Система работы учителя биологии высшей квалификационной категории и классного руководителя 7 «б» класса МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой Бирюковой С.В. по формированию здорового образа жизни учащихся.
статья по биологии по теме

Бирюкова Светлана Валерьевна    sveta-m-73@mail.ru

 

В качестве основных критериев сформированности мотивов здорового образа жизни у подростков выступают: представление о здоровье (целостное, многокомпонентное, субъективное) и здоровом образе жизни (системное); отношение к здоровому образу жизни (бережное, заинтересованное, позитивное, ответственное); опыт по овладению навыками, приемами здорового образа жизни (общими для всех и субъективно значимыми)[1].

Реформа общеобразовательной школы поставила важные задачи формирования всесторонне, гармонично развитого человека с глубокими научными убеждениями, заботящегося о здоровье как своем собственном, так и окружающих. Современные дети, подростки, молодежь часто не имеют четких представлений о закономерностях процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи со сложной экологической обстановкой и увеличением нервно-психических нагрузок. Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе.

В связи с этим моя цель как учителя биологии и классного руководителя - воспитание у школьников потребности в здоровом образе жизни, формирование у них научного понимания приоритета здорового образа жизни и выработки индивидуального способа сохранения здоровья.



[1] Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца

Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть II

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_formirovaniyu_zozh_biryukovoy_s.v.docx301.07 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы учителя биологии высшей квалификационной категории и классного руководителя 7 «б» класса МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой Бирюковой С.В.

по формированию   здорового образа жизни  учащихся.

Учитель многое может, и, если все, что он может

сделать для укрепления здоровья школьников,

он осуществляет, дети вырастут такими,

какими мы все хотим их видеть

хорошими, умными и здоровыми.

С.М.Громбах.

В качестве основных критериев сформированности мотивов здорового образа жизни у подростков выступают: представление о здоровье (целостное, многокомпонентное, субъективное) и здоровом образе жизни (системное); отношение к здоровому образу жизни (бережное, заинтересованное, позитивное, ответственное); опыт по овладению навыками, приемами здорового образа жизни (общими для всех и субъективно значимыми)[1].

Реформа общеобразовательной школы поставила важные задачи формирования всесторонне, гармонично развитого человека с глубокими научными убеждениями, заботящегося о здоровье как своем собственном, так и окружающих. Современные дети, подростки, молодежь часто не имеют четких представлений о закономерностях процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи со сложной экологической обстановкой и увеличением нервно-психических нагрузок. Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе.

В связи с этим моя цель как учителя биологии и классного руководителя - воспитание у школьников потребности в здоровом образе жизни, формирование у них научного понимания приоритета здорового образа жизни и выработки индивидуального способа сохранения здоровья.

Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющих:

  1. создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека.

  1. Осуществление комплексной просветительской, обучающей и воспитательной деятельности, направленной на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни.

Школа является центром формирования мировоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления.

  1. Реализация комплекса мер по профилактике курения и потребления табачных изделий, алкоголя, потребления наркотиков и наркотических средств.
  2. Побуждение к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления[2].

Основой образовательного процесса является урок. Яркие, эмоциональные уроки с использованием физкультурных упражнений, с примерами из жизни, делают урок насыщенным, интересным, продуктивным и полезным. А поможет в этом несколько простых принципов, которых можно использовать не только на уроках биологии, но и на других предметах:

1. Гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных раздражителей. Кабинет должен представлять собой здоровьесберегающее пространство.

2. Смена видов деятельности, так как однообразие утомляет. Рекомендуется 4-7 видов за урок по 7-10 минут. Но нужно помнить, что частые смены деятельности также утомляют детей. Этот момент урока должен быть тщательно продуман.

3.  Физкультминутки - обязательная составная часть урока.

4. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма (влияние вредных привычек на системы органов, СПИД, профилактика гельминтозов, и т. д.).

5. Благоприятный психологический климат на уроке: доброжелательное отношение учителя, улыбка определяют положительное воздействие на здоровье.

