Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Сизикова Наталья Владимировна

Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-методическое обеспечение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе

      8 класс

Пояснительная записка

Основу рабочей программы составляют следующие документы:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
  • Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) под ред. В.Я. Коровиной / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина/ – М. Просвещение, 2008.
  • Рабочие программы по литературе. 5-9 классы / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2013.
  • Рабочая программа по литературе. 8 класс / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2013.

 

Согласно федеральному базисному учебному плану 2004г. на изучение литературы в 8 классе отводится 70 часов, т.е. 2 часа в неделю.

Весь  учебный  материал  состоит  из  разделов, которые  распределены  по  часам:

  1.  Введение – 1 час.  
  2.  Устное  народное  творчество – 2 часа.  
  3. Древнерусская  литература – 4 часа.
  4.  Русская  литература  18  века – 2 часа.
  5.  Русская  литература  19  века – 32 часа.
  6.  Русская  литература  20  века – 21 час.  
  7. Зарубежная  литература – 6 часов.
  8.  Обобщение и систематизация изученного – 2 часа.

При составлении рабочей программы было увеличено количество часов на контрольные работы, в состав которых входит написание сочинений. Это поможет ученикам развивать устную и письменную речь, более правильно и чётко излагать свои мысли, а также развивать свои творческие способности.

  Виды контроля:

  - промежуточный пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя;

  -   итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом), проверяющий начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Изучение  литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:                

- воспитание духовно развитой, конкурентоспособной  личности;

- формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;                                

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

- формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;                                                                                      

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;                                

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;

- грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:                                                                             

- составление планов;                                                                                                                                                                          

- краткие и подробные пересказы текста;                                                                        

- изложение с элементами сочинения;                                                                        

- устные и письменные сочинения-характеристики героев;                                                

- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;                                          

- развитие художественной фантазии у детей;                                                                  

- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;                                

- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;        

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;    

-  воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;                                                      

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;                                        

- воспитание речевой культуры учащихся.

Требования к уровню образованности и компетентности учащихся 8 класса:                

- сравнение и сопоставление;                                                                        

- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;                                

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;                                        

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);                                  

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;                                                

- составление плана, тезиса, конспекта;                                                                

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;                                

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных.

         

Тематическое планирование

Раздел

Темы раздела

Коли-чество часов

Количество конт-рольных

Коли-чество сочине-ний

1.

Введение

Литература и история.

1

2.

УНТ

Русские народные песни. Частушки. Исторические народные песни. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

2

3.

Древнерусская

литература

Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Повесть о Шемякином суде. Урок-обобщение по УНТ и Древнерусской литературе.

4

1

4.

Литература 18 века

Н.М. Карамзин. Повесть «Наталья, боярская дочь».

2

5.

Литература 19 века

Баснописцы И.А. Крылов и И.И. Хемницер. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз».  

2

К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака».

2

1

А.С. Пушкин.  «История Пугачевского бунта». Повесть «Капитанская дочка».

8

1

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».

4

1

Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор», повесть «Шинель»

5

1

И.С. Тургенев. Повесть «Ася».

4

1

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города».

2

Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений».

1

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала».

2

1

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

1

А.П. Чехов. Рассказ «О любви» .

1

6.

Литература 20 века

И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ».

1

А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени».

1

М. Горького. Рассказ «Челкаш».

3

1

А.А. Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом».

2

С.А. Есенин. Поэма «Пугачев».

2

М.А. Осоргин. Рассказ «Пенсне».

1

И.С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем».

1

Журнал «Сатирикон». Рассказы Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М. Зощенко «История болезни».

2

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин».

3

1

А.П. Платонов. Рассказ «Возвращение».

1

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1

1

В.П. Астафьев.Рассказ «Фотография, на которой меня нет».

1

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине

2

1

7.

Зарубежная литература

Литература эпохи Возрождения. У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта».

2

Джонатан Свифт. «Путешествия Гулливера»

1

Вальтер Скотт. Роман «Айвенго»

1

Подведение итогов учебного года

1

1

Читательская конференция.

