Методическая разработка урока литературы в 6 класс «Драмы взрослых и драмы детей» (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)
методическая разработка (6 класс)

Жеренкова Елена Вячеславовна

Многие писатели обращались к теме детства и до Короленко. Зачем же опять поднимать эту тему? Очевидно, писателю есть что сказать, добавить что-то очень важное, сокровенное.Что? Вот в этом мы и попробуем разобраться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dramy_vzroslyh_i_detey.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

                         Методическая разработка урока литературы в 6 класс «Драмы взрослых и драмы детей»

                                  (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)

Цели урока:

  1. образовательный компонент:

        формировать умение анализировать факты и давать им оценку;

        формировать умение сравнивать и обобщать, а также активно и последовательно отстаивать  свою точку зрения;

        учить определять цель и формулировать проблему исследования;

  1.  развивающий компонент:

развивать познавательный и читательский интерес;

развивать устную монологическую и диалогическую речь;

развивать интерес к исследовательской деятельности и творческому осмыслению прочитанного;

развивать умение работать с литературоведческими и толковыми словарями;

        совершенствовать умение анализировать художественный текст

  1. воспитательный компонент:

               воспитывать уважительное отношение к человеку;

               воспитывать чуткое отношение к членам своей семьи.

Предварительная подготовка

Дети получили следующие задания:

-прочитать полный вариант повести «В дурном обществе»

-изобразить цветовую гамму повести

-написать отзыв о прочитанной книге в читательский дневник

-поработать с толковым словарем и найти толкование слова драма (индивидуально )

-подготовить пересказ фрагмента экспозиции

                                                                                                                       Как бы тяжело тебе ни было,

                                                                                                                       как бы ты низко ни пал,

                                                                                                                       верь в хорошее, доброе, светлое.

  1. Вступительное слово. Повторение изученного.

--Мы продолжаем работу с разделом, который называется «Невозвратимая пора». Что является темой этого раздела? (Тема детства)

-- С каким эпическими произведениями  мы познакомились? (Л.Н.Толстой «Детство»,  А.Н.Толстой                    

«Детство Никиты», С.Т. Аксаков  «Детские годы Багрова внука»)

--Определите их жанровую принадлежность. ( Повесть)

--Докажите.

--Каким самым главным, важным чувством наполнено детство и Николеньки, и Никиты, и Серёжи? (любовью родителей и окружающих)

-- Скажите, а можно ли в один ряд с этими мальчиками поставить  Васю, главного героя повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»? Почему?

2.Выявление уровня осознанности прочитанного.

--Многие писатели обращались к теме детства и до Короленко. Зачем же опять поднимать эту тему? (Значит, писателю есть что сказать.)

-- Что же хотел сказать Владимир Галактионович? Вы прочитали повесть. Вашим домашним заданием было оформить читательский дневник. Каково Ваше впечатление от  прочитанной повести? (Зачитать  2 – 3 ответа из читательского  дневника)

--Слово – великое чудо. Это  не просто сочетание звуков, букв. Слово обладает определенной цветовой символикой.

--Какой вы почувствовали цветовую гамму произведения? (Показать по колонкам цветовые гаммы, отметить, какие тона преобладают и почему)

--  Почему же и Короленко пишет о детстве? (Говорили, но не так страшно)

--Так в чем идея? (Детство бывает разным)

--Актуально ли в наше время говорить об этой повести?

3. Сообщение темы урока.

--Сегодняшний урок я назвала так: «Драмы взрослых и драмы детей». И уже на данный момент, не зная этой темы, вы продемонстрировали глубину понимания какого из слов темы? (Драмы)

--А теперь попробуйте объяснить, что такое драма?

-- А что говорит нам толковый словарь?

--Какие слова темы звучат особенно страшно и почему?

   

 4. Постановка целей урока.

--Обратимся к  теме урока. Как вы думаете, какую задачу мы поставим перед собой сегодня? (Обобщение учителя: продолжать учиться  осмысленно читать; понять, в чем заключаются драмы взрослых и детей; почувствовать связи, которые образуются между взрослыми и маленькими людьми.)

--Конечно, эта тема раскрывается на протяжении всей повести, но мы будем подходить к ней постепенно, поэтапно. Сегодня мы возьмем для работы только экспозиционные главы.

--Что такое экспозиция и какие главы мы возьмем для работы? (1 – 3)

5. Анализ текста.

1) Роль пейзажной зарисовки

--Еще до знакомства с героями Короленко в 1 главе подробно рисует город. Зачем? (Настраивает, готовит к знакомству с героями  и восприятию их образов…)

--Давайте увидим Княж-городок. ( чтение с карандашом) Выделите ключевые слова (вместе с эпитетами), которые «рисуют» город.

