Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы) Смирнова Е.П., учитель биологии ГБОУ гимназия № 446
статья по биологии на тему

Смирнова Евгения Павловна

   О неумолимом беге времени и неизбежных переменах в жизни людей, с ним связанных, писал А. Тарковский: « Всё меньше тех вещей, среди которых я в детстве жил, на свете остается….».  А это вполне  естественно. На смену «тем вещам» приходят другие. Жизнь требует новых подходов, иных решений. В современных условиях, когда человечеством осуществляется переход в информационное общество, определяющим становится умение оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность. Большую помощь в повышении эффективности образования  оказывает компьютер. В мировой практике имеется много примеров успешного использования ИКТ в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_rabote_uchitelya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы)

Смирнова Е.П., учитель

биологии ГБОУ гимназия № 446

   О неумолимом беге времени и неизбежных переменах в жизни людей, с ним связанных, писал А. Тарковский: « Всё меньше тех вещей, среди которых я в детстве жил, на свете остается….».  А это вполне  естественно. На смену «тем вещам» приходят другие. Жизнь требует новых подходов, иных решений. В современных условиях, когда человечеством осуществляется переход в информационное общество, определяющим становится умение оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность. Большую помощь в повышении эффективности образования  оказывает компьютер. В мировой практике имеется много примеров успешного использования ИКТ в образовании.

 В российской общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов. Не исключением стала и биология. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения.

В своей работе  я использую некоторые педагогические  программные средства (ППС), например,  собственные программные продукты. На курсах по компьютерным технологиям  для учителей района освоила программу MS PowerPoint, она позволяет подготовить мультимедийную презентацию для любого урока. Компьютер позволяет широко использовать визуальный канал. Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты позволяют значительное время удерживать произвольное внимание учащихся на уроке. Учащиеся также с удовольствием берутся за создание подобных презентаций, демонстрируя одноклассникам свои умения.

                 

Очень часто использую в работе готовые электронные образовательные ресурсы (ЭОР), но не все они информативны и интересны, некоторые перегружены текстами и не вызывают интереса у учеников. Их можно использовать на разных этапах урока: при объяснении (цветные рисунки, фотографии, слайд-шоу, анимации, интерактивные рисунки и модели), при закреплении материала (задания с выбором ответа и другие), для контроля знаний (компьютерные тесты). Но много учебных дисков, полученных  медиатекой гимназии, не могут быть использованы, так как требуют сетевой поддержки. В январе 2014 года я прошла обучение  в Санкт-Петербургском исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики по программе «Нанотехнологический комплекс NanoEducator LE – инструмент перехода к стандартам 3-го поколения в основной школе».

Безграничные возможности представляют ресурсы педагогического интернетсообщества для проведения уроков и внеклассной работы, чем я также  активно пользуюсь. Самое главное  - хорошо ориентироваться в этом обилии информации и использовать её на пользу учащихся. Большая работа уже проведена другими учителями, которые создают свои сайты, делятся наработками. Я с интересом их просматриваю и приобретаю для работы что – то новое. Недавно создала свой персональный сайт, где находятся мои презентации к урокам, статьи, фотографии,  надеюсь, что он кому – то будет тоже интересен. Также размещаю свои материалы на сайте нашей гимназии.

Привожу перечень некоторых посещаемых мною полезных  сайтов и других электронных ресурсов, которые можно рекомендовать коллегам для дальнейшей работы:

http://fcior.edu.ru/methods.page

http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

metodisty.ru/m/groups/files/biologiya

http://bio.1september.ru/article.php?ID=200800401

ttp://www.uroki.net/index.htm

http://infoteka.intergu.ru/query/about.asp

http://www.shishlena.ru/biblioteka-faylov/multimediynie-posobiya-k-urokam/biologiya-rasteniy-bakteriy-gribov-6-klass/tsarstvo-rasteniya

http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=2427

http://tineydgers.at.ua/load/puteshestvie_v_mir_vodoroslej/47-1-0-9506

http://tana.ucoz.ru/load/425-2-2

http://www.openclass.ru/profile

http://interneturok.ru/video/biologiya/8_klass/

http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-8901

http://www.intuit.ru

http://pedsovet.su/

Все же наиболее интересными, на мой взгляд, являются электронные  учебные модули  ФЦИОР и ЕКЦОР. В них есть информационные и тестовые блоки, а также большая видеоколлекция.

В оборудование кабинета с недавнего времени входит интерактивная доска Mimio», образно ее называют «компьютерный инструмент инновационной педагогики». Работа с интерактивной доской стимулирует поиск новых методик преподавания с помощью современных технологий. Интерактивная доска позволяет четко планировать занятия, дает возможность сохранять уроки, дополнять их записями, улучшать способ подачи материала.

      В рамках национального проекта «Образование» в кабинет  была получена лаборатория «Архимед» для проведения широкого спектра исследований, лабораторных работ и демонстрационного эксперимента. Мною  разработаны и проводятся  лабораторные работы в 8 классе по темам «Кровообращение», «Дыхание», а с разработанным нами демонстрационным экспериментом на тему «Испарение воды растениями разных экологических групп», участвовали в городском фестивале  по использованию подобных лабораторий (III место в номинации  демонстрационный эксперимент). Работа с лабораторией вызывает большой интерес у учащихся, они легко и быстро справляются с заданиями.

В современном мире цифровых технологий, оптические микроскопы считаются устаревшими, на смену им пришли цифровые аналоги. Это дает как преимущества, так и недостатки. Но, несомненно, у цифровых микроскопов больший потенциал и возможности, использовать которые теперь может любой ученик. Вместе с лабораторией был приобретен цифровой микроскоп GX5, снабженный преобразователем оптической информации в цифровую. Он позволяет превращать обычные окружающие предметы в объекты исследования, делать видеозаписи, создавать коллекции видеосюжетов. Очень удобно полученное изображение с экрана монитора перевести на большой экран и его уже видит целый класс. С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру. Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом, любопытством. Им, оказывается, очень интересно увидеть в увеличенном виде и клетки, и человеческий волос, и жилки листа, и споры папоротника, и плесневый гриб мукор.

 Таким образом, использование ИКТ на уроках биологии на уроке дает:

      --- интерактив (возможность управлять процессом получения  и          предоставления информации);

--- мультимедиа (представление объектов и процессов с помощью фото, видео, графики, анимации, звука);

--- коммуникативность (возможность оперативно предоставлять информацию);

--- производительность (автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих много сил и времени);

--- многократность использования;

--- воспроизведение материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровнях.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."

презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).

Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность  в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться  - даст возможность самореализации, ...

Педагогика сотрудничества на уроках биологии (из опыта работы)

Изменения во всех сферах нашего общества настоятельно требуют от каждого инициативы, творчества, самостоятельного мышления, новых нестандартных подходов и решений. Необходима принципиально новая педаг...

Формирование учебной мотивации школьников на уроках биологии(из опыта работы

Каждый учитель желает, чтобы его ученики хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является о...

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии (из опыта работы)

В данной публикации обобщен собственный опыт использования современных цифровых средств обучения на уроках биологии в средней школе....

Технология проблемного обучения на уроках биологии (из опыта работы)

В статье описываются приемы,которые можно использовать на уроках биологии в системе СПО, в рамках проблемного обучения...