Главный упор, который я делаю на своих уроках биологии - это рациональная организация урока, использование активных методов и форм обучения.

Задача учителя - создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его отношения к собственному здоровью.

Для решения задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения я использую сочетание специфических и общепедагогических методов: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, видеометод, лабораторный метод, познавательная игра, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Например, на уроке биологии в 6 классе по теме «Корень. Внешнее строение корня» http://festival.1september.ru/articles/501228/ учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка. Продолжают формировать навыки грамотного выполнения и оформления лабораторных работ, проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе. Для достижения целей урока я использую такие методы и приёмы, как словесные (эвристическая беседа; работа с учебником); наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ); практические (использование инструктивных карточек, лабораторная работа, дидактическая игра). Средства обучения: учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран); дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы); психолого-педагогические (тесты, дидактические игры). Актуализация знаний проводится в игровой форме с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Игра отвечает очень важной биологической потребности организма в получении постоянной информации из внешней среды и компенсирует событийную монотонность повседневной жизни.

В ходе игры учащиеся получают удовольствие от контактов с партнёрами по игре, удовольствие от демонстрации партнёрам своих возможностей как игрока, удовлетворение от успеха.

На уроке биологии в 8 классе по теме «Пищеварение в ротовой полости и желудке» http://festival.1september.ru/articles/625098/ учащиеся осуществляют сотрудничество в ходе групповой формы работы; проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью. Методы и приёмы, используемые на уроке: словесные (эвристическая беседа; работа с учебником); наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ); практические (групповая работа с учебником и дополнительной литературой, использование инструктивных карточек, лабораторная работа, дидактическая игра). В ходе групповой работы учащиеся находят логические посылки, которые могут навести их на мысль, правильность которой ещё требует проверки, подтверждений.

В результате решения проблемной задачи в группе учащиеся формируют умения высказывать позицию, услышать и воспроизвести позицию другого, обобщить позиции. После окончания работы в группах, проводится рефлексия. Ученики должны оценить эффективность коллективной работы. 

В ходе работы групп учащиеся обучаются различным видам деятельности: подготовке выступления перед классом, изучении и конспектировании литературы, коллективному обсуждению и решению поставленной задачи, выступлению внутри группы по заранее подготовленным вопросам, например, с объяснением проделанной лабораторной работы. Уровень овладения учениками оргдеятельностными формами работы определяет успех групп в других видах деятельности – познавательной, творческой.

На этапе закрепления в ходе эвристической беседы я выявляю понимание учащимися ценности собственного здоровья и пищеварительной системы для организма. Формируется чёткая обратная связь на уровне личности ученика, система целостных знаний по данной теме, устанавливается правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявление пробелов и их коррекция. Для реализации задач физического и гигиенического воспитания учащиеся разъясняют гигиенические условия нормального пищеварения и доказывают вред курения и употребления алкоголя, зависимость собственного здоровья от ответственного отношения к нему самого человека.

На учебном занятии в 8 классе по теме «Нервная система – дирижер нашего организма» http://bioshkola.ru/blog/uchebnoe_zanjatie_nervnaja_sistema_dirizher_nashego_organizma/2013-04-09-17 актуализация знаний проводится в форме размышления с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Использование видеометода на этапе мотивации обеспечивает возможность дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемом объекте;

повысить роль наглядности в учебном процессе. Использование заданий по построению схем  способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету. В ходе парной работы в  форме диалога происходит активное речевое развитие, достигается и личностный рост ученика, осознание не только своего успеха, но и успеха того, с кем он связан в парной или групповой работе.

Практика организации парной работы учащихся на уроках биологии показала, что это эффективное средство развития самостоятельности мышления разных категорий детей, как отличающихся высоким уровнем мыслительных операций, так и слабых учеников. Повышается интерес к предмету, вырабатываются навыки социального общения[3].

На этапе закрепления выявляю понимание учащимися важной роли нервной системы в укреплении здоровья, ценности собственного здоровья и необходимости гигиены нервной системы для сохранения и укрепления здоровья.

