Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»
учебно-методический материал (9 класс) на тему

Белозерова Галина Михайловна

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.

ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).

Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.

Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Цель урока: сформировать представление об образах духовной музыки, расширить знания об особенностях русской народной песни.

Задачи урока.

Познавательные:

-Познакомить с новым понятием «духовная музыка».

-Побудить обучающихся к самостоятельному поиску связи музыкальных    образов русской народной и духовной музыки.

-Расширить представление о русских композиторах, авторах духовной музыки.

Воспитательные:

Сформировать понимание жизненно - образного содержания музыкальных произведений духовной и народной музыки.

Способствовать овладению обучающими навыков музицировали, слушания и анализа музыкальных произведений.

Коррекционно-развивающие:

Развивать желание и умение детей с ОВЗ воплощать в творческом процессе эмоциональное восприятие музыкального произведения, характер и процесс развития музыкального образа.

Развивать образное мышление, воображение.

 

Тип урока: урок коррекции и изучения нового материала.

Жанр урока: тематический.

Вид урока: урок – размышление.

Используемые методы: метод проектов (постановка и решение проблемы урока) и метод эмоциональной драматургии.

Учебно - методическое обеспечение урока:

Хрестоматия по музыке.

Фортепиано.

ИКТ: видеоряд «Духовная и народная музыка на Руси».

Ноутбук, музыкальный центр, мультимедиа, переносной экран.

Проблема урока: выявить связь между образами русской народной и духовной музыки.

Планируемый результат урока: установление глубокого взаимопроникновения и понимания темы урока, исторической связи между русской народной и духовной музыкой.

Ход урока:

ЭПИГРАФ УРОКА

 Ученик читает фрагмент стихотворения Сергея Есенина «Русская песня»:

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!

Словно музыка степная

Золотая рожь встает

В полный голос слышен колос –

Это Родина поет!

Песни русские такие, что охота подпевать…

Столько песен у России, -

Никому не сосчитать.

Звучит русская народная песня «Ой ты степь, широкая».

Учитель: Начало нашего урока определило содержание нашего урока. И тема нашего урока- Духовная и народная музыка.

Учитель: Народная песня. Это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Народная песня возникла очень и очень давно и имеет в себе глубокие корни.

Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту, доброту и задушевность.

Сегодня мы попробуем понять и прочувствовать характер и особую душу русской народной песни. Давайте все вместе вспомним некоторые из них.

     Учитель наигрывает начало песни, а обучающиеся поют 1 куплет:

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Лю-ли, лю-ли стояла,

Лю-ли, лю-ли стояла.

«Во поле береза стояла», русская народная песня.

Но доске учитель прикрепляет 1 часть темы урока (Доска поделена на 2 части).

Опережающее домашнее задание. Нарисовать дома эскиз любой, на выбор, русской народной песни и определить словами ее характер.

Учитель предлагает продолжить знакомство с русскими народными песнями и поиграть в музыкальную игру «Угадай мелодию».

Звучат поочередно несколько музыкальных фрагментов русских народных песен и мелодий (по выбору учителя).

Исполнение песен сопровождается рассказом об особенностях русской народной песни. Обучающиеся дают характеристику р. н. п., подчеркивая основную её черту – распевность и певучесть. Учитель на части доски под РНП прикрепляет слова, характеризующие русскую народную песню.

1.     «Во поле береза стояла».

2.     «Тонкая рябина»

3.     «Калинка»

4.     «На море уточка купалася»

5.     «А я по лугу»

6.     «Во саду ли в огороде»

7.     «Колыбельная».

Учитель: 

но сегодня на уроке я хочу познакомить вас с еще одним образом вокальной музыки – духовной музыкой.

Давайте посмотрим, что мы можем найти общего или наоборот различного, а возможно и найти связь между русской народной и духовной музыкой!? Какие образы рисуют нам произведения этой музыки?

Учитель: Когда мы говорим о красоте русской народной песни, о её содержании, что мы представляем перед собой? Какие картины рисуем? Давайте вспомним, какие художники рисовали русскую природу?

Посмотрите на экран, знакомы ли вам эти картины? (слайд-шоу картин великих русских живописцев).

Это картины Левитана и Шишкина.

