Самоанализ урока «Мир униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Морозова Светлана Владимировна

 

Содержание урока позволяет реализовать комплекс педагогических целей: умение работать с текстом романа, способствовать самостоятельному анализу предложенного материала, навыкам систематизации, обобщения и групповой работы, умению проводить литературные параллели и видеть символичность образов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

«Мир униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

Содержание урока позволяет реализовать комплекс педагогических целей: умение работать с текстом романа, способствовать самостоятельному анализу предложенного материала, навыкам систематизации, обобщения и групповой работы, умению проводить литературные параллели и видеть символичность образов.

Форма проведения: урок - исследование

Задачи урока: 

Образовательные : 

Сформулировать предпосылки возникновения бунта Раскольникова.

Сформулировать мотивы совершения преступления.

Развивающие:

Формировать умение анализировать эпизод текста.

Формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста.

Формировать умение логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом.

Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся.

Воспитательные: 

Воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним.

Способствовать духовно-нравственному развитию учащихся.

Формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанного художественного произведения.

Пояснительная записка:

Актуальность урока обуславливают сложность и противоречивость содержания романа Достоевского и понимания причин нравственного падения и воскресения души главного героя Раскольникова. Урок имеет важное мировоззренческое значение, т.к. направлен не только на выявление точки зрения автора и героя произведения, но и на то, чтобы каждый из участников урока выработал свою позицию по поднятой на уроке проблеме. Урок включает в себя методы ИКТ и технологии развития критического мышления, элементы проблемного обучения.

Необходимое оборудование: учебник, текст романа, презентация к уроку.

Актуализация знаний учащихся: связь с предыдущими уроками для решения сегодняшних задач урока.

Ход урока:

Организационный этап (постановка целей урока).

Мотивация учебной деятельности. 1-ая фаза – вызов интереса. Слово учителя.

Данная фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Учащийся ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает, что хочет узнать.

2-ая фаза – погружение в тему. Главными задачами здесь является активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Под моим руководством и с помощью своих товарищей учащийся ответит на те вопросы, которые были поставлены ещё на 1-ой стадии.

- Приём получения информации (лестница)

- Работа в паре (постановка и решение проблемного вопроса).

- Аналитическая беседа по первичному восприятию романа

На протяжении всего урока нам помогали «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

По ходу работы использовала приём «Двойной дневник», который устраняет трудность обнаружения личностного смысла при чтении. Ребятам необходимо было заполнить таблицу, состоящую из двух граф: им надо выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание.

-Учимся творчески интерпретировать информацию. Проблема недостаточности рефлексии в школе не даёт возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приёмы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать своё отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на вопросы. Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир. Это возможно с помощью приёма написания сочинения, письменных ответов на вопросы, поэтому я задала именно такое домашнее задание.

- На уроке прослеживалась работа над умениями и навыками:

Языковая компетенция – уметь правильно отвечать в конкретной речевой ситуации.

Речевая компетенция – знать текст, уметь отбирать материал, касающийся содержания высказывания.

- Прослеживалось единство урока – содержание урока построено на одной «сквозной» линии (водопад), которая объединяет все этапы урока.

- Методические аспекты:

1. оптимальное соотношение различных видов деятельности – чтение, слушание; имела место как коллективная, так и индивидуальная работа;

2.использование наглядности было методически и логически оправдано и целесообразно;

3.дифференциация – на уроке использовались разноуровневые задания;

4.методы контроля – контроль на уроке проводился по следующим параметрам: устная коллективная работа по тексту, индивидуальная рабора по вопросам.

- Позиция учащихся на уроке

1.работоспособность учащихся на уроке;

2.достаточно высокая степень усвоения материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Мир униженных и оскорблённых" и бунт личности против жестоких законов социума.

Актуальность урока обуславливают сложность и противоречивость содержания романа Достоевского и понимания причин нравственного падения и воскресения души главного героя Раскольникова. Урок имеет важное...

План-конспект, презентация и самоанализ урока истории в 10 классе на тему: «Личность Петра I»

План-конспект урока истории в 10 классеразработал Сысоев Дмитрий ВладимировичУчитель МБОУ «Свияжской СОШ ЗМР РТ»Тема: «Личность Петра I»с презентацией к немуи самоанализом (с приложениями и...

Конспект модельного урока по литературе в 10 классе: "Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных" (дебаты)

Урок литературы  в 10 классе по произведению Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"   по теме: "Родион Раскольниов в мире униженных и оскорблённых".  Форма урока - дебаты по станда...

Урок музыки 5 класс "Герои униженные и оскорбленные"

Данный урок проводится в 5 классе  по теме " Музыка и изобразительное искусство"....

Презентация "Мир "униженных и оскорбленных"

Презентация по роману  Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"...

Исследовательская работа на тему: «Униженные и оскорбленные " в творчестве В.Гюго и Ф.М.Достоевского».

Целью данной работы стало выявление взглядов русского и французского писателей-классиков на проблему "униженных и оскорбленных". Глубокое исследование особенностей содержания  произведе...