На данном уроке происходит развитие самосознания учащихся, повышение мотивации к учебной деятельности; сохранение психического и физического здоровья  учащихся; изменяется отношение к проблеме своего здоровья. Решение поставленных задач служит основой для создания оптимальных условий для здоровьесбережения.

На учебном занятии в 8 классе по теме «Железы внешней, внутренней и смешанной секреции» http://методкабинет.рф/index.php/publications/biologiya/1594-biryukova.html

обучающиеся убеждаются в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью; осуществляют сотрудничество в ходе групповой формы работы; проявляют интерес к учебному материалу и осознают важность приобретённых на уроке знаний и умений. Учащиеся обсуждают в группе проблемную задачу, дискутируют, стремятся понять друг друга. Это открывает возможность сотрудничества, обогащения смыслами. На уроке я использую методы воздействия на эмоциональную сферу учащихся - игровая ситуация, содержащая  изучаемые знания, умения и навыки, способствующая вовлечению детей в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием. Игровая ситуация порождает в детях различные эмоционально-психические переживания и возбуждения, активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности, снимает напряжение, усталость, ощущение перегрузок при изучении любых предметов учебного плана. В ходе эвристической беседы на этапе закрепления выявляю понимание учащимися важной роли разных типов желёз для организма и ценности собственного здоровья. Устанавливается правильность и осознанность усвоения учебного материала учащимися.

Только при правильной организации учебной деятельности (построение урока с учётом работоспособности детей, использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой и т.д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики - сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся[4].

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В процессе  проектно - исследовательской деятельности у детей формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД. Правильно организованная проектно – исследовательская деятельность на уроке рождает у детей  желание продолжать искать, исследовать и во внеурочное время.

Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельный поиск, должна быть в области интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.  

Современное общество обращает большое внимание на здоровье человека, в первую очередь на здоровье детей. Достичь результатов в решении проблем здоровья помогает исследовательская деятельность, направленная на исследование и формирование здорового образа жизни.

В рамках исследовательской деятельности по предметам естественнонаучного цикла я руковожу работой учеников 8–11 классов в Научном Обществе Учащихся.

В 2009 году в городской конференции школьников «Экология и здоровье» с работой «Изучение влияния биологически активных добавок на здоровье человека» Кадыкова Е. заняла 3 место,  в городской Научно-Практической Конференции учащихся «Эврика» Лапина Э. с работой «Влияние уровня загрязнения атмосферного воздуха на качество здоровья учащихся лицея № 87 г. Нижнего Новгорода» заняла 2 место.

В 2010 г. Орлов И. награждён дипломом 2 степени городской Научно-Практической Конференции учащихся «Эврика» за работу «Что нужно знать о пищевых добавках» http://nsportal.ru/node/532137 и принимал участие в областном конкурсе научно-исследовательских работ школьников «Экология и здоровье» секция «Медицинская экология». Лапина Э. награждена дипломом 3 степени в областном конкурсе научно-исследовательских работ школьников «Экология и здоровье» секция «Урбоэкология» за работу «Бездомные животные как одна из проблем городской среды (на примере бездомных собак)» http://nsportal.ru/node/204187, и дипломом 1 степени за защиту проекта в рамках 1 регионального конкурса учебно-исследовательских экологических проектов – 2011 «Ноосфера».

На Нижегородском областном конкурсе научно-исследовательских работ школьников «Экология и здоровье человека» НГПУ 3 ученика отмечены дипломами участников и 1 учащаяся награждена дипломом 3 степени. Тезисы научных работ учащихся опубликованы в сборнике тезисов Нижегородского областного конкурса научно-исследовательских работ школьников «Экология и здоровье человека» НГПУ.

В 2011г. Бирюков А. награждён дипломом 2 степени городской Научно-Практической Конференции учащихся «Эврика» за работу «Исследование кисломолочных продуктов на наличие живых бактерий».

В 2013 г. ученица 8 класса Мезина Маргарита награждена дипломом 1 степени городской Научно-Практической Конференции учащихся «Эврика» за работу «Влияние гигиены полости рта и питания на состояние зубов» http://nsportal.ru/node/683460 в секции «Валеология», Мингалёва Дарья награждена дипломом 3 степени за работу «Сердце – наш мотор» http://nsportal.ru/node/697184 в секции «Нормальная анатомия».

Исследовательские учебные проекты «Быстрая еда – вред или польза?», «Влияние шунгитовой воды на рост растений», «Проблема курения в молодежной среде» размещены по адресу: http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/bystraya-eda-vred-ili-polza; «Проект в защиту бездомных животных», «Кислотные осадки, их влияние на живые организмы. Исследование кислотности водных объектов г. Нижнего Новгорода» размещены по адресу: //методический портал «К  УРОКУ. RU» (http://nsportal.ru/node/200760; http://nsportal.ru/node/204187;

http://nsportal.ru/node/204202; http://lib.convdocs.org/docs/index-81293.html).

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя я считаю работу по формированию здорового образа жизни учащихся,  как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Основными направлениями своей воспитательной работы с классом, считаю: «здоровье» и «семья».

 Цель работы в направлении «здоровье»: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического здоровья для будущего самоутверждения.

 Задачи:

 - знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья;

 - формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Цель работы в направлении «семья»: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

 Задачи:

 - организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

 - организация психолого – педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

 - создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно – воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;

 - организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей;

 - создание благоприятной атмосферы общения в системе «учитель - ученик -  родитель».

Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредником между семьей и школой становится ребенок.

Моя работа как классного руководителя с семьей ведется по следующим направлениям:

1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний, в том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы, и т.д.).

2.   Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.

3. Приучение школьников к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.

4.   Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.

5. Участие в конкурсах и выставках (плакатов «Будь независимым, скажи наркотикам «НЕТ», «Разговор о правильном питании» и др.).

6.  Организация совместного досуга учащихся, родителей и педагога (дни здоровья, спортивные соревнования, совместные походы на природу).

Любой выбор, любой труд классного руководителя, который будет способствовать улучшению здоровья детей, бесценен. Это необычайно благодарная роль.

 «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто» (Сократ).

Я ожидаю, что в результате работы по формированию здорового образа жизни учащихся в классе уменьшится количество пропусков уроков  по болезни и, как следствие, возрастёт позитивная динамика учебных достижений. В результате  просветительской работы с родителями в семье больше будет уделяться внимания укреплению здоровья детей: рациональному питанию,  занятиям физкультурой и спортом, соблюдению режима дня, и др.

Учащиеся класса уже сейчас активно посещают спортивные секции, занимаются шахматами, шашками, ходят в бассейн, посещают танцевальные кружки, хореографические классы музыкальной школы. Учащиеся класса принимают активное участие в конкурсах и  спортивных соревнованиях разного уровня и занимают призовые места.

Приложение.

Формы воспитывающей деятельности по осуществлению программы воспитательной системы 7 «б» класса.

Программа патриотического воспитания

 «Я - гражданин».

Программа семейного воспитания

«Семья».

Программа эстетически-нравственного воспитания

«Каникулы» (общение и досуг).

Программа воспитания здорового образа жизни

«Здоровье».

Задачи: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей; обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования; воспитание гражданской ответственности и уважения к истории и культуре своей Родины.

Виды деятельности:

- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

- формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.

Формы внеклассной работы:

  1. тематические классные часы;
  2. посещение воинской части в рамках городской игры по патриотическому воспитанию учащихся «Честь имею!»;
  3. конкурсы и викторины по правовой тематике;
  4. дискуссии на тему «Я имею право на…».

Задачи: организация и совместное проведение досуга детей и родителей; организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель».

Виды деятельности:    

- сотрудничество с психологической службой лицея, организующей консультативную индивидуальную работу с родителями;

- изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей, традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребёнка;

- поощрение родителей, участвующих в жизни класса и лицея.

Формы внеклассной работы:

  1. тематические классные часы, посвящённые семье: «Памятные даты моей семьи», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях» и др.;
  2. праздники семьи, праздники, посвящённые красным датам календаря: «День матери», «8 Марта», «23 февраля», и красным датам лицея: «День знаний», «День Учителя»;
  3. походы выходного дня, экскурсии, КВНы.

Задачи: создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности; постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам; использование активных форм внеклассной работы на основе учёта возрастных особенностей учащихся.

Виды деятельности:

- изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;

- предоставление родителям необходимой информации об участии ребёнка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся;

- стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса;

- обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности.

Формы внеклассной работы:

  1. тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение»;
  2. самопрезентации и самопредставления;
  3. праздники, посещение театров, выставок, музеев;
  4. конкурсы талантов, марафоны и др.

Задачи: формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Виды деятельности:

- сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;

- сотрудничество с родителями и учителями-предметниками;

- сотрудничество с психологической службой лицея для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;

- формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;

- организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Формы внеклассной работы:

  1. спортивные конкурсы и соревнования внутри класса и между классами;
  2. спортивные викторины, классные часы по спортивной тематике;
  3. беседы, дискуссии по темам: «Спорт в моей жизни», «История видов спорта», «Спорт в нашей семье» и др.;
  4. походы выходного дня, туристические походы, дни здоровья;
  5. просмотр видео- и художественных фильмов.

Содержание воспитательной деятельности по укреплению здоровья учащихся и физического совершенствования.

Название мероприятия 

Время проведения 

Игра-викторина: «В здоровом теле - здоровый дух».

Спортивные соревнования команд мальчиков 7-х классов по футболу.

День здоровья

Беседа о профилактике свиного гриппа

10 сентября

16 сентября

25 сентября

10 сентября

Беседа и компьютерная презентация «Иммунитет и здоровье»

Беседа о профилактике вирусных инфекций

10 октября

15 октября

День борьбы с курением

Пресс-конференция «Шум и здоровье человека»

Классный час «Гигиенический режим труда и отдыха подростка»

18 ноября

26 ноября

19 ноября

«Сотвори себя сам»  (о  предупреждении вредных привычек), посвящённое Всемирному Дню борьбы со СПИДом

«Осанка и здоровье» беседа

Семейный день здоровья на природе

1 декабря

15 декабря

26 декабря

Зимний день здоровья  - поход на каток стадиона «Труд»

17 января

Классный час «Твое здоровье в твоих руках»

Игра «Сильные, смелые, ловкие»

20 мая

30 мая


[1] Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца

Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть II

[2] Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005.

[3] Громыко Г. Технология парного обучения / Г.Громыко // Директор школы. - 2012. - № 4. - С.65-69.

[4] Аносова М. В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и психология здоровья. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ребенок должен знать «вкус успеха». В.А.Сухомлинский Общие сведения о кружке «Юный математик» МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Руководитель кружка: Тахтаракова В.А., учитель математики высшей квалификационной категории

Программа кружка «Юный математик» реализовывалась  для «младших» школьников  6 классов. Возраст учеников накладывал отпечаток на сам стиль занятий. Поэтому во время...

Образовательная игровая технология для текущего и контрольного опросов «Учитель – ученик». (Из опыта работы учителя истории высшей квалификационной категории Невежиной Е.А.)

Работая в школе много лет, пришла к выводу, что главное в успешном обучении учащихся – это их интерес к предмету и активная познавательная деятельность. В связи с этим урок не должен быть однообразным...

Тема: «Здоровое питание», 8 класс Автор: Щербак Антонина Анатольевна, учитель биологии I квалификационной категории МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» Г. Мончегорск, Мурманской области

Конспект урока составлен в соответствие с программой по биологии основного общего образования для курса 8 класса "Биоология. Человек". Глава "Пищеварение"...

Статья на тему: «Формирование и развитие компетенций одарённых детей в ходе реализации технологии наставничества в школе по модели «ученик-ученик-учитель» (из опыта работы Натальи Сергеевны Медведенко, учителя биологии высшей квалификационной категории)

    Данная методическая разработка представляет собой практический опыт реализации технологии наставничества в школе по модели «Ученик-ученик-учитель» в рамках внеурочной ...