Аксиологический подход к развитию личности на уроках литературы в условиях современной действительности: необходимость применения и способы реализации.
статья по литературе по теме

Попова Татьяна Юрьевна

В статье представлены размышления по поводу причин духовного кризиса современного нам общества, изменения приоритетов в иерархической системе ценностных ориентаций. Рассматриваются способы преодоления кризиса, условия реализации этих способов в рамках школьного образования с учётом особенностей развития современных детей подросткового возраста, указана важность и особая роль аксиологического подхода к развитию личности, необходимость его использования на уроках литературы,  рассматривается методика преподавания уроков литературы при таком подходе (используемые современные педагогические технологии, приёмы, виды уроков, методические цели).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_literature.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Аксиологический подход к развитию личности на уроках литературы в условиях современной действительности: необходимость применения и способы реализации.

Современной эпохе свойственны глубокие потрясения и тяжкие утраты. Не прекращаются войны и конфликты, мир переполнен бесчисленными проявлениями зла. Человечество почти утратило высшие ценности. Нет взаимного доверия между людьми, падает авторитет родителей, учителей, правительства, принижаются личностные достоинства человека, забываются традиции и теряется уважение к жизни.

На мой взгляд, очень ярко характеризуют происходящее сегодня слова Н.А.Бердяева: «Современное общество растеряло духовное измерение вещей и деяний, оно разлюбило духовность в жизни и вместе с тем разучилось любить, а научилось ожесточаться и ненавидеть…»

Да, позиции добра значительно ослабли. Утрачены традиционные представления об истине, красоте, любви; передовые интеренет-ресурсы, нашпигованные бессистемной информацией о мире, вытесняют из жизни людей настоящие источники знаний. Вызвано это тем, что сегодня созданием и распространением массовой культуры занимаются ищущие денег и славы кинорежиссёры, продюсеры, бизнесмены, телеведущие, певцы, актёры, диджеи. В погоне за прибылью через СМИ они раскручивают современных «звёзд», навязывают нашему обществу фальшивые ценности, заставляя подражать так называемой элите.

Очевидно, что наше общество в значительной степени нездорово, и прежде всего, духовно. Мир так нестабилен, а человек так нуждается в ориентирах. Этим объясняется лёгкость, с которой люди впитывают современные ценностные ориентации, которые  определяют поступки и действия.

Какие же они, идеалы современного нам общества?

Пресловутый культ денег как показатель личного успеха. Культ силы как способ решения всех проблем при отсутствии интеллекта и финансов. Наслаждение, гедонизм во  всех его проявлениях, при которых, например, подминается истинное значение Любви как высшей ценности (свидетельством неправильного понимания целей брачного союза является статистика распада половины заключаемых браков). Среди пагубных форм наслаждения – курение, пьянство, наркомания и игромания. Культ славы, «звёздности», крутизны особенно привлекает неокрепшие души, не оставляя шансов понять, что собственный стабильный успех формируется непосредственно трудом и практикой. Ориентация на модную эстетику, эпатажность, вызывающее поведение также являются свидетельством глубочайшего духовного кризиса.

Всё это уводит человеческую душу от истинной цели бытия. Кроме того, создание и использование техники сделало человека обладателем страшной разрушающей власти. Не имея внутренних нравственных и духовных ценностей, а значит, не располагая грамотными жизненными ориентирами, человек не будет понимать, для чего нужен каждый компонент в этом мире, каждая деталь или идея, не сможет верно объяснить, как и для чего могут и должны использоваться все эти передовые технологии. Это неумолимо ведёт человечество к катастрофе планетарного масштаба.

Попытки деструктивных преобразований аксиологических (аксиология (греч. аxia – ценность, logos – слово, учение) – философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям, поступкам) положений, диссонанс с существующими теориями понимания жизни вызван в большей степени отрывом от корней, пренебрежительном отношением к опыту предшествующих поколений, которые по крупицам на протяжении всей истории развития человеческого общества собирали информацию, знания о мире. А ведь, быть может, только благодаря этим знаниям, человечество до сих пор и существует. Печальна судьба народов, которые отрекаются от своей драгоценной культуры. По словам И.А.Ильина, при этом «они не создают никакой новой; они сходят в истории на «нет» в снижении, разложении, разврате, принимая свои больные и дурные создания за некое «новое слово» «новой культуры».

Впрочем, в связи с этим вспоминаются слова булгаковского героя из бессмертного романа «Мастер и Маргарита»: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…» Получается, что подобные проблемы сопровождали человеческое общество всегда. Вопрос в их преодолении с учётом особенностей, характерных для каждой новой эпохи.

Думается, не надо ждать, что когда-то где-то кто-то откроет бестолковому человечеству истину. Скорее всего, предметной истины не существует. Она в духовном завоевании каждого человека, в освоении социальной культуры, произведений искусства, она в жизненном пути каждого из нас.

Основным путём перестройки человеческого мышления и морали является образование. Оно играет важную роль в развитии ребёнка, в становлении его как личности, во многом способствует формированию собственного мировоззрения на основе мироощущения. Становится очевидным необходимость расширения сфер использования аксиологического подхода в образовании на всех ступенях, особенно в школе.

Безусловно, это трудная задача. У современных школьников в  эпоху Интернета возникло «клиповое мышление», при котором окружающий мир превратился в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов, а информированность практически по любым вопросам стала бессистемной. Оказываясь нравственно дезориентированными с самого детства, дети как никто сегодня нуждаются в духовной поддержке. При организации процесса обучения и воспитания следует помнить, что именно в школьные годы, особенно в период подросткового возраста, у них проявляются такие новообразования, как сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентация на них в своём поведении, происходит интеллектаулизация восприятия и памяти, развиваются различные формы речи. В это время у детей появляется желание понять себя, своё место в мире, разобраться в своих чувствах, настроениях. Это время обретения нравственных опор, время острого неприятия несправедливости и несовершенства окружающего мира. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях; возрастает интерес к философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подросток может рассуждать об идеалах, о будущем, он приобретает новый, более глубокий взгляд на мир.

Роль педагога – помочь научить отделять «зёрна от плевел», обрести уверенность, найти верные жизненные ориентиры, которые наполнят жизнь радостью обретённого смысла. Особая ответственность за реализацию задач духовно-нравственного воспитания ложится на учителя литературы. Очень важно обратиться сегодня к ценностному материалу нашей литературы и с помощью великих художников слова дать жизненные ориентиры новому поколению; обратиться к достояниям нашей величайшей культуры, особенностями которой являются высокая нравственная направленность российской идеи, преданность своей вере, патриотизм, понятия долга, чести, достоинства, общность (соборность), терпение, любовь, трудолюбие, любовь к природе. В своей Нобелевской лекции А.И. Солженицын в своё время сказал: «Кто сумел бы косному, упрямому человеческому существу внушить чужие дальние горе и радость, понимание масштабов и заблуждений, никогда не пережитых им самим? Бессильны тут и пропаганда, и принуждение, и научные доказательства. Но, к счастью такое в мире есть! Это искусство. Это литература… Искусство воссоздаёт опыт, пережитый другими, - даёт усвоить как свой собственный». Достоверность этих слов, глубокая их правдивость и честность должна быть очевидна для любого здравомыслящего, разумного человека.

Фактически цель современного урока литературы – силой художественного слова очищать, облагораживать человека.

Таким образом, важность использования аксиологического подхода налицо. Дело в методическом исполнении. Здесь на помощь приходят имеющиеся в арсенале каждого учителя-словесника высокоэффективные современные педагогические технологии (проблемного обучения, коммуникативные, интегрированного обучения (межпредметные связи на занятиях словесностью, связи литературы с музыкой, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, историей, информатикой, иностранным языком, психологией, МХК), личностно-ориентированного подхода, здоровьесберегающие), разнообразные приёмы, формы, виды работы, методики проектной деятельности, развития связной речи учащихся, разностороння, многоуровневая работа с текстом как «опредметченной духовностью» с разных точек зрения (лингвистической, литературоведческой, историко-культурной) при помощи разных методов (системно-функционального, конкретно-исторического, типологического, сравнительно-исторического). Аксиологический подход к развитию  личности на уроках литературы предполагает не только нахождение в художественном произведении ценностей высшего порядка, но и отношение к самому произведению как к ценности высочайшего эстетического уровня.

Для достижения наивысшего результата деятельности ставим конкретные методические цели:

- повышать интерес учащихся к чтению и изучению филологических дисциплин;

- развивать чувство слова;

- формировать и совершенствовать коммуникативные умения и развивать приёмы умственной деятельности учащихся в соответствии с их возрастным уровнем;

- научить понимать и анализировать тексты разных функциональных стилей, разных жанров и форм речи, особенно тексты, имеющие практическое значение в современной жизни.

Необходимо научить школьников:

- создавать собственные грамотные тексты;

- глубже понимать художественные произведения, раскрывая их имплицитный смысл через разные формы анализа (лингвистический, стиховедческий, текстоведческий, культурологический), то есть развивать аналитические способности учащихся;

- видеть функциональные связи изобразительно-выразительных средств языка с содержанием литературного произведения (связь плана выражения и плана содержания);

- устанавливать взаимосвязь (стилистическую, образную, смысловую) между текстами одного и того же автора;

-  устанавливать интертекстуальные связи между произведениями разных авторов и эпох, обращая внимание на диалектику общего и индивидуального;

- не только воспринимать тексты, но и говорить и писать о своём восприятии, то есть развивать и совершенствовать речь, продуктивные способности учеников;

- работать с научной литературой (литературно-критическими статьями, теоретическими справочниками, энциклопедиями, словарями, письмами, мемуарами, воспоминаниями);

- видеть и устанавливать межпредметные связи, использовать в работе знания, умения, навыки, полученные при изучении других предметов;

- осваивать новые методы и формы работы как на уроках, так и в ходе внеурочной деятельности;

-побуждать к созданию самостоятельных научно-исследовательских произведений, то есть развивать научно-филологические способности учеников;

- поощрять и направлять ученическое творчество.        

Используем разные виды уроков, которые позволяют обучать школьников  языку  как средству общения,  познания мира и себя в нём, средство приобщения к культуре; дают возможность развивать в них умение активно, творчески и грамотно владеть всеми видами речевой деятельности:

- уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, публичная защита знаний, зачет, мастерская, дебаты, дискуссии, ученическая конференция и т.д.;

- уроки, опирающиеся на фантазию и творчество:  спектакль,  коллективное сочинение,  концерт, дебаты, дискуссия, диспут (с последующей устной или письменной рефлексией);

- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, интервью, пресс-конференция  и т.д.;

-    уроки – игры:  дидактические, ролевые, деловые, состязательные;

- уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям, сочинения-рецензии т.д.;

- уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов. 

«Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли — вот чтение»  -  говорил С.Соловейчик. Любование, смакование, восторг, изумление, волнение и составляют феномен, называемый читательским интересом. Учитывая это, особое внимание уделяем работе над словом, используем следующие приёмы:

  1.  многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений,      словарная работа в связи с наблюдениями за законами создания текстов;
  2. речевой портрет героя;
  3. пересказ (аналитический, сжатый, комментированный)
  4.  создание контекста к образному средству;
  5.  изменение текста с помощью использования средств выразительности;
  6.  сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;
  7.  сочинения разных видов  и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине, спектаклю, фильму, по мотивам музыкальных произведений и т.д.), сочинения-стилизации (басня, сказка, фельетон, «Как Гоголь», «Как Маяковский», сочинение собственных рассказов и т.д.);
  8.  стихосложение;
  9.  ролевые игры и речевые импровизации (пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная  презентация книги, отзыв, рецензия,  вступительная статья к литературному сборнику, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.);
  10. подготовка и защита проектов на литературную тему;
  11. подготовка и презентация исследовательских работ на литературную тему;
  12. соучастие в подготовке лекции учителя создание сценария,  инсценирование отрывков литературных произведений и т.д. 

Таким образом, исходя из вышесказанного, делаем вывод, что использование аксиологического подхода в преподавании литературы в современных нам условиях успешно реализует наиважнейшие задачи:

– помогает создать условия для самопознания, самоопределения современных школьников,  адекватного восприятия окружающего мира и себя в нём, сформировать в юных душах общечеловеческие (добро, красота, честность, вера) и личностные ценности (творчество, компетентность, профессионализм, целеустремлённость), помогающие жить и действовать в современном мире, найти свою социальную нишу в обществе;

– обеспечить условия для развития творческих способностей учащихся;

-  сохранить, укрепить психическое, физическое, духовное здоровье ребенка.

От того какая система ценностей будет заложена в детях сегодня, будет зависеть развитие нашего будущего завтра. Не отрываясь от корней национальной культуры, делая упор на духовно-нравственное воспитание детей, мы тем самым способствуем процессу создания сильной, самодостаточной, развитой, зрелой личности, крепкой семьи, надёжного государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

В статье говорится об использовании творческих заданий при изучении драматических произведений на уроках литературы....

Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

17 февраля 2016 года в МОУ «Партенитская школа» (и.о. директора Савчук О.В., зам.директора Шадурская В.В.) состоялся семинар для учителей русского языка и литературы. Тема семинара «Современные подход...

Формирование коммуникативной компетенции обучащихся на уроках литературы в условиях современной школы

   Данная статья предназначена для учителей литературы. В ней рассказывается о том, каким образом можно формировать универсальные учебные действия на уроках литературы....

Система культурно-нравственного воспитания на уроках литературы в условиях современной школы.

ПРОГРАММа ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Основные направления региональной образовательной политикив контексте модернизации российского образования»(модуль инвариантной части повышения квалификаци...