Создание условий для воспитания истинного самосознания личности в контексте факультативного курса "Основы православной культуры"
материал по теме

Шипицина Надежда Владимировна

В докладе представлен опыт работы классного руководителя по созданию условий для духовно-нравственного воспитания личности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_doklad_2.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для воспитания истинного самосознания личности в

контексте факультативного курса

«Основы православной культуры»

Н.В. Шипицина, учитель русского

 языка и литературы

МБОУ «СОШ с УИОП № 14», г. Магадан

  1. Введение.

Актуальность темы объясняется тремя факторами.

Во- первых, желанием родителей и моим, как классного руководителя, помочь нашим детям в условиях засилия массовой культуры, пропагандирующей насилие, пошлость, духовную пустоту, противостоять этим негативным влияниям, обратившись к духовному просвещению через факультатив «Основы православной культуры».

Во – вторых, анализируя сложившуюся ситуацию к моменту прихода учащихся в 5-ый класс, сделала вывод, что большинство детей не отличаются, с одной стороны, достаточно высоким интеллектуальным развитием, с другой – они очень любознательны и открыты для общения. Также в классе были учащиеся с девиантным поведением и педагогически «запущенные» дети, нуждающиеся, на мой взгляд, в постоянном педагогическом сопровождении и, если хотите, в духовном попечении.

В- третьих, дети, находясь на границе подросткового возраста и вступая в этот возраст, тем более нуждались в том, чтобы им были созданы условия для воспитания самосознания личности духовно-нравственной.

В связи с указанными выше факторами хотелось бы кратко остановиться на определении девиантного поведения и его взаимосвязи с подростковым периодом. Отклоняющееся (девиантное) поведение- это система поступков, не соответствующих общепринятым или подразумеваемым нормам, будь то нормы психического здоровья, права, культура или морали[1]. В плане девиантного поведения подростковый период считается периодом повышенного риска.

Девиантное поведение проявляется в конкретных формах, с которыми приходится иметь дело педагогам и родителям. Имеет смысл их перечислить: подростковый алкоголизм, наркотизм и наркомания, суицидальное поведение, криминальная направленность.

У подростков значительно чаще, чем у взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера»- самоубийство под влиянием чьего-либо примера. Среди подростков, обследованных А.Е. Личко, 32% суицидальных попыток приходиться на долю 17- летних, 31%- 16-летних, 21%- 15-летних, 12%- 14-летних[2]. Юноши совершают самоубийство чаще, чем девушек.

Если приведенные данные, возможно, и устарели (но они не становятся от этого менее заслуживающими внимания), то статистические данные, приведенные ниже актуальны: 2008г., г. Магадан и Магаданская область. Посему приводя их во вступлении, хочу еще раз обратить внимание на острую необходимость бороться за каждого несовершеннолетнего: ведь за сухими цифрами и процентами личность ребенка, подростка.

В 2008 году в Магаданской области состояли на профилактическом наблюдении 154 несовершеннолетних и диспансерном учете нарколога 7 несовершеннолетних, всего 161 несовершеннолетний (-12 % по сравнению с предыдущем годом). На диспансерном учете нарколога состоят 7 несовершеннолетних: 1 несовершеннолетний с диагнозом алкоголизм ( в городе Магадане), 1 несовершеннолетний с диагнозом наркомания ( в городе Магадане), 5 несовершеннолетних с диагнозом токсикомания ( 2 в Сусуманском, 1 в Хасынском, 1 в Ягоднинском районах, 1 в городе Магадане). Болезненность несовершеннолетних (0-17 лет) алкоголизмом уменьшилась по области на 48 % и составила 3,1 на 100 тысяч. Болезненность наркоманией несовершеннолетних (0-17 лет) 3,1 на 100 тысяч (в 2007 году не регистрировалась). Болезненность токсикоманией несовершеннолетних возросла на 4 % и составила 15,3 на 100 тысяч.

На профилактическом наблюдении в Магаданской области состоит 154 несовершеннолетних, в том числе по поводу эпизодического( без синдрома зависимости) употребления алкоголя состоит 101 несовершеннолетний, по поводу употребления токсических средств 38 несовершеннолетних, по поводу эпизодического употребления наркотиков 5 несовершеннолетних ( из них 4 в городе Магадане, 1 в Хасынском районе).

Целью работы нашего факультативного курса является воспитание истинного самосознания личности духовно-нравственной. Такой личности будет понятен диалог, приведенный в книге диакона Андрея Кураев «Диспут с атеистом»:

«Я попросил у Бога, чтобы Он забрал мои привычки.

Бог сказал: нет. Это не Я должен забрать, это ты должен отдать.

Я попросил Бога даровать мне терпение.

Бог сказал: нет. Терпение не даруется, ему учатся.

Я попросил Бога дать мне счастье.

Бог сказал: нет. Я даю тебе дары, но быть счастливым способен лишь ты сам.

Я просил Бога уберечь меня от боли.

Бог сказал: нет. Страдание приводит тебя ближе ко Мне.

Я попросил, чтобы Бог взрастил мой дух.