Задание на лето.

1

Итого

68

4

8

Контроль полученных знаний

Вид контроля

Дата

1.

Урок-обобщение по УНТ и Древнерусской литературе. Тестирование.

2.

Зачет по теме:  «18 и нач. 19 века»

3.

Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

4.

Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

5.

Подготовка к сочинению комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

6.

Подготовка к сочинению по повести «Ася».

7.

Подготовка к сочинению по рассказу «После бала».

8.

Подготовка к сочинению на материале рассказов А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького.

9.

Сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

10.

Подготовка к сочинению на стихи и песни о Великой Отечественной войне.

11.

Контрольный тест.

12.

Подведение итогов учебного года. Тестирование.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Коли-чество уроков

Тип урока

Вид контроля и обратной связи

ЗУНы

ООУНы

Раздел 1. Введение (1ч)

1

Литература и история.

1

Урок-беседа, урок-практикум

Тест, вопросы и задания

Кратко повторить изученное в предыдущих классах; обозначить цель курса литературы 8 класса; ознакомить учеников со структурой учебника.

Развитие связной речи, комментированное чтение.

Раздел 2. Устное народное творчество (2ч)

2

Русские народные песни. Частушки.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи, выразительное речитативное чтение песен, вопросы и задания

Повторить жанры УНТ; показать особенности жанра народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру; развить навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.

Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание.

3

Исторические народные песни. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение преданий, характеристика героев, вопросы и задания

Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий; сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора.

Работать  с  основными  компонентами учебника (вопросы  и задания  по  тексту).

Раздел 3. Древнерусская литература (4ч)

4-5

Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

2

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение повести, вопросы и задания

Развить понятие о древнерусской литературе; расширить представления об особенностях житийного жанра; ознакомить с текстом «Повести о житии… Александра Невского». Показать идейно-художественное своеобразие «Повести о житии… Александра Невского.

Выразительное чтение, развитие монологической речи. Умение работать по заданному алгоритму. Умение выслушивать мнение своих товарищей.

6

Повесть о Шемякином суде. Сатирическое произведение 17 века.

1

Урок внеклассного чтения

Вопросы и задания

Показать идейно-художественное своеобразие повести «Шемякин суд» как сатирического произведения; развить навыки анализа текста, навыки монологической речи, выразительного чтения, описания иллюстраций.

Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание.

7

Урок-обобщение по УНТ и Древнерусской литературе. Тестирование.

1

Урок контроля знаний

Тематический контроль, вопросы с кратким и развернутым ответом

Проверить усвоение знаний по изученным разделам, устранить пробелы в полученных знаниях.

Работать  с  основными  компонентами учебника (вопросы  и задания  по  тексту).

Раздел 4. Литература XVIII века (2ч)

8

Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания

Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Карамзина; дать понятие о сентиментализме как литературном направлении; ознакомить с исторической основой повести «Наталья, боярская дочь»; развить навыки выразительного чтения.

Умение работать в парах. Развитие монологической речи. Умение выслушивать мнение своих товарищей.

9

События,  характеры героев повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь».

1

Урок-практикум

Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания

Проследить, как развиваются характеры героев; показать новаторство повести; развивать навыки анализа текста, навыки монологической речи.

Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание.

Раздел 5. Литература XIX века (32ч)

10

История возникновения басни. Баснописцы И.А. Крылов и И.И. Хемницер.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Вопросы и задания, сообщения учащихся

Познакомить учеников с историей возникновения басни; расширить знания учеников о баснописцах.

Умение работать по заданному алгоритму, отвечая на вопросы.

11

И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение басен, вопросы и задания, описание иллюстраций

Расширить знания учеников о баснях Крылова; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.

Работать  с  основными  компонентами учебника (вопросы  и задания  по  тексту).

12

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение думы, вопросы и задания

Ознакомить учеников с личностью Рылеева; дать понятие о жанре думы; показать, как события истории (покорение Сибири) отразились в памяти народа и в литературе; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.

