Методическая разработка урока по литературе Разговор о вечном ( в поэтическом пространстве Н. Рубцова») Вечные ценности в стихотворении Н.М.Рубцова
методическая разработка по литературе (10 класс)

Пахомова Татьяна Александровна

Урок освещает страницы биографии Н.Рубцова, приобщает обучающихся к миру поэтических образов его лирики: свет, звезда, душа;необходимо  показать  неразрывную связь поэзии Рубцова с родной землёй.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 урока по литературе

Разговор о вечном ( в поэтическом пространстве Н. Рубцова»)

Вечные ценности в стихотворении Н.М.Рубцова

Автор:Пахомова Татьяна Александровна- учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная  категория

Самара, май 2023г

Урок литературы в 10 классе

Тема урока: Разговор о вечном …( в поэтическом пространстве Н. Рубцова»)Вечные ценности в стихотворении Н.М.Рубцова «Русский огонёк».

Цель урока: формирование представления о вечных ценностях на материале поэзии Н.М. Рубцова.

Тип урока: комбинированный урок

Задачи урока:

образовательные:

-сформировать у учащихся представление о  вечных ценностях;

-совершенствовать навыки анализа лирического произведения

развивающие:

-Развивать образное и ассоциативное мышление, слуховое восприятие, умение ориентироваться в тексте.

воспитательные:

-воспитывать чувство любви к своей «малой родине»;

-расширять и активизировать словарный запас обучающихся;

-воспитывать нравственные качества человека;

-продолжить работу над умениями высказывать свои мысли

Тип урока: комбинированный

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: совершенствование речи учащихся, работа над выразительным чтением,  анализ художественного произведения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, свободное восприятие текста художественного произведения,развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование урока: проектор, ноутбук, презентация.

Ход урока

I.Организационный момент.

-Здравствуйте, гости, ребята! Сегодня  проведу урок родной литературы в вашем классе.

II. Переход к новой теме. Слово учителя.

Тема:

-Что понимаете вы под вечными ценностями? (Это явления, которые очень важны для человека в течение всей жизни: любовь, верность, совесть, культура, семья, Родина).

-Ребята, какие ассоциации у вас вызывает слово ОГОНЁК?(Тепло, свет, дом, приют, вечный огонь, свеча, свеча памяти).

-Верно. Огонёк – значит, тепло, дом, уют, защита, память.А ещё огонь – это символ надежды на спасение, тепло, приют в доме.

-Да, на вечных ценностях держится мир. Когда ребёнок взрослеет, осознает, какие ценности для него имеют наибольшее значение.

-Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству русского поэта ХХ века Николая Михайловича Рубцова и познакомимся с его стихотворением «Русский огонёк». Нам предстоит исследовать, как «ЖИВЁТ»  слово «огонёк» в пространстве этого стихотворения. Но прежде чем говорить о его творчестве, хотелось бы уточнить:

-Что вы знаете о поэте Рубцове, его жизни, творчестве?

 (Родиной Николая Рубцова является село Емецк Архангельской области. Родился в трескучие морозы 3 января 1936 года. Вскоре родители переехали в Тотемский район Вологодской области. Мать умерла рано, но совсем осиротила мальчонку война. В анкете Литературного института, где учился Рубцов, о родителях  писал: «Сведений почти не имею». С 1942года для Коли и брата Альберта началась детдомовская жизнь сначала в Красновидовском, потом в Никольском приютах. Никольское, где Рубцов окончил семилетку и откуда поехал в Тотьму в лесотехнический техникум, считал своей малой родиной. Затем Архангельск, Ленинград… 4 года службы в морфлоте на эсминце «Острый».

Увлечён стихами. Демобилизация. Опять Ленинград. Знакомство с Глебом Горбовским, Борисом Тайгиным, которые помогли издать первый сборник стихов — «Волны и скалы».
Москва. Литературный институт. Отчислен. Виной всему была творческая натура поэта, эмоциональность и впечатлительность.
Выпустил еще 2 сборника стихов: «Лирика», «Звезда полей».


Николай Рубцов любил родину, деревню, простых людей. Его стихи, похожие на есенинские, полюбили барды. Песни душевные, романтичные, наполненные грустью, покоем.
Умер поэт в 1971году.

III.Объяснение новой темы.

-Какие стихотворения Н.Рубцова знаете вы?

(«Тихая моя Родина», «В осеннем лесу», «Звезда полей», «Букет», «В горнице моей светло», «Медведь», «Берёзы», «Я умру в крещенские морозы», «Сентябрь»…

-Какие его стихотворения  помните вы? Сможете прочитать? (Обучающиеся читают стихотворения Н.М.Рубцова).

 Тихая моя родина!

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.
 (отрывок)

В осеннем лесу

Доволен я буквально всем!
На животе лежу и ем
Бруснику, спелую бруснику!
Пугаю ящериц на пне,
Потом валяюсь на спине,
Внимая жалобному крику
Болотной птицы…(отрывок)

Звезда полей 

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…
(отрывок)

Букет

Я буду долго
Гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов.
И подарю букет
Той девушке, которую люблю.
Я ей скажу:
– С другим наедине
О наших встречах позабыла ты,
И потому на память обо мне
Возьми вот эти
Скромные цветы!..
Она возьмёт. (отрывок)

- Сегодня на уроке мы вспомним ещё одно стихотворение Николая Рубцова «Русский огонёк», прослушайте грамзапись этого стихотворения в исполнении артиста театра и кино Александра Михайлова и подумайте:

«Русский огонёк»

Погружены в томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенели!
Оцепенели маленькие ели,
И было небо тёмное, без звезд.
Какая глушь! Я был один живой
Один живой в бескрайнем мёртвом поле!
Вдруг тихий свет — пригрезившийся, что ли? —
Мелькнул в пустыне, как сторожевой…

Я был совсем как снежный человек,
Входя в избу, — последняя надежда! —
И услыхал, отряхивая снег:
— Вот печь для вас… И тёплая одежда… —
Потом хозяйка слушала меня,
Но в тусклом взгляде жизни было мало,
И, неподвижно сидя у огня,
Она совсем, казалось, задремала…

2

Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий!
Огнём, враждой земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет…
— Скажи, родимый, будет ли война?
И я сказал:
— Наверное, не будет.
— Дай бог, дай бог… ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет… —
И вдруг опять: — Не будет, говоришь?
— Нет, — говорю, — наверное, не будет!
— Дай бог, дай бог…
И долго на меня
Она смотрела, как глухонемая,
И, головы седой не поднимая,
Опять сидела тихо у огня.
Что снилось ей? Весь этот белый свет,
Быть может, встал пред нею в то мгновенье?
Но я глухим бренчанием монет
Прервал её старинные виденья.
— Господь с тобой! Мы денег не берём.
— Что ж, — говорю, — желаю вам здоровья!
За всё добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью…

3

Спасибо, скромный русский огонёк,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далёк,
За то, что, с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле, и нет тебе покоя…

-Стихотворение написано в 1964 г., почти через 20 лет после войны.        

-Какие чувства вызывает у вас оно? (Чувство грусти, печали, усталости, одиночества).

-Стихотворение проникнуто чувством одиночества, тоски. Мы это чувствуем. (Путник устал и ищет приюта, места, где можно отдохнуть и согреться.)

-Что вспоминает путник в стихотворении?

(Путник вспоминает прошлое, а мы становимся свидетелями и слушателями его рассказа. Понимаем, что он ищет приюта.)

-Что видит путник в пути? (Герой в дороге видит тихий огонёк. Тихий –значит, ровный, мягкий, безопасный, способный защитить. Но нет твёрдой уверенности в спасении, ведь свет «пригрезившийся», «мелькнул».)

-Увидев огонёк , путник зашел в избу, где встретила его хозяйка, ведь для него изба- «последняя надежда!»

-Какими качествами наделена она? (Рубцов показывает гостеприимство, радушие народа и ширь русской души)

-Что предложила хозяйка путнику(тёплую печь и тёплую одежду)

-Какой образ хозяйки представляете вы? (образ женщины, матери, жены, сестры)

-Какие человеческие ценности присущи хранительнице «русского огонька»? (В её доме царит мир-лад-тишина-доброта-спокойствие-милосердие.)

-Обратите внимание на интерьер избы: Что видим мы? (На стенах пожелтевшие от времени фотографии, которые хранит старушка.  Семейные снимки — это память о близких людях, ушедших на войну)

После того, как ее ночной гость отогрелся, женщина поинтересовалась у него, будет ли война. Спустя 20 лет после её завершения эта тема все ещё болью отдавалась в душе хозяйки дома, и очень скоро поэт понял, почему. На стенах сельской хаты он увидел фотографии многочисленных мужчин из когда-то большой и дружной семьи. Все они погибли на войне, которой теперь так боялась эта сельская женщина. Ведь она ещё помнила ту боль утрат и понимала, что очередные военные действия принесут новые жертвы. Казалось бы, какое ей дело до страданий других? Но загадочная русская душа тем и славится, что умеет сочувствовать другим, отличается щедростью и удивительной добротой.

-В стихотворении затрагивается тема войны. Что для вас, молодого поколения ХХI века, означает слово «война»?

-Война… Сколько горя и бед принесла она? 27 миллионов погибших. Согласитесь: страшная цифра… А сколько нерождённых детей, искалеченных судеб, сожженных городов и деревень… Все эти тяготы испытал наш русский народ, наша страна – Россия. Чтобы не прерывалась веков связующая нить, память должна всегда жить в сердцах людей, в поколениях.

-Путник благодарит старушку и протягивает ей монеты. Почему хозяйка их не берёт?

