доброта

простота

любовь к людям

искренность

милосердие

патриотизм

совесть

бескорыстие

самоотверженность

хитрость

эгоизм

красота

ум

преданность

простота

искренность

скромность

милосердие

совестливость

религиозность

верность

Выводы:

     Женские образы в романе «Война и мир» позволяют Толстому ещё раз поставить главный вопрос: что хорошо, а что дурно? – и утвердить свои нравственные идеалы – идеалы добра, правды, справедливости и счастья.

     По мнению Толстого, счастья достойны лишь те, кто  добр и искренен, кто несет в себе любовь и радость, тот, чьё сердце бьется для всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...

Технология проблемного диалога на уроке литературы в 7 классе

Урок литературы в 7-ом классе Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики. Цель урока: закрепление понятий юмор, сатира, сюжет; ...

Отчет по теме самообразования «Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся»

"Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся" актуальная тема для самообразования...

Методы и приёмы технологии учебного диалога на уроке литературы

Статья освещает значение и содержание технологии учебного диалога на уроках литературы в современных условиях. Автор перечисляет этапы урока-диалога, методы технологии учебного диалога, подробно освещ...

Технология проблемного диалога на уроках литературы

Данная технология применяется учителем на уроках литературы...

Методическая разработка "Урок Победы". Урок литературы в 7 классе по теме: "Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений".

Цель урока: создать условия для выявления правил подготовки и моделирования интервью с ветераном Великой Отечественной войны; донести до сознания обучающихся мысль о масштабности и значении предстояще...