Урок-исследование "Мир униженных и оскорблённых" и бунт личности против жестоких законов социума.
план-конспект урока литературы (10 класс) по теме
Актуальность урока обуславливают сложность и противоречивость содержания романа Достоевского и понимания причин нравственного падения и воскресения души главного героя Раскольникова. Урок имеет важное мировоззренческое значение, т.к. направлен не только на выявление точки зрения автора и героя произведения, но и на то, чтобы каждый из участников урока выработал свою позицию по поднятой на уроке проблеме. Урок включает в себя методы ИКТ и технологии развития критического мышления, элементы проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мир униженных и оскорблённых» и бунт личности против жестоких законов социума».
Цель: Совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; проследить за развитием бунта Раскольникова в зависимости от его состояния; определить авторское и сформировать собственное отношение к теории Раскольникова; способствовать воспитанию гуманизма, ответственности человека за свои поступки.
Оборудование: Учебник, текст романа, иллюстрации к роману, таблица (на доске).
Прогнозируемые результаты: Учащиеся знают содержание романа; комментируют отрывки, содержащие описание условий жизни главного героя, поддавшегося идеям наполеонизма; анализируют диалоги Раскольникова, определяя проблемы, поднятые автором в романе («сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право»).
Форма проведения: Урок-исследование.
Ход Урока
I. Организационный этап.
II. Постановка целей урока.
Мотивация учебной деятельности и актуализация знаний учащихся
Учитель. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с миром Ф. М. Достоевского. Есть в его творчестве тайны, открывающиеся тем, кто пытается понять жизнь, задать ей самые сокровенные вопросы, кто сомневается и отрицает, горит и жаждет, кто строит себя. «Преступление и наказание» — один из самых серьёзных, глубоких и оригинальных романов писателя. Вместе с тем это один из наиболее удачных его романов. О главном герое романа мы и поговорим.
III. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
— Роман «Преступление и наказание» — история бедного, самолюбивого, неглупого и не подлого человека, «с мыслию довольно пробуждённою, с потребностью значительного дела и личного счастия и с разъедающим сознанием, что судьба, при обычных условиях, не даст ему ни того, ни другого». Юноша этот, заточённый своим самолюбием бедняка, как в тюрьму, в свой душный чердак, на каждом шагу в своей жизни испытывает тяжёлые лишения и унижения.
Он мечтал быть честным и полезным обществу; он очень любил мать и сестру, на чью долю выпала бедность в далёкой провинции, он надеялся, что, закончив образование в университете, сможет изменить свою судьбу. Во время частых монологов с самим собою, занимающих добрую часть романа, Раскольников решает переменить свою судьбу ловким убийством старой безнравственной ростовщицы, существование которой с самой снисходительной точки зрения приносило людям только вред.
Необыкновенные тонкость и глубина психологического авторского наблюдения отразились в каждой мелочи, описывающей подготовку и совершение убийства.
Можно сказать, что ничего подобного по обстоятельности исследования и внутренней психической правде в своих разнородных описаниях преступлений в русскоязычной литературе не было ни до, ни после Достоевского.
2. Постановка и решение проблемного вопроса (в парах)
Согласны ли вы с утверждением Ю. Карякина: «… И о тебе эта история рассказывается, о тебе, если есть в тебе неправота целей, скрываемая самообманом, если боишься ты точного самосознания. У тебя могут быть своя старуха-процентщица, своя Лизавета, какими бы другими именами они ни назывались,— могут быть, даже если ты не убивал их буквально. И тогда всё равно страдать за тебя будут и мать, и сестра, и Соня…»?
3. Аналитическая беседа по первичному восприятию романа
- Какое на вас произвели впечатление «униженные и оскорблённые» в романе?
Рисуя жизнь «маленького человека», Достоевский раскрывает одну из главных тем – тему нищеты и унижения. Реалистическая картина жизни этих людей ужасна, но они благодарны, скромны и душевно простые люди.
- В чём причина преступления Раскольникова?
1страница романа, начиная с конца 2 абзаца (Первое болезненное и трусливое ощущение - это голос совести; но ещё и голос гордого человека. А вот и социальная причина:… «он был задавлен бедностью». Но есть ещё одна причина, высшая, философская, она скрыта в словосочетании – «безобразная мечта», это та самая страшная идея о делении людей.)
- На чьей стороне симпатии Ф.М.Достоевского в романе?
Кропоткин в своей статье очень точно заметил: «За изображением Раскольникова я чувствую самого Достоевского, который пытается разрешить вопрос: мог ли бы он сам или человек вроде него быть доведён до совершения преступления, как Раскольников, и какие сдерживающие мотивы могли бы помешать ему, Достоевскому, стать убийцей. Но дело в том, что такие люди не убивают». В финале происходит возрождение героя как преодоление болезни индивидуализма. От такого нового героя писатель не отрекается, он это приветствует. Достоевский писал в конце своей жизни, что его заветной мечтой как человека и писателя всегда оставалось стремление помочь «девяти десятым» человечества, угнетённым и обездоленным в его эпоху в России и во всём мире, обрести достойное человека существование, завоевать путь в «царство мысли и света».
4. Слово учителя: «Социальные и философские истоки бунта
Раскольникова»
— «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления»,— писал В. Шкловский. Поэтому главные вопросы урока — не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено и что толкнуло героя на этот путь? Может быть, Раскольников был преступником по сути? Давайте вспомним его поступки до преступления (помогает Мармеладовым, отдаёт последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, даёт деньги, чтобы её довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство. Каковы же причины этого поступка?
Причины, побудившие Раскольникова к убийству
Внешние - идеи, витающие в воздухе: взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира; идеи бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности); тяжёлая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф; судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).
Внутренние - состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нём есть стремление действовать); характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.
5. Коллективная работа по составлению таблицы «развитиеидеи Раскольникова в зависимости от его состояния» (на доске)
Развитие идеи Раскольникова в зависимости от его состояния
Развитие идеи | Состояние Раскольникова |
Первая встреча с Алёной Ивановной | Отвращение |
Разговор студента и офицера в трактире | Нечёткие и пугающие мысли совпали со словами студента, побуждая тем самым Раскольникова к действию |
Месяц мучительных раздумий в тесной комнатёнке, похожей на гроб | «Вся эта теперешняя тоска нарастала, накапливалась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотвратимо требуя решения» |
Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, её описание | Отвращение к старухе и «предприятию». «И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?» |
Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре | Ужас. «Да разве то будет?» |
Сон, в котором сконцентрировалось всё отвращение к убийству | «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчётах, будь это всё, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика… Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Кажущаяся свобода от идеи |
Сила идеи. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной | Час пробил |
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа с использованием интерактивного приёма «микрофон»
♦ Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»? Убедительны ли его идеи?
♦ Что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы?
♦ В чём состоит «наполеонство» Раскольникова?
♦ Через что переступает Раскольников, совершая преступление?
♦ В чём суть внутренней борьбы Раскольникова до преступления?
♦ Если преступление — это попытка доказать что-то прежде всего себе, то в чём смысл этого преступления?
-подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью;
-страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему всё дозволено;
-право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми;
-бесчеловечно, когда за преступления «героя» расплачиваются другие;
-преступления всегда ведут к разрушению личности «переступившего»
2. Заключительное слово учителя
- Закрыта последняя страница романа Ф.М.Достоевского. Написанный более ста лет назад, он волнует нас сегодня: проблемы 19-ого века – это и наши проблемы. Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру общественного неравенства и подавления человеческой личности. И вместе с тем его «идеи» увековечивает бесчеловечность существующего порядка вещей. Это противоречие между глубоким и искренним протестом Раскольникова против социального угнетения и неравенства – и утверждением самим же героем права одной сильной личности строить свою жизнь на крови и костях других – составляет основу трагедии «Преступления и наказания».
V. Домашнее задание
Творческое задание (По выбору учащихся): • Написать сочинение-миниатюру (10-12 предложений) «Почему терзается и страдает Раскольников?». Обратить внимание на
двойственность мучений: терзается из-за теории, страдает —
душа болит, разъединён с людьми.
Перечислить (письменно) причины и следствия преступления Раскольникова.
VI. Итоги урока (оценки).
Используемая методическая литература:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.,1979
Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.- М.,1986
Тарасов Б.Н. Два пути Р.Раскольникова. - ЛШ №1,1999.
Используемое оборудование:
текст романа, мультимедийное оборудование, презентация к теме, сообщающиеся сосуды
Используемые ЦОР:
мультимедиа-презентация
Краткое описание:
конспект урока-исследования по роману Достоевского "Преступление и наказание"
Ресурс для профильной школы:
Ресурс для профильной школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-111724.jpg)
Самоанализ урока «Мир униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.
Содержание урока позволяет реализовать комплекс педагогических целей: умение работать с текстом романа, способствовать самостоятельному анализу предложенного материала, навыкам систематизации, о...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/26/picture-324814-1382764833.png)
Презентаця. Личность Пугачёва в произведении А.С.Пушкина”Капитанская дочка” и в истории о пугачёвском бунте.
Кто такой Пугачёв?Но не смотря на все эти егонедостатки в повести А.С.Пушкина он помогает Гринёву и Маше обрести своё счастье, отпустил Гринёва из Белагорской крепости и дал ему коня...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/02/picture-136300-1351877657.jpg)
Билингвальная личность в современном социуме
В российском многонациональном государстве билингвизм стал нормой для каждого человека. Около 70% населения Земли владеют, в той или иной степени, двумя или более языками, причем, это наиболее с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-216583-1362477147.jpg)
Буклет "Дети против жестокости"
Буклет "Дети против жестокости" предназначен для проведения классных часов, родительских собраний, конференций, круглых столов, социальных акций по профилактике насилия. В буклете даны краткая и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/26/picture-411784-1393391601.jpg)
"Против жестокого обращения с детьми" - буклет для родителей
Буклет для родителей "Против жестокого обращения с детьми" может быть использован в рамках акции "Синяя лента", на родительских собраниях и мероприятиях с родителями. В архиве файл, созданный в програ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/21/picture-535177-1416550946.jpg)
Вебинар "Повышение уровня педагогической и родительской компетентности как метод коррекционно-профилактической работы с педагогами, родителями и законными представителями" (в рамкам областной акции "Детство без обид и унижений")
Целью настоящего вебинара является попытка помочь педагогам, родителям и законным представителям в условиях дистанционного обучения, познакомиться и более обстоятельно разобраться в теоретических вопр...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/07/picture-544005-1701959384.jpg)
Разработка родительского собрания с презентацией «Дети против жестокого обращения и насилия!»
Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость. Каждый родитель вправе воспитывать ребенка теми средствами и методами, которые считает правильными. Каждый роди...