Воспитание национального самосознания личности на уроках татарской литературы и во внеклассной работе
статья по теме

Цель изучения татарского языка и литературы, содержание учебного материала и методы его изучения оказывают непосредственное влияние на работу с обучающимися на уроке  татарского языка и литературы.  Цель изучения татарского языка и литературы, содержание учебного материала и методы его изучения оказывают непосредственное влияние на работу с обучающимися на уроке  татарского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_nacionalnogo_samosoznaniya_lichnosti.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ  «СОШ №5» МО  «ЛМР»  РТ

Воспитание национального самосознания личности на уроках татарской литературы и во внеклассной работе.

Ялалтдинова Земфира Акрямовна ,

из опыта работы учителя

 татарского языка и литературы

I квалификационной категории

МАОУ « СОШ №5» МО «ЛМР» РТ

 

                                                     2012 год

          Цель изучения татарского языка и литературы, содержание учебного материала и методы его изучения оказывают непосредственное влияние на работу с обучающимися на уроке  татарского языка и литературы. 
       Таким образом, разные материалы облегчает систематическое применение средств обучения, своевременное включение их в урок, широкое использование разнообразных форм самостоятельной работы и, следовательно, успешное формирование умений и навыков.
 На уроках  татарского языка и литературы материалы для обучающихся помогают  углубленному изучению  национальной культуры татарского народа.
        Материал «Национальная одежда» наглядно показывает разнообразие, красочность, национальный колорит татарской одежды. На стенде показаны как женская, так и мужская одежда татарского народа. Он  предназначен для знакомства учащихся с характерными элементами одежды,  изысканностью костюмов.  
        Материалы  «Национальные узоры» отличается тонкостью и изяществом композиции,  выполненной  в технике орнамента.
Экспонаты утверждают стремление татарского народа к красоте. Его эстетика и поэтика проявляются художественной одаренностью татарских рукодельниц и мастериц, приносящих в современный костюм национальное своеобразие. Экспонаты, обучающимся в русской группе,  дают  представление о национальной  культуре, быте и жизни татарского народа.
         Систематическое использование этих материалов на уроках даёт возможность расширить кругозор учащихся и воспитывать гордость, уважение к своему народу и национальной культуре.
Рассказы, картинки, презентации  «Моя Родина – Татарстан» воспитывает чувство гордости за свою Республику, способствует   патриотическому воспитанию школьников, а также формирует знания о символах, Президенте, о Родине.
        Неотъемлемой частью самобытной культуры татарского народа является литература и искусство. Материалы по теме «Искусство и литература» помогает ознакомить школьников с последними событиями и новостями культуры, литературы, искусства и великими людьми. Учащиеся с удовольствием приносят разные материалы.
        В своей работе  я создаю условия для гармоничного развития личности. При проведении уроков учитываю психологические особенности учащихся.    Одним из эффективных путей повышения творческой активности,   развития воображения,   заинтересованного  отношению к изучаемому предмету при коммуникативно направленном обучении является организация различных игр.  Мною   проведенные подвижные игры,  способствует укреплению здоровья детей, интерес к татарскому языку и любовь к родной земле и народа. Так как, я провожу игры с движениями, стихами, песнями. Например: «Кәрия-Зәкәрия”, “Ак калач”, “Бу бик яхшы укучы”, “Күбәләк” и другие. Есть и физкультминутки без музыки, которые дети самостоятельно вслух рассказывают стихи и одновременно выполняют движении.
Использование  иллюстраций к художественным произведениям, связанных с физкультурой и спортом, побуждает учеников   к творчеству, а самое главное, создается мотивация для охраны своего здоровья.
Развитие национального самосознания неразрывно связано с усвоением родного языка. Этнические особенности каждого человека в значительной мере воспроизводятся в его языке. С помощью языка вырабатываются и функционируют образцы национальной культуры, закрепляются особенности мышления народа,  его традиции, образ жизни.
          Процесс преподавания татарского языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и направлен  на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности.  Знакомя учеников с портретами  поэтов и писателей  помогают не только расширить лингвистический кругозор, но и полнее реализовать воспитательные возможности, заложенные в татарском языке.
        Я использую разнообразные формы и методы организации внеурочной работы с целью повышения качества знаний, умений, навыков по татарскому языку и литературе.  
        Умело организованная внеклассная работа воспитывает любовь и интерес к родному языку. С дидактической, методической стороны правильно организованный урок  расширяет знания детей и воспитывает интерес к родному языку. С педагогической точки зрения эффективность заключается в том, что обучающиеся знакомятся дополнительной литературой.