Учитель: послушайте русскую народную песню «Вечерний звон». Какая картина, из предложенных, больше всего подходит к этой песне.

АНАЛИЗ ПЕСНИ И КАРТИНЫ ЛЕВИТАНА.

1.     Как звучит мелодия песни?

2.     Какие чувства выражает песня?

3.     Какие краски вы бы использовали при написании картины?

Постановка проблемы урока: найти общее между русской народной и духовной музыкой.

На доске появляется 2 часть темы урока «Духовная музыка».

Показ картин Левитана (видеоряд)

Разучивание 1 куплета песни «Вечерний звон».

Учитель (вывод): 

Так что же такое народная песня? В первую очередь, это наша история и наследие наших отцов и дедов, которое дошло к нам через века, чтобы рассказать о том, как жил русских народ. Русская народная песня– его духовное богатство, его культура, его быт, его нравственное достояние.

Учитель: 

А духовная музыка – это музыка, содержащая текст религиозного характера и предназначенная для исполнения во время церковной службы или в быту. Многие композиторы писали духовную музыку. Сегодня мы послушаем с вами несколько удивительных произведений духовной музыки в записи.

 Учитель: 

во время слушания этих произведений я предлагаю вам изобразить своё отношение, своё впечатление от музыки на бумаге в карандаше и цвете. (Медитативное рисование под музыку).

1.     Как звучит мелодия?

2.     Как вы ответите на вопрос, поставленный в начале урока - связаны ли между собой русская народная и духовная музыка? Что у них общего?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Подведение итогов урока.

Материал как музыкальный, так и методический можно менять и варьировать по усмотрению педагога.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ.

ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).

Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.

Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Цель урока: сформировать представление об образах духовной музыки, расширить знания об особенностях русской народной песни.

Задачи урока.

Познавательные:

-Познакомить с новым понятием «духовная музыка».

-Побудить обучающихся к самостоятельному поиску связи музыкальных    образов русской народной и духовной музыки.

-Расширить представление о русских композиторах, авторах духовной музыки.

Воспитательные:

Сформировать понимание жизненно - образного содержания музыкальных произведений духовной и народной музыки.

Способствовать овладению обучающими навыков музицировали, слушания и анализа музыкальных произведений.

Коррекционно-развивающие:

Развивать желание и умение детей с ОВЗ воплощать в творческом процессе эмоциональное восприятие музыкального произведения, характер и процесс развития музыкального образа.

Развивать образное мышление, воображение.

Тип урока: урок коррекции и изучения нового материала.

Жанр урока: тематический.

Вид урока: урок – размышление.

Используемые методы: метод проектов (постановка и решение проблемы урока) и метод эмоциональной драматургии.

Учебно - методическое обеспечение урока:

Хрестоматия по музыке.

Фортепиано.

ИКТ: видеоряд «Духовная и народная музыка на Руси».

Ноутбук, музыкальный центр, мультимедиа, переносной экран.

Проблема урока: выявить связь между образами русской народной и духовной музыки.

Планируемый результат урока: установление глубокого взаимопроникновения и понимания темы урока, исторической связи между русской народной и духовной музыкой.

Ход урока:

ЭПИГРАФ УРОКА

 Ученик читает фрагмент стихотворения Сергея Есенина «Русская песня»:

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!

Словно музыка степная

Золотая рожь встает

В полный голос слышен колос –

Это Родина поет!

Песни русские такие, что охота подпевать…

Столько песен у России, -

Никому не сосчитать.

Звучит русская народная песня «Ой ты степь, широкая».

Учитель: Начало нашего урока определило содержание нашего урока. И тема нашего урока- Духовная и народная музыка.

Учитель: Народная песня. Это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Народная песня возникла очень и очень давно и имеет в себе глубокие корни.

Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту, доброту и задушевность.

Сегодня мы попробуем понять и прочувствовать характер и особую душу русской народной песни. Давайте все вместе вспомним некоторые из них.

     Учитель наигрывает начало песни, а обучающиеся поют 1 куплет:

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Лю-ли, лю-ли стояла,

Лю-ли, лю-ли стояла.

«Во поле береза стояла», русская народная песня.

Но доске учитель прикрепляет 1 часть темы урока (Доска поделена на 2 части).