Определять  наиболее рациональную  последовательность по  индивидуальному  выполнению  учебной задачи.

13

Зачет по теме:  «18 и нач. 19 века»

1

Урок контроля знаний

Тематический контроль, вопросы с кратким и развернутым ответом

Проверить усвоение знаний по изученным разделам, устранить пробелы в полученных знаниях.

Работать с основными компонентами учебника.

14

А.С. Пушкин – историк. «История Пугачевского бунта». Тематика лирики Пушкина.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Сообщения, вопросы и задания, комментированное чтение, пересказ

Расширить представление учеников о личности Пушкина как историка; ознакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка».

Комментированное чтение, развитие монологической речи.

15

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева (анализ 1-2 глав).

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Вопросы и задания

Показать жанровое своеобразие повести; проследить истоки формирования личности Петра Гринева; развить навыки анализа текста.

Работать  с  основными  компонентами учебника (вопросы  и задания  по  тексту).

16

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин (разбор 3-5 глав).

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания к главам, элементы анализа текста

Проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание.

17

Пугачев и народ в повести (разбор 6-7 глав).

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания к главам, элементы анализа текста

Проверить знание устаревших слов; разобрать образ Пугачева; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей.

18

Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав.

1

Урок-беседа, урок-практикум

Элементы анализа текста

Выявить способы и средства характеристики героев; развить навыки анализа текста, монологической речи, выразительного чтения.

Умение работать с любой другой научной литературой. Развитие воображения.

Развитие мышления и логики у учащихся.

19

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

1

Урок-беседа, урок-практикум

Устные рассказы, вопросы и задания к главам

Раскрыть смысл названия повести; доказать, что образ Маши Мироновой – нравственный идеал Пушкина; развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал.

Определять  наиболее рациональную  последовательность по  индивидуальному  выполнению  учебной задачи.

20

Подведение итогов по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению.

1

Урок-беседа, урок развития речи

Устные сочинения, элементы анализа текста

Развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал; учить работать над сочинением.

Умение работать по заданному алгоритму, отвечая на вопросы.

21

 А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.

1

Урок-беседа

Устные рассказы, вопросы и задания к главам

Углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.

Работать  с  основными  компонентами учебника (вопросы  и задания  по  тексту).

22

М.Ю. Лермонтов и история. История создания поэмы «Мцыри».

1

Урок изучения нового материала, урок-семинар

Сообщения, вопросы и задания

Ознакомить учеников с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Лермонтова; ознакомить с творческой историей написания поэмы.

Комментированное чтение, развитие монологической речи. Развитие аналитических способностей.

23

Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение наизусть, анализ эпизодов поэмы, вопросы и задания

Выявить структурные особенности произведения, показать их взаимосвязь.

Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание.

24

Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, характеристика героя, вопросы

Развить навыки анализа текста, характеристики героев; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте.

Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей. Умение правильно строить свое высказывание.

25

Р.р. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

1

Урок развития речи

Обсуждение тем сочинений, подбор материалов, составление плана

Развивать навыки выразительного чтения, анализа текста; учить работать с критической литературой; учить писать сочинение.

Работать  с  основными  компонентами учебника (вопросы  и задания  по  тексту).

26

Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа, урок-семинар

Сообщения, выразительное чтение фрагментов комедии, характеристика героев, элементы анализа текста, вопросы и задания

Углубить знания учеников о творческой биографии писателя; закрепить знания о драматическом роде литературы; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Комментированное чтение, развитие монологической речи.

27

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Приемы сатирического изображения.

1

Урок- беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Углубить понятие о сатире и ее средствах; развивать навыки анализа теста, характеристики героев, навыки выразительного чтения; развивать творческие способности учеников.

Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание.

28

Хлестаков и хлестаковщина.

1

Урок-практикум

Вопросы и задания

Развивать навыки анализа теста, характеристики героев, навыки выразительного чтения.