(Для нее деньги- ничто, по сравнению с гостеприимством, добром, милосердием, отзывчивостью., бескорыстием).

- Какова основная мысль стихотворения? (Заранее дать вопросы обучающимся)

-Основная мысль стихотворения заключается в том, что на  Земле надо творить добро другим во благо, совершать добрые поступки, только доброта спасет мир. И русский огонёк будет гореть  всегда. Пламя огня -символ жизни, уюта, тепла, милосердия, бескорыстия, готовности помочь тому, кто нуждается в помощи.

 -Так какие же ценности хранит этот «русский огонёк»? На каких нравственных принципах основана жизнь этой простой русской женщины, матери, хранительницы семейного очага?

-Сегодня уже трудно поверить в то, что когда-то посторонний человек мог спокойно войти в любой сельский дом и попроситься на ночлег. Но еще полвека назад это считалось нормой и даже приветствовалось. Ведь взамен хозяева получали гораздо больше, чем деньги, культ которых сегодня возведен в абсолют. Тайну таких взаимоотношений приоткрывает Николай Рубцов, отмечая: «За всю любовь расплатимся любовью…» Казалось бы, в этой фразе нет ничего удивительного и неординарного. Тем не менее, именно она является стержнем, на котором всегда строились отношения между простыми людьми. Хлебосольность, желание прийти на помощь тому, кто в этом нуждается, мудрость в общении и удивительная доброжелательность – все эти качества поразили поэта.

4) Давайте закрепим стихотворение Н.Рубцова «Русский огонёк» чтением по ролям.        (Путник         – Артём П., Старушка-хозяйка – АринаК.)

5) В заключение урока хочу сказать, что поэзия Рубцова будет жить в веках, пока согревает человеческие души – «русский огонёк».

IV. Рефлексия

У Вас на столах лежат портреты ваших близких. Они здесь не случайны. Давайте почтим минутой молчания память тех, кто не вернулся с войны. (Минута памяти!)

-Слова ПАМЯТЬ прибрело символ Журавлика. У Расула Гамзатова есть замечательное стихотворение «Журавли», музыку к которому написал известный композитор  Ян Френкель. (Прослушивание фонограммы песни «ЖУРАВЛИ»)

 -Давайте создадим в классе Бессмертный полк из фотографий ваших родственников, погибших в годы Великой Отечественной войны, и закрепим бумажных Журавликов на  школьной доске. Пусть эти  журавлики будут вечной памятью о тех, кто ушёл в мир небесный! ВЫВОД:

-Вечная ценность на Земле - сохранение памяти. Мы с вами не должны быть «иванами, не помнящими родства». Пусть память в ваших сердцах живёт вечно!

V. Итог урока

-Скоро Вы, как эти  Журавлики, покинете стены родной школы.  Как сложится Ваша жизнь? Трудно сказать… Но хочется верить, что все Вы  останетесь ДОБРЫМИ, МИЛОСЕРДНЫМИ, ОТЗЫВЧИВЫМИ людьми и в трудную минуту всегда протянете руку помощи.  Будете придерживаться тех вечных ценностей, на которых держится русский мир, родной дом, русский огонёк!

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание:

Написать эссе: «Русский огонёк» или «Читая стихи Н.Рубцова…»

(размышления о времени и о себе)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Вечные ценности в балладе Р.Бёрнса "Джон Ячменное Зерно"

Урок литературы в 6 классе в соответствии с программой А.Г. Кутузова. Разработан в технологии критического мышления. Даётся в системе уроков  раздела "Лироэпические жанры" после знакомства с поня...

Вечные ценности в "Настоящих сказках" Л.С.Петрушевской.11 класс

Урок в 11 классе из раздела "Современная литература". Тема раскрывается на двух сказках из книги Л.С.Петрушевской "Настоящие сказки" - "За стеной" и "Дедушкина картина". Проводится параллель с классич...

Семейные традиции и вечные ценности

Учимся быть семьей!http://sem-obuchenie.ru/...

Вечные ценности (программа развития классного коллектива, организация воспитательной работы)

     В программе представлены основные идеи, цели и задачи развития классного коллектива (5-11 кл.), содержание воспитательной работы, разработаны направления деятельности классн...

Классный час «Вечные ценности»

Методическая   разработка   может   оказать   помощь   классным   руководителям  при   проведении   классных...

Урок литературы "Вечные ценности в балладе Р.Бернса "Джон Ячменное Зерно".

Цели  урока:закрепление  знаний о балладе как лиро-эпическом жанре; выявление  основных черт литературной баллады  на примере баллады   Р.Бёрнса «Джон Ячменное  Зерн...

Классный час "Вечные ценности"

Классный час на тему "Вечные ценности"...


 

Комментарии

Никифорова Татьяна Алексеевна

Спасибо за интересную и содержательную разработку урока литературы. Обязательно проведу в своём классе.