Урок музыки 5 класс "Герои униженные и оскорбленные"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Данный урок проводится в 5 классе  по теме " Музыка и изобразительное искусство".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2010_urok_muzyki.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе.

Тема четверти: « Можем ли мы увидеть музыку?»

Тема урока: « Герои униженные и оскорбленные». (На примере произведений М.П.Мусоргского « Сиротка», В.Г.Перова « Тройка», Н.А.Некрасова « Плач детей»).

Задачи:

  1. Подвести учащихся к пониманию того , что комплексное восприятие искусств дает более полное, цельное и глубокое представление о том или ином явлении жизни.
  2. Подчеркнуть огромное значение  песенной интонации  в творчестве М.П.Мусоргского.
  3. Воспитание у детей чувств сострадания, сопереживания средствами разных видов искусств.

Материал к уроку для учителя.

Н.А.Некрасов. Плач детей.( 1860)

Равнодушно слушая проклятья

В битве с жизнью гибнущих людей,

Из-за них вы слышите ли , братья,

Тихий плач и жалобы детей!

« В золотую пору малолетства

Все живое- счастливо живет,

Не трудясь, с ликующего детства

Дань забав и радости берет.

Только нам гулять не довелося

По полям, по нивам золотым:

Целый день на фабриках колеса

Мы вертим. вертим, вертим!»

…Где уж нам, измученным в неволе,

Ликовать, резвиться и скакать!

Если б нас теперь пустили в поле,

Мы в траву попадали бы – спать.

Нам домой скорей бы воротиться,-

Но зачем идем мы и туда?

Сладко нам и дома не забыться:

Встретит нас забота и нужда!

Там. Припав усталой головою

К груди бледной матери своей,

Зарыдав над ней и над собою,

Разорвем на части сердце ей…

Г.А.Лишин. Памяти М.П.Мусоргского. ( 1881)

…Отшедший друг – не баловень судьбы,

Она его лишь изредка ласкала,

Жизнь нам дана бесспорно для борьбы,

Ему ж борьба для жизни предстояла.

…Он звуками умел нарисовать

И дня рассвет, и мчащиеся тучи,

И ропот волн, и колокол могучий,

И гром войны, и мира благодать.

Художники- передвижники.

1870г. И.Е.Репин, В.И.Суриков. В.Г.Перов, И.Н.Крамской, Г.Г.Мясоедов, И.И.Шишкин, В.М.Васнецов, В.Д.Поленов, В.А.Серов, И.И. Левитан.

( Репродукции картин художников).

И.Е.Репин « Бурлаки на Волге», « Протодьякон», « Портрет М.П.Мусоргского».

Василий Григорьевич Перов ( 1833-1873)

Родоначальник Критического реализма в русском изобразительном искусстве.

Он выступает горячим защитником народа .Он старался вызвать у зрителей участие и сострадание к жизни « униженных и оскорбленных».

Картина « Тройка». Ученики мастеровые везут воду. ( 1866).

Образы детей интересовали В.Г.Перова на протяжении всего его творческого пути. В ряде своих работ Перов повествует о жизни крестьянских и городских детей, уделом которых были холод, голод, непосильный труд, жалкое нищенское существование.

Эта работа получила всеобщее признание, принесла Перову звание академика ( в 33 года). Но лучшей похвалой было приобретение картины Павлом Михайловичем Третьяковым.

…Зимний вьюжный ветер. По занесенной снегом проезжей дороге трое бедно одетых детей в стареньких тулупчиках напрягая свои слабые силенки, тащат на салазках огромную бочку с водой. Леденящие порывы морозного ветра срывает с крыш снег,

теребят рогожу, покрывающую обледеневшую бочку, колют острыми иглами лицо и руки. Как желанно светится огонек в еле заметном кусочке окна, напоминая о теплом, уютном крове. Порыв ветра выбивает пряди волос из-под платка девочки, срывает тряпицу, надетую вместо шарфа. Сзади какой-то человек пытается помочь детям, что еще больше подчеркивает  непосильный детский труд.

(  Обратить внимание :  Глаза детей. Поворот головы. Дети бледные  и усталые. Наклоны фигур. Напряжение веревки. Огромное  физическое усилие и т.д.)

 Рассказ « Тетушка Марья» ( Образ среднего мальчика на картине).