Бог сказал: нет. Ты должен возрастать самостоятельно, но Я буду обрезать тебя, чтобы ты был плодоносным.

Я попросил Бога обо всем, чтобы я мог наслаждаться жизнью.

Бог сказал: нет. Я уже дал тебе жизнь, разве это не достаточный повод для наслаждения?

Я попросил у Бога помочь мне любить других так же, как Он любит меня.

Бог сказал: А, наконец-то у тебя появилась достойная мысль»

Такой юноша или такая девушка, осознавая, что самоубийство - великий грех, сделают выбор в пользу жизни. Жизни, наполненной любовью к другим и к Богу, а не к наслаждениям от употребления алкоголя и наркотиков.

Естественно, что во вступлении не обойтись без определения основных категорий, стоящих в центре курса «Основы православной культуры»: духовность, нравственность, личность.

Опираясь на высказывание Л.А. Тихомирова и Андрея Кураева, можно определить духовность следующим образом. Духовность - высокий нравственный ориентир, высшее проявление духа человеческого, его вера в возвышенное и неземное, вбирающее в себя полноту и гармонию человеческого бытия. Духовность открывает вертикаль, некое «опущение высоты». Это образ Наума Коржавина из его стихотворения о церкви Покрова-на- Нерли:

Невысокая, небольшая,

Так построена ладно ты,

Что во всех на века зароняешь

Ощущение высоты

Нравственность- это система высших ценностей, связывающих людей в единую социальную общность. Православная духовность - это внимание к себе, взгляд внутрь с целью увидеть в себе зло (грех). Православная духовность немыслима без самопознания, исправления себя и самосовершенствования.

Личность-это ядро, центр человека. Феофан Затворник пишет, что все «силы сии сосредотачиваются и сходятся в нашем лице, в нашей личности, в том, что говорит в нас: я, которое есть слияние и нераздельное единство всех сил. Они в нем сцентрированы и исходят из него, как из фокуса»[3]

В заключение приведу высказывание ныне покойного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II:  «Нет и не может быть образования без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству»[4].

  1. Теоретическая интерпретация опыта.

Теоретической базой,  легшей в основу опыта, является педагогическая антропология К.Д. Ушинского, в частности, учение о воле. «Одна из главных целей воспитания,- пишет Ушинский, - именно в том и состоит, чтобы подчинить силы и способности нервного организма ясному сознанию и свободной воле человека».

Психологические основы проистекают из теории Л.С. Выготского о возрастных кризисах развития ребенка, в частности, кризиса подросткового возраста.

Центральное новообразование, порождаемое этим кризисом - способность самосознания.    Становление соподчинения мотивов является новообразованием воли. Ведущая деятельность следующего за кризисом 13-летнего возраста – общение, социально значимая деятельность. Параметры этих видов деятельности зависят от того, каким образом растущий человек выстроил собственную иерархию ценностей и приоритетов. Важным фактором в этом выборе является то, какие воспитательные принципы преобладали до этого в воспитании ребенка. Не то, что говорили, а как делали воспитатели и родители.

Поэтому, начиная с 11-12- летнего возраста, т.е. тогда, когда учащиеся моего класса пришли в 5-ый класс, факультативный курс «Основы православной культуры» предоставлял учащимся «деятельность, которая бы наполнила его душу» (К.Д. Ушинский). Причем деятельность совместная: дети, родители, учитель.

Яркий пример тому «Уроки добротолюбия».

В возрасте 12-13 лет подросток определяет для себя существенные стороны собственного самосознания, которые и позволяют ему осуществить процесс соподчинения мотивов. Отношения к миру выстраиваются по парадигме: Я и другие. Нравственно выстроить эти взаимосвязи тоже помогает факультатив. Например, тема «Свобода человека и его произволение» или «Я и мои сверстники» (беседа со священником).

В дальнейшем факультативный курс призван научить подростка пользоваться постепенным нарастанием свободы, в том числе свободы выбора. Наша совместная деятельность преследует цель: научиться выбирать добро, но не зло, или, как написано в Евангелии «отвращаться зла, прилепляться к добру (Рим12,9)». Здесь парадигма меняется: другие и Я. На примерах «других» («Печальники и защитники земли Русской», «Святые земли Русской», «Праведники») подросток делает свой выбор.

На становление опыта оказали также влияние высказывания педагога В.А.Сухомлинского. В частности, его тезисы о воспитании элементарной моральной культуры.

На мой взгляд, многие из них не устарели, а наполнились новым содержанием в начале XXI века. В наш век, когда платформа «жизнестойкого рационалиста», «амбициозного индивидуалиста» укрепляется с помощью СМИ и массовой культуры, необходимо противопоставить ей платформу человека с развитой способностью чувствовать горе и радость другого, человека, для которого главное не стяжание материальных благ, а благ духовных. Или как писал Сухомлинский: «Бойся стремления обладать вещами! Подлинное богатство человека не в вещах, а в разуме, в духовных ценностях»[5]

На ведение факультатива и на формирование опыта повлияла и деятельность МОУ «Гимназия № 24» по введению в современную систему образования факультативного курса «Православная культура». Только мы решили вести курс не на базе разновозрастной группы, а взять коллектив одного класса, в котором, кстати, в начальной школе данный факультатив не велся. Тем более, что в нашей школе еще в середине 90-х годов прошлого века факультативный курс «Основы православной культуры» вела Павлова А.К. Так что мы пытаемся возродить традицию.

3. Описание опыта

Опираясь на педагогические и психологические идеи, изложенные выше и учитывая такой  важный стимул как развитие интереса у учащихся, включенных в эксперимент, позволю себе представить процесс развития истинного самосознания в контексте факультативного курса «Основы православной культуры» в данной ниже схеме. Схема позволит, на мой взгляд, нагляднее представить нашу совместную деятельность, связанную с рождением, развитием и выходом на конечный результат: духовное самосознание личности подростка.

(см. приложение 1).

Главной парадигмой развития самосознания в 5-ом классе (возраст 11-12 лет) является следующая: «Я и моя семья». Поэтому многие занятия планировались и проводились совместно с родителями или при их непосредственном участии. Например, занятие «Слово о моей семье». Дети дома вместе с родителями составляли генеалогическое древо. На занятии в классе рассказывали о родителях, бабушках и дедушках. Одна из мам рассказала всем о происхождении своей фамилии. Таким образом, высказывание А.С.Пушкина «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие…» не было для ребят просто красивой фразой.

Следуя парадигме «Я и моя семья» и создавая условия для выстраивания собственных (т.е. личностных) нравственных приоритетов наших детей, я и родители  задумали провести благотворительную акцию «Посылка в Чечню» для сотрудников ОМОНа, выполняющих  служебно-боевые задачи в Северо-Кавказском регионе.

        Учащиеся не только приносили вещи, продукты, но и делали подарки и поделки к Новогодним и Рождественским праздникам. Бабушка одного учащегося связала носки. А также на занятии «Письмо в Чечню» дети писали поздравления с Новым годом и Рождеством.

Стараясь проводить различные по форме занятия, мы планировали и экскурсию в Музей СВКНИИ, которую провел отец одной из учениц моего класса.

Парадигма развития самосознания личности в 6-ом классе иная: «Я и другие». Другие - это одноклассники, учащиеся нашей школы, друзья, учителя, соотечественники.                      

В связи с этим наиболее интересными и важными представляются такие занятия, как беседа со священником Евгением Беляковым «Я и мои одноклассники», занятие по теме «Воин-мученик Евгений Родионов», занятие по теме «Проблема сыновства в Евангелии и художественной литературе». Возможно, не главной, но тоже важной темой, которая обсуждалась на этом занятии, была тема милосердия наших соотечественников, русских солдат и офицеров, участвовавших во 2-ой половине 19 века в одной из русско-турецких войн(см. приложение 2).

Насколько глубоко была воспринята главная проблема рассказа В.И. Немировича-Данченко можно было судить по тому, как дети назвали его (хотя авторское название «Турчанка»). Вот некоторые заглавия, придуманные учащимися: «Отец и любящая дочь», «Подвиг девочки», «Любовь дочери к отцу», «Ожившее сердце», «Дочь, спасшая отца».

Не забывая «Уроки добротолюбия», в 6-ом классе мои ребята шефствовали над ветеранами ВОВ - Ионовой Н.А. Также сделали Новогодний подарок мальчику-инвалиду, учащемуся нашего класса.

В 7-ом классе соотношение между личностью (Я) и другими совершенно меняется: теперь на 1-ом месте «другие»- те, чья жизнь может быть примером для учащегося, чье служение Отечеству, вере, народу поможет сделать нравственный выбор. «Другие»- это защитники и печальники земли Русской (Дмитрий Донской и русские войны, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, простые русские люди-праведники: и литературные персонажи, например, солдат Постников, и реально жившие наши соотечественники: советский солдат Федор Михальченко, спасший в Бухенвальде 5-летнего еврейского мальчика, а также наши земляки, выбравшие для себя главным в жизни путь Церкви-матушка-настоятельница женского монастыря в г. Магадане игуменья София.

«Другие» стали духовными наставниками моих учащихся после занятия на тему «Печальники и защитники земли Русской». Чтобы такое приятие произошло, чтобы исторические факты и духовная культура, ярким представителем которой был Сергий Радонежский, необходимо было эти замечательные аспекты превратить не просто в культурное пространство жизни подростка, а в духовное сопереживание.

Для этого, во-первых, мы с учащимися совместно спланировали ход занятия, т.е. совместно спроектировали цель, содержание и в большей мере самостоятельную работу. Было решено создать три творческие группы: первая отвечала за наглядность (рисунки, схемы); вторая подготовила рассказ о Сергии Радонежском; третья освещала тему с точки зрения истории. Единственное, о чем не знали учащиеся, это письменная работа в конце занятия. Задание сформулировано следующим образом: написать небольшую речь в память о погибших защитниках земли Русской по данному началу. Вот несколько примеров, которые, на мой взгляд, не нуждаются в комментариях.

Прощайте, братья! Вы отдали свои жизни за други своя. Вы пали за веру православную, за отцов, за матерей. Вы не побоялись татар поганых. Пошли в бой за князем Дмитрием Ивановичем (Алексей Д.)

Прощайте, братья! Вы отдали свои жизни за други своя. Жизнь отдали за родину нашу. Вы бились, как могли. Сколько силенушки хватило. Русь будет помнить вас всегда и не забудет никогда. Спасибо за все, что вы сделали  для нас. Спасибо, Сергий, за молитвы твои, они нам очень помогли в победе (Валерия Б.)

Прощайте, братья! Вы отдали свои жизни за  други своя. Вы сделали все, что могли, и победили. Вы, рискуя своими жизнями, спасали жизни своих матерей, детей, отцов, друзей. Как жаль, что вы не выжили и не попробовали вкус победы. Вам вознесется много памятников, но они не вернут вас. Мы сохраним память о вас. И будем ее передавать из поколения в поколение. И даже через много лет о вас будут помнить

 ( Ольга К.)

Прощайте, братья! Вы отдали свои жизни за  други своя. Спасибо вам за то, что вы защищали родину русскую против Орды золотой. Спасли Москву, Русь. Одолели варваров. Спасибо Сергию Радонежскому за то, что благословил воинов. Предсказал победу (Анастасия К.)

Прощайте, братья! Вы отдали свои жизни за  други своя. Мы скорбим и очень благодарны  вам за то, что вы спасли землю Русскую. Спасибо Сергию Радонежскому за то, что он благословил людей и наставил воинов на победу. В память о вас мы всегда будем молиться. Спасибо вам, что спасли своих матерей, отцов, жен и детей. Мы никогда не забудем вас (Полина Г.)

Прощайте, братья! Вы отдали свои жизни за  други своя. Пусть помня о вас те, кто шел за веру, семью, за Русь. Ваши души отправились в рай. Многие погибли, но все-таки мы выиграли (Александр М.)

Прощайте, братья! Вы отдали свои жизни за  други своя. Спасибо за все, что сделали для нас, за то, что ради наших жизней, отдали свои. Мы будем, но не всю свою жизнь, но большую ее часть, вспоминать о вас. Большая честь Сергию Радонежскому за его молитвы и благословения. Скорбим. (Андрей М.)

Занятие «И звери внимаху святое слово». Духовные наставления Серафима Саровского и рассказ Н.С.Лескова «Зверь» не только продолжило цикл о праведниках, о русских святых, но и преследовало еще одну цель. Наставления батюшки Серафима очень важны для подростка. Они учат его с особенным вниманием относиться к своему внутреннему миру, движениям собственного сердца и ума, порывам благородным и не благородным.

Учащиеся познакомились с житием Серафима Саровского и с рассказом Лескова на предыдущих занятиях. Возможно, это в некоторой степени облегчило им сопоставление духовных  наставлений и фрагмента из рассказа.

В конце занятия подростки читали небольшие домашние сочинения на одну из трех, данных им тем:

1. Опиши ситуацию, когда ты ощутил в сердце радость, любовь и мир.

2. Расскажи о том, как и при каких условиях, ты смог сдержать гнев, раздражение или обиду и не затаил зла?

3. Напиши о своем не очень хорошем поступке и расскажи, когда ты почувствовал, что поступил неверно.

Учащиеся, разумеется, по их желанию читали свои сочинения. В основном на первую тему, двое мальчиков на третью (не очень хороший поступок был связан с обманом матери), а вот на вторую никто не написал. Я думаю, это потому, что мои учащиеся еще не находят в себе силы сдержать гнев, усмирить раздражение, не могут не ответить дурным словом на дурное слово.

Верю, что проведенное занятие направит их в сторону большего внимания к своим мыслям, словам, поступкам, подвигнет на критическое отношение к самому себе.

Следуя логике развития истинного самосознания  и опираясь на утверждение, что в Православии считается крайне важным найти духовного наставника, мы с родителями организовали посещение женского монастыря в г. Магадане. Таких  посещений было два (в ноябре 2008г. и в апреле 2009г.)

Я уже рассказывала о первом  в своем сообщении на Рождественских чтениях в феврале 2009г. Не повторяясь, хотелось бы сделать акцент вот на каком моем наблюдении: дети, будучи все вместе не только в храме, но и в монастыре впервые, ощутили себя не только желанными гостями. Они в полной мере почувствовали (это было видно по тому, как они себя вели) внутреннюю силу, уверенность и спокойствие, исходящее от настоятельницы монастыря, матушки-игуменьи Софии.

Во второй раз мы поехали в монастырь во время Пасхальной седмицы. Конечно, и с тем, чтобы поздравить матушку и сестер с Великим праздником, но не только. Мне представляется важным, чтобы мои учащиеся получили возможность убедиться в том, что православная вера живет не только чтением духовных книг, церковных журналов, не только в беседах наших на факультативных занятиях. Вера живет, как писал диакон А.Кураев «всматриванием в глаза духовного отца»[6] Вот она, матушка-настоятельница, в непринужденном общении с детьми, где ребята могут задать ей волнующий их вопрос, послушать ответ. И все это глаза в глаза.