--А вы бы хотели жить в таком городе? Почему?

 --Как автор сумел подчеркнуть мрачность, трагичность повести? (Через пейзажную зарисовку.)

--Значит, когда, ребята, бывает печален пейзаж? ( Когда печален человек.) А человек печален, ибо его судьба драматична.

2) Драма пана Тыбурция и его детей.

--Что означала в этом городе фраза «живет в замке»? Кто сделал жизнь этих людей еще невыносимее? (Старый Януш, он сортировал население развалин.)

-А что можно сортировать? (Картофель, морковь, конфеты… но не людей!)

--Какова была участь неугодных? Зачитайте.

--Обратимся к иллюстрации. Как художнику удалось передать внутреннее состояние этих персонажей? Почему иллюстрация выполнена в черно-белых тонах?                                                                                                                                            --Люди отвергнуты себе подобными… Город их не принял…  А вот что автор думает об этих людях? Попробуем понять. (Несчастливцы – люди без счастья. Они вызывают авторское сочувствие.)

--Кого из проблематических натур автор считает замечательной личностью? (Тыбурция.)

--Драматична ли судьба Тыбурция?

--О пане Тыбурции Короленко рассказывает много и подробно. Постараемся понять, в чем его драма. (Звучит подробный пересказ о Тыбурции.)

-- Оцените пересказ.

--На что прежде всего автор обратил наше внимание. (Это умный, образованный человек: он цитирует Ксенофонта, Цицерона, употребляет латинские выражения…)

--Какой вопрос возникает у думающего читателя? (Откуда он все это знает?)

--Кто является смыслом жизни Тыбурция Драба? (Дети.)

--Чем они в основном занимались? (Валек – ворует, а Маруся чахнет в подземелье.)

--Так в чем состоит драма Тыбурция и его детей? (Жизнь заставила Тыбурция, умного, образованного человека, демонстрировать свои знания в кабаке перед пьяными посетителями; сын вынужден воровать; дочь чахнет в сыром подземелье.)

3) Драма Васи и его отца.

--Рассказ о Тыбурции сопровождался портретом этого персонажа. Говоря о выражении глаз, автор подчеркнул, что в них чувствовалась «глубокая неустанная печаль». С кем из взрослых персонажей повести роднит Тыбурция эта деталь? (С Васиным отцом, судьей.)

--Откуда у человека, занимающего солидное положение в обществе, человека состоятельного, в глазах «глубокая неустанная печаль»?

--Васин отец – судья. Какова роль судьи в обществе? (Он судит людей, переступивших грань дозволенного, т.е. преступников.)

--Каково мнение о нем в городе?

--А что с этим судьей происходит дома? (Он сам нарушает законы, значит, становится преступником.)

--Какие законы он нарушает? (Нравственные.)

--Обратимся к тексту. Покажите, как судья становится преступником.

--На что обрек отец своего сына? (На одиночество.)

--Что мешало Васе и отцу обрести друг друга и сломать стену, выросшую между ними. (Отсутствие тепла, любви и отцовской мудрости.)

--В чем заключается драма Васи и его отца? (В ощущении абсолютного одиночества, вызванного смертью матери, Вася хочет обрести отца, но отец постоянно отталкивает своего сына.)

6. Подведение итогов урока.

--Подведем итог. Где же берет начало драма в жизни взрослых и жизни детей в повести Короленко? В чем счастливее дети Тыбурция?

--Какое отношение к нашему наблюдению имеет эпиграф?

7. Домашнее задание.

( одно на выбор ученика )

Пронаблюдайте в 4 – 5 гл. и запишите, какие открытия сделал Вася, подружившись с Валеком и Марусей. Какие уроки получил?

Напишите письмо Васиному отцу  или семье, в которой взрослые и дети перестали понимать друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока на тему "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")"

Фрагмент урока по литературе для 5 класса "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")". Используются кейс-технологии. Раздел – «Русская литература XXвека...

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

урок развития речи в 6 классе. Выборочное изложение "Среди серых камней." (По повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Целью данного урока является повторение  сведений о структуре и языковых особенностях описания помещения, так как одна из задач уроков развития речи в 6 классе – научиться описывать помещен...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе по теме «Романтические тенденции в повести А. И. Куприна “Олеся”

Очень важно научить учащихся не просто «грамотно» прочитывать произведение, но и проводить самостоятельное его исследование, обращаясь  к проблемным вопросам, которые автор поднимает в своё...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Разработка урока литературы. 5 класс. "Дружба Васи, Валека и Маруси" ( по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе").

Разработка урока по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Тема урока "Дружба Васи, Валека и Маруси". Представлен интересный материал для аналитической беседы по повести (слова...

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...