          При проведении занятий   на первый план выдвигаю проблему формирования у детей подлинной любви и уважения к Родине, к её историческому прошлому, к татарской культуре, к народному творчеству и искусству. С этой целью внесла в программу тему    «Халык авыз иҗаты» («Устное народное творчество»)  и успешно работаю по ней.
Использую татарскую народную поэзию, сказки, фразеологию и лексику татарского языка, народные обряды и традиции т.е. все духовные ценности, какими  богат наш татарский народ, что  составляет стержень национального характера. Общение на такие темы очень нравится обучающимся, они ждут занятия с нетерпением. Ученики становятся дикторами, ведут разные передачи, знакомят своих друзей новостями культуры Татарстана, народными праздниками и т.д.Учащимися собран богатый  материал на темы «Легенды о Сююмбике, о Казани, проектные работы на темы «Народные традиции», «Наши обычаи» и др.
Работая в данном направлении,   пришла к такому выводу: учащиеся с интересом изучают материал, связанный народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. В связи с этим повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о своей родной земле, о народных традициях. Все это важно для формирования патриотов, достойных граждан своего народа

          На уроках татарского языка в русской школе необходима обстановка, которая содействовала бы воспитанию потребностей говорить по- татарски,  поэтому экранные наглядности имеют особое значение.  Видеофильмы, презентации, кинофрагменты регулярно используются  на уроках  и внеклассных мероприятиях.

         Большую ценность для развития связной речи учащихся представляет запись передач по татарской литературе (инсценировок композиций и др.) Сочетание музыки и художественного слова  обладает большой силой эмоционального воздействия на слушателей, вызывает у них желание словесно оформить свои впечатления,  стимулирует поиск выразительных языковых средств.
        Одним из эффективных, технических  средств обучения считается 
мультимейдиный проектор. На уроках татарского языка я  пользуюсь  им с желанием.  Он позволяет рассматривать презентации, видеоматериал,  как аудиовизуальный учебный текст,  как анализ речевой среды.  Видеосюжет представляет реальную или учебную ситуацию,  подлежащую усвоению,  которая определяет специфику упражнений при работе  с ним. Технические возможности  положительно влияют на процесс овладения неродным языком. Мультимейдиный проектор позволяет мне разбивать учебный  материал  на микроситуации,    отдельные фрагменты.   
 Использование  видеосюжетов на уроках  татарского языка в учебных целях дает возможность: продемонстрировать ситуацию общения,   значительно повысить  мотивацию  к изучению языка,   стимулировать процесс  пораждения речи,   создать реальную  татарскую речевую среду,  преодолеть  произносительные трудности,  правильно  формировать навыки чтения  и. т.д.

           Компьютер  как особый вид технических средств обучения в последние годы все шире используется при обучении неродному языку. Мы с обучающимися  подготовили обширные коллекции иллюстративного и познавательного материала по произведениям и биографическим данным писателей.  Создали мультимейдиные презентации  по предмету.

           Изучение родного литературного края – важнейшее средство совершенствования учебно-воспитательной работы, развивает у учащихся интерес к литературе, углубляет научные знания, расширяет литературный кругозор.

Литература

  1. Татарский сайт http://tatar.moy.su , Татарский язык, праздники, сказки, о татарской нации, известные татары,  русско-татарский разговорник, видео, песни.
  2. Габдулла Тукай http://gabdullatukay.ruБиография, творчество, музеи Г. Тукая, фотогалерея.
  3. Татары – Татарский Всемирный Сервер Татарлар.ру http://www.tatarlar.ru Татарский словарь, татарские имена, история татар, татарские книги, татарские песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для воспитания истинного самосознания личности в контексте факультативного курса "Основы православной культуры"

В докладе представлен опыт работы классного руководителя по созданию условий для духовно-нравственного воспитания личности учащихся....

Интегрированный урок по литературе и ИЗО ( внеклассная работа) "В мире красок и стихов "

Цель мероприятия –научить детей видеть в обыкновенном  прекрасное, воспитать любовь к художественному слову, развивать творческие способности обучающихся.Педагогическая технология: модельный урок...

"Комплекс ГТО как один из аспектов укрепления здоровья и воспитания национального достоинства личности"

Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защит...

Духовность, как базовая ценность воспитания национального самосознания обучающихся.

Доклад учителя музыки -  Моренковой Т.А. для педагогического совещания в школе в 2015 - 2016 учебном году....

Комплексный анализ публицистического текста как средство воспитания национального самосознания учащихся

 Методическая разработка «Комплексный анализ публицистического текста как средство воспитания национального самосознаная учащихся" представляет систему уроков русского языка и л...