Одна из моих учениц задала вопрос: «А что будет со мной после смерти?» Матушка ей ответила, девочка слушала. Девочка-подросток, которой скоро исполнится 14 лет. Другой моей девочке (назовем ее Катя) матушка сделала довольно строгое внушение по поводу ее неподобающего одеяния (слишком открытый вырез на футболке). А что же Катя? Она-то, как говорится, за словом в карман не полезет. Ничего подобного: Катя молчала, закрыла вырез платком и, как мне показалось, обиделась. Мое предположение, к счастью, было неверным. Позже, когда часть ребят была со мной на колокольне, Катя подошла к матушке, рассказала ей о том, что потеряла крестик, и матушка подарила ей маленький крестик. Как выразились  мои девочки: «Они помирились».

Покидая монастырь, я позволила себе сказать матушке-настоятельнице, что она к нам в этот раз, как мне кажется, была как-то ближе, роднее и ласковее. На что матушка София ответила: «Но ведь вы же у нас уже не первый раз». К тому же матушка, заботясь и опекая нас, помогла мне и моим учащимся при проведении факультативного занятия о духовных наставлениях батюшки Серафима: передала через одного из учеников сухарики и землю из Дивеевской обители. Поэтому с полной уверенностью может быть духовной матерью моих детей. Правда, нам до этого еще нужно нравственно-духовно «дорасти».

Конечной целью в контексте факультативного курса «Основы православной культуры» является личность, которая может сказать о себе словами русского философа И.А. Ильина: «Я то, что я искренне есть. Я то, о чем от всего сердца откровенно, не колеблясь, высказываюсь. Я то, на чем моя сущность сосредотачивается в любви и возносит молитву. Меня надо искать там, где во мне исчезает боязнь и страх. Я там, где, действуя; Я то, что делаю!» 7

Поэтому в схеме, представленной вашему вниманию, личность, являясь «ядром, центром человека», одновременно концентрирует в себе указанные факторы: «Милосердие», «Православные традиции», «Моя семья», «Одноклассники и друзья», «Учителя», «Другие», и они же исходят из нее, как из фокуса.

В то же время, наделенная Божьим промыслом свободой выбора, личность в возрасте 15-16(17) лет, т.е. в 8-9 классе должна «делать», «действовать» на более высоком уровне:  вступать в дискуссию, например, на тему «Православие и мода» (9 класс), вести диалог, например, на тему «Православие и философия гуманизма» (8 класс).

Для старшего подростка жизненно необходимо (учитывая представленные во вступлении данные о суициде) овладеть духовным опытом преодоления одиночества.

Личность с развитым духовными самосознанием не приемлет для себя многое, в том числе и религиозным экстремизм.

            В 2009-2010 учебном году и в 2010-2011 учебном году т.е. в 8-9 классе процесс развития духовно-нравственной личности продолжался, но следует сказать, что жизнь внесла свои коррективы. В январе 2009г. Был опубликован «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования». И я, познакомившись с ним, сделала вывод, что двигаемся в правильном направлении. Поскольку, как сказано в ФГОС (е): «… основной миссий образования является формирование российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепление российской государственности, социокультурной модернизации страны», 8 то я сочла педагогически целесообразным усилить гражданско-патриотическую и культурологическую составляющую программы факультатива «ОПК» и воспитательной работы в целом. А так же интегрировала «ОПК» с воспитательным планом класса.

             Исходя их этого наиболее интересными в 8 классе факультативные занятия «Бутовские новомученники» (о нем рассказывается в газетной публикации (см.приложение 3), «Вера и Отечество», последнее было дано в рамках «Рождественских чтений». Вместе с учащимися мы спланировали это занятие, на котором в полную силу проявился деятельностный подход в воспитательной работе.

            8 учащихся из 18 непосредственно приняли участие в занятии: рассказывали о примерах Божьей помощи в годы Афганской и Чеченской воин. 1 учащийся нарисовал картину - иллюстрацию к рассказу учителя о подвиге псковских десантников в Чечне. Стоит заметить, что ученику помогала его мама, Мищенко А.В. На занятие был приглашён и выступил перед детьми и гостями ветеран Афганской войны Заплатин С.И.

____________________________

7  Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т., т.6, кн.2. М., 1996-315с.

8  Федеральный Государственный Образовательный Стандарт общего образования, ж. «Вестник образования», 2009, №1-7с.

            Его рассказ о товарищеской взаимопомощи на войне произвел на всех большее впечатление. Об этом писали и учащиеся в своем сочинении «Мое впечатление о занятии «Вера и отечество». Вот несколько выдержек:

            Меня затронула песня, которая прозвучала на занятиях факультатива (Алексей Д.)

           Сергей Иванович рассказывал о том как он воевал в Афганистане. Главное, что я запомнил это то, что они своих никогда не бросали. (Владимир С.)

           Вскоре за кафедру вышел С.И. Заплатин и сказал : «Очень трудно было воевать с врагами!». И вдруг замолчал, как будто что-то вспомнил. Мы все очень внимательно его слушали. (Полина Г.)

           Мне понравилось все. Этот урок был пронзительным и чудесным. Не знаю, может, мене показалось но на улице в этот день было теплее чем обычно. Я боле всего помню песню которая прозвучала. Я чуть не заплакала. Перед своим выступлением я помолилась. Скорее всего это мне и помогло. (Ольга К.)

          Когда Сергей Иванович рассказывал, я видела в его глазах печаль, любовь, боль. Он видел то, что нам не увидеть. (Анастасия Ж.)

          Мне понравилось как рассказывал Кирилл: с душой, с чувством, с состраданием. Я даже почувствовало то, что чувствуют родные тех, кто на войне. (Анастасия Ц.)

             Такие сочинения являются своеобразным тестом, который точнее чем обычные мониторинги выявляет уровень нравственной воспитанности. К тому же они помогают детям развивать рефлексию. Воспитание глаза в глаза, сердце к сердцу, как можно судить на основании сочинений является наиболее эффективным.

            Так же в мае 2010 года был проведен открытый классный час «Алтарь Победы. Блокада Ленинграда.»

             Факультатив «ОПК» и вся воспитательная работа создавала условия для реализации свободы, точнее, свободы выбора. В 8 классе состоялась беседе со священником о. Евгением (Беляковым) «Техника религиозной безопасности. Сатанисты.»; экскурсия в Медколледж «Твое здоровье: выбор за тобой». В 9 классе был провенден классный час «Нарконет» и факультативное занятие «Нравственные проблемы предательства, покаяния и прощения». Последнее занятие было завершающим курс факультатива «ОПК». Большая часть детей в 10 класс не пошла по различным причинам. Поэтому в таком контексте тем была особенно важной, приуготовляющей учащихся в жизни в других условиях.

             Меня интересовал вопрос, который ставит ребят перед выбором: простить или не простить предательство. Вот как экспресс-сочинение обрисовало мне ситуацию:

              Я смогу простить, если этот человек будет искренне извиняться и каяться. Я считаю, что каждый человек заслуживает прощение. (Владимир С.)

              Смогу ли я простить предательство? Смотря, какая ситуация. Если не было другого выхода и меня предали, я простил бы. (Андрей М.)

           Я смогу простить предательство, но не сразу, со временем. Каждый из нас ошивается и предает, и у каждого должен быть шанс. Надо уметь прощать людей. (Юлия К.)

          Дума, что смогу, так как дружба учит еще и прощать. Тем более, если человек искренне раскаялся. (Мария П.)

         Для меня предательство близкого человека – это как нож в спину. Сама я по характеру добрая  и смогу простить предательство. Надо уметь прощать. (Виктория Е.)

        Нет, я не смогу простить. Кто предал раз, предаст и во второй раз. Простить можно всегда, но относиться к человеку совсем по-другому. (Александр М.)

            Максималистки подход последнего автора был далеко не единственным. Жаль, что времени на то, чтобы скорректировать его мнение, не было. В 10-11 классах это было бы возможно. С другой стороны, на протяжении пяти лет я учила своих детей искреннему, правдивому, безбоязненному выражению своего мнения. Вот поэтому такие письменные работы необходимы.

     

Наконец,  необходимо сказать, что программа факультативного курса была составлена на основе учебной программы «Основы православной культуры» (авторы игумен Георгий (Шестун), М.В.Захарченко, Т.М. Сливкина, Л.Н. Булкина, М.С.Костылева), разработанной в Самаре в 2004 году. При переработке программы я учитывала особенности детей (возрастные, психологические, интеллектуальные), а также то, что я в этом классе являюсь классным руководителем и учителем русского языка и литературы.

4. Педагогические условия и особенности применения.

К факторам, обеспечивающим успех и равно мешающим этому, можно отнести два, на мой взгляд, довольно существенные.

Первый - отсутствие учебника. Это дает свободу выбора, творчества и мне, и моим учащимся. В то же время наличие учебника было бы хорошим подспорьем мне и дисциплинировало моих учеников, давало бы возможность родителям поближе познакомиться с учебным материалом, а в случае необходимости, и помочь своим детям.

Второй фактор касается интерактивных форм проведения занятий. Это такие, как: «Экскурсии (очные и заочные)», «Уроки добротолюбия», «Посещение библиотеки», «Совместное проектирование».

Такие формы  работы интересны учащимся, активизируют родителей, одним словом, «о плюсах» говорить много не приходится. А вот о «минусах» скажу особо. Во время такой деятельности несколько «рассеивается», «рассыпается» на отдельные звенья то, что у детей должно отложиться в их сердце, душе, мыслях. С целью устранения такого «распыления» даю задание своим учащимся написать мини-сочинение об услышанном, увиденном, понятом, прочувствованном. Письменные работы (пусть и небольшие) помогают также и при развитии речи учащихся, что для моих детей крайне необходимо. Так в 5-м классе это такие темы: «Что мне более запомнилось во время экскурсии на стройплощадку Троицкого собора?» или «Моя бабушка»; в 6-ом классе: «Что произвело на меня наибольшее впечатление во время мероприятия «900 блокадных дней»», в 7-ом классе: «Расскажи о своих родственниках, участниках ВОВ» или «Запомнившаяся книга». В 8 классе: «Сделай свой выбор и аргументируй его» (факультативное занятие «Бутовские новомученники»), «Мое впечатление о занятии «Вера и Отечество». В 9 классе: «Смогу ли я простить предательство?»

          Сочинения эти, помимо указанной выше цели развивают рефлексию.

5. Анализ результатов изучения опыта и возможность использования его в других условиях.

         Положительная динамика прослеживается при анализе результатов олимпиады по основам православной культуры.

        Если в 2009 г. четверо учащихся вышли на муниципальный уровень, но не заняли призовых мест, то 2010г. Уже семь человек принимали участие в муниципальном туре, и одна ученица (Анастасия К.) заняла третье место, т.е. получила возможность участия в областном туре олимпиады.(см. приложение   )

         Эта же ученица принимала участие и в школьной научно-практической конференции 2010г., где представила реферат «Путешествие в Эфес» (миссионерская деятельность апостола Павла).  

        Поскольку факультативный курс носит характер аксиологический характер (ценностный), то было интересно отследить какие же духовные ценности выбрали мои учащиеся на пороге окончания девятого класса. Проведенный опрос, который включал в себя 10 духовно-нравственных ценностей: отзывчивость и уважение к людям иных культур; стремление к творчеству; патриотизм; милосердие; семья; духовная устремленность(направленность личностного развития на высокие духовные образцы); умение общаться, взаимодействовать с другими людьми; веротерпимость; целомудрие; совесть, показал, что наибольшее количество выборов относится к следующим пяти: патриотизм, семья, милосердие, духовная устремленность и совесть.(см. приложение).

        Опрос показал, что выпускники в большей мере ориентированы на духовные ценности православия, а так же социализация идет достаточно успешно. В тоже время вызывает тревогу, что только 44% уч-ся наиболее значимой ценностью выбрали целомудрие. Скорректировать ценностную направленность, возможно было бы, если бы все учащиеся перешли в 10 класс и еще могло бы помочь введение  в школе курса «Этика и психология семейной жизни.

       Анализируя уровень нравственной воспитанности учащихся, видим, что с введением курса «Основ православной культуры» в классе под руководством Шипициной Н.В. за 5 лет наблюдается рост уровня воспитанности (см. приложения),а в течении трех последних лет выросли показатели по таким критериям, как «Патриотизм» и «Милосердие», что свидетельствует об отношении хотя и активном, но недостаточно устойчивом, но закладка нравственных норм  позволит в дальнейшем учащимся правильно сориентироваться в коллизиях современного мира.

        Анализируя результаты, следует обратить внимание и на социализацию учащихся, которая совместно с воспитанием призвана обеспечить «единство обучения, воспитания и развития» 9.

        В 9 классе обучалось 19 учащихся (один из них на домашнем обучении), шесть учащихся закончили 9 класс без троек, 8 уч-ся – пошли в 10 класс, а 10 – поступили в

различные учебные заведения: 2- политехникум, 8 – в профессиональные училища.

        Исходя из социальной карты класса результат неплохой. Следует заметить, что из 8 уч-ся, поступивших в профессиональные училища, 4 – воспитываются в неполных семьях, 1 – в семье, где только отец, 1 подросток из многодетной семьи и 1 -  опекаемый. Эти подростки сделали свой выбор в пользу одновременного получения среднего образования и профессии. Их свободный выбор социально мотивирован.

        Положительные результаты получены за счет проведения факультативного курса «Основы православной культуры». Программа факультатива, как уже было сказано выше, учитывала возрастные и индивидуальные особенности ученика и класса в целом. Немаловажным фактором, сыгравшим также положительную роль, является тесное взаимодействия классного руководителя и родителей, я бы даже сказала, сотрудничество. Факультативные занятия, разнообразные по форме (экскурсии, обсуждение фильмов, занятия-проекты, уроки-беседы со священником и уроки добротолюбия) в определяющей степени способствуют актуализации принадлежности ребенка, а затем подростка к определенной культуре, а именно к православной.

            Занятия факультатива развивают также навыки устной и письменной речи, что немаловажно. Им предоставляется возможность в условиях факультативного занятия задать вопрос на интересующую их тему, они получают возможность высказать свои мысли, чувства, догадки, предположения, не стесненные рамками урока, часто даже не в классном кабинете, и за пределами школы, например, во время экскурсии в библиотеку, в храм, в музей.

          Трудными для меня, как учителя, и учащихся оказались темы, требующие более глубокой профессиональной подготовки и, возможно, более высокого интеллектуального уровня моих детей. Например: «Свобода человека и его произволение»(6 класс), «Человек-это «умная природа» (осмысление понятий «интуиция, чувство, разум и воля»)(6 класс), «Духовные наставления Серафима Саровского и рассказ Н.С.Лескова «Зверь»(7 класс).

          Поэтому пришлось обратиться за помощью к священнику, отцу Евгению (Белякову), а также за помощью к  настоятельнице женского монастыря, матушке игуменье Софии.

И последнее. Данный опыт можно использовать в других условиях. И в других классах, только необходима обязательная глубокая заинтересованность родителей. В нынешнем учебном году, став классным руководителем 6 класса, я использую накопленный опыт и анализирую результаты своей деятельности по духовно – нравственному воспитанию.

Думается, такая деятельность будет более сложной, зато и более интересной.

6. Применение.

Данный опыт возможно применять и в других школах города и области. Тем более, что заинтересованных, знающих, любящих свое дело педагогов, работников образования, которые рассказывали о своей деятельности на Рождественских чтениях, у нас много.

Немаловажно, чтобы администрация школ всемерно поддерживала начинания учителей. В   нашей школе такая поддержка мне оказана со стороны Судьиной В.И.,

_____________________________

9  Федеральный Государственный Образовательный Стандарт общего образования, ж. «Вестник образования», 2009, №1-20с.

которая на протяжении многих лет руководила нашей школой, а также директора школы Калугиной Н.А., зам.директоров школы: Погонец З.В., Попковой Л.М., Котляровой А.Е.

А также есть у меня коллеги, которых я могу назвать своими соработниками и помощниками: Антипова Г.В., Ломова Н.Б., Колесник С.Б., Фурсова Л.А., Ковалева О.Е. заведующая библиотекой нашей школы Круглова А.Н.

Методическую помощь и поддержку мне, родителям и учащимся оказывает и Павлова А.К., методист городского методического кабинета.

Думаю, что опыт применим, возможно, но не в полном объеме в Профессионально-технических учебных заведениях.

Список литературы:

  1. Л.П. Гладких, Архимандрит Зиновий (А.А.Корзинкин), В.М.Меньшиков. Основы православной культуры. Мир-прекрасное творение. Курск, 2008.-3 с.
  2. Феофан Затворник. Начертания христианского нравоучения. М.: Типо-Литография И.Ефимова, Большая Якиманка, собственный дом, 1998.-348 с.
  3. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  4. Диакон А.Кураев. Диспут с атеистом.-Издательство Сретенского монастыря, М., 2007-214с.
  5. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характеров у подростков.- М.: Медицина, 1983.-256с
  6. В.А. Сухомлинский «Стать человеком»,  ж. «Новый мир», 1987, №10, стр.175
  7. «Я вглядываюсь в жизнь...» Православная культура в школе (из опыта работы МОУ «Гимназия № 24»). Магадан: Кардис, 2005.-4с.
  8. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т., т.6, кн.2. М., 1996-315с.
  9. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт общего образования, ж. «Вестник образования», 2009, №1-7,20с.


[1] Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989- 255с.

[2] Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характеров у подростков.- М.: Медицина, 1983.-256с.

[3] Феофан Затворник. Начертания христианского нравоучения. М.: Типо-Литография И. Ефимова, Большая Якиманка, собственный дом,1998.-348с.

[4] «Я вглядываюсь в жизнь…»Православная культура в школе ( из опыта работы МОУ «Гимназия № 24»). Магадан: Кордис, 2005.-4 с.

[5] В.А. Сухомлинский «Стать человеком», ж. «Новый мир», 1987, №10, стр.175

[6] Диакон А.Кураев. Диспут с атеистом.-Издательство Сретенского монастыря, М., 2007-214с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы православной культуры"

Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...

Поурочное планирование курса Основы православной культуры в 6 классе

Планирование составлено по учебнику «Основы православной культуры». А. В. Бородина. Изд. «ОПК». М., 2007 г. 6 класс ...

Планирование занятий факультативного курса "Основы православной культуры", 6 класс

Планирование факультативного курса "ОПК" рассчитано на 34 часа/1 час в неделю....

Планирование занятий факультативного курса "Основы православной культуры", 8 класс

Планирование рассчитано на 34 учебных часа/1 час в неделю....

Планирование занятий факультативного курса "Основы православной культуры", 9 класс

Планирование рассчитано на 34  учебных часа/1 час в неделю...

Урок по курсу «Основы православной культуры». Ифтоди Наталья Ивановна, учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова». Тема: «Святые воины. Александр Невский – защитник Русской земли и Православной веры».

Урок по курсу «Основы православной культуры». Ифтоди Наталья Ивановна,  учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова». Тема: «Святые воины. Александр Нев...

Статья по теме "Воспитание патриота и гражданина Отечества на уроках литературы, русского языка, на факультативных занятиях "Основы Православной Культуры".

В наше время, когда разрушено «мы», когда в школе видишь много растерявшихся «я», лишенных прежних «идеалов» и не нашедших новых, мы, учителя, должны помочь обрести их. Как бы ни было нам трудно, мы д...