"И душа становится светлее..." Статья о системе внеклассного чтения - из опыта работы
статья по литературе (7 класс) на тему

Зверева Тамара Германовна

Статья посвящена нравственному воспитанию школьников и развитию языковой личности на уроках литературы,  также в статье приведены отрывки их творческих работ учащихся            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zverevoy_t.g._i_dusha_stanovitsya_svetlee....docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

        И душа становится светлее...    (Нравственное воспитание школьников и развитие языковой личности на уроках литературы)            

      Зверева Тамара Германовна, учитель русского языка и  литературы,  ГБОУ гимназия № 148 имени Сервантеса,  г.Санкт-Петербург,  эл.адрес: zvereva.tamara951@yandex.ru  тел.: 8-911-992-8998

           Честь, достоинство, милосердие, духовность...Последнее время мы все реже слышим эти слова. Из активного словаря они постепенно переходит в пассивный. Что делать? Что надо делать, чтобы наши дети развивались  гармонично ( как часто  и много мы об этом говорили и говорим ), чтобы не завладел их душами демон зла? Что для школы главнее – образование или воспитание? Если человек воспитан правильно, возможно, он и сам поймет, что образование – это часть общей культуры. В свое время многие писали о том, что идеал человека – это образованный и духовно развитый человек. Образованный – имеющий образование? (как Онегин: «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь») или...

            Что такое духовность человека? Возможно, это богатство мыслей, сила чувств и убеждений? Может, это в полной мере должно стать ориентиром для воспитания наших детей? И тогда именно такому человеку  будет присущ широкий кругозор, охватывающий горизонты науки и техники и высокая культура чувств. Ведь тот, кто приобрел знания и привык мыслить, тот приобрел и сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Духовный человек – это человек просветленный.А откуда должен идти свет? Из семьи.

 Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. Именно родители с самого раннего детства воспитывают у детей представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Духовный облик самого ребенка создается под влиянием духовного облика родителей, поэтому на них лежит большая ответственность за будущее своих детей.

              Последнее время школа в основном взяла на себя ответственность за образование будущего поколения. Воспитательная работа  перешла на уровень мероприятий. Нет концепции воспитания, не знаем кого воспитывать и как. Каждый учитель на уроках и внеклассных мероприятиях, исходя из своих представлений о мире и нравственности, пытается донести до учеников основы духовной культуры и духовности.

              По- моему, главная задача воспитания – это человек. Мы хотим, чтобы люди жили в гармонии со всем, что их окружает, чтобы были гармоничны сами. А это значит, чтобы развивали и тело, и душу, и дух для открытия в себе истинной божественной природы, ощущения себя неотъемлемой частью мироздания с неограниченными ресурсами творчества и любви на благо всего сущего. А отсюда главная задача учителя – воспитать в ученике человечность и доброту.

               В 2008 году я выпустила очередной 11-й класс и взяла 5-й, став в нем одновременно и классным руководителем. Мне как учителю русского языка и литературы хотелось, чтобы дети ушли от грубо чувственных интересов нынешнего века, чтобы стремились к внутреннему совершенствованию, то есть к высоте духа. Кроме программы по литературе (Коровиной В.Я. ), я предложила учащимся список литературы для внеклассного чтения: Д.Пеннак «Собака Пес»,  А.Черный «Дневник Фокса Микки», Сент-Экзюпери «Маленький принц», А.И.Куприн «Тапер», «Чудесный доктор», И.Богомолов «Иван», Е.Ильина «Четвертая высота». Эти произведения были объединены одной мыслью – жить надо так, чтобы рядом с тобой живущим было хорошо, надо думать о тех, кто рядом, кто нуждается в теплоте человеческого сердца. Вот что пишет моя ученица Генералова Маша о книге французского писателя-педагога Даниэля Пеннака «Собака Пес»: «Мне очень понравилась эта книга. Сколько же страданий выпало на долю собаки по кличке Пес по вине взрослых. Я плакала, когда читала о ее страданиях. Мне было стыдно за людей, которые ее обижали. А Пес любит и умеет прощать. После прочтения этой книги мое желание иметь собаку стало еще сильнее.»

