Педагогика сотрудничества на уроках биологии (из опыта работы)
статья по биологии на тему

Орлова Елена Александровна

Изменения во всех сферах нашего общества настоятельно требуют от каждого инициативы, творчества, самостоятельного мышления, новых нестандартных подходов и решений. Необходима принципиально новая педагогическая теория, которая описала, проанализировала и обобщила бы передовой педагогический опыт учителей – новаторов. Эта научная теория, как и любая наука, по мнению Д. И. Менделеева должна «объяснять и предвидеть». Такой прогрессивной педагогической теорией в последнее время стала педагогика сотрудничества. Новый, современный педагог должен овладеть педагогикой сотрудничества и демократии и проводить их в своей практике, в работе с учащимися, глубоко и последовательно. Свой интерес к избранной теме объясняют тем, что считаю, положительных результатов в обучении и воспитании можно добиться в совместном сотрудничестве, сотворчестве, содружестве с учениками. Обучение должно быть желанным, а это возможно в отсутствии принуждения, дискредитации личности, подчинения своей воле. В школе две главные фигуры – учитель и ученик. Они должны быть за одно, решать общие задачи, иметь общую цель, добиваться общих успехов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogika_sotrudnichestva.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогика сотрудничества на уроках биологии

Изменения во всех сферах нашего общества настоятельно требуют от каждого инициативы, творчества, самостоятельного мышления, новых нестандартных подходов и решений. Необходима принципиально новая педагогическая теория, которая описала, проанализировала и обобщила бы передовой педагогический опыт учителей – новаторов. Эта научная теория, как и любая наука, по мнению Д. И. Менделеева должна «объяснять и предвидеть». Такой прогрессивной педагогической теорией в последнее время стала педагогика сотрудничества. Новый, современный педагог должен овладеть педагогикой сотрудничества и демократии и проводить их в своей практике, в работе с учащимися, глубоко и последовательно. Свой интерес к избранной теме объясняют тем, что считаю, положительных результатов в обучении и воспитании можно добиться в совместном сотрудничестве, сотворчестве, содружестве с учениками. Обучение должно быть желанным, а это возможно в отсутствии принуждения, дискредитации личности, подчинения своей воле. В школе две главные фигуры – учитель и ученик. Они должны быть за одно, решать общие задачи, иметь общую цель, добиваться общих успехов.

        Основные идеи педагогов – новаторов, работающих в сотрудничестве с учениками, таковы:

  1. ОТНОШЕНИЯ С УЧЕНИКАМИ.

«Единственная настоящая роскошь- это роскошь человеческого общения».

Антуан де Сент Экзюпери.

С каждым днём всё больше накапливается научных фактов, которые подтверждают важность учёта «человеческого фактора». Огромное значение в формировании личности школьника играет характер взаимоотношений учителей с учениками. Н. К. Крупская говорила о «простых, товарищеских взаимоотношениях между детьми и учителями». Это важнейшее условия нормальной работы школы. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, речи и приводит к устойчивому негативному отношению к учителю, к предмету, к учёбе.

Педагогическое общение выполняет функции:

  • познание личности
  • обмен информацией
  • организация деятельности
  • обмен ролями
  • сопереживание
  • самоутверждение

Общение = взаимодействие + отношение

Выделяют стили отношений:

  1. устойчиво – положительный
  2. пассивно – положительный
  3. неустойчивый
  4. ситуативно – отрицательный
  5. устойчиво – отрицательный

Отрицательное отношение к детям, неустойчивость позиций учителя вызывают недоверие, замкнутость, лицемерие учащихся. Для педагогики сотрудничества приемлемы эмоционально – положительные отношения. Дети раскованы, общительны, доверчивы. «То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавистными».  ( Н. К. Крупская).        

Учитель, являясь руководителем учебно-воспитательного процесса, осуществляет своё взаимодействие по – разному.

                Стили руководства:

  1. авторитарный («разящие стрелы»)  - основан на единоличном управлении учителем; основан на приказах, нетерпении к возражению;
  2. либеральный («плывущий плот»)  - учитель не вмешивается в жизнь коллектива, общения как такового нет;
  3. демократический («возвращающийся бумеранг») -  стиль педагогов-  новаторов учитывает мнение коллектива, активное участие всех в делах, уверенности в себе, инициативу. Творческий тонус в группе высок, развито чувство ответственности, гордость за коллектив. В отсутствии руководителя возможно самоуправление.

Стили отношений и взаимодействий создают в совокупности стиль общения.

                        Стили общения:

  1. общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью.

Например, разведение цветов в кабинете биологии – оформление кабинета.                2)  общение – дружеское расположение.

Учитель должен быть вежлив, сдержан.

Именно эти два стиля общения – принцип педагогики сотрудничества. Имея творческий союз на основе увлечения делом и духовной общности, можно идти к предмету.

        Другие стили общений:

  1. общение – дистанция,
  2. общение – устрашение,
  3. общение – заигрывание

Эти стили общения снижают творческий уровень учащихся; вызывают нервозность детей, эмоциональное неблагополучие.

        Итак, продуктивная деятельность происходит в атмосфере положительного отношения к детям, демократической организации дела, увлечённость совместной творческой деятельностью.

        Слово учителя и его методы должны применяться оптимально, ненавязчиво, деликатно. Чрезмерность может привести к обратной реакции, чрезмерная требовательность – к непослушанию, чрезмерная снисходительность – к грубости. Уважая учащихся, учитель должен уметь показать своё уважение к детям. Это делает детей соучастниками обучения и воспитания.

        Уважение, душевная теплота, ласка не исключают требовательности, а предполагают её. Связь уважения и требовательности диалектична. Требовательность к личности увеличивается и усложняется по мере возрастания уважения к ней, с учётом индивидуальных особенностей школьников. Главное  - требования должны быть доведены до конца, посильны и определённы.

        Отношения между учителем и учениками доверительны. Это стимул к работе. Учитель не должен пессимистически оценивать возможности учеников. Быть учителем, по мнению Е. Н. Ильина, значит «знать своих учеников и знать то, что они знают и могут знать каждый в отдельности и все вмести».

                2.  УЧЕНИЕ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ.

                                                «Учение, взятое принуждением и

силой  воли,

                                едва ли способствует развитию умов».

                                                                                К. Д. Ушинский.

        «Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться» - писал В. А. Сухомлинский.  «Источник желания учиться – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха».

Можно это представить схемой:

        Интерес                учёба                     успех                    вдохновение

Как же сделать обучение интересным?

В этом помогают активные методы работы.

 «Учение становится увлекательным делом, если

 озаряется

 ярким светом мысли, чувств,

 творчества, красоты, игры».

        «Как в капле воды отражается солнце,

 так в уроке отражаются все стороны

 педагогического процесса».  

М.Н. Скаткин

        Для активации мышления в своём опыте я использую уроки-лекции, позволяющие рассмотреть большой объём материала за один урок. Выбор темы лекции определяется сложностью, объёмностью, отсутствием материала в школьных учебниках. Так большой познавательный интерес вызывает урок по теме «СПИД – инфекционное заболевание», 9 класс. Мною собран большой материал по этой теме, особенно из периодической печати – журналы, газеты, он пополняется каждый год, а теперь в этом мне помогают ученики. На уроке используется наглядность – график численности больных в России за последние годы, диафильм по теме, рефераты учащихся, обсуждение фильмов, статей. Так как эта проблема в данное время насущна, и много о ней известно, ученики вступают в беседу по некоторым вопросам темы.

        Особый интерес для меня представляют темы по изучению высшей нервной деятельности человека и животных, собран богатый материал. Тема сложная, но ученики воспринимают её с интересом. Включается мышление, сами придумывают задачи на мышление, развитие внимания, памяти. Разработаны лекции по теме «Сон и сновидения», «Память», «Мышление и речь», «Вред алкоголя». В 11 классе лекционно изучаем тему «Бактерии», «Вирусы», в 10 классе дополнительно в разделе «Экология» ввела тему «Экология человека» - урок-лекция «Здоровый образ жизни» (по трудам  П. Брега). В 9 – 11 классах большинство учащихся умеет писать конспекты, работа проходит эффективно. Из экскурсий учащимся более интересными показались экскурсии по теме «Кровь», 9 класс в пункт переливания крови, где им определили группу крови, гемоглобин и экскурсия в лабораторию анализов, где учащиеся сами могли увидеть и сравнить нормальные и патологические клетки крови.

        Интерес вызывает наглядность при демонстрации опытов. Например, по теме «Состав семян», 6 класс учащиеся сами могут сделать вывод о наличии жира, крахмала, воды в семенах, а выводы о наличии белка, минеральных солей можно сделать совместно. Самостоятельно, дома, ученики проводили исследования на наличие крахмала в муке (белый хлеб), в клубне картофеля. К лабораторной работе они уже знают способ обнаружения крахмала йодом, могут делать выводы

Очень нравится детям лабораторные работы по изучению строения клеток с помощью микроскопа.

Лабораторные работы по темам в 6 классе «Определение возраста дерева» и в 8 классе «Определение возраста рыбы» требуют поиска лабораторного материала – спилов деревьев (из дров) и чешуи рыбы.

В школе достаточный запас диафильмов и слайдов по всем разделам биологии. Это тоже успешно используется, особенно при изучении тем ознакомительного характера по разнообразию животных (Млекопитающие: грызуны, хищные, китообразные …) и растений (Водоросли, голосеменные, цветковые  …) Учащиеся знакомятся воочию с растениями и животными планеты, получают энциклопедические знания. Эта же цель достигается при демонстрации и работе сравнительного характера с гербариями, коллекциями насекомых, раковин моллюсков. Учатся работать с определителями растений и успешно определяют все выданные растения в гербариях. Работ по определению проводится 4 – 5 – определяем живые растения крестоцветные (сентябрь), гербарные – пасленовые, лилейные, бобовые, часто и розоцветные. Учащиеся работают в парах – совместно, помогают, учат определять. За 15 – 20 минут некоторые определяют по 3 – 4 растения и оформляют записи. Работа в парах строится на взаимоуважении. На уроках ботаники в 6 – 7 классах и уроках общей биологии в 10 классах ведётся работа с натуральными живыми объектами (комнатными растениями), они,  хотя молодые, не крупные (многим менее 3 лет), но подобраны с учётом разных мест обитания (пустыни, тропики,…). Особенно это помогает при изучении тем в 6 классе «Лист», «Побеги», «Вегетативное размножение», «Цветок», «Стебель». Большой опорой при ответе у доски, при подготовке к экзаменам, при объяснении материала учителем, являются таблицы. Трудностью работы с таблицей, является то, что многие не могут «выигрышно» её использовать при ответе, ответ получается описательного характера таблицы, а не осмысленный рассказ с её применением. Над этой проблемой мне ещё предстоит много работать.

Учение – труд и его нельзя превращать в игру, но нельзя и поставить китайскую стену между трудом и игрой. Для ребёнка, особенно дошкольника, игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Применяю: кроссворды, чаще отгадывание сочетается с составлением кроссворда самим учеником. Кроссворды могут содержать информацию – понятия, названия животных и растений. В классах кроссворды «лёгкие», например - написать растения на букву А. Работая с литературой, ученики выискивают такие растения, которые есть только у них в кроссворде, даже иногда на латинском языке. Находят названия растений из 10 букв и более. Познают мир растений, аналогично – животных.

А

и

р

А

л

о

э

А

с

т

р

а

А

н

а

н

а

С

                                                                                                                В 7 –8 классах ученики проявляют больше творчества – кроссворд объёмен, интересен, имеет правильную или почти правильную сетку различных форм.                                                                                         Помогают развивать мыслительные процессы (обобщение, конкретизация) приёмы игры в крестики-нолики.        

РЕДЬКА                       х        

ВИШНЯ                        о          

РЕДИС                         х

ЯРУТКА                       х        

БОБЫ                            о            

ЛИЛИЯ                          о        

ИКОТНИК                   х    

КАПУСТА                    х    

КАРТОФЕЛЬ              о

                

Например, в 7 классе по систематике растений – найти крестоцветные растения (отметить их Х), остальные отмечаются - О. Проверка – верный  ход решений, как в игре крестики-нолики -  3 правильных ответа по диагонали, или по вертикали, или по горизонтали.

        По теме «Систематика растений» и «Культурные растения», 7 класс, ведётся работа со стендом «Всё обо всём» - разделом «Растения переселенцы». Учащиеся готовят сообщения о культурных растениях, рассказывают о них легенды, используя дополнительную литературу.

        Среди интересных и познавательных внеклассных мероприятий, дети выделили викторину в 6 классах «Легенды о лекарственных растениях», подготовленную учениками одноимённого кружка. Круг вопросов сложен, но игра была очень познавательна.

        

Фиточаепитие традиционно проводится трижды:

5 класс – «Разнообразие культурных растений»

7 класс – «Культурные растения»

9 класс – «Здоровый образ жизни», «Вкус, обоняние».

        Приведу краткий ход урока:

  1. Значение чая, как напитка.
  2. Знакомство с чаем, как растением. Легенды Китая.
  3. Техника возделывания чая и его сбора.
  4. Виды чая (демонстрация).
  5. Способы заваривания (рассказ учащихся).
  6. Лекарственное значения чая.
  7. Фиточай – разнообразие, значение. Выступление докладчиков о растениях: мяте, смородине, малине, жасмине, зверобое, лимоне, ежевике, шиповнике.
  8. Дегустация чая (выбор лучшего – по вкусу, по запаху).
  9. Чаепитие.

Предложены натуральные чаи: шиповниковый, смородиновый, малиновый, жасминовый, мятный (с мелиссой), лимонный чай.

        Интересным для меня самой является накопление материала (газеты, журналы, книги) о новых достижениях в биологии, что стараюсь применить на всех уроках биологии.

        Приведённые выше методы и формы работы приводят к получению хороших результатов, так как интересное запоминается непроизвольно и надолго, а успех вдохновляет на работу.

                3. ИДЕЯ СВОБОДНОГО ВЫБОРА.

        Эта идея развития творческой мысли учащихся. Свободный выбор даёт возможность преодолевать неравномерности развития отдельных качеств личности школьника, направленно достигать гармоничности развития и создавать условия для расцвета природных дарований.

                                        « Дети должны жить в творчестве.

                                                Без этого они – засушенные цветы».

                                                                        В. А. Сухомлинский.

Использую домашнее задание творческого характера. Дети сами выбирают, что им интересно, что они могут сделать. Некоторые выполняют 2 или 3 задания.

Например: 6 класс, знакомство с  растениями, биологией.

        

1 четверть:

  1. Составить осенний букет, рисунок времени года (осень).
  2. Рассказ « Осень в жизни растений».
  3. Сочинение – размышление «О чём шепчут растения?».
  4. Любимый уголок природы.
  5. Домашние животные (рассказ, рисунок)

7 класс, завершение курса «Растения».

        2 четверть:

  1. Рисунок «Охраняемое растение».
  2. Экологический плакат « Береги природу» .
  3. Правила туриста (в словах, рисунках ).
  4. Кроссворд – разнообразие растений
  5. Загадки, пословицы, поговорки о растениях.
  6. Доклад «Лекарственные растения».
  7. Отчёт о путешествии в Африку, Австралию (о их флоре)

В 8 классе проводился урок по обсуждению просмотренных телепередач о животных.

Учащимся предложено было выступить в роли рецензентов.

Выявлен особый интерес к передачам такого содержания, круг передач различен, выдвинуты замечания по улучшению передач согласно требованиям и интересам учеников. На уроках эта идея проявляется следующим образом:

При рассмотрении в 7 классе темы размножения растений учащиеся при ответе могут использовать – рассказ, - схему словесную с помощью стрелок, - рисунки с подписями – это выбирает сам ученик. Схемы и рисунки во время объяснения материала учителем были занесены в тетрадь.

Развитие творческого мышления гарантирует метод проблемного изучения материала.

Например: 8 класс

  1. Рассказать о строении органов кровообращения лягушки

2)Рассказать о строении органов кровообращения рыб

Цель проверки – выучил ли (запомнил) ученик материал.

Цель – выявить причины различий органов кровообращения лягушки и рыбы, сравнить строение их систем кровообращения.

Развиваются мыслительные операции – сравнение, анализ, обобщение.

                        

4. ИДЕЯ  ОПОРЫ.

        Учителя-новаторы включают в словесную информацию разнообразные опорные сигналы, которые являются средством развития памяти, логики, пространственного воображения, алгоритмических форм мышления.

        Конспекты-схемы, которые возникают по мере объяснения материала, учащимися переписываются по ходу объяснения. Работают органы чувств (зрение, слух) и мышление; происходит не только восприятие, но и осмысление материала. Общее назначение этих конспектов – помочь усвоить (запомнить) материал.

        Конспекты-схемы – просты, понятны и наглядны. Часто, это основные понятия и связи между ними с помощью стрелок. Если информация зашифрована и непонятна без расшифровки, значит это – опорный сигнал. Опорные сигналы используют В. Ф. Шаталов, Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова. Мне ближе разработанные опорные конспекты по биологии учителей П. Е. Алпатова из г. Кузнецка, Пензенской обл., и моего земляка из г. Тейково (Ивановская о.) Е. А. Стручкова. Применение опорных конспектов сочетается с идеей опережающего обучения и идеей изучения материала крупными блоками.

                5. ИДЕЯ КРУПНЫХ БЛОКОВ.

        При изучении материала крупными блоками появляется возможность увеличить объём изучаемого материала при резком снижении нагрузки на ученика.

                6 ИДЕЯ ОПЕРЕЖЕНИЯ.

        Учитель должен знать, объясняя материал, что «вчера», что «сегодня», а главное, что «завтра». Необходимо на уроке отводить время для изучения материала, который будет подробно изучаться в будущем. Это движение вперёд – есть развитие.

        Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение. Развитие следует понимать как развитие личности школьника, которое предполагает не только интеллектуальное, и вообще психическое развитие, но и нравственное, социальное становление.

        Л. В. Занков положил принципы существенного повышения теоретического уровня обучения, обучения на высоком уровне трудности и быстрого темпа изучения учебного материала. В качестве показателей развития использовал развитие наблюдательности, отвлечённого мышления и практических действий.

        Далее исследование данного вопроса продолжали Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов. «Умственное развитие школьников определяется содержанием знаний». Доказано, что учащиеся могут овладеть знаниями научно – теоретическими, значительно превышающими программные требования к уровню знаний. Необходимо использовать потенциальные возможности развития мышления. Основной принцип развивающего обучения – проблемность. А наличие проблемы запускает механизмы мышления.

Например: в 9 классе при изучении темы круги кровообращения для проверки знаний эффективно использовать проблемные задачи.

        Какой путь пройдёт лекарство с кровью до головного мозга, если инъекцию сделали в мышцу плеча левой руки? Написать сосуды, части тела, указать кровь. Задача основана на знании материала строение сердца, круги кровообращения, сосуды, кровь. Умеет ли ученик применять знания в конкретной ситуации.

ОТВЕТ:

мышца плеча                 капилляры                     вена         верхняя полая вена  

правое предсердие                   правый желудочек        лёгочные артерии  

капилляры лёгких                       лёгочные вены                          левое предсердие                

левый желудочек                         аорта                                            сонная артерия        

артерии, питающие мозг                         капилляры мозга                мозг

        Из опыта П. Е. Алпатова я заимствовала опорные конспекты, которые помогают эффективно проводить уроки, объёмно даётся материал, кратко конспектируется в тетрадях рисунки с подписями, что обеспечивает наглядность и быстрое запоминание. Развивается логика в восприятии материала, образное мышление.

        Домашнее задание может быть: дополнить конспект примерами.

При изучении темы «Функции листа. Фотосинтез»  – трудно даётся понятие процесса, а упрощённая схема запоминается легко:

вода + углекислый газ              свет, хлорофилл          крахмал + кислород

Ф         О        Т     О     С      И       Н       Т       Е        З

        Мною составлены все схемы по размножению растений, что улучшает восприятие и понятие сути процесса, даёт возможность сравнить 2 способа размножения – бесполое и половое. При желании дети могут воспроизводить материал  словами и стрелками, могут рассказом.

        При изучении темы «Семя» в конце 6 класса при недостатке времени можно дать материал крупным блоком за 1 – 2 урока вместо 5 – 7 уроков.

        Конспект содержит новый материал, обобщение материала на основе вновь изученного. Материал взят из опыта учителя биологии г. Тейкова Ивановской области Е.А. Стручкова. Опорные сигналы с расшифровкой есть у Е.А.Стручкова, я применив их, убедилась, что, так как они небольшие, состоят из фигур, хорошо запоминаются. Необходимо знать «шифр».

                

        Идея крупных блоков используется при изучении следующих тем:

10 класс – «История развития жизни на планете земля». 5 – 6 параграфов за 1 урок и домашнее задание.

11 класс – «Строение клетки» 4 урока за 2 урока

9 класс – «Пищеварение» 3урока за 1 урок

9 класс -  «Обмен веществ и его регуляция» 4урока за 1 урок.

        Изучение материала представляет собой составление больших таблиц, содержащих минимум конкретного материала обобщённого характера по теме.                                        

ЛИТЕРАТУРА

1В. К. Дьяченко «Сотрудничество в обучении» Москва «Просвещение» 1991г.

2Е. Н. Медынский «А. С. Макаренко» Москва АН РОРСТ 1949г.

3 В. А. Сухомлинский «Методика воспитания коллектива», Москва «Просвещение» 1981г 4 В.А. Сухомлинский «О воспитании» Москва «Полит. лит –ра».1975г.

5 А.В. Мудрик «Личность школьника и её воспитание в коллективе», Москва «Знание»1975г.

6 Н.С. Якиманская «Личность – ориентированное обучение в современной школе» Москва1996г.

7 И.Ф. Харламов «педагогика», Москва «Высшая школа» 1990г.

8 И.А. Зязюн « Основы педагогического мастерства» Москва «Просвещение» 1889г.

9 Л.М. Фридман «Педагогический опыт глазами психолога»,Москва «Просвещение»1987г                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."

презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).

Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность  в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться  - даст возможность самореализации, ...

Педагогика сотрудничества на уроках биологии как способ развития детской одарённости

Педагогика сотрудничества на уроках биологии  как способ развития детской одарённостиКлассный час : "Правильное питание – залог здоровья"...

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы) Смирнова Е.П., учитель биологии ГБОУ гимназия № 446

 О неумолимом беге времени и неизбежных переменах в жизни людей, с ним связанных, писал А. Тарковский: « Всё меньше тех вещей, среди которых я в детстве жил, на свете остается&helli...

Формирование учебной мотивации школьников на уроках биологии(из опыта работы

Каждый учитель желает, чтобы его ученики хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является о...

Технология сотрудничества на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО

Технология сотрудничества на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО...