Конспект модельного урока по литературе в 10 классе: "Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных" (дебаты)
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Белоусова Елена Ильинична

Урок литературы  в 10 классе по произведению Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"   по теме: "Родион Раскольниов в мире униженных и оскорблённых".  Форма урока - дебаты по стандарту Карла Поппера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon debaty_raskolnikov.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока .

Предмет: литература

Класс: 10

Технология:  Дебаты по стандарту К.Поппера

Тема урока:  Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных.

Тема Дебатов: Родион Раскольников может быть оправдан

Цели урока:

                        1.  Подготовиться к написанию домашнего сочинения «В чем беда и в чем вина Родиона Раскольникова?»

                        2. Продолжить работу по формированию  критического мышления  (умение аргументировать  и отстаивать свою точку зрения, критически относиться к другому мнению, оценивать) и коммуникативные навыки (умение общаться в группе, отстаивать свою позицию, самостоятельно принимать решение, договариваться).

                         3. Развивать логическое мышление.

 Команда (количество участников игры, роли):

                         учащиеся 10 класса

                         команда утверждения (1-ый, 2-ой, 3-ий спикеры)

                         команда отрицания    (1-ый, 2-ой, 3-ий спикеры)

Судьи:            учителя литературы,  2 ученика 10-го   класса.

Зрители:          учащиеся  10 класса

Вид Дебатов:   стандарт К.Поппера

Источники, используемые учителем и учениками:

                         текст романа, Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», комментарии к нему, критическая литература

Цель использования технологии Дебаты – отработка компетенций.

  1. Интеллектуальные: учащиеся пытаются самостоятельно извлекать информацию, оценивать ее, отстаивать свое мнение по данному вопросу, теме, проблеме.
  2. Коммуникативные: школьники работают в группах, учатся идти на компромисс, отстаивать свою точку зрения, уважать чужое мнение, принимать решение.
  3. Практические: учащиеся отрабатывают навыки организации своей работы.

Подготовительная работа.

  1. Обсуждение темы дебатов за 10 дней до урока-игры.
  2. Формирование команд.
  3. Составление кейса утверждения и кейса отрицания.
  4. Формулировка аргументов, подбор примеров из текста романа.
  5. Чтение литературоведческих работ.
  6. Работа в группах с целью обсуждения и обработки  собранного материала.
  7. Консультации каждой из групп с учителем.

Организация работы на уроке.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Выступление спикеров  (по 3 от каждой команды), которые обосновывают актуальность темы дебатов,  дают определение понятий, формулируют аргументы и доказательства.  
  3. Участники дебатов  фиксируют аргументы противоположной команды, подбирают контраргументы из подготовленных дома, обдумывают вопросы (их активная работа  способствует более успешному выступлению спикеров).
  4. 3 раунда перекрестных вопросов (зрителям разрешено участвовать).
  5. Судьи фиксируют  оценку результатов в бланках протоколов.
  6. Подведение итогов.

Описание хода урока.

Кейс утверждения

Кейс отрицания

Определения

       Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Он  вызывает у автора и осуждение,  и сочувствие. Это бедный студент, загнанный в угол нищетой.  Одинокий, но гордый Раскольников доведён до предела: он идёт на умышленное убийство  с целью освободить   мир от нечеловека и воспользоваться  деньгами ростовщицы  для благих целей. Он может быть оправдан, и мы назовём объективные причины, заставившие Раскольникова пойти на преступление.

    Раскольников разрешил себе «кровь по совести», и она полилась потоком. Как жертва он не может быть оправдан.

 И мы докажем  преступность замыслов и действий героя романа.

Актуальность.

           Тема дебатов  актуальна,  так как в основе романа лежит уголовно-авантюрная интрига, и она у Достоевского не самоцель, а лишь средство заострить идеологическое содержание произведения, драматизировать идейный диспут, который кипит на его страницах. И связан он  с главным героем Родионом Раскольников.

Критерии – причины, побудившие Раскольникова пойти на преступление.

Команда утверждения (КУ)

Команда отрицания (КО)

Цель Раскольникова – помочь себе и подобным себе, несчастным, обездоленным людям, доведенным  сложившимися обстоятельствами до отчаяния.

Цель Раскольникова – проверить собственную исключительность  и опробовать теорию, оправдывающую преступления.

Аргументация.

КУ

КО

1. Нищета, лишившая гордого Раскольникова чувства собственного достоинства,  заставляет его  пойти на преступление.  

1.Одно преступление, совершённое Раскольниковым, становится  источником новых злодеяний.

2. Герой романа, осознавая себя виноватым перед матерью и сестрой, хочет спасти их. Любовь к близким оправдывает его.

2. Идёт герой романа на убийство с целью опробовать теорию, оправдывающую преступление и созданную теми, кто делает людей несчастными и обездоленными. Он преступник, а не жертва обстоятельств.

3. Желание разбить существующий порядок вещей, чтобы спасти униженных и оскорблённых, выдаёт в Раскольникове спасителя. И как спаситель он может быть оправдан.

3. Убив старуху-процентщицу, Раскольников убивает в себе человека. Он не спаситель себя, а убийца собственной души, преступник по отношению к самому себе, который не может быть оправдан.

Вопросы

КУ

КО

1. Современник Достоевского, большой знаток его творчества В.Розанов заметил, что роман – это муки большой совести главного героя. Раскольников – природодобрый человек. Ещё не убив Алёну Дмитриевну, он начинает мучиться. Разве это не доказывает то, что герой может быть оправдан?

1.Разумихин, присутствуя при разговоре П.П.и Раскольникова о статье последнего, произнёс фразу: «Ведь это разрешение крови по совести, это… это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное». Прокомментируйте эту фразу. Это оправдывает Раскольникова?

2. Убив старуху-процентщицу, Раскольников испытывает отвращение к самому себе и к тому, что он сделал. Разве это не оправдывает героя?

2. Под влиянием чего возникла теория Раскольникова?

3. В чём беда Раскольникова, а в чём его вина?

3.Вы говорите, что  Р. убил ради своих близких. А подумал ли он, каково им будет узнать о том, что он натворил? Простили бы они его?

4. Можно ли считать Раскольникова спасителем, если он не воспользовался награбленным для благих целей?

5. Раскольников стремится к власти, чтобы творить добрые дела. Обязательна ли для этого власть?

6. Разве положение, в котором оказался Раскольников, обязывает идти на преступление? Так же бедствовал Разумихин, товарищ героя романа. Но он зарабатывал на жизнь уроками, переводами, а не преступлениями.

Подведение итогов игры:  пока судьи заполняют протоколы, подсчитывая количество баллов, зрители составляют синквейны  о главном герое и отдают свой голос за одну из команд.

Объявление итогов  игры:  выступление судей.

ПРИЛОЖЕНИЕ  К УРОКУ

ФОРМАТ ИГРЫ.

Порядок выступления спикеров

Время

У1

4 мин.

Раунд вопросов О3 к У1

3 мин.

О1

4 мин.

Раунд вопросов У3 к О1

3 мин.

У2

3 мин.

Раунд вопросов  О1 к У2

3 мин.

О2

3 мин.

Раунд вопросов  У1 к О2

3 мин.

У3

4 мин.

О3

4 мин.

Таймаут

6 мин.

РОЛИ СПИКЕРОВ.

Спикер

Команда утверждения

Команда отрицания

1-ый

  1. Представление команды
  2. Формулировка темы, актуальность
  3. Введение определений
  4. Выдвижение критерия
  5. Представление кейса утверждающей стороны
  6. Заключение
  1. Представление команды
  2. Формулировка тезиса отрицания
  3. Принятие определений
  4. Атака или принятие критерия
  5. Опровержение позиции утверждения
  6. Представление кейса отрицающей стороны
  7. Заключение

2-ой

  1. Опровержение аргументов  оппонентов
  2. Развитие собственных аргументов
  3. Приведение новых доказательств и поддержек
  4. Заключение

3-ий

  1. Выделение наиболее важных вопросов,  по которым произошло столкновение мнений
  2. Сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам, объяснение, почему приводимые командой аргументы более убедительны
  3. Эффектное заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе в 10 классе "Раскольников и Соня Мармеладова. "Правда" Сони. Анализ эпизода"

Еще один урок на популярный сюжет. Анализ 4 глав 4 м 5 частей романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".Сама очень люблю эти эпизоды. Считаю их ключевыми в романе. Да и в жизни каждого челов...

План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»

Обобщить и расширить знания учащихся о звуке,  механизме его образования ивосприятия         животными         орга...

Интегрированный урок по литературе и ИЗО ( внеклассная работа) "В мире красок и стихов "

Цель мероприятия –научить детей видеть в обыкновенном  прекрасное, воспитать любовь к художественному слову, развивать творческие способности обучающихся.Педагогическая технология: модельный урок...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Конспект открытого урока английского языка в 9 классе "Праздники народов мира" в соответствии с требованиями ФГОС

Открытый урок английского языка в 9 классе "Праздники народов мира" - зто урок получения новых знаний, целью которого является развитие языковой компетентности учащихся. Урок проведен в соот...

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Мир древнерусской литературы"

Урок, посвященный новому празднику - Дню православной книги. Учащиеся знакомятся с историей праздника, с деятельностью первопечатника Ивана Федорова, а также повторяют и обобщают знания о возникновени...


 

Комментарии

Простите меня еще раз. Но все равно я вижу здесь урок дебатов по стандарту Поппера, но не вижу главного - текста литературного произведения! Есть один раз слова Разумихина и один раз слова Розанова. Конечно, цитаты могли быть в самих выступлениях ребят. Это задано подготовительной работой. Может быть, лучше было бы при определении позиций давать отрывки из текста, слова героев или известных критиков, делать их оппонентами? Иначе получается не литература, а "возле литературы". Я понимаю, что такая форма имеет право на существование и это лишь один час из многих, но на уроке литературы, по-моему, важнее, оправдал ли Раскольников себя сам и как отнесся к нему автор.
Пожалуйста, не обижайтесь, мне просто очень хочется ... присутствовать на вашем уроке и готовиться вместе с вашими учениками. Очень интересно посмотреть аргументы из текста и критики, выбранные ребятами. Вы интереснее Поппера!

Белоусова Елена Ильинична

Уважаемая, Юлия Юрьевна! Очень приятно, что Вы проявили интерес к моему уроку и дали такой подробный комментарий. Согласна, эти дебаты - всего лишь один час из многих, в течение которых мы с десятиклассниками внимательно изучали роман Достоевского. Мне кажется, что на уроках по творчеству этого писателя важно всё, а не только "оправдал ли Раскольников себя сам и как отнёсся к нему автор". Да, кстати, при определении позиций ученики опирались на текст, приводить который в разработке урока я не сочла нужным. Ваше же утверждение, что мы с ребятами интереснее Поппера, мне представляется слишком смелым. Спасибо за внимание к уроку!

Маслова Светлана Борисовна

Из методической разработки урока не видно большой подготовительной работы. Но тем, кто знаком с технологией Дебаты, совершенно понятно, сколько труда и со стороны учителя, и со стороны учеников вложено в этот урок. И всё-таки это урок литературы, потому что, опираясь на текст романа, десятиклассники пытаются доказать и беду, и вину Раскольникова. Сама технология Дебаты - это только внешняя сторона. А высказывания учеников - это результат осмысления ими литературного произведения.