Тема урока: «Стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Нуралиева Райхан Аленовна

 

Цели урока: образовательные– ознакомление учащихся с поэтом; раскрытие идейно-тематического содержания стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»; научить понимать, анализировать поэтический текст; помочь учащимся увидеть заложенный в творчестве Заболоцкого огромный нравственный потенциал;

                       развивающие – развитие устной и письменной связанной речи, совершенствование познавательной деятельности и творческих способностей учащихся; умение анализировать, выделять главное, способствовать формированию у учащихся о нём своих собственных мнений;

                       воспитательныепривить любовь к труду, умение оберегать человеческие достоинства, достигать добрые цели в жизни, способствовать выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» 8 класс.

Цель урока: образовательные – ознакомление учащихся с поэтом; раскрытие идейно-тематического содержания стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»; научить понимать, анализировать поэтический текст; помочь учащимся увидеть заложенный в творчестве Заболоцкого огромный нравственный потенциал;

                       развивающие – развитие устной и письменной связанной речи, совершенствование познавательной деятельности и творческих способностей учащихся; умение анализировать, выделять главное, способствовать формированию у учащихся о нём своих собственных мнений;

                       воспитательные – привить любовь к труду, умение оберегать человеческие достоинства, достигать добрые цели в жизни, способствовать выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.  

Тип урока         урок усвоения новой темы

Форма урока    традиционная

Методы урока: метод проблемного вопроса, иллюстративный, словесный,  поисковый

Оборудование: мультимедийная презентация, интерактивная доска

                                                 План урока:

І. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Психологический настрой к уроку.

II. Стадия вызова.

Стадия вызова. Цель – пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации.

  1. Работа со словом.
  1.  Кластер «Душа».
  2. Проверка результатов. Запись ассоциаций на доске.
  3. Работа со значением слова.

Задание: сделайте попытку сформулировать, что такое душа.

                          (составляется одно общее определение)

  1. Чтение работ. Каждая группа предлагает своё определение.
  2. Описание состояния души с помощью глаголов.        
  3. Чтение глаголов и их запись на интерактивной доске.

  1. Работа в группах. (Памятки «Правила работы в группах» находятся под рукой у ребят.)
  2. Выступления групп учащихся.

III. Стадия осмысления содержания.

Стадия фазы осмысления содержания. Цель – получение и осмысление новой информации.

  1. Короткое вступительное слово учителя о Н.Заболоцком.
  2. Выразительное чтение стихотворения наизусть учителем.
  3. Задания для класса.

Подготовить выразительное чтение стихотворения ( Памятка «Выразительное чтение»).

  1. Выразительное чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» учащимися.
  2. Лексическая работа.

Опережающее задание: сильные ученики-консультанты объясняют значения слов и выражений.

      Объясните значение слов и выражений.

Работа над текстом.

1 группа. Задание: найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении. Перечислите их. Почему их так много? Как вы думаете?

2 группа. Задание: обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?

3 группа. Задание:  в каких образах и картинах рисует поэт душу? (с помощью каких частей речи). Почему душа – это «рабыня», «царица», «работница», «дочь»? что произойдёт с душой, если она не будет трудиться? Почему душу заставлять работать и не давать лениться?

                                       (Заслушивание мнений групп).

Заполнение таблицы.

IV. Стадия рефлексии. Закрепление новой темы.

  1. Возврат к смысловому анализу заголовка.
  2. Экспресс-интервью «Для чего человек приходит в мир?»

       

V.  Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что запомнилось вам больше всего?  

VI. Домашнее задание:  1. Выучить наизусть стихотворение  Н.А.Заболоцкого

                                           «Не позволяй душе лениться».

                                            2. Написать эссе на тему «Труд души».

VII. Выставление оценок и комментирование.

Ход урока.

 І. Организационный момент.

Проверка к готовности к уроку.

Психологический настрой к уроку.

II. Стадия вызова.

Стадия вызова. Цель – пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации.

  1. Работа со словом.

Учитель: Жизнь в современном мире постоянно повышает комфорт человека. Наш мир перенасыщен электрическими устройствами. Компьютер давно уверенно вошёл в жизнь  каждого человека. Многие люди  даже не представляют свою жизнь без компьютера. Современные люди стали общаться друг с другом по электронной почте, находят новых друзей, спутников жизни. Но иногда нам не хватает живого общения с друзьями, с родными, с близкими людьми. Да,  компьютер не может заменить общения с человеком. Почему?