Работать  с  основными  компонентами учебника (вопросы  и задания  по  тексту).

29

Особенности композиционной структуры комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Подготовка к сочинению.

1

Урок развития речи

Вопросы и задания, обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материала.

Развивать навыки анализа текста, выделения композиционных элементов, монологической речи; обобщить материал предыдущих уроков; учить писать сочинение.

Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей.

развитие связной речи.

30

Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

1

Урок изучения нового материала

Вопросы и задания

Развивать навыки анализа теста, характеристики героев, навыки выразительного чтения.

Работать  с  основными  компонентами учебника (вопросы  и задания  по  тексту).

31

Особенности историзма И.С. Тургенева. Повесть «Ася».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Сообщения, выразительное чтение фрагментов комедии, характеристика героев, элементы анализа текста, вопросы и задания

Расширить знания учеников о личности и взглядах И.С. Тургенева; показать связь его творчества с историей; углубить понятие о русском национальном характере; совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Комментированное чтение, развитие монологической речи.

32

Характеристика героев повести И.С. Тургенева «Ася».

1

Урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Совершенствовать навыки характеристики героя, выразительного чтения, пересказа.

Работать  с  основными  компонентами учебника (вопросы  и задания  по  тексту).

33

Анализ эпизода. Роль 16 главы в повести И.С. Тургенева «Ася».

1

Урок-практикум

Вопросы и задания

Совершенствовать навыки анализа текста, выразительного чтения; учить анализировать эпизоды.

Умение работать в парах. Развитие монологической речи. Умение выслушивать мнение своих товарищей.

34

Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася». Подготовка к сочинению.

1

Урок развития речи

Вопросы и задания, обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материала

Показать способы создания образа; развивать навыки анализа текста, монологической речи; дать понятие о «тургеневской девушке»; учить писать сочинение

Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание.

35

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение фрагментов романа, сравнительная характеристика произведений, вопросы и задания

Продолжить знакомство учеников с биографией и творчеством писателя; напомнить особенности жанра сказки в творчестве писателя; расширить представления о сатирической направленности произведений писателя.

Работать  с  основными  компонентами учебника (вопросы  и задания  по  тексту).

36

Сатирическая направленность «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

Урок развития речи

Выразительное чтение по ролям и анализ эпизода романа, характеристика героев, вопросы и задания

Показать своеобразие историзма Салтыкова-Щедрина; развивать навыки анализа текста, пересказа и выразительного чтения.

Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей.

37

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Сообщения, выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания

Расширить знания учеников о биографии писателя; показать своеобразие историзма Лескова; определить нравственные проблемы рассказа; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.

Определять наиболее рациональную  последовательность по  инд-му  выполнению  учебной задачи.

38

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, пересказ эпизодов, элементы анализа текста, вопросы и задания

Расширить знания учеников о биографии писателя; показать своеобразие историзма Толстого; ознакомить учеников с историей создания рассказа, определить социально-нравственные проблемы рассказа; развивать навыки анализа текста.

Умение работать с любой другой научной литературой. Развитие воображения. Развитие мышления и логики у учащихся.

39

«После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный прием рассказа. Подготовка к сочинению.

1

Урок-практикум, урок развития речи.

Выразительное чтение, характеристика героя, его внутреннего состояния, вопросы и задания, обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материала

Помочь ученикам выявить особенности рассказа, писательский замысел; развивать навыки анализа текста, учить писать сочинение.

Комментированное чтение, развитие монологической речи. Работать  с  основными  компонентами учебника (вопросы  и задания  по  тексту).

40

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

1

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания

Показать значение образов природы в творчестве поэтов; поддержать интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять идеи, настроения, чувства поэтов; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Умение работать в парах. Развитие монологической речи. Умение выслушивать мнение своих товарищей.

41

А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания

Расширить представления учеников о личности Чехова; развить навыки выразительного чтения, анализа текста.

Комментированное чтение, развитие монологической речи.