Опережающее домашнее задание. Нарисовать дома эскиз любой, на выбор, русской народной песни и определить словами ее характер.

Учитель предлагает продолжить знакомство с русскими народными песнями и поиграть в музыкальную игру «Угадай мелодию».

Звучат поочередно несколько музыкальных фрагментов русских народных песен и мелодий (по выбору учителя).

Исполнение песен сопровождается рассказом об особенностях русской народной песни. Обучающиеся дают характеристику р. н. п., подчеркивая основную её черту – распевность и певучесть. Учитель на части доски под РНП прикрепляет слова, характеризующие русскую народную песню.

  1. «Во поле береза стояла».
  2. «Тонкая рябина»
  3. «Калинка»
  4. «На море уточка купалася»
  5. «А я по лугу»
  6. «Во саду ли в огороде»
  7. «Колыбельная».

Учитель: 

но сегодня на уроке я хочу познакомить вас с еще одним образом вокальной музыки – духовной музыкой.

Давайте посмотрим, что мы можем найти общего или наоборот различного, а возможно и найти связь между русской народной и духовной музыкой!? Какие образы рисуют нам произведения этой музыки?

Учитель: Когда мы говорим о красоте русской народной песни, о её содержании, что мы представляем перед собой? Какие картины рисуем? Давайте вспомним, какие художники рисовали русскую природу?

Посмотрите на экран, знакомы ли вам эти картины? (слайд-шоу картин великих русских живописцев).

Это картины Левитана и Шишкина.

Учитель: послушайте русскую народную песню «Вечерний звон». Какая картина, из предложенных, больше всего подходит к этой песне.

АНАЛИЗ ПЕСНИ И КАРТИНЫ ЛЕВИТАНА.

  1. Как звучит мелодия песни?
  2. Какие чувства выражает песня?
  3. Какие краски вы бы использовали при написании картины?

Постановка проблемы урока: найти общее между русской народной и духовной музыкой.

На доске появляется 2 часть темы урока «Духовная музыка».

Показ картин Левитана (видеоряд)

Разучивание 1 куплета песни «Вечерний звон».

Учитель (вывод): 

Так что же такое народная песня? В первую очередь, это наша история и наследие наших отцов и дедов, которое дошло к нам через века, чтобы рассказать о том, как жил русских народ. Русская народная песня– его духовное богатство, его культура, его быт, его нравственное достояние.

Учитель: 

А духовная музыка – это музыка, содержащая текст религиозного характера и предназначенная для исполнения во время церковной службы или в быту. Многие композиторы писали духовную музыку. Сегодня мы послушаем с вами несколько удивительных произведений духовной музыки в записи.

 Учитель: 

во время слушания этих произведений я предлагаю вам изобразить своё отношение, своё впечатление от музыки на бумаге в карандаше и цвете. (Медитативное рисование под музыку).

  1. Как звучит мелодия?
  2. Как вы ответите на вопрос, поставленный в начале урока - связаны ли между собой русская народная и духовная музыка? Что у них общего?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Подведение итогов урока.

Материал как музыкальный, так и методический можно менять и варьировать по усмотрению педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя биологии высшей квалификационной категории и классного руководителя 7 «б» класса МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой Бирюковой С.В. по формированию здорового образа жизни учащихся.

В качестве основных критериев сформированности мотивов здорового образа жизни у подростков выступают: представление о здоровье (целостное, многокомпонентное, субъективное) и здоровом образе жизн...

Методическое разработка занятия математического кружка для учащихся 8 класса «Диофантовы уравнения» Автор: Жукова Надежда Владимировна, учитель математики высшей квалификационной категории

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...

Методическая система учителя химии ГБОУ Гимназии №261 г.Санкт-Петербурга Сечиной Н.Н."Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии"

Химия - предмет, который позволяет формировать мировоззрение и научную картину мира на протяжении всех четырех лет обучения. Вместе с этим в своей педагогической деятельности я занимаюсь формированием...

Проект урока по предмету Предмет: математика Тема: Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольника. Галимова Н.В., учитель математики высшей квалификационной категории

Галимова Нина Викторовна учитель математики высшей категории МОУ «СШИ №2» г.МагнитогорскаПроект урока по предметуПредмет: математикаТема: Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольникаТип ур...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....