                В 6-м классе мы прочитали такие книги :Л.Н.Толстой «Отрочество»,А.И.Куприн «Чудесный доктор», Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Темы»,А.П.Чехов «Мальчики», К.Паустовский «Гардемарин» (глава из «Повести о жизни»),А Аверченко «Смерть африканского охотника», О.Уайльд «Кентервильское привидение». Эти книги объединяла тема отрочества, тема ответственности человека за свои поступки. Вот выдерки из работ учащихся 6 «А» класса гимназии №148 имени Сервантеса: «Трудно поверить, что были такие люди, как доктор Пирогов, которые в любую минуту готовы помочь даже незнакомым людям. Жаль, что сейчас это встречается так редко. Надо читать своим детям такие книги («Чудесный доктор» А.И.Куприн),  чтобы их души не зачерствели». (Мирошникова Аня). «Эта книга учит тому, что  нужно всегда  помогать друзьям, родителям и просто незнакомым людям,  надо не отчаиваться и не   падать духом, надо верить, что всегда можно найти выход из сложной жизненной ситуации.» (Боярская Эля).

              В 2011-2012 учебном году я предложила детям прочитать книги, которые бы помогли  задуматься  над проблемой взаимоотношений взрослых и подростков. В основном я подобрала для чтения произведения известных зарубежных авторов. Их книги  были переведены на многие иностранные языки, ( в том числе и русский): Д.Пеннак «Камо. Идея века», А.Шмидт «Мурли», Мари Од- Мюрай «Oh  boy!», Э.Л.Эриксен «Осторожно, Питбуль Терье», У.Старк «Пусть танцуют белые медведи», Е.Мурашова «Класс коррекции». Дети не только с удовольствием прочитали данные книги, но и   поняли, что   сверстников за границей волнуют те же проблемы, те же переживания, что есть в их жизни те же недопонимания с родителями. Но главное, что они вынесли для себя, это то, что мир будет чище и лучше, если каждый из нас будет пытаться жить по законам добра и  справедливости, любви и сострадания  к ближнему. Еще одна выдержка из работ учащихся : «Книга Мари Од-Мюрай «Oh boy!» мне очень понравилась. Она показывает, что нельзя сдаваться, столкнувшись с трудностями, нужно продолжать жить и бороться за жизнь. Мы нужны нашим близким, мы должны жить, даже несмотря на болезнь. Надо ценить жизнь.» (Бадахова Арина).

             Книги для внеклассного чтения я советую своим ученикам читать вместе с родителями, а после прочтения обязательно обсудить. Разговор на уроках бывает очень полезным не только для ребят, но и для меня. Я понимаю, что быстро несущаяся жизнь оставляет мало времени взрослым для общения со своими детьми. И тогда книги помогают детям понять мир взрослых, понять их заботы и печали. Книги учат  сострадать, открывают им  души для добра и любви, помогают растревожить совесть, а в целом укрепляют духовность каждого из них. «Как хорошо, что в этом учебном году мы прочитали такие замечательные книги, приобщились к лучшим произведениям современной зарубежной  и русской литературы, наши души стали светлее, захотелось жить и делать добро.» ( Печенкина Ю.)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению ( из опыта работы по УМК В. П, Кузовлева

Тема моей работы "«Особенности обучения чтению учащихся в школе III вида на уроках иностранного языка» В данной работе я проанализировали теоретические основы обучения чтению на иностранном языке...

Интеграция художественного и музейного воспитания в системе школьного образования (из опыта работы)

Интеграция художественного и музейного воспитания в системе школьного образования оказывает огромное влияние на становление личности ребёнка – приобщение её к опыту творческого освоения д...

Список книг для летнего чтения. Из опыта работы неравнодушного человека.

     Каждый год, в начале апреля, я задумываюсь над тем, что дать своим ученикам для чтения летом. Хочется, чтобы дети полюбили сам процесс чтения, чтобы нашли себе новых друзей ...

Смысловое чтение ( из опыта работы)

В данной презентации представлены    материалы, подготовленные мною к  выступлению на педагогоическом совете....

Магнитофон ( диктофон), как средство коррекции на уроках чтения. ( Из опыта работы)

Статья содержит практический опыт коррекционной работы на на уроках чтения.  ...

Дистанционные конкурсы в системе дифференцированного обучения (из опыта работы исторического кружка)

Гуманистическая направленность педагогического процесса требует дальнейшей разработки личностно-ориентированных теорий и технологий обучения. Важным звеном в образовательном процессе становится в...

Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников с детским церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью в системе логопедического сопровождения (из опыта работы)

Трудности обучения младших школьников, имеющих сложный дефект (ДЦП и интеллектуальную недостаточность), определяются не только тяжестью и многообразием их двигательных расстройств, стойким недоразвити...