Урок литературы в 5 классе "Якутия - моя малая родина"
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме

Сергеенко Людмила Вячеславовна

Урок-педагогическая мастерская. Проводится в рамках национально-регионального компонента.

Цель: научить ребят элементам творческой работы , выработать умение самостоятельно мыслить, работать с моделями, рисунками, текстом.  Развитие ассоциативного мышления уч-ся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_5_kl..doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе.

Педагогическая      мастерская.

Учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ №8 г.Томмот

Сергеенко Людмила Вячеславовна.

ТЕМА: Якутия – моя малая Родина.

ЦЕЛЬ: научить ребят элементам творческой работы , выработать умение самостоятельно мыслить, работать с моделями, рисунками, текстом.  Развитие ассоциативного мышления уч-ся.

Воспитание любви к родному краю и бережному отношению ко всему, что нас окружает.

Ход урока:

1.Саморегуляция. (проводит учитель)

- Сядьте поудобнее, прикройте глаза. Помните, что вы сегодня не на уроке , а в творческой мастерской. Я ваш мастер, а вы не просто подмастерья, а творцы. Расслабьтесь. Настройте себя на успех, активную работу. Мысленно повторяйте вслед за мной: « Все мои мышцы расслабились, я успокоился, я стараюсь как можно лучше понять и осмыслить, о чем пойдет речь. Я теперь могу легко выразить словами свои мысли. Я становлюсь интересным человеком. Меня все с удовольствием слушают…»

2.Индуктор ( мотивация творческой деятельности уч-ся)

Вспомним песню « С чего начинается родина»…

Мы живем в Якутии. Якутия – это наша малая родина.

Произнесите медленно слово  РОДИНА. Что вы видите, когда произносите это слово? Нарисуйте эту картину словами.

3.Составление уч-ся ассоциативного ряда.

- При слове родина я вижу: …бесконечные просторы , цветы около дома, речку Алдан, своих друзей….        

( учитель записывает на доске, а ребята у себя на листочках)

4.Набор словаря.

- Нарисуйте земной шар. Получится круг. Круг – это символ вечности, символ вечной жизни.

Разделите его пополам по горизонтали. В верхней половине запишите теплые (приятные) слова, связанные со словом «родина».

В нижней половине запишите холодные ( неприятные) слова к этому слову.

5.Социализация и обогащение.

- Прочитайте теплые слова по цепочке, дописывайте те, которых у вас нет.

Чувствуете, как согревают эти слова, от них так и веет теплом, светом, добротой, вечностью.

Холодные слова читать не будем.

6.Память.

- А теперь вспомните свой фотоальбом. Там обязательно найдется фотография, которая вам нравится больше всего, сделанная на фоне природы.    Вспомните, при каких обстоятельствах и когда была сделана эта фотография. Запишите отдельными словами свои чувства, ощущения в этот момент. Как влияла природа на ваше состояние и настроение?

7.Читаем вслух и дополняем свои списки.

8.Этап сосредоточения.

- Нарисуйте свое сердце, представьте, что это карта России. Звездочкой отметьте место нахождения нашей малой родины.

Звездочка – символ удачи, счастья, света.

Всмотритесь в полученное изображение: в каждом сердце незримо живет образ малой родины – места, где человек родился, вырос, где находятся его корни. Эти корни удивительно крепки, они напоминают о единстве Земли и Человека.

А теперь сосредоточьте внимание на рисунке и вспомните, не приходилось ли вам быть врагом по отношению к своей  звездочке?

Не обижали ли вы свою землю, растения, животных, птиц?

Мысленно ответьте честно своему сердцу и дайте себе слово не повторять такого никогда, а наоборот, научиться самому и научить других любить родную землю, относиться к ней бережно и с любовью. Так, как это делали ее поэты и писатели.

9.Поэтические образы.

Прочитать стихотворения о Якутии.

Семен Данилов – народный поэт Якутии. Нежно и мудро воспевал он родной край, просто и красиво выражал любовь и гордость и Якутией, и Россией.

Стихотворение  « Подснежники».

