Рабочая программа по литературе (6 класс, базовый уровень) для детей-инвалидов
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Крикунова Яна Владимировна

Рабочая программа по литературе для 6 класса (базовый уровень) разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5-11 классов образовательной школы (авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев– 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010). Авторы программы (Г.С.Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев ) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.

Рабочая программа по литературе для 6 класса (базовый уровень) предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в центре дистанционного образования при ОГАОУ БИЮЛИ.

В связи с тем, что в индивидуальном учебном плане для обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий в центре дистанционного образования при ОГАОУ БИЮЛИ на предмет «Литература» отведен 1 час в неделю (35 часов в год), а учебная программа рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год), проведено уплотнение учебного материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая  программа по литературе для 6 класса (базовый уровень) разработана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5-11 классов образовательной школы (авторы-составители:  Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев– 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010). Авторы  программы (Г.С.Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев ) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.          

        Рабочая программа по литературе для 6 класса (базовый уровень) предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в центре дистанционного образования при ОГАОУ БИЮЛИ.

        Изучение литературы в 6 классе  направлено на достижение следующих целей:

*воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

*развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

*освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

*овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях  конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений:

* поддержание интереса к чтению, сложившегося в начальной школе, формирование духовной и интеллектуальной потребности читать.

*формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы;

*обогащение духовного мира обучающихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

*формирование умений находить в произведениях темы, проблемы, идеи;

*развитие и совершенствование устной и письменной речи обучающихся.

        В связи с тем,  что в индивидуальном учебном плане для обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий в центре дистанционного образования при ОГАОУ БИЮЛИ на предмет «Литература» отведен 1 час в неделю (35 часов в год), а учебная  программа рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год), проведено уплотнение учебного материала следующим образом:

№ п/п

Разделы. Темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение

1

1

2

Из греческой мифологии

3

1

3

Из устного народного творчества

2

1

4

Из древнерусской литературы

4

2

Из литературы XVIII века:

5

М.В.Ломоносов

2

1

Из литературы XIX века:

6

В.А.Жуковский

3

1

7

А.С.Пушкин

7

6

8

М.Ю.Лермонтов

4

2

9

Н.В.Гоголь

5

3

10

И.С.Тургенев

2

1

11

Н.А.Некрасов

3

1

12

Л.Н.Толстой

3

1

13

В.Г.Короленко

3

2

14

А.П.Чехов

4

1

Из литературы XX века:

15

Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.

1

1

16

И.А. Бунин

1

1

17

А.И.Куприн

2

1

18

С.А.Есенин

2

1

19

М.М.Пришвин

3

1

20

Н.М.Рубцов

1

1

21

Из поэзии о Великой Отечественной войне

3

1

22

В.П.Астафьев

5

1

Из зарубежной литературы:

23

Восточные сказки

1

0,5

24

Братья Гримм

1

0,5

25

О.Генри

2

0,5

26

Дж. Лондон

2

0,5

27

Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения

1

1

Итого

70

35

  1.  

Обучение согласно учебному плану и данной рабочей программе основано на использовании  учебника для общеобразовательных  учреждений  «Литература. 6 класс. В двух частях. Автор-составитель Г.С.Меркин. М.»,”Русское слово”, 2010г., согласно федеральному перечню учебников на 2012-2013 учебный год, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленных целей в соответствии с образовательной программой центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ БИЮЛИ.

Рабочая программа по литературе для 6 класса (базовый уровень) предусматривает проведение контрольных сочинений (при объеме изучения литературы1 час в неделю):

  1. *  классное сочинение -3

*  домашнее сочинение -1

 Основная форма организации учебного процесса — on-line урок с использованием дистанционных технологий обучения, осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение, различные виды пересказа, заучивание наизусть стихотворений, определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства воплощения; подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Основные формы текущего контроля: устный опрос, письменная работа (рукописная, печатная, отсканирванная),  тестовые формы контроля по теме, разделам обучения, лекции с элементами контроля, итоговый контроль в форме презентации образовательных достижений (самостоятельно подготовленных рефератов, докладов, сообщений и т.д.), отчет о выполненной практической работе, портфолио как набор образовательных продуктов (реализованных проектов) ученика.

В курсе установлена 5-балльная система оценивания в соответствии с нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

        Учащиеся по результатам обучения должны знать:

  1. -  авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

  1.       Учащиеся должны уметь:
  1. видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
  2. обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
  1. видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
  2. комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
  1. различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
  2. определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
  1. сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
  2. выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
  3. осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
  1. видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
  2. находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
  1. сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения; выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
  1.       ---  редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

     Учебно-тематический план уроков литературы в 6 классе (35 часов)

урока

Тема

1

Введение. Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе.

2

Из греческой мифологии. Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид».

3

Из устного народного творчества. Предания, легенды, сказки. Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

4

Из древнерусской литературы. «Сказание о Белгородских колодцах»,  «Повесть о разорении Рязани Батыем».

5

«Поучение»  Владимира Мономаха».

6

Из литературы 18 века. М.В. Ломоносов . Годы учения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».

7

Из литературы 19 века. В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя.Жанр Баллады в творчестве Жуковского.Баллада «Светлана».

8

А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творчестве поэта. Лирика природы: «Деревня», «Зимнее утро».  «Редеет облаков летучая гряда».

9

Роман «Дубровский». Историческая правда и художественный вымысел.

10

Нравственные и социальные проблемы романа(верность дружбе, любовь, честь и отвага, справедливость и несправедливость).

11

Дубровский и Троекуров.

12

Дубровский и Маша Троекурова.

13

Р.Р. Сочинение-продолжение романа А.С.Пушкина «Дубровский».

14

М.Ю.Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в стихотворении «Тучи», «Парус».

15

 М.Ю.Лермонтова . Стихотворение «Листок». Анализ стихотворения.

16

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Тема и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг).

17

Лирическое и эпическое в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

18

Р.Р.Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: «Характеристика Тараса Бульбы» или «Сравнительная характеристика Остапа и Андрея».

19

И.С.Тургенев. «Записки охотника». Творческая история и своеобразие композиции. Рассказ «Бирюк»: служебный долг и общечеловеческий долг.

20

Н.А.Некрасов. Тема народного труда и долюшки женской в стихотворениях: «В полном разгаре страда деревенская..», «Великое чувство! У каждых дверей...».Теория литературы: трехсложные размеры стиха.

21

Л.Н.Толстой. Повесть «Детство»(отдельные главы). Рассказ «Бедные люди».

22

В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Р.Р. Домашний рассказ «Встреча повзрослевших Валека и Васи».

23

Р.Р. Урок доброты . Подготовка к домашнему сочинению-воспоминанию о добрых делах. «Спешите делать добрые дела!»

24

А.П.Чехов. Сатирические и юмористические рассказы: «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим». Приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

25

И.А.Бунин. Мир природы и человека в стихотворении «Не видно птиц. Покорно чахнет...», в рассказе «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. Краткие сведения о писателе. «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

26

А.И.Куприн. Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Внутренний мир человека  и приемы его художественного раскрытия.

27

С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. Пафос и тематика стихотворений «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...».

28

Н.М.Рубцов. Краткие сведения о поэте. Человек и природа в стихотворениях «Тихая моя  родина», «Звезда полей».

29

Внеклассное чтение. Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе

30

М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя. Воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

31

Из поэзии о Великой Отечественной войне. Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и  смерти, бессмертия, любви к родине: А.А.Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной...»;  К.М.Симонов. «Жди меня и я вернусь...»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; Р. Гамзатов. «Журавли».

32

В.П. Астафьев. Краткие  сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

33

Из зарубежной литературы. Восточные сказки.  «Сказка о Синдбаде-мореходе»(из книги «Тысяча и одна ночь»). Братья Гримм. Сказка  «Снегурочка».

34

О.Генри. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве с улыбкой и всерьез.  Дж.Лондон. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге.

35

Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения.

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1 час)

Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Из  греческой  мифологии(1 час)

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.

Из  устного  народного  творчества (1 час)

Предания, легенды, сказки.

Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.

Краеведение: сказки о богатырях в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности.

Из древнерусской литературы (2 часа)

«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.

Из  литературы XVIII  века (1 час)

М.В. ЛОМОНОСОВ

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: выразительное чтение.

Из литературы XIX века (18часов)

В.А. ЖУКОВСКИЙ (1 час)

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

А.С. ПУШКИН (6 часов)

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский » в русском искусстве.

Краеведение: литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С. Пушкина».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (2 часа)

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.

Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.

Н.В. ГОГОЛЬ (3 часа)

Повесть «Тарас Булъба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».

И.С. ТУРГЕНЕВ (1 час)

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.

Н.А. НЕКРАСОВ (1 час)

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники ».

Л.Н. ТОЛСТОЙ (1час)

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза.

Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.

В.Г. КОРОЛЕНКО (2 часа)

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы...».

А.П. ЧЕХОВ (1 час)

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и топкий », «Шуточка », «Налим »: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.

Из литературы XX века (8 часов)

И.А. БУНИН (1 час)

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.

А.И. КУПРИН (1 час)

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.

С.А. ЕСЕНИН (1 час)

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:

А.А.  Блок.  «Там неба осветленный край...»,  «Снег да снег...»;

Ф.К. Сологуб.  «Под черемухой цветущей...»,   «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;

Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т. Твардовский.   «Есть обрыв, где я, играя...»,«Я иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.

М.М. ПРИШВИН (1 час)

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.

Н.М. РУБЦОВ (1 час)

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Из  поэзии о  Великой  Отечественной  войне (1 час)

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной..,»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь,,,»;              Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»', М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.

В.П. АСТАФЬЕВ (1 час)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.

Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.

Из  зарубежной литературы (4 часа)

Восточные сказки

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению.

БРАТЬЯ  ГРИММ

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

О. ГЕНРИ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).

Развитие речи: рассказ от другого лица.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. «Стихиу сочиненные на дороге в Петергоф».

А.С. Пушкин. «Зимнее утро ».

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.

Н.А. Некрасов.   «В полном разгаре страда деревенская...»

И.А. Бунин.  «Не видно птиц...»

С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.

Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.

Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.

              Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

Сказки: «Два Ивана — солдатских сына», «Каша из топора».

Из древнерусской литературы

«Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе».

Из литературы XIX века

И.А.Крылов. «Две бочки», «Любопытный», «Листы и  Корни», «Демьянова уха».

В.А. Жуковский.  «Кубок».

А.С. П у ш к и н.   «Еще дуют холодные ветры...»

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «На севере диком...», «Утес», «Пленный рыцарь».

Н.В. Гоголь.   «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Н.А. Некрасов.  «Мороз, Красный нос».

Н.С. Лесков. «Человек на часах».

А.П. Чехов. «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия».

Из литературы XX века

И.А. Бунин.  «Нет солнца, но светлы пруды..», «На высоте, на снеговой вершине...», «Тропами потаенными...».

В.К. Железников. «Чучело».

Р.П. Погодин.   «Время говорит — пора », «Зеленый попугай».

А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе».

А. Шклярский. «Томек среди охотников за человеческими головами». (Пер. с польского.)

5. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

        Рабочая программа по литературе для 6 класса (базовый уровень) предусматривает проведение письменных работ (при объеме изучения литературы 1 час в неделю):

 4 сочинения (3 классных и 1 домашнее)

Контрольная работа №1 - Р.Р. Сочинение-продолжение романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Контрольная работа №2  - Р.Р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: «Характеристика Тараса Бульбы» или «Сравнительная характеристика Остапа и Андрея».

Контрольная работа №3 - Р.Р. Домашний рассказ «Встреча повзрослевших Валека и Васи». (В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

Контрольная работа №4 - Р.Р. Урок доброты. Подготовка к домашнему сочинению воспоминанию о добрых делах. «Спешите делать добрые дела!»

     6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

        Для учащихся:

  1. Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений:

в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. –  7-е изд. - М.:  ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

        Для учителя:

  1. Программа по литературе  для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С.Меркин, С.И.Зинин, В.А.Чалмаев. - 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.
  2. Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений:

в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. –  7-е изд. - М.:  ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

  1. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие / Ф.Е.Соловьева; под ред. Г.С.Меркина. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово» - учебник», 2012.
  2. Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2004г.
  3. Журнал «Литература в школе».
  4. «Уроки литературы». Приложение к журналу «Литература в школе».Дополнительная литература:
  5. Зарубежная литература для детей и юношества: учеб. для институтов культуры/ Н.П.Банникова и др.

Дополнительная литература:

  1.  Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций.
  2.  Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учебник.
  3.  История русской литературы XI-XVII веков/ под ред Д.С.Лихачева
  4.  Кусков В.В. История древнерусской  литературы.
  5.  Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С.Пушкина в школе. На пути к А.С.Пушкину: пособие для учителя и учащихся.
  6.  Коровин В.И. М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве.
  7.  Воропаев В.А. Н.В.Гоголь: жизнь и творчество.
  8.  Богословский Н.В. Тургенев.
  9.  Скатов Н.Н. Некрасов.
  10.  Ломунов К.Н. Лев Толстой: очерк жизни и творчества.
  11.  Бердников В.П. Чехов: идейные и творческие искания.
  12.  Афанасьев В.Н. Александр Иванович Куприн.
  13.  Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха.
  14. . Журавлев С.И. Память пылающих лет: соврем. сов. проза о Великой отечественной войне.
  15.  Быков В.М. Джек Лондон.
  1. Средства обучения:

Компьютерное оборудование

Мультимедийное приложение:

  1. CD «Большая Советская энциклопедия»
  2. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)

CD «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий» (Мультимедийная энциклопедия)

Образовательные электронные ресурсы:

http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.

http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.

http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.

http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).

http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература". Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.

http://www.pisatel.org/old/ Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 11 класс (базовый уровень)

Рабочая  программа  по  литературе для  обучающихся  11  класса создана  на  основе  примерной  учебной  программы  среднего (полного) ...

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Базовый уровень.

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Базовый уровень....

Рабочая программа по литературе (9 класс, базовый уровень)

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий  разделы: пояснительная записка, раскрывающая характеристику  и место учебного предмета в базисном уче...

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Базовый уровень. ( Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев )

Настоящая программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю)  в соответствии с Федеральным базисным планом, Программой общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г...

Рабочая программа по литературе 11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по литературе создана на основе авторской программы по литературе для 10-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной....

Рабочая программа по литературе (6 класс, базовый уровень) для детей-инвалидов

Рабочая программа по литературе (6 класс, базовый уровень) для детей-инвалидов...