Интегрированный урок по литературе и ИЗО ( внеклассная работа) "В мире красок и стихов "
план-конспект занятия (5, 6 класс) по теме

Цель мероприятия –научить детей видеть в обыкновенном  прекрасное, воспитать любовь к художественному слову, развивать творческие способности обучающихся.

Педагогическая технология: модельный урок .

Рубрики урока:

1.    Стихотворная.

2.    Игральная.

3.    Загадочная.

4.    Рисовальная.

5.    Познавательная.

6.    Заключительная.

Наглядность: выставка « Как прекрасен этот мир», сборники детских стихов, рисунки детей, музыкальное сопровождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_literature_i_izo.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по литературе и ИЗО.

( внеклассная работа)

В мире красок и стихов

( для учащихся 5 – 6 классов)

Работу выполнила учитель русского языка и литературы

Малехонова Наталья Георгиевна.

Цель мероприятия –научить детей видеть в обыкновенном  прекрасное, воспитать любовь к художественному слову, развивать творческие способности обучающихся.

Педагогическая технология: модельный урок .

Рубрики урока:

  1. Стихотворная.
  2. Игральная.
  3. Загадочная.
  4. Рисовальная.
  5. Познавательная.
  6. Заключительная.

Наглядность: выставка « Как прекрасен этот мир», сборники детских стихов, рисунки детей, музыкальное сопровождение.

Вступительное слово учителя. (Ведет урок « Художник». Он в ярком берете и блузе. У детей на голове разноцветные колпачки.

Дорогие ребята! Мир, в котором мы живем, прекрасен.

Утром, чуть проглянет оранжевое солнышко, зазолотится розовое, голубое и синее небо. Оживет земля, зазеленеет трава, расцветут желтые, лазоревые, алые цветы.

Вся земля наполнится светом, благоуханием трав и цветов. Да и вы как цветы – нарядные, праздничные.

- А что делает мир таким многоцветным?

- Краски.

- Давайте наденем колпачки, которые символизируют цвета, и встанем в той последовательности, в какой обычно цвета располагаются.

 - КОЖЗГСФ

Задание: А где встречаются в природе ваши цвета?

К – закат, ягоды калины, рябины…

О – осенние листочки…

Ж – солнце…

З – трава, листья на деревьях…

Г – небо…

С – море…

Ф – сирень, фиалка…

Путешествие в мир стихов и красок

Рубрика 1. Стихотворная.

Разноцветные стихи.

Дети читают заранее подготовленные стихи и показывают к ним рисунки.

  1. Катит солнце колесом,

Жаркое, красное,

Над дорогой, над селом

Катит солнце ясное.

Вслед за солнцем – облака,

Ярко – белые бока

Пышные, важные,

В них – туманы влажные,

В них – дожди прохладные,

Радуги нарядные.

  1. Оранжевое небо,

Оранжевое море…

  1. Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится в беленькое платьице:

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

  1. Листвой зеленой, молодой обвеяны березы…

  1. Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.

Колокольчики – цветы очень вежливы

А вы?

  1. Синий иней лег на провода

В небе темно – синем синяя звезда…

  1. На солнечной опушке фиалка расцвела.

Фиолетовые ушки тихонько подняла

В траве она хоронится

Не любит лезть вперед.

Но кто – то ей поклонится

 И бережно возьмет.

Вывод: Вот какие красивые стихи мы прочли! А какие к ним рисунки!  В наших стихах и рисунках каждый цвет живет обособленно. А в природе все взаимосвязано. Лист на березе м.б. зеленым, желтым, коричневым… Небо – серым, голубым, синим… Снег – белым, фиолетовым, черным…

( « Художник» показывает картины знаменитых живописцев, а Литератор просит детей коротко их описать, используя цветовую гамму и художественные средства выразительности)

Рубрика 2. Игральная.

« Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…» - так И. Бунин характеризует лес осенью. Оказывается, у каждого цвета есть братики и сестрички – оттенки.

 Игра. Кто быстрей и точней?

Нужно правильно определить и разложить карточки в соответствии с основными цветами.

Оттенки красного– кумачовый, багряный, пунцовый…

Оттенки синего и голубого – лазурный, ультрамариновый, индиговый, цвет морской волны, бирюзовый…

Оттенки зеленого – изумрудный, салатовый…

Оттенки желтого – золотой, рыжий, пшеничный…

Литератор: А в каких сказках, рассказах встречается цвет?

(Дети отвечают: Погорельский « Черная курица», Аксаков « Аленький цветочек», Гайдар « Голубая чашка»…)

- О чем эти произведения?

Рубрика 3. Загадочная.

Цветочно- ягодные задания.

1 Назовите растение, на котором цветки разного цвета: розовые, голубые, синие и фиолетовые? (медуница)

2 Бывает ли черная малина? ( нет, малина – малинового цвета, а черного цвета – ежевика)

3 У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой. ( подснежник)

4 Эй, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет. (колокольчики)

5 Белые горошки на зеленой ножке ( ландыши)

6 На сучках висят шары –

Посинели от жары  ( сливы)

7 На лесной поляне

Красуются Татьяны –

Алый сарафан,

Белые крапинки ( земляника)

8 Цвет белый, а ягода черная ( смородина)

9 В огороде на дорожке

Стоит солнышко на ножке,

Только желтые лучи

У него негорячи. ( подсолнух)

10 На зеленой кочке живут дочки,

Сами аленькие, и большие, и маленькие. (клюква)

11 Горел в траве росистой

Фонарик золотистый

Потом померк, потух

И превратился в пух. ( одуванчик)

(«Художник» дает задание: нарисовать за 1 мин. отгадку)

Рубрика 4 Рисовальная

Из шляпки гриба нарисовать зверюшек: может получиться еж, мышь, рыба, гусь, черепаха, зайка, кот…(фантазия детей)

Рубрика 5 Познавательная

Ребята, все картины, написанные художниками, делятся на несколько видов. А сами художники, в зависимости от того, что рисуют, называются по – особому.

Вопросы:

1Как называется картина, на которой изображена природа? А художник?

(Пейзаж – пейзажист: Шишкин, Левитан, Васильев…)

Стих. Если видишь на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется …ПЕЙЗАЖ.

2 Как называется картина, изображающая предметы быта? (натюрморт)

Стих. Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или сок в большом графине, или вазу в хрустале,

Или бронзовую чашу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу, знай, что это …НАТЮРМОРТ.

3 Как называется картина, изображающая человека, его лицо…? ( Портрет – портретист)

Стих. Если видишь, что с картины смотрит кто – нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном, или в робе водолаз, летчик, или балерина,

Или Колька – твой сосед,- обязательно картина называется … ПОРТРЕТ

4Как называется картина, которая рисует море, морские виды, жизнь моря? ( Марина – маринист)

5 …военные действия? ( Баталия – баталист)

6 Назовите художников – иллюстраторов

( Ю. Васнецов, Чарушин, Сутеев…)

7 Назовите художников, пишущих на сказочные сюжеты

( В. Васнецов. Врубель, Т. Маврина…)

« Литератор» дает задание: написать стихи к п. 4, 5.

Например,

4. Если видишь на картине

Море, волны, синь воды.

То не должен удивляться

Ни на грамм, дружище, ты.

Ведь та самая картина

Называется МАРИНА.

5 Битвы поле роковое

Промелькнет то тут, то там –

Это о войне художник

Повествует срочно нам.

Пушки, танки – все на лист

Так рисует БАТАЛИСТ.

Рубрика 6 Заключительная

Устное – словесное рисование + рисование красками

Учитель показывает Чернобыльский пейзаж, дети с помощью цветовых прилагательных и ярких выразительных художественных средств одушевляют пейзаж, а затем совместными усилиями красками рисуют другой – радостный пейзаж (выжженная черная земля покрывается зеленой травой и цветами, темное небо становится голубым, появляются новые разноцветные домики…)  В это время звучат песни, в которых преобладают цветовые слова. Делается вывод о роли красок в жизни человека.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...

Воспитание национального самосознания личности на уроках татарской литературы и во внеклассной работе

Цель изучения татарского языка и литературы, содержание учебного материала и методы его изучения оказывают непосредственное влияние на работу с обучающимися на уроке  татарского языка и литератур...

Интегрированный урок по английскому языку и географии. Достопримечательности стран мира.”

Цыганова Маргарита Генриховнаучитель английского языка МОУ «СОШ № 9 имени М.И. Баркова», г. Братск, Иркутская область, 100-925-852...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ Из опыта работы

Региональный конкурс творческих работ в рамках  X Всероссийской акции «Спорт - альтернатива пагубным привычкам»...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Жестокие игры в мире детства (интегрированный урок по литературе и праву)

Интегрированный урок литературы и права по произведениям В. Распутина «Уроки французского», В. Железникова « Чучело» и по Конвенции о правах ребенка....