Сквозь толщу вечной мерзлоты,

Как выстрел, выбившись наружу,

Неукротимые цветы

Стоят и в непогодь, и в стужу.

Ты мужество их оцени,

Взгляни, восторга не скрывая, -

Среди снегов цветут они,

Суровый край мой украшая.

- Какие чувства поэта выражены в этом стихотворении?  Согласны ли вы с ним ?

Стихотворение  «Моя Якутия»

Нам хорошо средь вечной мерзлоты,

Поющим с леденящими ветрами.

Мы высекаем из морозов пламя

И не боимся зимней темноты.

Мы дышим вольным воздухом одним –

Якуты, чукчи, русские, эвены –

И никакой земли во всей вселенной

Иной, чем наша, вовсе не хотим.

- Какова основная мысль стихотворения?

Моисей Ефимов – современный поэт Якутии.

Стихотворение  « Ода вечной мерзлоте»

Край таежный, край любимый мой,

Дивная якутская равнина!

Воздух здесь и летом, и зимой

Свеж, как нельмовая строганина.

Ну, а если все-таки за год

Наберется грязи и отбросов –

Все сметет весенний ледоход,

Смелет все – и никаких вопросов.

Ничего не смыслят в жизни те,

Кто твердит в досужие минуты:

Мол, живут на вечной мерзлоте

Эти разнесчастные якуты.

Да, земля суровая у нас,

Жизнь трудна и нелегка работа:

В недрах превращаются в алмаз

Пролитые нами капли пота.

Но одну заветную мечту

Берегу в душе, пока живу я:

Сохранить бы эту чистоту,

Молодость и свежесть вековую.

Задание: запишите слова и словосочетания, связанные с темой

« Якутия – моя малая родина».

10.Ситуация разрыва.

- Еще раз напишите слово «родина». Составьте слова из букв этого слова.  ( Дина, Ира, Лора…)

Символично?

Родина – рождает, род…

11.Набор словаря.

- Подберите рифмы к данным словам:

родина –                                       ромашка –

Алдан -                                         Томмот –

Земля -                                         снежок –

Березы -                                        сосны

Ель -                                            речка –

- Подберите удачные рифмовки.

12.Создание текста.

Раздаются карточки с началом творческих работ.

Есть на карте родины…                       Люблю я родину свою…

Мне хочется сказать о Томмоте…         Есть такой уголок в России…

Мне в жизни повезло…                       Когда мне грустно….

Здравствуй, Алдан…                            Якутия – край золота и алмазов

( ребята выполняют работу в течение 10 минут)

13.Социализация.

Чтение работ уч-ся.

14.Рефлексия.

Что было трудным на уроке?

Что было интересным?

Какое настроение было у вас на уроке?

О чем бы вы хотели поговорить на следующих мастерских?

   

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок № 1 по теме "Моя малая Родина"

Цели урока: стимулировать любознательность, познавательные интересы учащихся к немецкому языку, прививать любовь к своей малой Родине....

Урок литературы в 5кл. «Образ малой родины в лирике курских поэтов»

Форма урока: ролевая игра в форме заседания редакционной коллегии по созданию литературно- художественного альманахаЦели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством курских  поэтов; закре...

Урок - путешествие. Волгоград - Сарепта: моя малая Родина

Первые колонисты из Германии на Волге. История, культура, менталитет. Первые переселенцы. Взаимопроникновение культур Германии и России....

Урок литературы в 6 классе "Малые жанры фольклора. Пословица и поговорка".

Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Разработанный урок помогает в игровой форме лучше усвоить сложное понятие «пословица», знакомит со значениями многих поговорок и по...

урок знаний на тему «Моя малая Родина»

Задачи урока:Образовательная:    1. определить вместе с учащимися понятие «Малая  Родина»;2. расширить знания учащихся о своем родном городе.Развивающая:...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Малые жанры фолклора"

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Малые жанры фолклора"...

Урок литературы в 5 классе "Малые жанры фольклора"

Урок литературы в 5 классе "Малые жанры фольклора"...