Раздел 6. Литература XX века (21ч)

42

И.А. Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания

Расширить представления учеников о личности Бунина; показать особенности его творческой индивидуальности; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Развитие монологической речи учащихся, комментированное чтение.

43

Нравственные проблемы рассказа А.И. Куприна «Куст сирени».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Сообщения, составление плана, анализ текста, вопросы и задания

Расширить представления учеников о личности и творчестве Куприна; выявить нравственные проблемы рассказа; развивать навыки анализа текста.

Умение ориентироваться по тексту, развитие монологической речи.

44

Романтизм М. Горького. Рассказ «Челкаш» как романтическое произведение.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, пересказ эпизодов, элементы анализа текста, вопросы и задания

Углубить представления учеников о личности и творчестве Горького; расширить понятие о романтизме; рассказать о новаторстве горького в развитии романтических традиций.

Умение работать в парах. Развитие монологической речи. Умение выслушивать мнение своих товарищей.

45

Герои и их судьбы в рассказе М.Горького «Челкаш».

1

Урок-практикум

Выразительное чтение, пересказ эпизодов, элементы анализа текста, вопросы и задания

Развить навыки сравнительной характеристики героев, навыки анализа текста; проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя.

Развитие аналитических способностей учащихся.

46

Подготовка к сочинению на материале рассказов А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького.

1

Урок развития речи

Вопросы и задания, обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материала

Развить навыки сравнительной характеристики героев, сопоставительного анализа текстов, монологической речи; учить писать сочинение.

Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание.

47

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Сообщения, вопросы и задания

Кратко ознакомить учеников с личной и творческой биографией Блока, показать особенности его подхода к истории; развивать навыки выразительного чтения.

Работать  с  основными  компонентами учебника (вопросы  и задания  по  тексту).

48

А.А. Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом».

1

Урок-практикум

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы

Развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей.

49

С.А. Есенин. Историзм поэта. Стихотворение «Россия».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания

Расширить представления учеников о личной и творческой биографии поэта.

Комментированное чтение, развитие монологической речи.

50

С.А. Есенин. Поэма «Пугачев».

1

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания

Развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Работать  с  основными  компонентами учебника (вопросы  и задания  по  тексту).

51

М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Осоргина; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Умение работать в парах. Развитие монологической речи. Умение выслушивать мнение своих товарищей.

52

И.С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы

Кратко ознакомить учеников с личной и творческой биографией писателя; вызвать интерес к творческой работе; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание.

53

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко.

1

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания

Приобщить учеников к восприятию сатиры и юмора; учить понимать сатиру и юмор в художественном произведении; показать, как создаются юмористические и сатирические произведения; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Работать  с  основными  компонентами учебника (вопросы  и задания  по  тексту).

54

Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М. Зощенко «История болезни».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания

Развивать умение понимать сатиру и юмор в художественном произведении; развивать навыки выразительного чтения, пересказа анализа текста.

Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей.

55

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма Твардовского «Василий Теркин».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, вопросы и задания

Кратко ознакомить учеников с вехами жизненного и творческого пути писателя; показать роль поэмы в годы ВОВ, рассмотреть особенности жанра и сюжета; развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста.

Определять наиболее рациональную  последовательность по  инд-му  выполнению  учебной задачи.

56

Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Герой и автор.

1

Урок-практикум

Вопросы и задания, характеристика героя

Проследить, как в поэме сочетаются героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Теркина; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Умение работать с любой другой научной литературой. Развитие воображения.

57

Сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

1

Урок развития речи

Вопросы и задания, обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материала

Развить навыки самостоятельной работы над сочинением, навыки анализа поэтического текста.

Развитие монологической речи. Работать  с  основными  компонентами учебника.

58

А.П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания

Углубить знания учеников о личной и творческой биографии Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа; определить роль художественных приемов; развивать навыки анализа художественного текста.

Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание.

59

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Подготовка к сочинению.