1) А что такое душа? Великие умы человечества бились над этим вопросом. Давайте и мы внесём свой вклад. Какие ассоциации вызывает у вас  слово «душа» ?  Учитель предлагает учащимся систематизировать полученную информацию. Кластер «Душа».

*1-этап. Учащиеся выполняют работу индивидуально

*2-этап. Обмен информацией в группах, обсуждение полученных записей.Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оптимальные идеи,вырабатывают коллективный вариант ответа.

*3-этап. «Сброс идей в корзину».Каждая группа поочерёдно называет одно из выписанных представлений. Учитель фиксирует реплики на доске. (Условие:не повторять то, что было сказано другим. Все ответы учащихся записываются учителем, правильные и неправильные.На третьей стадии возвращаемся к «корзине», чтобы подвести детей к осмыслению своих ошибок.)

Кластеры, составленные учащимися.

(Душа – сердце  – отдых – человек – организм)

(Душа – ребёнок – любовь – чистота – состояние человека)

(Душа – мир – человек – тишина – чистота)

2) Проверка результатов. Запись ассоциаций на доске.

 Работа со значением слова.

3)Задание: сделайте попытку сформулировать, что такое душа, используя те слова, которые нам удалось записать на доске.

                          (составляется одно общее определение)

4)Чтение работ. Каждая группа предлагает своё определение.

Чтение учителем своих подобранных определений слова душа.  

       

  1. Душа – внутренний, психологический мир человека, его осознание (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка).
  2. Душа – это человек.

Учитель: Внутренний мир человека. Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души ( по 2-3 глагола в каждый столбик).

5)Описание состояния души с помощью глаголов.

        (для работы предлагается заполнить два столбика)

                                                               ДУША        

                                     открывается               страдает

                                     радуется                       болит

6)Чтение глаголов и их запись на интерактивной доске.

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о  состояниях души: душа трудится, душа ленится. Запишите в первый столбик слово «трудится», во второй –  слово «ленится». Первое слово способствует достижению поставленных целей, а второе уничтожает у человека  интерес ко всему.

  1. Работа в группах. (слайд 2)   

                         

                                        Правила работы в группах

  1. Делимся на группы по желанию.
  2. Распределяем обязанности честно, чтобы участие в работе принял каждый.
  3. Работаем так, чтобы не мешаь всем остальным.
  4. Слушаем внимательно ответы товарищей и фиксируем необходимую информацию в тетради.
  5. Не перебиваем. Не критикуем друг друга.
  6. Рецензируем ответ.
  7. Задаём уточняющие вопросы.

Учитель: приведите в качестве примера ситуации, когда, по-вашему мнению, «душа трудится» и когда «душа ленится». Вам знакомо состояние : когда ничего не хочется делать? Вы понимаете, что надо готовиться к урокам, писать рефераты, идти в библиотеку или на занятия секции, кружка. Но вас побеждает лень, заставляя откладывать всё на завтра. И бесконечное завтра... (от каждой группы по одной ситуации).

  1. Выступления групп учащихся.

III. Стадия осмысления содержания.

Стадия фазы осмысления содержания. Цель – получение и осмысление новой информации.

  1. Короткое вступительное слово учителя о Н.Заболоцком.     (слайд 3)   (слайд 4)   

         

Учитель: Известный поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и вы, над словом «душа».Сегодня мы познакомимся со стихотворением автора «Не позволяй душе лениться»   и будем работать над ним. Вслушиваясь в слова стихотворения, мы постигаем спрятанный в них колоссальный смысл, понять который – и есть задача нашего сегодняшнего урока. Запишите в тетради тему урока и вопрос, на который мы постараемся ответить в ходе урока: Что такое труд души? (слайд 5)

  1. Выразительное чтение стихотворения наизусть учителем.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

  1. Задания для класса.

Подготовить выразительное чтение стихотворения. ( слайд 6)  

  1. Выразительное чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» учащимися.

  1. Лексическая работа.

Опережающее задание: объясните значение слов и выражений : «чтоб в ступе воду не толочь», «тащи с этапа на этап», «пустырь», «бурелом», «ухаб», «держи лентяйку в чёрном теле и не снимай с неё узды»,«дать поблажку», «последнюю рубашку сорвёт».

        (Сильные ученики-консультанты объясняют значения данных слов и выражений.)

Работа над текстом.

Учитель: Теперь, ребята, поработаем в группах. У каждой группы есть задание, выполнять их вы будете вместе, обсуждая между собой. Каждая группа должна будет представить свой вариант ответа. Отвечать может один человек или несколько, всё зависит от того, как вы решите представить свой ответ. Пусть ваша душа потрудится!

1 группа. Задание: найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении. Перечислите их. Почему их так много? Как вы думаете?

2 группа. Задание: обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?

3 группа. Задание:  в каких образах и картинах рисует поэт душу? (с помощью каких частей речи). Почему душа – это «рабыня», «царица», «работница», «дочь»? что произойдёт с душой, если она не будет трудиться? Почему  душу надо заставлять работать и не давать  ей лениться?

                                       (Заслушивание мнений групп).

Учитель:  О чём это стихотворение?

- Какое настроение оно у вас вызывает? С помощью каких средств создаётся это настроение?

- Какие мысли  посетили вас после прочтения стихотворения?

Слушая выступления, ученики заполняют таблицу.

Лексические средства и их функции

Синтаксические средства и их функции

Образы

Тема, идея стихотворения

IV. Закрепление новой темы.

Стадия рефлексии.  

  1. Возврат к смысловому анализу заголовка.

Учитель: Давайте вернёмся к вопросу, который был поставлен в начале урока. Что же такое труд души для Заболоцкого?

- Какова идея стихотворения? В каких строчках она заключается?

- Как бы вы сейчас ответили на вопрос: Почему «нельзя позволять душе лениться»? Как понять слова поэта «душа обязана трудиться»? Давайте, вернёмся к нашей корзине идей, т.е. к первоначальным кластерам. Просмотрите, пожалуйста. Заполните кластеры на основе новой информации (цель: установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками).

 Кластеры, составленные  учащимися.

Душа – работница,  доброта, человек, счастье, царица.

Душа – достойная жизнь, сила воли, труд, внутренний мир человека.

Душа- человек, сила, трудолюбие, зло, лень, победа.

2.Экспресс-интервью «Для чего человек приходит в мир?».Каждая группа защищает свою позицию. С каждой группы выступает 1 ученик.

       (достойно жить, творить добро, уважать других людей, улыбаться      людям, усердно работать, иметь свой дом, уважать родителей).

Выводы.

Учитель: На первый взгляд слова стихотворения кажутся нравоучением, но авторское «ты» обращено не столько к читателю, сколько к самому себе. Вы знаете, что эти слова, которые говорят нам об огромном смысле существования человека на земле, писал смертельно больной человек. Всё стихотворение поэта пронизано самой главной идеей – человеческая душа должна трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействия, напоминает, что расслабление губительно для человека. Поэт подсказывает «Не стоит давать поблажек своей душе», и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени однажды, ты становишься её заложником. В то же время Заболоцкий в своём стихотворении «Не позволяй душе лениться» противопоставляет бессмысленному существованию человека – труд и развитие, стремление узнать что-то новое. Добиться определённых высот. Для того, чтобы человек стал настоящим, полезным своим близким и окружающим людям, он должен овладевать какими-либо знаниями и навыками. Постоянно учиться, совершенствоваться.

- Какой вывод сделаем для себя?  (Ответы учащихся)

Учитель: Вот как обращается   Н. Заболоцкий    будущему поколению: (слайд 7.)

 

V.  Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что запомнилось вам больше всего?  (жизненное кредо, труд души…)

VI. Домашнее задание:  1. Выучить наизусть стихотворение  Н.А.Заболоцкого  

                                              «Не позволяй душе лениться».

                                            2. Написать эссе на тему «Труд души».

VII. Выставление оценок и комментирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")

Урок - мастерская  по стихотворению Николая Заболоцкого...

Не позволяй душе лениться

конспект внеклассного занятия по этике....

Урок нравственности "Не позволяй душе лениться!" Нравственная идея святочного рассказа Н.С.Лескова "Под Рождество обидели"

Настоящая методическая разработка представляет собой комбинированный урок нравственности, основанный на литературном материале, посвященный анализу святочного рассказа  Николая Семеновича Лескова...

Не позволяй душе лениться

Классный час "Не позволяй душе лениться" направлен на раскрытие понятия духовности и работу над его осмыслением с детьми; дать возможность ребенку выразить свои мысли вслух; учить вести дискуссию....

Конспект классного часа "Не позволяй душе лениться"

Учитель предлагает обратиться к философии строки Николая Заболоцкого "Не позволяй душе лениться". А за помощью в проведени полемики обращается к виднейшему писателю современности А. И. Солнежицыну, к ...

Беседа: " Не позволяй душе лениться..."

Увлечь детей идеей воспитания воли и характера...