Язык искусства. Аллегория
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Методическая разработка для урока литературы в 5 классе. Первые шаги на пути познания языка искусства. Иносказание - аллегория - азбука этого сложного языка. Мастерская

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazyk_iskusstva._allegoriya._metodicheskaya_razrabotka.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Язык искусства. Аллегория

Малявина Н.Л учитель русского и

литературы ГБОУ СОШ№ 124

г. Санкт-Петербурга.

Предмет: литература

Возраст детей: 5 класс

Место работы: классная работа

Цель урока: ознакомить со средствами художественной выразительности

Задачи урока: воспитание художественного вкуса, воспитание коммуникативных умений, развитие умения воспринимать произведения искусства, активизация творческих способностей, обучение сотрудничеству

Тип урока: мастерская получения знаний

Методы урока: иллюстративный, индуктивный

Возрастная категория: 5 класс

УМК: Литература 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений, автор-составитель В.П. Полухина, Москва «Просвещение», 2003

Оборудование: в классе развешаны правила поведения на уроке в графическом изображении (предыдущее домашнее задание), магнитофон, принадлежности для рисования, столы расставлены для  работы в группах

Технология:  работа индивидуальная, в группах, сценическое представление, рефлексия

На предыдущем уроке начата работа над понятием «аллегория»: учащиеся пытались предположить, что может обозначать непонятное слово. представляя форму, цвет, вкус, смысл. Варианты: предмет мягкий и пушистый; так звали ученого, который открыл гору; как гром в облаках,; греческое слово или название животного или имя человека; крокодил…

Ход урока

  1.  Вступительная часть урока.

Учитель предлагает встать в круг, держит в руках необычный предмет и объясняет задание.

Учитель: « Имя моего волшебного шарика сегодня «дружелюбие». Каждый, кто держит его в руках, становится приветливым и понимающим. Не говоря ни слова, нужно бережно  передать его соседу и при этом подумать о соседе хорошее-хорошее и так, чтобы сосед понял, принял от тебя добрые мысли. За весь круг шарик от каждого получит заряд дружелюбия».

Учитель: « Придуманный вами недавно язык поможет вспомнить правила проведения нашей мастерской».

Ученики:

  1. Нельзя не работать
  2. Нельзя мешать соседу
  3. Лишние звуковые сигналы запрещены

Ученики садятся по группам (5человек).

2.Основная часть мастерской

Первый этап.

Учитель: «Мы сейчас узнали о чем-то, ничего никому не рассказывая. Но есть еще более Таинственные и красивые языки. Некоторые люди знают их в совершенстве, а другие могут им научиться. Послушайте музыку и на  маленьком листочке запишите, о чем вам рассказала мелодия, что заставила вспомнить, представить, ощутить».

Звучит музыка П.И.Чайковского «Подснежник».

Обмен мнениями, впечатлениями.

Учитель: «Это произведение автор назвал «Подснежник». Стоит ли расстраиваться тому, кто не увидел цветка? Почему?»

Высказывание мнения.

Второй этап.

Учитель: «Каждый ученик берет альбомный лист и условно делит его пополам: на левой стороне рисует Цветок  Грусти и Печали, далее, на правой – Цветок Счастья и Радости».

Ученики рисуют красками, цветными карандашами, фломастерами.

Учитель: «Надо придумать имя каждому цветку и подписать его рядом».

Учитель: «В группе рассмотрите все рисунки, задайте вопросы авторам, обсудите интересные находки каждого. Можно ходить в гости к другим группам».

Третий этап.

Каждая группа получает большой лист ватмана.

Учитель: «Разделите условно лист на две части. Вам предстоит нарисовать Цветок Грусти и Печали, который будет похож на каждый из ваших цветков! Непременное условие: все участвуют в работе!»

То же задание ученики выполняют с Цветком Счастья и Радости.

Учитель: « Перепишите все придуманные вами имена Цветов рядом с рисунком на ватмане».

Афиша: все работы вывешиваются на стену: в центре общая , вокруг нее – индивидуальные.

Учитель: « Подготовьте выступление одного человека от группы с комментарием вашего общего рисунка, объяснением «имен» ваших цветов».

Четвертый этап.

Учитель: «Теперь вместо языка красок мы используем язык движения. Вам предстоит всем вместе изобразить ваши цветы. Представлять работу будем так: вы должны представить неподвижную пластическую композицию в виде Цветка Грусти и Печали, и, когда зазвучит музыка, Цветок начнет плавно перерастать в Цветок Радости и Счастья. На счет «десять» вы должны представлять Цветок Радости. Этот иносказательный язык называется аллегорией».

Пятый этап.

Каждая группа представляет пластическую композицию. После показа – аплодисменты и высказывание мнения участников мастерской о том ,что необычного они увидели.

Заключительная часть – рефлексия.

Учитель: «Какие иносказательные языки вы умеете различать?»

Домашнее задание: подобрать пример аллегории в изобразительном искусстве или в художественной литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация для Недели русского языка "Искусство владения словом"

презентацию можно использовать при проведении открытия Недели русского языка....

план-конспект урока по английскому языку "Искусство и дизайн. Тадж Махал"

Урок составлен на основе рабочей программы по УМК - учебник курса «Английский в фокусе», пятый год обучения, 5-й класс (авторы Н.И.Быкова, М.Д.Поспелова, В.Эванс, Дж.Дули)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ИСКУССТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ». 10 КЛАСС

. Курс «Искусство письменной речи» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной...

Элективный курс по русскому языку "Искусство образной речи"

Элективный курс для 11 класса по русскому языку для подгготовки к ЕГЭ...

Элективный курс по русскому языку «Искусство письменной речи» 11 класс

Элективный курс  может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов  при подготовки в ЕГЭ. Содержание курса опирается на знания, умения и ...

Учебный курс по английскому языку "Искусство литературного перевода" 6 класс

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить  противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом мате...

Методическая разработка урока английского языка «Искусство. Загадки живописи»

Методическая разработка учителя английского языка Бритвенковой Ксении Юрьевны разработана в рамках основной образовательной программы основного общего образования школы с углубленным изучением английс...