Рабочая программа по литературе 7 класс, учебник Коровиной
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Хорошильцева Лариса Васильевна

 

Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и  рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часов (2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

«Рассмотрено»

На м/о учителей русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 3

Протокол №  

от «___»_______201__г.

«Согласовано»

Заместитель директора  МБОУ  СОШ № 3

_______/Г.Н. Вострякова/

                             «__»__________201_г.

«Принято»

Педагогическим советом

Протокол №  

от «__»______201__г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ № 3

______ /Т.М. Лабуренко/

Приказ №  

от «____»_______201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                                           по  литературе

                                                                              для учащихся 7Б,В,Г классов

                                                                        среднее общее образование

                                                                                 на 2012- 2013 учебный год

______________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа составлена на основе   Программы основного общего образования по литературе

для 5-11 классов. Базовый  уровень  (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина);

под редакцией   В.Я.Коровиной.   -   М.; Просвещение, 2010

Составитель:  Хорошильцева Лариса Васильевна

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

                                                                                 

                                                                                                                     Бийск 2012


СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                                                                                                                                                Стр.

                

Паспорт   ………..……………………… ……………………………………………………………………………….. 3                                                                                                                              

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………...4

Учебно-тематическое планирование ……………………………………………………………………………………7

Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………….……………………………………8                  

            Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………………………..9

График проведения контрольных работ…………………………………………………………………………………19

 Формы и средства контроля……………………………………………………………………………………………...20

 Учебно-методическое обеспечение программы………………………………………………………………………...20

            Контрольно-измерительные материалы по курсу ……………………………………………………………………….21                                                                          

Лист внесения изменений и дополнений…………………………………………………………………………………22                                                                                     

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Тип программы: программа основного общего образования

Статус программы: рабочая программа учебного курса по литературе за 7 класс

Назначение программы:

-    для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

-    для  педагогических работников МБОУ  «СОШ №3»  программа определяет  приоритеты  в  содержании основного   общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

-    для администрации МБОУ «СОШ №3» программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 7 Б,В, Г   классов  МБОУ « СОШ № 3»

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 70 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий:      2      часа в неделю

Формы контроля:

промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов, защита проекта;

итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Нормативно-правовые документы

Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

3. Учебный план МБОУ « СОШ № 3» на 2012 -2013 учебный год.

4. Примерная  программа основного общего образования по литературе для 5-11 классов. Базовый  уровень  (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина);  под редакцией   В.Я.Коровиной.   -   М.; Просвещение, 2010 

           Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и  рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часов (2 часа в неделю)

 

     1.2 Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и примерной программой под редакцией В.Я.Коровиной.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения  и  навыки,  лежащие  в основе  человеческой деятельности,  мышления.  Литература взаимодействует также с дисциплинами

художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

1.3 Цели обучения

Курс литературы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

•   воспитание  духовно  развитой  личности,  формирование  гуманистического  мировоззрения,  гражданского  сознания,  чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

•  развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

•  освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

•  овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

1.4 Задачи курса

На передний план выдвигаются задачи:

-   развитие  способностей  формулировать  и   аргументированно  отстаивать  личностную  позицию,  связанную  с  нравственной проблематикой произведения,

-   совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

  Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ «СОШ № 3» г. Бийска

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе - 70 часов (из расчета - 2 часа в неделю).

  Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая     программа  предусматривает  формирование  у  учащихся  общеучебных  умений  и  навыков,  универсальных  способов деятельности и ключевых компетенций:

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

-  самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В этом направлении приоритетными методами обучения являются:

•    Объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с учебником, работа с таблицей, выразительное чтение произведений)

•    Проблемное изложения материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам)

•    Частично - поисковый (комментированное чтение, словарная работа, элементы анализа лирического произведения, творческие задания, иллюстрации-метафоры, интеллект-карты, тестирование и др.);

•    Исследовательский

 

                                                                                

                                                                                   Учебно-тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Внеклассное чтение

Введение

1

Устное народное творчество

4

1

Из древнерусской литературы

3

1

Из русской литературы 18 века

2

Из русской литературы 19 века

23

2

2

Из русской литературы 20 века

28

1

1

5

Из литературы народов России

1

Из зарубежной литературы

6

1

1

Резервные

2

ИТОГО

70

3

5

7

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса

В результате освоения программы учащиеся должны:

Знать и понимать:

• авторов и содержание изученных литературных произведений;

• основные изученные теоретико-литературные понятия: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки, летопись (развитие представлений); роды литературы, эпос (развитие понятий), повесть (развитие представлений), литературный герой (развитие понятий), понятие о теме и идее произведения (начальные представления), герой-повествователь (развитие понятия), портрет как средство характеристики, автобиографическое художественное произведение (развитие понятия), ода (начальное представление), баллада (развитие представлений), стихотворение в прозе, лирический герой (начальные представления, поэма (развитие понятия), трехсложные размеры стиха (развитие понятия), тоническое стихосложение (начальные представления), гипербола (развитие понятия), гротеск (начальное представление), сатира и юмор как форма комического (развитие представлений), публицистика (развитие представлений), мемуары как публицистический жанр (начальные представления), литературные традиции.

Уметь:

•  Видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

•   Выражать свое отношение к прочитанному;

•   Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

•   Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

•   Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

•   Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

•   Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

•   Аргументировать оценку героев и событий всем строем произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

•  выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно   прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы.

• сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

• сравнивать эпизод произведения и его экранизацию, иллюстрации художников;

• создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему (басню, былину, письмо или дневник литературного героя);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

  Тема и основное содержание

Кол-во

часов

Тип урока

Дата проведения

Примечание (форма контроля)

план

факт

Введение (1ч.)

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

Беседа, тестирование

Тезисный план вступительной статьи учебника

Устное народное творчество (4 часов)

2

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях

1

Рассказ учителя, беседа

3

Понятие о былине. Собирание былин.Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович» Нравственные идеалы русского народа. Прославление мирного труда.

1

Рассказ учителя, беседа

4

 Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».Новгородский цикл былин «Садко».Своеобразие былины.»Калевала»- карело-финский мифологический эпос

1

ВЧ

Литературная викторина по прочитанным былинам

  5

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц

1

Рассказ учителя, беседа

Конкурс «Кто знает больше пословиц и поговорок?»

Древнерусская литература (3 часа)

6

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси.»Повесть временных лет» (отрывок « О пользе книг») Формирование традиции уважительного отноения к книге

1

Рассказ учителя, беседа

Составить план «Поучения»

7

   «Повесть о Петре и Февронии Муромских»  Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

1

Беседа, обучение устному рассказу

Составить план пересказа повести

8

Подготовка к письменной работе на тему»Народная мудрость в произведениях устного народного творчества»

РР

                                                                                        Из русской литературы 18 века (2 часа)

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Тип урока

Дата проведения

Примечание (форма контроля)

план

факт

9

М.В.Ломоносов .Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на престол…Елисаветы». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды

1

Обучение выразительному чтению и устному рассказу

Практикум: определить стиль написанных Ломоносовым произведений

10

Г.Р.Державин – поэт и гражданин, его философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

1

Рассказ учителя, беседа

Выразительное чтение стихотворений

Из русской литературы 19 века (22 часов)

11

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России.»Полтава»(отрывок).Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.Петр 1 и Карл 12

1

Беседа, обучение выразительному чтению

 

   

12

А.С.Пушкин  «Медный всадник»(отрывок) Выражение чувства любви к Родине, Прославление деяний Петра 1.

1

Рассказ учителя, аналитическая беседа

 

13

 А.С.Пушкин  «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Понятие о балладе. Особенности композиции

1

 Беседа, практикум

Сочинение: О чем заставляет задуматься повесть А.С.Пушкина?

14

 А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина»

1

  РР

 Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина»

15

А.С.Пушкин «Станционный смотритель» произведение из цикла «Повести Белкина»Изображение»Маленького человека», его положение в обществе.   Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести

1

Рассказ учителя, беседа, обучение устному рассказу

О чем заставляет задуматься повесть А.С.Пушкина?

16

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести

1

Аналитическая беседа, обучение выразительному чтению

  характеристика героев

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Тип урока

Дата проведения

Примечание (форма контроля)

план

факт

17

 М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте»Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы

1

 Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу

 

18

 Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем  и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства нравственных идеалов

1

 Беседа. Практикум

   

 19

М.Ю.Лермонтов.»Когда волнуется желтеющая нива…»Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения.»Молитва», «Ангел».Мастерство поэта в создании художественных образов

1

Беседа, обучение выразительному чтению

 

Обучение анализу одного стихотворения 

20

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

1

Беседа, комментированное чтение

 Контрольные вопросы, тестирование

21

 Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса  Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу  и подвигам во имя родной земли

1

 Рассказ учителя, Беседа

 Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

22

 Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести

1

Обучение устному рассказу

 

23

 Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя  «Тарас Бульба»

1

 РР

 Написание сочинения

24

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

1

Беседа , рассказ учителя

25

С.Тургенев. «Стихотворения в прозе».»Русский язык»,»Близнецы», «Два богача».Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра

1

РР

Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Тип урока

Дата проведения

Примечание (форма контроля)

план

факт

26

Н.А.Некрасов. Слово о поэте .Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины Величие духа русской женщины  

1

Беседа, рассказ учителя.

Практикум

27

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины

обучение выразительному чтению

Составить киносценарий: Парадный подъезд и его посетители

28

А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья

1

Беседа, обучение выразительному чтению

Составить краткий словарь устаревших слов, использованных автором в балладах.  

29

М.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.»Сказки для детей изрядного возраста»«Повесть о том. Как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

1

Беседа, рассказ учителя

Составить цитатный план сказки

30

М.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске

1

РР

Подготовка к домашнему сочинению  «Средства создания комического в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина»

31

Литературный ринг по произведениям «Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова- Щедрина»

1

 Урок контроля

   

Развернутый ответ на вопрос, тест

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Тип урока

Дата проведения

Примечание (форма контроля)

план

факт

32

Л.Н.Толстой. Слово о писателе «Детство» (главы).Автобиографический характер повести.  Сложность взаимоотношений взрослых и детей

1

Рассказ учителя, беседа

Выборочный пересказ, комментирование

33

Главный герой повести Л.Толстого. Его чувства и поступки, духовный мир

1

Беседа, обучение устному рассказу

Ответить: Как развивается внутренний мир Николеньки Иртеньева

Из русской литературы 20 века (26 часов)

34

И.А.Бунин. «Цифры». Слово о писателе. Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1

Рассказ учителя, беседа

35

И.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа . Мастерство Бунина – прозаика и поэта.

1

РР

Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина

36

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков Смысл названия рассказа

1

Рассказ учителя, беседа

Характеристика одного из героев А.П.Чехова

37

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»  Развитие понятий о юморе и сатире

1

Практикум

38

Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник

1

Беседа

39

Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова»Тоска» ,»Размазня»

1

ВЧ

40

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе  В.А.Жуковский»Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый…» «Благовест» И.А.Бунин «Родина»

1

Практикум

Обучение анализу лирического текста

Выразительное чтение стихотворений

41

М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести,  »Изображение свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров

1

РР

Рассказ учителя, беседа

С помощью цитаты раскрыть понятие «свинцовые мерзости жизни»

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Тип урока

Дата проведения

Примечание (форма контроля)

план

факт

42

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения

1

Беседа, обучение пересказу эпизода

Ответить: В чем вы видите источник веры писателя  «возрождение наше к жизни светлой, человеческой»?

43

Обучение  анализу  эпизода « Пожар» из повести М.Горького «Детство» Портрет как средство речевой характеристики

1

РР

Практикум

Письменная работа по анализу эпизода «Пожар»

44

М.Горький. «Легенда о Данко». Романтический характер легенды

1

УСР: Памятник горьковскому герою

45

В.Маяковский. Слово о поэте «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения

1

Беседа, обучение выразительному чтению

Тест по тексту стихотворения

46

В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два  взгляда  на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому

1

Мини-сочинение по начальной фразе «Мне нравятся, не нравятся стихи Маяковского, потому что…»

47

Л.Андреев. Слово о писателе.«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека Гуманистический пафос произведения

1

Рассказ учителя, беседа

Составление цитатного плана произведения

48

А.Платонов. Слово о писателе. «Юшка»Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека .Призыв к состраданию и уважению к человеку

1

Рассказ учителя, беседа

Тест по рассказу А.Платонова «Юшка»

49

А.Платонов. «В прекрасном и яростном мире».Труд как основа нравственности.  Вечные нравственные ценности

1

Самостоятельная работа: объяснить название рассказа

50

Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

РР Подготовка к сочинению

Написать сочинение

51

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте»Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

1

Рассказ учителя, практикум

52

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

1

Урок контроля

 

 

53

 Час мужества (интервью с поэтом –участником Великой Отечественной войны)

1

ВЧ

Конкурс стихов о войне

54

Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа

1

Рассказ учителя, беседа

Составить план рассказа

55

Е.Н.Носов . Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа«Не дать погаснуть живому огню…»( по рассказу «Живое пламя» Е.Носова)

1

Рассказ учителя, беседа

Ответить: В чем основная идея рассказа Е.Носова «Кукла»

56

Ю.П.Казаков Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как  мерило нравственности человека

1

Тест по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»

57

 Стихотворения русских поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы

1

Выразительное чтение стихотворений наизусть

58

А.Т.Твардовский. Слово о поэте .»Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…»Философские

проблемы в лирике. Развитие понятия о лирическом герое

1

Рассказ учителя, беседа

Написать небольшой

рассказ «В лесу весной», включив в него слова из стихотворения «Снега темнеют синие…»

59

Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине «Земля родная»(главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары  как жанр литературы

1

РР

Ответить письменно: «Искусство моего родного края»

60

Смех М.Зощенко. Слово о писателе «Беда». Смешное и грустное в рассказах

1

Рассказ учителя, беседа

Отзыв на рассказ

61

Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский «Доченьки»,И.Гофф «Русское поле»,Б.Ш.Окуджава »По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности

1

ВЧ

Из литературы народов России (1час)

62

Р.Гамзатов «Опять за спиной родная земля» и др. Особенности художественной образности дагестанского поэта

1

Рассказ учителя, беседа

Выразительное чтение стихотворений Р.Гамзатова

план

факт

Из зарубежной литературы(6 часов)

63

Р.Бернс «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности

1

Рассказ учителя, беседа

Найти художественно-выразительные средства( метафоры, антитезу), отражающие идейный смысл стихотворения

64

Дж. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины

1

РР

Рассказ учителя, практикум

Ответить: Что обрекает героя на бессмертие?

65

Японские хокку (хайку) Особенности жанра

1

Практикум

66

Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературы О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

1

Семинар

Составление синквейна о любви

67

Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе .«Каникулы».Фантастический рассказ-предупреждение Мечта о чудесной победе добра

1

ВЧ

Ответить: О чем писатель предупреждает человечество в своем рассказе «Каникулы»?  

68

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето

1

Беседа, комментированное чтение

69-70

Резерв

2

                                         

 

График проведения контрольных и письменных работ

Содержание

Кол-во часов

Форма

Дата проведения

план

по факту

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

1

Контрольная работа

Литературный ринг по  произведениям Н.Гоголя, И.Тургенева, Н.Некрасова, М.Салтыкова-Щедрина

1

Литературный ринг

Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

1

Контрольная работа  

Итого:

3

                                                                                                                                                 

Формы и средства контроля

 Формы обучения :

•    Коллективные,

•    Групповые,

•    Дифференцированно-групповые,

•    Индивидуальные;

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью

соответствует стандарту.

Средства контроля:

-  промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, заучивание наизусть, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, творческие работы.

-  итоговый : сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода, тест (с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания) 

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

1.  Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.

2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.

3. Гейченко С. Пушкиногорье. - М.: Молодая гвардия, 1981

4. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой объяснительный словарь.- М.: Цитадель, 2008

5.Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2009г.

6.Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2009г.

7. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

8. Мультимедиа-энциклопедия.

9. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1971.

10. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников.5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. « Читаем. Думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006. 2.«Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2009г.

3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2009г.

4. Литература: справочные материалы для школьника. - М., 1994.

5. Ушакова О.Д.Мировая художественная культура: понятия и определения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2006.

6. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2008.

7. Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. Справочник школьника. - С.-Петербург: Литера, 2008. 8. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). - М., 1998.

 

  Контрольно-измерительные материалы

 1.. С.М.Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс- ВАКО, 2002

2.Н.М.Скоркина . Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной, 7 класс. Учитель-АСТ, 2002г

                                                                                         

Критерии оценки

 

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содер жания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идей но-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользо ваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
  5. Умение анализировать художественное произведение в соот ветствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
  6. Умение владеть монологической литературной речью; логич ность и последовательность ответа; беглость, правильность и выра зительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные зна ния и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе худо жественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); сво бодное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произ ведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по ступки героев и роль основных художественных средств в раскры тии идейно-эстетического содержания произведения; умение поль зоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основ ном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основ ных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточ но свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяс нить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержа ния произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незна ние содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть по ложены следующие главные критерии в пределах программы дан ного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведе ния героев исходя из идейно-тематического содержания произведе ния, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выво ды и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст со чинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобрази тельными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетель ствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целена правленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложе нии мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаружи вающее хорошее знание литературного материала и других источни ков по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых не дочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допу щены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдель ные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсут ствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых оши бок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

   

                                                                     

Лист внесения изменений и дополнений

Дата

Содержание изменений

Причина

Примечание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе к учебнику 8 класса под редакцией В.Я Коровиной

Рабочая программа по литературе к учебнику 8 класса. Поурочное и тематическое планирование....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»,  Москва, «Просвещение», 2006 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....

рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной за 10 класс

          Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая ...

Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. В.Я.Коровиной. 5 класс (102 часа). ФГОС

Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литерату...

Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 8 кл. 3 часа

Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 8 кл. 3 часа...