Статья на тему: «Формирование и развитие компетенций одарённых детей в ходе реализации технологии наставничества в школе по модели «ученик-ученик-учитель» (из опыта работы Натальи Сергеевны Медведенко, учителя биологии высшей квалификационной категории)
статья по биологии

Медведенко Наталья Сергеевна

      Данная методическая разработка представляет собой практический опыт реализации технологии наставничества в школе по модели «Ученик-ученик-учитель» в рамках внеурочной работы по предмету. Данный опыт представляет собой адаптацию известной технологии наставничества (индивидуального) в процесс обучения гимназии с лингвистическим профилем. Представленная методическая разработка может быть использована педагогами как одна из форм эффективной  работы с одарёнными детьми, в том числе по непрофильному предмету. Когда есть ребята, которые увлекаются определённым предметом и готовы уделять ему больше времени, чем выделено учебном планом и изучать этот предмет на углублённом уровне. Разработка поможет начинающим педагогам-наставникам подготовить условия, спланировать работу тандема на год, организовать взаимодействие наставнической пары, провести анализ совместной работы участников взаимодействия и подвести итоги.

        В теоретической части представлено описание авторской концепции наставничества по модели «Ученик-ученик-учитель» в рамках внеурочной занятий. В практической части описан опыт реализации наставничества, примерный план  и направления работы по модели «Ученик-ученик-учитель».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научная статья.

Тема: «Формирование и развитие компетенций одарённых детей в ходе реализации технологии наставничества в школе по модели «ученик-ученик-учитель» (из опыта работы Натальи Сергеевны Медведенко, учителя биологии высшей квалификационной категории)

Краткая аннотация методической разработки

Название методической разработки.

       «Формирование и развитие компетенций одарённых детей в ходе реализации технологии наставничества в школе по модели «ученик-ученик-учитель».

Краткое описание методической разработки.

      Данная методическая разработка представляет собой практический опыт реализации технологии наставничества в школе по модели «Ученик-ученик-учитель» в рамках внеурочной работы по предмету. Данный опыт представляет собой адаптацию известной технологии наставничества (индивидуального) в процесс обучения гимназии с лингвистическим профилем. Представленная методическая разработка может быть использована педагогами как одна из форм эффективной  работы с одарёнными детьми, в том числе по непрофильному предмету. Когда есть ребята, которые увлекаются определённым предметом и готовы уделять ему больше времени, чем выделено учебном планом и изучать этот предмет на углублённом уровне. Разработка поможет начинающим педагогам-наставникам подготовить условия, спланировать работу тандема на год, организовать взаимодействие наставнической пары, провести анализ совместной работы участников взаимодействия и подвести итоги.

        В теоретической части представлено описание авторской концепции наставничества по модели «Ученик-ученик-учитель» в рамках внеурочной занятий. В практической части описан опыт реализации наставничества, примерный план  и направления работы по модели «Ученик-ученик-учитель».

Теоретическая часть

Название рабочей программы.

      Реализация наставничества по модели «Ученик-ученик-учитель» проходило в 2020-2021 учебном году  в рамках внеурочной работы по предмету «Биология».

Указание авторства описываемой практики.

      Автором описываемой практики является учитель биологии высшей категории Наталья Сергеевна Медведенко.  

Описание педагогических условий реализации практики.

       Данная модель предполагает наличие следующих участников: ученик-наставник, ученик-наставляемый, учитель (педагог).  Условия реализации проекта: наличие заинтересованных участников, их подбор,  основанный на учёте личностных качеств наставника, наставляемого, учителя, формирование наставнических пар (тандемов), их мотивация к деятельности, получение согласия родителей.

Необходимые личностные качества участников (портрет участников)

Ученика-наставника

Ученика-наставляемого

Учителя

Глубокое знание предмета.

Наличие положительного опыта в конкурсном движении, проектно-исследовательской работе по предмету.

Заинтересованность предметом.

Добровольная готовность перенимать опыт, получать новые знания по предмету, устранять пробелы, желание развиваться.

Высокая коммуникативная культура.

Высокий уровень коммуникативной культуры.

Высокий уровень коммуникативной культуры.

Потребность в повышении своей квалификации, развитии инновационного содержания собственной деятельности, выхода на более высокий уровень профессиональной компетенции.

Наличие личных мотивов: потребность в передаче опыта деятельности, потребность в признании, приобретении нового опыта, освоение новой социальной роли наставника, потребность в приобретении нового статуса в ученическом коллективе.

