"Бог нашей драмой коротает вечность..."
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Мастерская для учеников 10 класса по творчеству М. Ю. Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская по творчеству М. Ю. Лермонтова (10 класс)

«Бог нашей драмой коротает вечность» (урок рассчитан на 2 часа)

Цель мастерской: подвести итог изучения творчества М. Ю. Лермонтова; дать возможность ученикам еще раз погрузиться во  внутренний мир поэта; развивать навыки письменной речи.

(Классная аудитория оборудована галереей портретов М. Ю. Лермонтова, в том числе и его собственными рисунками – автопортретами).

1.Вступительное слово учителя:  Вы все прекрасно помните очерк Марины Ивановны Цветаевой «Мой Пушкин», с которым  мы с вами познакомились в процессе изучения творчества А. С. Пушкина. И,  наверно,  каждый из нас может сказать что-то особенное, услышав слова «Мой Лермонтов». Целью нашей сегодняшней работы должно стать  создание сочинения-размышления с предположительным названием «Мой Лермонтов». Свой Лермонтов был и у великого русского писателя А. И. Солженицына, отрывок из очерка  которого мы сегодня с вами прочтем.  (Учитель читает вслух, распечатки текста у каждого на парте). То, что показалось вам интересным, новым – запишите.

2. - Внимательно рассмотрите портреты Михаила Юрьевича и запишите  несколько определений – ответов на вопрос :  «Какой он – Лермонтов?»

- Прочитайте то, что вы записали,  в парах. Прочитайте свои записи классу. Обязательно запишите понравившиеся вам мысли и образы.  

3.Если вы говорите о Лермонтове, какие строчки из его стихотворений вспоминаются первыми?   Запишите несколько строчек.

Прочтите записанное вслух. Во время чтения те строки, которые   наиболее подходят к «вашему» Лермонтову,  запишите.

4. Пройдите вдоль столов, на которых разложены распечатки материалов о М. Ю. Лермонтове (воспоминания современников, выдержки из писем, дневников и т.д.). Постарайтесь прочесть их все за 20 минут. Запишите то, что вам понравилось, удивило, огорчило. Прочтите записи вслух.

5. Прочитайте стихотворения, положенные на ваши столы. Что их объединяет? Обратите внимание на интонацию. Что эти стихи открывают в поэте? Запишите свои наблюдения в тетрадь. Прочитайте свои записи друг другу. «Соберите» общее выступление и прочтите его классу.

6. Из лермонтовских строк, пришедших вам на память первыми (см. 3 этап урока) выберите наиболее яркую. Она может стать заголовком для вашей работы. Работа   может быть написана в любом жанре. ( Дети работают над созданием текстов. Во второй половине второго урока некоторые работы зачитываются).

7. Слово учителя: Спасибо всем за работу! Я надеюсь, что сегодняшние ваши размышления откроют нечто важное для вас самих  в ваших душах.

 Материалы для распечатки.

«Трагедия Лермонтова есть трагедия Любви».

                                                Вл. Архипов

«Это был человек сильный, страстный, решительный, с ясным и острым умом, вооруженный волшебной кистью, смотревший глубоко в действительность, с ядом иронии на устах…»

                                                С. А. Андреевский

« В системе представлений об искусстве и жизни, господствовавшей в ту эпоху, поэзия занимала высшее и практически единственное высокое место… И Лермонтов, ничуть не обладая гармоническим складом ума и души, шел по проторенному пути, составляя слова в ровные столбцы стройного размера с безошибочными и звучными рифмами…»

                                                П. Вайль, А. Генис. Родная речь. 1991.

«Эти стихи писаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!»

                                                                 В. Белинский. 1841

«Неразделенная любовь, неверность, обман, насмешка и злословие угрожали святая святых его человеческого достоинства – праву на свободу и счастье».

                                                Вл. Архипов, 1965.

«В Лермонтове живут какие-то затаенные идеалы, его взоры всегда обращены к какому-то иному, лучшему миру…Лермонтовский пессимизм есть пессимизм силы, гордости, пессимизм божественного величия духа».

                                                С. А. Андреевский, 1913

«Печорин всех нас влек неотразимо, и до сих пор еще может увлекать, и, вероятно, всегда будет увлекать…».

                                                А. Григорьев, 1862.

Отрывок из очерка А. И. Солженицына

«После разорения нашей семьи в революцию – в детстве у меня оказалось совсем мало своих книг. А читать – жадно хотелось. И то, что было у меня – я, еще до школы, перечитывал и перечитывал по многу раз. …из близкой нам семьи подарили мне огромный, тяжелый вольфовский (известный в ту пору книгоиздатель) двухтомник Лермонтова «Полное собрание», да переплетенный в одну книгу, чуть поменьше Евангелия.

В моем крупном томе Лермонтова было много выразительных живописных картин, в целый большой лист – они вреза́лись в память на всю жизнь…

А с самим Лермонтовым завязалось и такое родство: что я родился совсем недалеко от места его дуэльной смерти – и умер-то он в пронзительные 27 лет, как и мой отец.

Еще больше кавказских сцен  захватывали меня – такие же поражающие, в лист, картины с ангелами – вот уносящим в небо душу умершей – «Он душу младую в объятиях нес» - или противостояние его с Демоном в борьбе за страждущую душу Тамары. А в перелист картин – «И звуков небес заменить не могли / Ей скучные песни земли» - и прямые молитвы: «…теплой заступнице мира холодного» - и: «В минуту жизни трудную, / Теснится ль в сердце грусть:/ Одну молитву чудную/ Твержу я наизусть». В годы гонения на иконы, лампады и само Божье слово – эти лермонтовские строки звучали куда захватнее, уносливей, чем у самого автора сотню лет назад. Стихи его наслаивались в утве́ржение  и моей души. Умиряли «Тучки небесные, вечные странники»…

А через «Бородино» шагнул я в Отечественную войну, вскоре развернутую мне тетей в огромном альбоме «1812 год», и уже в первые годы советской школы  - не увлеченный ею, скорее отторженный  - я читал «Войну и мир» (меньше всего замечая романную сторону, но пораженный исторической), - и так и расстались мы с Лермонтовым до моего почтительного в 17 лет прихода на место его дуэли, а затем – и в отдаляющую прорву десятилетий. Нет, еще приходил же я и в пятигорский музей его, под мои 40, уже воротясь из ссылки, и после ракового корпуса, с новыми мерками жизни и смерти.

Нет, ещё! Уже за мои 75, после изгнания – добрался я и до заветных пензенских лермонтовских Тархан, до могилы его, запомненной из старинного тома…Водила меня Тамара Михайловна Мельникова, директор заповедника, гибнущего от нищеты «перестроечных» лет, водила на могилу и по всем комнатам дома бабушки Арсеньевой, дома лермонтовского  отрочества, горячо взволнованная все рассказывала, - и особенно врезался мне прежде прогляженный лермонтовский стих «Эпитафия» - как он стоял в 16 лет на панихиде по отцу (отторженному властной бабкой), но слезы у него не проступили…»

При проведении мастерской были использованы стихотворения М. Ю. Лермонтова: «Одиночество», «И скучно, и грустно…», «Не верь себе…», «Листок», «Ангел», «Я не унижусь пред тобой…», «На севере диком стоит одиноко…», «Дума», «Парус» и другие.  Учитель может предложить для анализа другие стихотворения по своему выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час:"Мы под космосом мыслим вечность..."

Сценарий открытого классного часа: «Мы под космосом мыслим вечность…».Класс: 8-б МОУ гимназия №2 г. Красногорска Московской области.Классный руководитель: Кремнёва Екатерина Сергеевна. Цель:...

"Между вечностью и бытом". Елена Галеркина. Графика. Коллаж.

Статья посвящена творчеству Елены Александровны Галеркиной, петербургской художницы, выставка произведений которой состоялась в московском Открытом Клубе в январе 2012 года....

"Между вечностью и бытом". Елена Галеркина. Графика. Коллаж.

Статья посвящена творчеству Елены Александровны Галеркиной, петербургской художницы, выставка произведений которой состоялась в московском Открытом Клубе в январе 2012 года....

Сочинение "Подвиг,шагнувший в вечность"

В сочинениии рассказывается о Герое Советского Союза -Зое Космодемьянской. Как юная девушка,не испугавшись врага,вынесив нечеловеческие пытки,не предала своих товарищей и в целом Родину. А ведь она ро...

"Этруски - странники в вечности"(особенности художественной культуры Этрурии VIII-II века нашей эры)

Презентация знакомит с особенностями художественной культуры этрусков. Эта тема изучается на уроках МХК в 10 классе. Этой теме довольно васто не отводится значительного внимания, а между тем художеств...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»

В архиве находится презентация и разработка заняти по "Грозе" А.Н.Островского, а видеофайл сможете посмотреть в разделе видео на моей странице. Очень рекомендую. Сама разработка обычна, а вот видео за...

Методическая разработка урока литературы в 6 класс «Драмы взрослых и драмы детей» (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)

Многие писатели обращались к теме детства и до Короленко. Зачем же опять поднимать эту тему? Очевидно, писателю есть что сказать, добавить что-то очень важное, сокровенное.Что? Вот в этом мы и попробу...