1

Урок-практикум, урок развития речи

Выразительное чтение и исполнение песен, вопросы и задания, обсуждение тем сочинения

Рассказать о значении поэзии в годы ВОВ; показать соединение патриотических чувств в поэзии с личными переживаниями; развивать навыки выразительного чтения; научить писать сочинение.

Работать  с  основными  компонентами учебника (вопросы  и задания  по  тексту).

60

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания

Углубить знания учеников о личной и творческой биографии Астафьева; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей.

61

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе.

1

Урок-практикум

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания

Учить понимать поэтический язык; помочь осмыслить прочитанное; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Комментированное чтение, развитие монологической речи.

62

Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. Контрольный тест.

1

Урок внеклассного чтения

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания

Познакомить учеников с писателями Русского зарубежья;  помочь осмыслить прочитанное; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста; проверить остаточные знания по изученным темам

Выразительное чтение, развитие монологической речи. Работать  с  основными  компонентами учебника (вопросы  и задания  по  тексту).

Раздел 7. Зарубежная литература (8ч)

63

Литература эпохи Возрождения. У. Шекспир. Слово о писателе.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания

Дать представление о литературе и искусстве эпохи Возрождения, начать знакомство с биографией и творчеством Шекспира.

Выразительное чтение, развитие монологической речи.

64

У. Шекспир. Сонеты «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания

Дать понятие о сонете как форме лирической поэзии. Изучить тематику сонетов

Выразительное чтение, развитие монологической речи

65

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта».

1

Урок-практикум

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания

Выявить основные проблемы трагедии «Ромео и Джульетта»; развивать навыки анализа текста.

Умение работать по заданному алгоритму.

66

Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания

Кратко познакомить учеников с писателем. Показать сатирическую направленность комедии.

Выразительное чтение, развитие монологической речи

67

Джонатан Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

1

Урок внеклассного чтения

Пересказ, вопросы и задания

Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством писателя; выявить глубинное содержание его романа; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Умение работать в парах. Развитие монологической речи. Умение выслушивать мнение своих товарищей.

68

Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ, вопросы и задания

Расширить понятие о жанре исторического романа; рассказать о В. Скотте как родоначальнике исторического романа, о его концепции истории и человека в романе; развивать навыки анализа текста.

Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание.

69

Подведение итогов учебного года. Тестирование.

1

Урок контроля знаний

Вопросы с кратким и развернутым ответом

Проверить усвоение знаний учащихся по всему курсу литературы за год обучения.

Работать  с  основными  компонентами учебника (вопросы  и задания  по  тексту).

70

Читательская конференция.

Задание на лето.

1

Урок-беседа

Пересказ, элементы анализа текста

Развивать навыки анализа самостоятельно прочитанного произведения.

Развитие монологической речи, развитие навыка анализа текста.

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-программные материалы

  1.    Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) под ред. В.Я. Коровиной / В.Я.Коровина,  В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина/ – М. Просвещение, 2008.
  2. Рабочие программы по литературе. 5-9 классы / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2013.
  3. Рабочая программа по литературе. 8 класс / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2013.

Учебно-теоретические материалы

  1. В.П. Полухина, В.Я. Коровина и др. Литература 8 кл. Учеб. для образоват. учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.
  3. Обучение сочинениям. Развитие речи: 5-11 классы. Издательство «Учитель», 2008.
  4. Мошенская Г.Н., Королева Н.С. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2010.

Учебно-практические материалы

  1. Ерохина Е.Л. Тесты по литературе: 8 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  2. Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе. 8 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

Учебно-справочные материалы

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов. / под ред. проф. Л.И. Скворцова. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2005.
  2. Словарь литературоведческих терминов.

Учебно-наглядные материалы

  1. Раздаточный материал по темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»,  Москва, «Просвещение», 2006 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....

рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной за 10 класс

          Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая ...

рабочая программа по литературе к учебнику Я.В.Коровиной

Рабоая программа по литературе 5 класс к учебнику Я.В.Коровиной...

Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 6 класс

Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...

Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс

Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс...