рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной за 10 класс
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме

Евсеенко Майкамал Ахметгалиевна

 

          Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая предусматривает 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования, в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

         При составлении планирования уроков литературы в 10 классе использовано содержание «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2006г.),  «Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006, место предмета в Базисном учебном плане МОУ Кожановская средняя общеобразовательная школа; предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся (11 часов), зачетные и контрольные работы – 5 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении перечней учебников, рекомендованных к использованию в 2013-2014 учебном году»

         Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Цели.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·        воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·        развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры чита­тельского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

·        освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

·        совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как ху­дожественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 

          Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая предусматривает 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования, в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

         При составлении планирования уроков литературы в 10 классе использовано содержание «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2006г.),  «Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006, место предмета в Базисном учебном плане МОУ Кожановская средняя общеобразовательная школа; предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся (11 часов), зачетные и контрольные работы – 5 часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, исполь­зование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать /понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;

• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

•   составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

•   писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;

•   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Знания, умения навыки по отдельным разделам 

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX века с мировой

 А. С. Пушкин.

Знать о художественных открытиях А.С.Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину.

Знать основные мотивы, «вечные темы», романтическую лирику.

Уметь анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы.

Анализ стихотворения, художественных приёмов поэта

Знать стихотворения  на тему свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.

Уметь анализировать   стихотворения с учетом тематики, идеи и проблематики.

Знать нравственно-философскую проблематику стихотворения  уметь их анализировать.

Знать тему, идею, основные  мотивы, жанрово-композиционные особенности отдельных произведений А.С.Пушкина.

Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев.

 М. Ю. Лермонтов.

Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова.

Уметь анализировать романтические стихотворения

Знать стихотворения по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта.

Уметь производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы;

Знать философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова,   стихотворения на тему Родины, их философский смысл.

Уметь анализировать  стихотворения  по теме, сравнивать произведения по теме в разные периоды творчества поэта.

Знать произведения по теме, соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова и А.С.Пушкина.

Уметь анализировать и соотносить  стихотворения поэтов по оной тематике.

Знать демонические мотивы в лирике поэта.

Уметь производить идейный, тематический анализ, выявлять нравственно-философские проблемы

Знать романтическое и реалистическое в романе «Герой нашего времени», жанровые, композиционные особенности, идею произведения.

Уметь делать обобщение об идейно-композиционном содержании романа.

Знать элементы анализа лирического стихотворения.

Уметь анализировать лирическое стихотворение        

Н.В.Гоголь

Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.

Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл.

Знать содержание «петербургских повестей», особенности стиля и манеры писателя.

Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы.

Знать жанр произведения «Мертвые души», композицию, значение образа автора, проблематику произведения.

Знать авторские приемы изображения помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Уметь изложить художественный текст с сохранением его особенностей, объяснить использованные во фрагменте приемы писателя в создании образа.

Уметь делать обобщение по теме.  

И.А.Гончаров

 Знать факты биографии писателя.  Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя.    Знать содержание романа «Обломов»,  особенности композиции романа «Обломов», социально-нравственную проблематику романа.

Уметь составлять сравнительную характеристику героев.

 Знать понятие «обломовщина»

 Анализировать  эпизоды романа, владеть навыками  аналитического пересказа, развернутого обоснованного суждения. Уметь находить признаки явления в жизни и в романе.

А.Н.Островский

Знать основные моменты биографии писателя, о его вкладе в развитие русского национального театра.

Знать историю создания пьесы «Гроза»  («Бесприданница»). Новаторство драматурга, понятия: драматургия, драма, трагедия, конфликт.

Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями.

Уметь готовить сообщение о писателе.

Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы.

Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка)

Знать словесную символику драмы, литературную критику.

Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь.

И.С.Тургенев

Знать о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя.

Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве

Знать содержание текста романа «Отцы и дети». Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной России.

Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа.

Знать понятие духовный конфликт. Уметь представлять психологические портреты героев, анализировать текст.

Знать понятия конфликт, идеологический конфликт, содержание текста.

Уметь анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев.

Знать особенности анализа эпизода в произведении.

Уметь анализировать эпизод  Знать позиции литературных критиков Н.Добролюбова, Д.Писарева.

Знать содержание романа «Отцы и дети», споры вокруг романа

Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, уместно использовать цитаты из текста произведения и литературно-критических статей.

Уметь представлять точки зрения литературных критиков и автора, строить рассуждение.

Ф.И.Тютчев,  А.А.Фет

Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики.

Уметь анализировать текст в единстве формы и содержания.

Знать разнообразие тематики стихотворений поэтов, понимать стихотворения поэтов.

Уметь делать сопоставительный анализ стихотворений поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета с учетом их поэтического стиля.

Н. А. Некрасов

Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.

Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стихотворения поэта.

Знать основные мотивы лирики, новаторство поэта.

Уметь анализировать стихотворения поэта с точки зрения их идейного содержания и формы.

Знать суждения поэта о поэтическом труде.

 Знать историю создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо», ее содержание и композицию

Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней.

Знать многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Уметь характеризовать героев

Знать содержание поэмы.

Уметь характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме. Знать фольклорную народную основу языка поэмы.

Уметь анализировать текст с точки зрения языковых особенностей.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Знать факты биографии писателя, особенности жанра, проблематику и поэтику сказок.

Уметь анализировать сказки, выявляя проблематику. Иметь представление о замысле, истории создания, жанре, композиции романа «История одного города». Уметь характеризовать образы градоначальников.

Л.Н.Толстой

Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий.

Уметь строить сообщение о писателе. Знать историю создания романа-эпопеи «Война и мир», смысл названия, жанровое своеобразие.

Уметь определять систему нравственных ценностей романа. Знать внутренний монолог как приём психологической характеристики героя

Уметь в ходе анализа характеризовать путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Уметь делать сравнительную характеристику героев, выявляя средства характеристики. Знать содержание текста, особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира.

Уметь характеризовать женские образы, путь нравственных исканий Наташи Ростовой. Знать о «мысли семейной в романе».

Уметь через анализ эпизодов сравнивать семьи Ростовых и  Болконских, видеть, отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности. Знать антитезу как центральный композиционный приём.

Уметь делать сопоставительную характеристику героев, определять роль личности в истории. Знать понятие художественная деталь, приемы сжатия художественного текста. Знать проблемы истинного и ложного героизма в романе.

Уметь во время анализа романа сравнивать жизнь и поступки героев.

Уметь сохранить художественные особенности в сжатом тексте, объяснить роль художественной детали.

Ф.М.Достоевский

Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм.

Уметь выступать с сообщениями о писателе. Знать особенности изображения Петербурга в произведениях, о приеме контраста.

Уметь характеризовать Петербург на основе комментария текста, строить развернутые рассуждения. Знать историю создания романа «Преступление и наказание», тематику, проблематику, идейное содержание и композицию романа. Уметь выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению, развенчание теории. Уметь сопоставлять «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова. Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, определять в романе и в жизни Раскольникова место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя.

Н.С.Лесков

Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.

Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия.

А.П.Чехов

Знать жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества.

Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать рассказы художественного своеобразия. Знать текст рассказа «Ионыч», Знать особенности драматургии Чехова.

Уметь определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей.

Уметь раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей, выявлять принцип нисходящего развития личности.

Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов. Знать своеобразие чеховского стиля в драматургии.

Зарубежная литература

Знать факты биографии зарубежных писателей, специфику художественной образности.

Уметь анализировать произведения   с точки зрения проблематики и художественного своеобразия.

Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2009

Словари и справочники:

1)     Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СП:  отделение изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

2)     Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А. Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

3)     М.А. Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9 для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

4)     Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

5)     Учебный словарь синонимов русского языка /Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

6)     Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

                                        Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

 

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2080, зарегистрированный в Минюсте России 10.02.2011 № 19776 «Об утверждении перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2011-2012 учебном году».

(авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010.

1. В.И.Коровин Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. В двух частях (под редакцией В.П.Журавлева)

2.   И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова Поурочные разработки по литературе 10 класс: В помощь школьному учителю, - М:, «Вако», 2004

3. В.Я.Коровина, И.С.Збарский, В.И.Коровин. Литература. 9 класс. Методические советы. _ М.: «Просвещение», 2001  Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008

4.   Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006

5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

6. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002

 

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/

 Рабочее место учителя: оборудование:

персональный компьютер;

мультимедийный проектор

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

п/п

Форма контроля уровня

достижений учащихся

Критерии оценки

1

Сочинение

(примерный объем

классных сочинений

1,5 - 2 страниц)

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

- Содержание работы полностью соответствует теме

- Фактические ошибки отсутствуют

- Содержание излагается последовательно

- Работа отличается богатством словаря

- Достигнуто стилевое единство текста

- В целом в работе допускается 1 недочет в

содержании и 1 речевой недочет.

(1 орфографич.)

или

( 1 пунктуац.)

или

( 1 грамматич.)

«4»

- Содержание работы в основном соответствует теме

- Имеются единичные фактические неточности

- Имеются незначительные нарушения

последовательности в изложении мыслей

- Лексический и грамматический строй речи

в целом достаточно разнообразен

- Стиль работы отличается единством

- В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.

(2 орфограф. и

2 пунктац.)

или

(1 орфограф. и

3 пунктуац.)

или

(4 пунктуац.)

или

(2 грамматич.)

«3»

- В работе допущены существенные отклонения от темы

- Работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности

- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

- Беден словарь

- Стиль работы не отличается единством

- В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

(4 орфограф. и

4 пунктуац.)

или

(3 орфограф. и

5 пунктуац.)

или

(7 пунктуац.) или

(4 грамматич.)

При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.

2

Диктант

(основные литературные

понятия и термины)

В словарных диктантах: (25-30 слов)

«5» - правильность 100-90%

«4» - правильность 90-80%

«3» - правильность 80-50%

«2» - правильность менее 50%

«1» - ошибочное написание 100% работы

3

Реферат

Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата.

     В оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники.

     Введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы.

     Основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с  названием, логика изложения, правильно оформленные сноски.

     Заключение – выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели.

     Защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.

4

Тест

В тестовых заданиях предусматривается 25 вопросов.

25-22 верных ответа – «5»

21-18 верных ответов – «4»

17-13 верных ответов – «3»

12 и менее верных ответов - «2»

5

Самостоятельная работа

Оценивается

Степень самостоятельности:

- без помощи учителя (3 балла)

- незначительная помощь учителя (2 балла)

- существенная помощь учителя (1 балл)

- не справился (0 баллов)

Правильность выполнения:

- работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла)

- работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла)

- ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл)

- ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов)

Оценка выставляется по количеству набранных баллов:

6-5 баллов – «5»

4-3 балла – «4»

2-1 балл – «3»

0 баллов – «2»

Учебно-тематический план (105 часов)  

10 класс 

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

всего

практика

Примечание

I четверть

1-2.

03.09

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся

2

Лекция, тестирование

3.

06.09

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии

11

5

Лекция

4.

07.09

Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление

Беседа

5.

10.09

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторением ранее изученного) «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

практикум

6.

13.09

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти»

практикум

7-8.

14.09

17.09

Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...». Домашнее сочинение по лирике Пушкина

практикум

9.

20.09

Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме; Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

Лекция, беседа

10-11.

21.09

24.09

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России

беседа

12-13.

27.09

   28.09

Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина

Письменная работа

14.

01.10

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...». Романтизм и реализм в творчестве поэта

10

5

Лекция, беседа

15.

04.10

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)

Беседа, практикум

16-17.

05.10

08.10

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание»

практикум

18-19.

11.10

12.10

Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...»

Беседа, практикум

20-21.

15.10

18.10

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по лирике М. Ю. Лермонтова

Уроки внеклассного чтения

22-23.

19.10

22.10

Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

Уроки контроля

24-25.

25.10

26.10

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»

8

3

Лекция, беседа

26.

29.10

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

семинар

27.

01.11

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

практикум

28.

02.11

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

беседа

29.

12.11

Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести е сборнике «Петербургские повести»

Урок внеклассного чтения

30-31.

15.11

16.11

Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

Письменная работа

32.

19.11

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы

1

лекция

33.

22.11

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» — «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика

4

Лекция, беседа

 34.

23.11

Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову

беседа

35.

26.11

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

беседа

36.

29.11

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

семинар

37.

30.11

А.Н.Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра»

6

2

Лекция, беседа

38-39.

03.12

06.12

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия

Беседа, практикум

40.

07.12

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»

Беседа

41.

10.12

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы

практикум

42.

13.12

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»

Беседа

43.

14.12

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе

7

1

Лекция

44.

17.12

И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

Беседа

45.

20.12

Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя

Беседа

46.

21.12

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

Беседа

47.

24.12

Любовь в романе «Отцы и дети»

Беседа

48-49.

27.12

28.12

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению

Лекция, практикум

50

14.01

Зачетная работа за первое полугодие

1

1

Урок контроля

II четверть

51-52.

17.01

18.01

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа — сфинкс...»

4

2

Лекция, беседа

53.

21.01

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...»

Беседа, практикум

54.

24.01

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». ; «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»)

практикум

55.

25.01

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.

2

Лекция, беседа

56.

28.01

Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи, и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Беседа

57.

31.01

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»

1

Урок внеклассного чтения

58.

01.02

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной.. » «Надрывается сердце от муки...» и др.

8

4

Лекция, беседа

59.

04.02

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.

практикум

60.

07.02

Н. А. Некрасов о поэтическом труде Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.

практикум

61.

08.02

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация «Мы с тобой бестолковые люди » «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка»,'«Внимая ужасам войны...» и др.

Беседа

62.

11.02

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

Лекция, беседа

63.

14.02

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме Тема социального и духовного рабства

 практикум

64.

15.02

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Беседа

65.

18.02

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение по творчеству Н. А. Некрасова

практикум

66.

21.02

М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

2

Лекция, беседа

67-68.

22.02

25.02

Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

Уроки внеклассного чтения

69.

28.02

Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

13

3

        Лекция, беседа

70.

01.03

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого

Урок внеклассного чтения

71.

04.03

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе

Лекция, беседа

72-73.

07.03

11.03

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

беседа

74

14.03

Женские образы в романе «Война и мир»

практикум

75

15.03

Семья Ростовых и семья Болконских

беседа

76-77

18.03

Тема народа в романе «Война и мир»

беседа

78

01.04

Кутузов и Наполеон

практикум

79-80

04.04

05.04

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению

семинар

81

08.04

Анализ эпизода из романа «Война и мир».

Подготовка к домашнему сочинению

практикум

82

11.04

Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

8

Лекция, беседа

83

12.04

 

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского

семинар

84-85

15.04

18.04

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

Беседа, семинар

86.

19.04

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта

семинар

87.

22.04

«Двойники» Раскольникова

беседа

88-89.

25.04

26.04

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»

беседа

90-91.

29.04

02.05

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании

4

Лекция, практикум

92.

03.05

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

беседа

93.

06.05

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Урок внеклассного чтения

94.

10.05

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80—90-х годов. «Человек в футляре»

7

5

Лекция, беседа

95.

13.05

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики» «Черный монах»

практикум

96.

16.05

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

практикум

97

17.05

Особенности драматургии А. П. Чехова

практикум

98-99

20.05

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

практикум

100

23.05

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

Беседа, практикум

101

24.05

Зачетная работа за второе полугодие

Урок контроля

102

27.05

Зарубежная литература 

К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности

3

Урок внеклассного чтения

103-104

30.05

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье». Г. Ибсен. «Кукольный дом». А. Рембо. «Пьяный корабль». (По выбору учителя)

Уроки внеклассного чтения

105.

31.05

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века

Беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»,  Москва, «Просвещение», 2006 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....

рабочая программа по литературе к учебнику Я.В.Коровиной

Рабоая программа по литературе 5 класс к учебнику Я.В.Коровиной...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...

Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 6 класс

Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...

Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 8 класс

Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...

Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс

Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс...