Главные вкладки

    Интегрированный урок по литературе и ИЗО ( внеклассная работа) "В мире красок и стихов "
    план-конспект занятия (5, 6 класс) по теме

    Цель мероприятия –научить детей видеть в обыкновенном  прекрасное, воспитать любовь к художественному слову, развивать творческие способности обучающихся.

    Педагогическая технология: модельный урок .

    Рубрики урока:

    1.    Стихотворная.

    2.    Игральная.

    3.    Загадочная.

    4.    Рисовальная.

    5.    Познавательная.

    6.    Заключительная.

    Наглядность: выставка « Как прекрасен этот мир», сборники детских стихов, рисунки детей, музыкальное сопровождение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_literature_i_izo.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок по литературе и ИЗО.

    ( внеклассная работа)

    В мире красок и стихов

    ( для учащихся 5 – 6 классов)

    Работу выполнила учитель русского языка и литературы

    Малехонова Наталья Георгиевна.

    Цель мероприятия –научить детей видеть в обыкновенном  прекрасное, воспитать любовь к художественному слову, развивать творческие способности обучающихся.

    Педагогическая технология: модельный урок .

    Рубрики урока:

    1. Стихотворная.
    2. Игральная.
    3. Загадочная.
    4. Рисовальная.
    5. Познавательная.
    6. Заключительная.

    Наглядность: выставка « Как прекрасен этот мир», сборники детских стихов, рисунки детей, музыкальное сопровождение.

    Вступительное слово учителя. (Ведет урок « Художник». Он в ярком берете и блузе. У детей на голове разноцветные колпачки.

    Дорогие ребята! Мир, в котором мы живем, прекрасен.

    Утром, чуть проглянет оранжевое солнышко, зазолотится розовое, голубое и синее небо. Оживет земля, зазеленеет трава, расцветут желтые, лазоревые, алые цветы.

    Вся земля наполнится светом, благоуханием трав и цветов. Да и вы как цветы – нарядные, праздничные.

    - А что делает мир таким многоцветным?

    - Краски.

    - Давайте наденем колпачки, которые символизируют цвета, и встанем в той последовательности, в какой обычно цвета располагаются.

     - КОЖЗГСФ

    Задание: А где встречаются в природе ваши цвета?

    К – закат, ягоды калины, рябины…

    О – осенние листочки…

    Ж – солнце…

    З – трава, листья на деревьях…

    Г – небо…

    С – море…

    Ф – сирень, фиалка…

    Путешествие в мир стихов и красок

    Рубрика 1. Стихотворная.

    Разноцветные стихи.

    Дети читают заранее подготовленные стихи и показывают к ним рисунки.

    1. Катит солнце колесом,

    Жаркое, красное,

    Над дорогой, над селом

    Катит солнце ясное.

    Вслед за солнцем – облака,

    Ярко – белые бока

    Пышные, важные,

    В них – туманы влажные,

    В них – дожди прохладные,

    Радуги нарядные.

    1. Оранжевое небо,

    Оранжевое море…

    1. Носит одуванчик желтый сарафанчик.

    Подрастет – нарядится в беленькое платьице:

    Легкое, воздушное, ветерку послушное.

    1. Листвой зеленой, молодой обвеяны березы…

    1. Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.

    Колокольчики – цветы очень вежливы

    А вы?

    1. Синий иней лег на провода

    В небе темно – синем синяя звезда…

    1. На солнечной опушке фиалка расцвела.

    Фиолетовые ушки тихонько подняла

    В траве она хоронится

    Не любит лезть вперед.

    Но кто – то ей поклонится

     И бережно возьмет.

    Вывод: Вот какие красивые стихи мы прочли! А какие к ним рисунки!  В наших стихах и рисунках каждый цвет живет обособленно. А в природе все взаимосвязано. Лист на березе м.б. зеленым, желтым, коричневым… Небо – серым, голубым, синим… Снег – белым, фиолетовым, черным…

    ( « Художник» показывает картины знаменитых живописцев, а Литератор просит детей коротко их описать, используя цветовую гамму и художественные средства выразительности)

    Рубрика 2. Игральная.

    « Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный…» - так И. Бунин характеризует лес осенью. Оказывается, у каждого цвета есть братики и сестрички – оттенки.

     Игра. Кто быстрей и точней?

    Нужно правильно определить и разложить карточки в соответствии с основными цветами.

    Оттенки красного– кумачовый, багряный, пунцовый…

    Оттенки синего и голубого – лазурный, ультрамариновый, индиговый, цвет морской волны, бирюзовый…

    Оттенки зеленого – изумрудный, салатовый…

    Оттенки желтого – золотой, рыжий, пшеничный…

    Литератор: А в каких сказках, рассказах встречается цвет?

    (Дети отвечают: Погорельский « Черная курица», Аксаков « Аленький цветочек», Гайдар « Голубая чашка»…)

    - О чем эти произведения?

    Рубрика 3. Загадочная.

    Цветочно- ягодные задания.

    1 Назовите растение, на котором цветки разного цвета: розовые, голубые, синие и фиолетовые? (медуница)

    2 Бывает ли черная малина? ( нет, малина – малинового цвета, а черного цвета – ежевика)

    3 У занесенных снегом кочек,

    Под белой шапкой снеговой,

    Нашли мы синенький цветочек,

    Полузамерзший, чуть живой. ( подснежник)

    4 Эй, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет. (колокольчики)

    5 Белые горошки на зеленой ножке ( ландыши)

    6 На сучках висят шары –

    Посинели от жары  ( сливы)

    7 На лесной поляне

    Красуются Татьяны –

    Алый сарафан,

    Белые крапинки ( земляника)

    8 Цвет белый, а ягода черная ( смородина)

    9 В огороде на дорожке

    Стоит солнышко на ножке,

    Только желтые лучи

    У него негорячи. ( подсолнух)

    10 На зеленой кочке живут дочки,

    Сами аленькие, и большие, и маленькие. (клюква)

    11 Горел в траве росистой

    Фонарик золотистый

    Потом померк, потух

    И превратился в пух. ( одуванчик)

    («Художник» дает задание: нарисовать за 1 мин. отгадку)

    Рубрика 4 Рисовальная

    Из шляпки гриба нарисовать зверюшек: может получиться еж, мышь, рыба, гусь, черепаха, зайка, кот…(фантазия детей)

    Рубрика 5 Познавательная

    Ребята, все картины, написанные художниками, делятся на несколько видов. А сами художники, в зависимости от того, что рисуют, называются по – особому.

    Вопросы:

    1Как называется картина, на которой изображена природа? А художник?

    (Пейзаж – пейзажист: Шишкин, Левитан, Васильев…)

    Стих. Если видишь на картине нарисована река,

    Или ель и белый иней, или сад и облака,

    Или снежная равнина, или поле и шалаш,

    Обязательно картина называется …ПЕЙЗАЖ.

    2 Как называется картина, изображающая предметы быта? (натюрморт)

    Стих. Если видишь на картине чашку кофе на столе,

    Или сок в большом графине, или вазу в хрустале,

    Или бронзовую чашу, или грушу, или торт,

    Или все предметы сразу, знай, что это …НАТЮРМОРТ.

    3 Как называется картина, изображающая человека, его лицо…? ( Портрет – портретист)

    Стих. Если видишь, что с картины смотрит кто – нибудь на нас:

    Или принц в плаще старинном, или в робе водолаз, летчик, или балерина,

    Или Колька – твой сосед,- обязательно картина называется … ПОРТРЕТ

    4Как называется картина, которая рисует море, морские виды, жизнь моря? ( Марина – маринист)

    5 …военные действия? ( Баталия – баталист)

    6 Назовите художников – иллюстраторов

    ( Ю. Васнецов, Чарушин, Сутеев…)

    7 Назовите художников, пишущих на сказочные сюжеты

    ( В. Васнецов. Врубель, Т. Маврина…)

    « Литератор» дает задание: написать стихи к п. 4, 5.

    Например,

    4. Если видишь на картине

    Море, волны, синь воды.

    То не должен удивляться

    Ни на грамм, дружище, ты.

    Ведь та самая картина

    Называется МАРИНА.

    5 Битвы поле роковое

    Промелькнет то тут, то там –

    Это о войне художник

    Повествует срочно нам.

    Пушки, танки – все на лист

    Так рисует БАТАЛИСТ.

    Рубрика 6 Заключительная

    Устное – словесное рисование + рисование красками

    Учитель показывает Чернобыльский пейзаж, дети с помощью цветовых прилагательных и ярких выразительных художественных средств одушевляют пейзаж, а затем совместными усилиями красками рисуют другой – радостный пейзаж (выжженная черная земля покрывается зеленой травой и цветами, темное небо становится голубым, появляются новые разноцветные домики…)  В это время звучат песни, в которых преобладают цветовые слова. Делается вывод о роли красок в жизни человека.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)

    Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...

    Воспитание национального самосознания личности на уроках татарской литературы и во внеклассной работе

    Цель изучения татарского языка и литературы, содержание учебного материала и методы его изучения оказывают непосредственное влияние на работу с обучающимися на уроке  татарского языка и литератур...

    Интегрированный урок по английскому языку и географии. Достопримечательности стран мира.”

    Цыганова Маргарита Генриховнаучитель английского языка МОУ «СОШ № 9 имени М.И. Баркова», г. Братск, Иркутская область, 100-925-852...

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ Из опыта работы

    Региональный конкурс творческих работ в рамках  X Всероссийской акции «Спорт - альтернатива пагубным привычкам»...

    Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

    Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

    План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»

    Обобщить и расширить знания учащихся о звуке,  механизме его образования ивосприятия         животными         орга...