М.П.Мусоргский, « Сиротка» ( 1868).

Все народные картинки имеют сюжетную основу. Они написаны в виде монологов, т.е. произносятся не от лица автора, а от имени конкретного действующего лица. Слушатель ясно представляет себе образ говорящего, его характер, чувства, социальную принадлежность.

Мусоргский изобразил одинокого, бездомного ребенка, просящего прохожего о подаянии. Особенности : яркий жизненный образ - правдивая передача речевых интонаций. Сочиняя слова , он уже ясно представлял себе мелодию, в которую они должны были воплотиться.

Метрическая сторона. 1-ый ударный, 2, 3-й неударные слога.

Такой размер близок к характеру крестьянской речи того времени. Удобен для передачи просьбы, жалобы, горестного причитания.

В музыке М.П.Мусоргский ритмически удлинил ударные слоги, сделал их в ряде случаев мелодическими вершинами попевок. Тщательно выписал мелодические оттенки внутри отдельных фраз .Музыка отражает постепенную смену душевных состояний говорящего.Начинается – скупыми словами, завершается горестным восклицанием : « Баринушка!»

Композитор использует тембровые возможности ф-но.

Настоящим триумфом М.П.Мусоргского стал концерт 23 марта 1776 года в зале Городской Думы. А.Н.Молас спела « Сиротку» , аккомпанировал ей сам автор.

Из воспоминаний:  « Мусоргский спокойно сел к роялю. После нескольких вступительных нот раздался слабый стон: « Барин мой, миленький» и до слов « С холоду стынет кровь…», когда весь зал как бы вымер, только слышались слезы в голосе бедной сироточки. Эта тишина продолжалась несколько мгновений, после окончания романса… И вдруг оглушительные, несмолкаемые аплодисменты и единодушно повторяющийся крик « бис». Пришлось повторить « Сиротку « еще раз.

Песня « Дорога Добра». Композитор Марк Минков. Автор текста Юрий Энтин.

Текст.

      Спроси у жизни строгой ,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом

Хоть этот путь неведом.

Иди, мой друг , всегда иди

Дорогою Добра.

Забудь свои заботы

Падения и взлеты.

Не хнычь, когда судьба ведет себя

Не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо.

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою Добра.

Вокально-хоровая работа.

 Тональность  ми минор.

1 Выстроить 1 звук

2. Трезвучие 1 .3 , 5 ступени, вводный тон, опевание тоники.

3. Припев ( сольфеджирование 2 голоса)

4. Обратить внимание на ум.53.

5.Пропеть 1 голос

6. Выстроить терцию

7. Унисон после терции

8. Трудности: повтор звуков, скачок на ч.4 вниз - в одной вокальной позиции.

9. Обратить внимание на паузы.

10 Фразировка.

11. Интонационное построение – секундовые интонации, вопросительные интонации

12. Внимание на « с».

Наглядность , ТСО , ИКТ.

  1. Репродукция картины Перова « Тройка»

2.   Фрагменты картины « Тройка».

3.   Портреты М.П.Мусоргского, В.Г.Перова.

4.   Материал на парты  или на экран

      Текст « Сиротки»

      Нотный текст песни « Дорога Добра»

      Текст песни « Дорога Добра»

5.   Музыкальный материал в звукозаписи.

       « Сиротка» М.П.Мусоргский.

 « Песня Варлаама»,  (дополнительно  « Плач Юродивого».)

        М.Минков « Дорога Добра».

6.   Термины, ФИО авторов.

7.   Картины : И.Е.Репин « Бурлаки на Волге»

                                           « Протодьякон»

       Ход  урока.

  1. Звучит « Песня Варлаама» из оперы М.П.Мусоргского « Борис Годунов».

- Ребята, под какую музыку вы вошли в класс ?

- Какой композитор написал эту музыку?

- Откуда этот фрагмент?

Итак, действительно прозвучал фрагмент из оперы М.П.Мусоргского « Борис Годунов».

- А кто такой Варлаам? Какой он?

-Сила, могущество, удаль заключена в этом образе. И этот образ создает сама музыка.

-  Какая была музыка?

- А что мы можем отметить в речевых интонациях?

- Какому голосу поручено исполнение?

Вспомните :

- На выставке какого художника Мусоргский увидел своего Варлаама?

- Как называлась эта картина?

Итак. Мы продолжаем изучение нашей большой темы « Можем ли мы увидеть музыку?».

2.  Продолжая разговор о творчестве М.П.Мусоргского, я хочу остановиться на его вокальной музыке.

 « Сиротка».

Давайте обратимся к тексту.

Интересно то, что М.П. Мусоргский сам написал не только музыку,  но и текст.

-От чьего лица идет рассказ?

- Представьте , что вам представилась возможность написать музыку, какой она будет?

По настроению , по характеру?

А теперь послушаем , что нам предложил автор. ( Слушание).

_ Что вы можете сказать об этой музыке? Какая она ? (повторные интонации, яркая динамика, изменение темпа, низкий регистр ф-но, завершается на 5 ступени.)

Монолог обрывается, мольба оказалась бесплодной.

- А какой голос исполняет ?

- Здесь были речевые интонации? Какие ? 9 плача, мольбы).

_ Скажите , где мы уже слышали подобные интонации? ( Плач Юродивого).

- Каким вы себе представляете этого ребенка? Опишите его.

3.  Примерно  за 2 года до появления произведения М.П.Мусоргского появляется картина художника передвижника Василия Григорьевича Перова под названием

      « Тройка».

 - Давайте рассмотрим репродукцию этой картины. Почему она так называется?

 Что вы здесь видите? Что здесь происходит?

- Какие тона , краски использовал художник? Почему?.

 ( Время года. Образы детей, лица , глаза, огонек в окне, обледенелая бочка и т.д.)

Провести  параллель с картиной И.Е.Репина « Бурлаки на Волге».

  1. В 19 веке к теме детского труда обращались не только художники и композиторы. Так русский поэт Н.А.Некрасов написал стихотворение « Плач детей» ( фрагмент).

  ( Провести единую линию об этих произведениях).

Вывод: Мы говорили о музыке М.П.Мусоргского, картине В.Г.Перова, стихотворении Н.А.Некрасова

- Что общего в этих произведениях? ( тема, одно время, образы детей)

- Какими видами  искусства  создаются эти образы ?

       ( музыкой. живописью, литературой).

5.    Действительно , разные виды искусства рождены одним и тем же событием, но    каждый по-своему сумел это отразить Мы видим , что композитор, художник, поэт стараются вызвать у нас чувства сострадания , сочувствия.

Это те качества, которые должны быть в каждом из нас.

Есть такое понятие « человечность». В нем заключается доброта, взаимопомощь, дружба. И , конечно, эта тема волнует и композиторов нашего времени. Давайте вспомним песню , о которой шел разговор на прошлом уроке.

- А сейчас продолжаем работу над песней « Дорога Добра». ( вокально- хоровая работа).

6.   Д.З. Какие музыкальные произведения о доброте, дружбе вы помните еще?.

7.   Оценка за урок. Похвалить детей.

 Я надеюсь, что такие качества как доброта, дружба, сопереживание. Взаимопомощь обязательно найдут отклик в ваших сердцах. Урок на этом завершен. Идите по жизни Дорогой Добра.

8.   Выход из класса под музыку  песни « Дорога Добра» М.Минкова.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Мир униженных и оскорблённых" и бунт личности против жестоких законов социума.

Актуальность урока обуславливают сложность и противоречивость содержания романа Достоевского и понимания причин нравственного падения и воскресения души главного героя Раскольникова. Урок имеет важное...

Самоанализ урока «Мир униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

Содержание урока позволяет реализовать комплекс педагогических целей: умение работать с текстом романа, способствовать самостоятельному анализу предложенного материала, навыкам систематизации, о...

Конспект модельного урока по литературе в 10 классе: "Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных" (дебаты)

Урок литературы  в 10 классе по произведению Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"   по теме: "Родион Раскольниов в мире униженных и оскорблённых".  Форма урока - дебаты по станда...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Презентация "Мир "униженных и оскорбленных"

Презентация по роману  Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"...

Исследовательская работа на тему: «Униженные и оскорбленные " в творчестве В.Гюго и Ф.М.Достоевского».

Целью данной работы стало выявление взглядов русского и французского писателей-классиков на проблему "униженных и оскорбленных". Глубокое исследование особенностей содержания  произведе...