Не позволяй душе лениться
классный час (7 класс) на тему

Рачковская Татьяна Федоровна

Классный час "Не позволяй душе лениться" направлен на раскрытие понятия духовности и работу над его осмыслением с детьми; дать возможность ребенку выразить свои мысли вслух; учить вести дискуссию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_pozvolyay_dushe_lenitsya.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

«НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ!»

Классный час

7 класс

Цель. Раскрыть понятие духовности и поработать над его осмыслением с детьми; дать возможность ребенку выразить свои мысли вслух; учить вести дискуссию.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб.

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от забот,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи

Учи и мучай дотемна.

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Н. Заболоцкий

Итак, кто же обязан трудиться и день и ночь? Душа. А что же такое душа? Как вы понимаете это слово?

Словарь Ожегова дает нам такое определение души: душа – это внутренний мир человека, его сознание.

В стихотворении есть слова: «Держи лентяйку в черном теле». А это как вы понимаете?

Давайте рассмотрим ситуацию с найденным вами кошельком. Что вы с ним сделаете? Если вы его взяли, то что вы испытываете? Предположим, что вы потеряли кошелек. Что вы испытываете при этом? (Обсуждение в парах.)

Как вы понимаете слова: «Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет».

Еще ситуация: вы едете в автобусе и решили не покупать билет. Как вы себя чувствуете? Хорошо ли у вас на душе?

«Поступай, как должно, не для видимости, не потому, что кто-то увидит твои хорошие поступки и похвалит тебя, а по велению собственной совести. Быть настоящим чело­веком наедине со своей совестью значительно труднее, чем на глазах людей, оценивающих твои поступки, одобряющих добро и порицающих зло. Отчитываться перед своей совестью несравненно труднее, чем перед другим человеком». (Сухомлинский.)

«Совесть – вещь чрезвычайно тонкая, нежная и капризная. Нужно учиться повелевать своей совестью – тогда она становится мудрым и благородным стражем поступков». (Сухомлинский.)

В стихотворении Н. Заболоцкого говорится, что нашу душу нужно тащить с этапа на этап. Таким образом, как бы ни было трудно, мы должны стараться перебороть плохое в нашей душе.

Мы видим, что у каждого существует внутренний мир, душа человека.

Также мы видим, что от совершения плохих поступков нас удерживает совесть. Мы испытываем терзания, сочувствие, проявляем уважение друг к другу. Можно и дальше продолжить этот ряд, но мы сделаем остановку. Попробуйте найти обобщающее слово для этих понятий.

На доске: душа, совесть, сочувствие, уважение и т. д.

Итак, все это можно назвать духовностью. А сейчас в своих тетрадях попробуйте написать, что вы считаете духовностью.

Зачитать несколько ответов.

Ожегов дает такое определение духовности, давайте его запишем: «Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».

Всем ли это понятно? Сейчас в нашей стране основной упор делается на приобретение вещей. Часто материальные вещи преобладают над духовными. А должно быть наоборот.

Анкета интересов.

Человек подошел к вам и соприкоснулся с вашим внутренним миром. Сверкать и греметь тут совсем не нужно, а вот согреть и приютить подошедшего очень даже кстати.

Правда, для этого от вас потребуется хорошая душевная погода, а погода бывает разная: иногда закипающая весна, иногда шумное и теплое лето, иногда мудрая осень. И всегда ласковое и неназойливое солнышко.

А как вы понимаете душевную погоду: весну, лето, осень? Всем ли понятно, о чем мы говорим? Всегда ли ваша внутренняя погода радует тех, кто рядом с вами? А как вы думаете, почему не всегда? На всех ли у вас хватает солнышка?

А бывает наоборот, мы не чувствуем душевного состояния других; у человека горе, а мы смеемся. Нужно бережней относиться друг к другу.

Результаты анкеты говорят, что в нашей школе выделяют наиболее значимые ценности в жизни: счастливую семейную жизнь, получение высшего образования. А будущее видят интересным.

Дом вашей души чист и содержится в порядке, хотя постоянно строится и вверх, и вглубь. Завтра он уже не тот, что вчера, а каждый год меняет его внешность почти неузнаваемо, хотя основные конструкции вашего дома постоянны, и его не перепутать ни с каким другим.

Вы помните конец четвёртого четверостишия? Давайте немного поиграем, но игра будет серьезная, мы будем работать над понятиями.

Кроссворд

1. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Доброта.)

2. Внутренний психический мир человека. (Душа.)

3. Наука, изучающая процессы и закономерности психологической деятельности человека. (Психология.)

4. Проявление заботы, внимания. (Заботливость.)

5. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств. (Уважение.)

6. Самое ценное, что есть у человека. (Жизнь.)

7. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Совесть.)

8. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека. (Сострадание.)

9. Высокий уровень чего-нибудь, высокие умения. (Культура.)

10. Группа живущих вместе родственников. (Семья.)

Я выдаю вам анкету, для заполнения которой вам необходимо подумать и поговорить с членами вашей семьи.

ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ

История каждой семьи уникальна, не похожа на историю других семей. Проведи исследование, чтобы узнать:

1. Откуда родом твои предки?

2. Кем были твои предки по профессии? Людей какой профессии было больше всего у вас в роду?

3. Существуют ли в вашей семейной истории какие-нибудь факты, о которых рассказывают каждому члену семьи?

4. Есть ли у вас какие-то особые семейные праздники, торжества?

5. Если бы ты мог совершить путешествие во времени, к кому из своих предков и в какую эпоху ты бы отправился?

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Мои отношения с родителями (подчеркнуть):

Любовь, уважение, забота.

Нахожусь в полном подчинении и зависимости.

Равноправные.

Нейтральные.

2. Какие детские обиды и радости оставили след в душе и не стерлись со временем?

3. Ваша домашняя библиотека. Какие книги вам особенно дороги?

4. Какова роль родителей в становлении вас как личности?

Определяющая.

Положительная.

Незначительная.

Отрицательная.

5. Советуются ли с вами родители при принятии серьезных решений?

6. Испытываете ли вы потребность в общении со своими родителями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Цели урока: образовательные– ознакомление учащихся с поэтом; раскрытие идейно-тематического содержания стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»; научить понимать, анализировать по...

Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")

Урок - мастерская  по стихотворению Николая Заболоцкого...

Не позволяй душе лениться

конспект внеклассного занятия по этике....

Урок нравственности "Не позволяй душе лениться!" Нравственная идея святочного рассказа Н.С.Лескова "Под Рождество обидели"

Настоящая методическая разработка представляет собой комбинированный урок нравственности, основанный на литературном материале, посвященный анализу святочного рассказа  Николая Семеновича Лескова...

Конспект классного часа "Не позволяй душе лениться"

Учитель предлагает обратиться к философии строки Николая Заболоцкого "Не позволяй душе лениться". А за помощью в проведени полемики обращается к виднейшему писателю современности А. И. Солнежицыну, к ...

Беседа: " Не позволяй душе лениться..."

Увлечь детей идеей воспитания воли и характера...