Наличие личных мотивов: потребность в признании, приобретении нового опыта, повышение самооценки.

Потребность в развитии, обучении и воспитании обучающихся средствами преподаваемого предмета.

Дисциплинированность, умение слушать, ответственность.

Готовность быть во взаимодействии с обучающимися в т.ч. во внеурочное время.

Описание содержания/этапов/особенностей данной практики.

Описание концепции. Взаимодействие по модели «Ученик-ученик-учитель» основано на  базовых принципах наставничества:

ПАРТНЁРСКИЙ СТИЛЬ РАБОТЫ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ДОБРОВОЛЬНОСТЬ, ДОВЕРИЕ, ДИАЛОГ.

       Все стороны и углы равны. 3 вершины, во главе углов – участники со своими личными интересами, целями и ожиданиями от наставничества. Все участники объединены совместной деятельностью. Взаимный обмен опытом, взаимная коммуникация, взаимный учёт мнений и интересов каждого. Каждый заинтересован и в собственном развитии и в развитии других участников. Главные принципы нашей модели наставничества: Главного нет, или главные – все!  Триединство целей!

ЦЕЛИ УЧИТЕЛЯ

ЦЕЛИ УЧЕНИКА-НАСТАВНИКА

ЦЕЛИ УЧЕНИКА-НАСТАВЛЯЕМОГО

-выявление и воспитание компетентных лидеров среди учащихся;

-помощь ученикам в самореализации, развитии личностных качеств, коммуникативных и управленческих умений; приобретении ими нового опыта, знаний средствами своего предмета;

-повысить успеваемость по предмету, формирование интереса к предмету, мотивировать к самостоятельной деятельности, экономия времени на обучении;

-развитие профессиональных компетенций.

 

-развитие личностных качеств, коммуникативной культуры;

-освоение новой социальной роли наставника;

-приобретение нового статуса и признание в коллективе;

-удовлетворение личных социальных мотивов.

-получение ценного опыта  в интересующей области;

-устранение пробелов в знаниях;

-формирование умений проектной деятельности;

-повышение учебных результатов;

-развитие личностных качеств;

- повышение самооценки.

Практическая часть

 Описание примера применения практики в ходе внеурочной работы по биологии

Этапы  деятельности по наставничеству:

  1. ПОДГОТОВКА УСЛОВИЙ (наличие участников, их подбор, формирование наставнических пар или групп, их мотивация к деятельности, связь с родителями)- /учитель/
  2.  ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ наставнической пары -/все вместе/
  1. ПОСТАНОВКА  ВИДИМОЙ ЦЕЛИ (целеполагание), ориентированной на конкретный практический результат - /все вместе/
  2. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ (проектно-организационный)- /все вместе/
  3.  ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  (технологический и контрольно-оценочный)- /все вместе/
  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, АНАЛИЗ РАБОТЫ, определяющий выход на новый уровень развития учеников (рефлексивный)- /все вместе/

        На этапе «Подготовка условий» учителю важно начать работу на выявление потенциальных участников проекта на роли ученика-наставника и ученика-наставляемого. Нужно подобрать наставнические пары (тандемы) на основе анализа их личностных качеств, интереса к предмету. На данном этапе важны наблюдения самого учителя-предметника, однако помощь может оказать психолого-педагогическая служба школы. Не стоит забывать о ведущем принципе наставничества «Добровольность», ребята должны быть введены в курс дела относительно того, с кем они будут взаимодействовать, в какой форме, их мнение обязательно учитывается (принципы «Доверие», «Диалог»).

       После того, как учителем запланирован примерный состав тандемов, проводится первая наставническая встреча со всеми участниками. Цель встречи: мотивация к деятельности, объяснение ребятам их ролей в данном проекте, для чего им это нужно и каких результатов можно добиться.

       При условии успешного подбора тандемов, проведенной первой наставнической встречи, ребята мотивированы к дальнейшей совместной деятельности, обязательно нужно получить согласие родителей (в письменной форме). Предложить родителям подписать форму согласия на стандартном бланке, используемом на олимпиадах и др. школьных мероприятиях.

      На этапе «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ: ПОСТАНОВКА  ВИДИМОЙ ЦЕЛИ (целеполагание)» определяем  видимую цель, ориентированную на конкретный практический результат (ведущие принципы наставничества: «Ориентация на результат», «Деятельностный подход»).

      Точкой отсчёта при постановке цели должны стать интересы и потребности наставляемого. Поэтому в ходе общения с учеником-наставляемым важно выяснить, какой областью предмета он интересуется, чему хотел бы научиться у наставника, каких умений не хватает.

      В зависимости от срока реализации проекта наставничества, цель ставится либо на весь период одна (например, на учебный год), либо цели можно поставить на каждое полугодие. В нашем случае, цели были поставлены на первое и второе полугодие. Например: цель на первое полугодие: подготовка к олимпиаде и качественное участие, разбор сложных вопросов; цель на второе полугодие: проведение проектно-исследовательской работы.

       На этапе «СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ (проектно-организационный)» совместно с ребятами  (с учётом их пожеланий) учителем должен быть написан план работы наставнической пары. Он должен включать запланированные направления работы, распределение занятий по времени,  формы работы, темы бесед и т.д.

        Исходя из поставленных целей, нужно запланировать основные направления работы. Например, в нашем случае были следующие направления.

  1. Подготовка к участию ко ВОШ, разбор сложных заданий.
  2. Устранение текущих пробелов в знаниях по предмету.
  3. Беседы на интересующие темы по ботанике и микробиологии.
  4. Проектная деятельность.
  5. Участие в интеллектуальных мероприятиях: ВОШ и конкурсе исследовательских работ.

        Примерный план (шаблон) работы наставнической пары представлен в Приложении 1. Содержание может быть разное, всё индивидуально и зависит от предмета, цели наставнической деятельности, расписания встреч и пр.

       На этапе «ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  (технологический и контрольно-оценочный)» проводятся наставнические встречи и работа в соответствие  с планом работы, составленным ранее. Например, в нашем случае было так…

       В первом полугодии основное внимание было направлено на помощь в подготовке наставляемого к районному этапу ВОШ по биологии и устранению текущих пробелов в знаниях, беседы на интересующие темы.

       Во втором полугодии работали над проектом. Выбрали интересную тему, связанную с микробиологией «Сравнение влияния санитайзера, обычного и антибактериального мыла на колонии бактерий, посеянных с рук»

       Важно, чтобы выбранная тема исследования была в зоне интересов наставляемого, была актуальна. По возможности проект должен быть практический, где наставляемому требуется самостоятельно подготовить условия, поставить научный эксперимент, провести серию опытов, изучить влияние на объект каких-либо факторов.  Подобные практические исследования вдохновляют ребят, позволяют почувствовать себя настоящими исследователями, дают ценный опыт проведения эксперимента.

      Встречи проходят во внеурочное время, после уроков, на больших переменах. По договорённости с ребятами,  составляется расписание встреч наставнической пары. Встречи (очные или дистанционные) проводятся 1  или 2 раза в неделю.

     В наставнической деятельности очень удобно применять дистанционные образовательные технологии, видеовстречи  (скайп, зум, телемост), возможности для оперативной коммуникации (ватсап), позволяющие быть на связи в любое время.

      На данном этапе важна самостоятельная деятельность обучающихся, учитель тем не менее, всегда на связи, осуществляет текущий анализ деятельности, корректирует работу при необходимости (в т.ч. время от времени  подключается к видеовстрече тандема, получает и анализирует обратную связь).

        На этапе «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, АНАЛИЗ РАБОТЫ (рефлексивный)» анализируются результаты. Проводится наставническая встреча с целью подсчёта результатов работы наставнической пары за весь период взаимодействия. Тандем, достигнув поставленные цели, может либо распасться, либо определить новые цели на следующий период обучения и работать дальше. За  основу могут быть взяты следующие критерии успешности наставнической деятельности:

  1. Успешность наставляемых в учебно-познавательной деятельности.
  2. Отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей и обучающихся.
  3. Бесконфликтность и удовлетворённость сложившейся системой взаимоотношений с окружающими.
  4. Удовлетворённость процессом обучения.
  5. Проявление учащимися активности в учебной и общественной деятельности.
  6. Наличие интересного проекта, хорошей защиты, уверенные ответы на вопросы.

       Можно воспользоваться разработанными готовыми опросниками из «Материалов для проведения мониторинга и оценки эффективности программы наставничества (целевой модели)», которые находятся в свободном доступе в интернете. На стадии рефлексии можно провести интервью, предложить письменно всем участникам ответить на вопрос: «Что дало вам участие в прошлогоднем проекте?» и проанализировать ответы.

        По итогу важно отметить активность ребят, поблагодарить их за продуктивную работу, стимулировать их к дальнейшей деятельности, наградив  школьными грамотами.

                           

                                                                                                                            Приложение 1

Примерный план работы наставнической пары (тандема) на учебный год

Направления работы

Срок реализации

Содержание деятельности

Форма организации

Подготовка к участию во ВОШ по биологии

Сентябрь-ноябрь

Разбор сложных заданий

Решение олимпиадных заданий прошлых лет

Вопросы занимательной биологии

Практикум

Проектная деятельность:

  1. Поисковый этап

2. Аналитический этап

3. Практический этап

  1. Заключительный этап

Январь-май

Январь

Февраль

Март-май

апрель

Выбор темы.

Обоснование актуальности. Формулирование проблемы исследования. Постановка цели.

Планирование работы. Формулирование задач.  Отбор и анализ информации. Прогнозирование результата проекта.

Решение промежуточных задач. Выращивание колоний бактерий на питательных средах, проведение эксперимента. Анализ результатов. Формулирование выводов. Подготовка продукта проекта.

Подготовка презентации к защите

Подготовка текста защиты

Подготовка тезисов работы

Тренировка «Навыки публичного выступления»

Самоанализ, рефлексия.

Наставнические встречи

Исследовательская работа, постановка эксперимента

Публичное выступление на конкурсе

Устранение текущих пробелов в знаниях по предмету

Сентябрь-май

Помощь в подготовке домашних заданий

Отработка сложных вопросов пройденных тем

Тесты

беседы

Участие в интеллектуальных мероприятиях ВОШ и конкурсах исследовательских работ

Ноябрь

Апрель-май

Участие в районном туре Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Участие в городском конкурсе проектно-исследовательских работ школьников «Лицейские чтения»

Беседы на интересующие темы

Сентябрь-май

Занимательная ботаника и микробиология

Беседы

«Вопрос/ответ»

Сообщения

      

Результаты за период работы наставнической пары.

Урочная деятельность: активность на уроке, в приоритете сообщения, дискуссии, самостоятельная деятельность. Отсутствие конфликтов. Позитивное настроение от сотрудничества.

Участие наставляемого во всероссийской олимпиаде школьников. Результат: призер района.

Написан интересный проект. Подготовлены презентация и текст к защите.

Участие с проектом в районном конкурсе «Лицейские чтения» (где и ученица-наставник одновременно защищала свой проект). Результат: блестящая защита, уверенные ответы на вопросы, наставляемый имел успех и отмечен жюри. Грамота призёра. У наставника диплом победителя.

В этом году наставляемый перешел в школу с естественнонаучным уклоном, где будет больше внимания уделять биологии и химии 3 часа в неделю и посещать урок «проектная деятельность». Подросток выбрал дальнейший образовательный маршрут и решил связать себя с естественными науками

 

ВЫВОД

       Наставничество по модели «Ученик-ученик-учитель» нужно применять на практике, это позволяет всем участникам добиться поставленных целей и, при правильной организации, может иметь хорошие результаты:

- повышение компетенций всех участников взаимодействия;

-усиление учебной мотивации;

-успешная адаптация к учебному коллективу и ребят и учителя-новичка в школе;

-укрепление межличностных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя биологии высшей квалификационной категории и классного руководителя 7 «б» класса МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой Бирюковой С.В. по формированию здорового образа жизни учащихся.

В качестве основных критериев сформированности мотивов здорового образа жизни у подростков выступают: представление о здоровье (целостное, многокомпонентное, субъективное) и здоровом образе жизн...

Статья на тему "Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся"

Сегодня свободное владение информационно-коммуникационными технологиями оказывается все более востребованным и универсально необходимым....

Статья на тему "Как поддержать развитие способностей одарённого ребенка в школьных условиях"

Статья и презентация были подготовлены к выступлению на региональной конференции по теме "Одарённые дети", содержит материал из практики учителя русского языка Анисимовой О.В. и учителя истории Фатян ...

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы) Смирнова Е.П., учитель биологии ГБОУ гимназия № 446

 О неумолимом беге времени и неизбежных переменах в жизни людей, с ним связанных, писал А. Тарковский: « Всё меньше тех вещей, среди которых я в детстве жил, на свете остается&helli...

Статья по теме «Формирование здорового образа жизни у детей с нарушениями интеллекта на уроках биологии и во внеурочной деятельности».

В статье представлен материал  о формах, разных направлениях  и системе коррекционной работы, направленной на формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни у детей с интеллекту...

Статья на тему "Формирование и развитие коллектива в образовательном процессе школы"

В науке проблема коллектива является одной из важнейших ключевых проблем отечественной педагогики, теорию коллектива разрабатывали многие авторы (А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацк...