Вечные ценности в "Настоящих сказках" Л.С.Петрушевской.11 класс
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме

Урок в 11 классе из раздела "Современная литература". Тема раскрывается на двух сказках из книги Л.С.Петрушевской "Настоящие сказки" - "За стеной" и "Дедушкина картина". Проводится параллель с классической литературой 19 века - романом Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petrushevskaya._nastoyashchie_skazki..doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Вечные ценности в «Настоящих сказках» Л.С.Петрушевской.

Цель урока: анализ проблематики сказок Л. Петрушевской.

Задачи урока:

1. Знакомить в творческой биографией и особенностями повествования Л.С.Петрушевской в контексте современной литературы.

 2. Анализировать сказки Л.С.Петрушевской из книги «Настоящие сказки»: «За стеной» и «Дедушкина картина».

3. Сравнить представления о достижении счастья у героев сказок Петрушевской и у героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, компьютер, тексты сказок «За стеной» и «Дедушкина картина».

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя:

  1. Сообщение темы и задач урока
  2. Оформление тетрадей
  3. Лекция:

1 периодизация в современной литературе,

2 проблемы классификации современной литературы, течения в современной прозе,

3 «другая проза», «чернуха».

II. Сообщение учащегося по биографии Л.С.Петрушевской:

  1. Биография
  2. Начало творчества
  3. Основные темы до 90-х гг.
  4. «просветление» в 90-е гг.

( В 90-е годы некоторые критики стали замечать «просветление» в прозе Л.Петрушевской. Лидия Панн рассказывает о встрече Петрушевской с американскими писателями и отмечает, что сказки, которые она читала им, совсем не страшные и даже очень изысканные стилистически. Американцы, конечно, спросили её об отношении к переменам в России. Последовал ответ, что просветление её тематики, все эти весёлые сказочки – её естественная реакция на новый воздух на родине. «Жизнь тяжёлая, но и богатство накопленной по сусекам культуры сияет». Надеется, что культура перетянет. «Я не пишу теперь про ужасы». Л.Панн отмечает, что «про ужасы» Петрушевская всё же ещё пишет, но они, действительно, потеряли специфически советскую окраску, сюжеты стали бесплотнее, на первый план выступает мистика. О. Дарк объясняет это тем, что «внутренняя связь через организм с природным, стихийным определяет женское сознание в целом. Отсюда и непременный пантеизм, склонность к мистике, чертовщине, гаданиям, заговорам, и преувеличенное внимание к плотской любви, и чувствительный интерес к быту, комфорту, материальному. В нём отчаянное стремление закрепиться, зацепиться за нечто простое и кажущееся незыблемым, внешне вопреки присущему изнутри стихийному, неконтролируемому». Но по какой бы причине Петрушевская ни обратилась к мистике, её новое направление заслуживает пристального внимания. К тому же оно заметно не только в рассказах. Мистические черты встречаются и в её новых сказках. Например, сказка о том, как умершая не так давно бабушка спасла любимую внучку от взрыва газопровода («Фонарик»).

Но ещё дальше пошла Петрушевская, заменив мистику волшебством, которое причудливо переплетается с современными реалиями. Елена Прекрасная, раз в тысячу лет рождающаяся из морской пены, волшебник и его чудесное зеркальце, а рядом – раскрашенная проститутка под фонарём, городской базар, миллиардер, страдающий от назойливого внимания даже на отдыхе (Новые приключения Елены Прекрасной). В 90-е годы Петрушевская пишет много сказок. Они появляются в разных журналах, объединённые различными заголовками: «Сказки для взрослых», «Сказки для всей семьи», «Сказки о Барби», «Дикие животные сказки», «Простые и волшебные сказки» и др. Наконец в 1997 году выходит книга «Настоящие сказки», в которую включены 22 сказки и кукольный роман «Маленькая волшебница».)

III. «Настоящие сказки»

Тот факт, что почти все эти сказки ранее уже были опубликованы в различных сочетаниях, а также само название сборника наталкивает на мысль об их исключительности, зрелости. Но в связи с названием возникает вопрос: какой смысл вложен в эпитет «настоящие»?  

«За стеной»

Две сюжетные линии

Александр

Женщина

Встречает на улице мальчика-бродягу, советует  ему переночевать в тёплом подъезде  («бесплатный совет сытого и довольного взрослого человека маленькому и убогому пройдохе»), ночью у него случается сердечный приступ, в больнице он твердит врачам, что встретил Иисуса Христа, но снова его предал, все считают это бредом.

 

Травник из Тибета пообещал, что «всё будет хорошо», если она отдаст всё, что у неё есть – Наши сразу врачи ляпнули, что ему жить две недели, вот она, видно, и стала искать колдуна. Все ему отдала, а мужик все одно помер»).

Отдаёт все свои наличные деньги для женщины, оставшейся с ребёнком без средств к существованию – сразу почувствовал себя намного лучше. («Какое-то счастливое спокойствие наступило для Александра в его последние дни в больнице, как будто он точно знал, что все будет хорошо»).

Санитарки, собиравшие деньги для приданного ребёнку, оставили их себе И он понял, что с этого момента отдаст все, всю свою жизнь за эту бледную, худенькую женщину и за ее маленького ребенка, который лежал, замерев, в застиранном казенном одеяле с лиловой больничной печатью на боку»).

   («Что Александр потом предпринимал, как искал и нашел, как старался не испугать, не оттолкнуть свою любимую, как находил обходные дороги, как познакомился со всеми подругами своей будущей жены, прежде чем смог завоевать ее доверие — все это наука, которая становится известной лишь некоторым любящим»)

(«…ей было предсказано, что она должна отдать все, и она отдала все. Такой редкий случай. Мы ведь никогда не отдаем все! Мы оставляем себе кое-что, ты согласен? Она не оставила себе ничего. Но это должно кончиться хорошо, понял?»)

Вывод: счастье нужно заслужить любовью,

          терпением, самопожертвованием.

Известно изречение: «Когда Бог посылает испытание, не спрашивай: «За что?» - спроси: «Для чего?»

«Для чего» или «за что» была послана болезнь Александру? Что дала ему эта болезнь? (понимание нужды другого человека, пример отречения от всех материальных благ за жизнь любимого человека, переоценка ценностей, понимание ценности «трудного» счастья, к достижению которого надо приложить усилия)

«Дедушкина картина»

Сопоставление трёх линий: девочки, дедушки и страны:

Девочка

Дедушка

Страна

девочка перед сном смотрела на эту картину и мечтала о лете.

Моему дедушке художнику один колдун предсказал, что он будет жить вечно. Там было непонятно, в этом предсказании — то ли он никогда не умрет, то ли он вечно будет жить в своих картинах и в памяти людей.

страна переживает трудности, что надо приготовиться к тому, чтобы экономить и экономить, что над нашей территорией нависло облако непроницаемого вещества и солнце больше никогда не появится: будет вечная зима, зима и еще раз зима. Так что все усилия надо направить на сбережение отопления, потому что леса больше не будут расти и реки все как одна вымерзнут. Наступает Великая Зима с большой буквы.

если найдется какая-нибудь чистая душа и захочет пожертвовать собой или делом всей своей жизни — то тогда можно еще что-нибудь будет придумать. Но что-то никого не видно вокруг, кто бы захотел отдать ради своего соседа хоть копейку!

предсказание не сбылось, он не стал великим художником, у него была огромная семья, все эти мои дядья и тетки, и он должен был их кормить

«А вот пожертвовать собой, причем безымянно, тайно — это и есть вечно жить. И на это способны только истинно великие души».

— И никто не захотел?

он говорил, что вот в этой картине он как раз будет жить вечно. И уж он никогда бы не отдал никому и ни за что эту картину. Он сказал, что даже если наступит Вечная Зима, на этом холсте останется вечное лето. И люди будут изучать солнце и лес по его картине. Особенно когда Вечная Зима распространится на весь мир и больше не будет электричества и телевидения.

— Вечная Зима — она заразна, как болезнь. Облако растет и закроет собой всю Землю!

— Дедушка! Я знаю, ты вечно живешь в своей картине! И ты меня слышишь. Дедушка! У меня нет дела всей жизни, а есть только моя жизнь! Я спокойно могу ее отдать. Пусть все живут при солнышке.

когда ты уже почти умерла, вдруг со стены сорвалась эта картина нашего дедушки. Она разбилась в мелкую пыль, даже не осталось рамы, которую дедушка вырезал сам. И ты тут же крепко заснула и спокойно задышала, и я в первый раз тоже заснула спокойно...

Как раз когда рухнула со стены его картина, ученые выступили по радио и признали, что Вечная Зима это ошибка в расчетах и ничего такого быть не может. И в этот день началась весна и тебе стало полегче.

Кто оказывается спасителем страны (мира)? (чистая душа – ребёнок)

Почему взрослые не могли этого сделать? (они не могут отдать самое главное – дело всей своей жизни – ради других)

Почему взрослые считают, что учёные просто ошиблись в расчетах, и не предполагают того, что нашёлся кто-то, кто всех спас? (сами не способны на это, думают, что все – тоже)

Выводы: Вечная зима – это равнодушие, зависть и злоба людей. Она грозит затянуть, как облако, всю землю. Но Вечная Зима отступает, потому что находится человек, способный пожертвовать не только делом своей жизни, но и самой жизнью. Девочка спасает людей от Вечной Зимы, дедушка – девочку от смерти. Дедушка понимает, что этот мир стоит спасать хотя бы ради этой девочки. «А вот пожертвовать собой, причем безымянно, тайно — это и есть вечно жить. И на это способны только истинно великие души»

Кто эти великие люди? (дедушка, девочка, тётя Вава)

Выводы по анализу: Похожи ли «Настоящие сказки» Петрушевской на обычные? В чём их сходство и различие? (по жанровым признакам похожи и на волшебные, и на бытовые. Но больше похожи на притчи.)

На каком уровне (событийном или психологическом) происходят чудеса в этих сказках? (во внешнем сюжете нет ничего волшебного)

IV. Сопоставление сказок Петрушевской с романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Вспомните основные положения теории Родиона Раскольникова. (деление на «обычных» и «сверхлюдей», разрешение «крови по совести» для будущего счастья человечества)

Почему Раскольников не мог творить добро и справедливость сейчас? (нет возможности: власти, денег. По мнению Раскольникова, только сверхличность может повлиять на мир, принести ему счастье своей властной рукой)

Нашла ли оправдание эта теория? Кто больше принёс пользы людям: Наполеон или забитая и униженная Соня Мармеладова?

Вывод по сопоставлению: Кто вершит «чудеса», спасает, делает счастливыми других в сказках, романе? (дети, т.к.чисты душой, униженные и оскорблённые, т.к. знают цену своевременной помощи, люди, прошедшие через испытания, «прозревшие» - Александр, Соня Мармеладова, Родион Раскольников. Это не цари,не министры, не учёные, не «сверхлюди», а те, кто способен думать о других, самые обычные «ближние», которые заботятся о другом, сами при этом становясь только чище и счастливее.

V. Возвращение к проблемному вопросу.

Почему сказки «настоящие»? (о настоящем, так же, как о прошедшем и будущем, т.е. о вечном; учат настоящим ценностям: милосердию, самопожертвованию, прощению, любви, честности.)

VI. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра «Вечные ценности» в классической и современной литературе» (по произведениям Достоевского и Петрушевской).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Вечные ценности в балладе Р.Бёрнса "Джон Ячменное Зерно"

Урок литературы в 6 классе в соответствии с программой А.Г. Кутузова. Разработан в технологии критического мышления. Даётся в системе уроков  раздела "Лироэпические жанры" после знакомства с поня...

Семейные традиции и вечные ценности

Учимся быть семьей!http://sem-obuchenie.ru/...

Вечные ценности (программа развития классного коллектива, организация воспитательной работы)

     В программе представлены основные идеи, цели и задачи развития классного коллектива (5-11 кл.), содержание воспитательной работы, разработаны направления деятельности классн...

Классный час «Вечные ценности»

Методическая   разработка   может   оказать   помощь   классным   руководителям  при   проведении   классных...

Урок литературы "Вечные ценности в балладе Р.Бернса "Джон Ячменное Зерно".

Цели  урока:закрепление  знаний о балладе как лиро-эпическом жанре; выявление  основных черт литературной баллады  на примере баллады   Р.Бёрнса «Джон Ячменное  Зерн...

Классный час "Вечные ценности"

Классный час на тему "Вечные ценности"...

Методическая разработка урока по литературе Разговор о вечном ( в поэтическом пространстве Н. Рубцова») Вечные ценности в стихотворении Н.М.Рубцова

Урок освещает страницы биографии Н.Рубцова, приобщает обучающихся к миру поэтических образов его лирики: свет, звезда, душа;необходимо  показать  неразрывную связь поэзии Рубцова с родной зе...