Комплексный анализ публицистического текста как средство воспитания национального самосознания учащихся
методическая разработка по русскому языку (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Колпакова Ольга Геннадьевна

   Методическая разработка «Комплексный анализ публицистического текста как средство воспитания национального самосознаная учащихся" представляет систему уроков русского языка и литературы по изучению темы "Публицистический текст" с 7 по 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_analiz_publitsisticheskogo_teksta.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

        -  -

        «Комплексный анализ публицистического текста на уроках русского языка   как средство воспитания национального самосознания школьников»

«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь из родимой груди родного слова. Оно объясняет природу, как не смог бы объяснить ни один естествоиспытатель, оно знакомит с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей, с его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк. Оно вводит его в народное верование, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно , наконец, даёт логические понятия и философские воззрения, которые не мог сообщить ребёнку ни один философ.»

Это высказывание замечательного русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского в полной мере определяет роль и значение преподавания русского языка в формировании личности ребёнка. Без знания языка невозможно себе представить образованного и культурного человека, способного противостоять пошлости и бездуховности. «Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. Речевая культура выражает самую сущность культуры человеческой», - писал В.А. Сухомлинский.

  Одной из важнейших задач учителя русского языка является задача формирования национального самосознания юношества. Молодые люди, вступающие в жизнь, должны понимать и ощущать себя частью великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю и богатую, самобытную культуру. Словеснику необходимо пробудить в детях уверенность, что язык и литература русского народа есть источник мудрости и силы.

Решить эту важную задачу на уроке русского языка поможет учителю такой приём, как комплексный анализ публицистического текста.

Комплексный анализ текста широко используется на современном уроке русского языка. Он позволяет глубже проникнуть в содержание текста, его образную структуру, оценить художественные достоинства текста, почувствовать его эмоциональный накал.

   Наше пристальное внимание к тексту публицистического стиля объясняется стремлением разбудить в молодых людях дремлющие струны их души, научить сопереживать и сострадать, заставить задуматься над вечными вопросами: «Кто я?», «Какой я?» «Для чего я живу?».

   Мы пытались спланировать изучение темы «Публицистический стиль речи» с 7-го  по  11 класс и разработать систему уроков русского языка с привлечением уроков литературы, подготовить учащихся в конечном итоге к написанию проблемного очерка, включая очерк типа эссе, в рамках проведения единого государственного экзамена по  русскому языку.

    Планируя уроки изучения публицистического стиля речи, мы старались как можно шире разнообразить их, с тем чтобы ученик смог проявить свои способности, совершенствовать все виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.

Целью данного сообщения является попытка обобщить накопленный опыт работы по комплексному анализу публицистического текста как средства формирования национального самосознания школьников.

    Элементы публицистического стиля в наиболее простых его формах присутствует в речевой деятельности учащихся рано, уже в 5-6 классах. Но теоретическое осмысление публицистического стиля, его лексических, грамматических особенностей начинается на уроке русского языка в 7-ом классе. Однако этому уроку на наш взгляд, должен предшествовать вводный урок по литературе при изучении темы «Русская старина», воспитательной целью которого является формирование у детей чувства патриотизма и гордости за великую русскую историю и литературу. На этом уроке происходит первый этап знакомства с текстом публицистического стиля – это эмоциональное погружение в него.  Ребят не оставляет равнодушными высказывание знаменитого русского писателя Леонида Леонова о русском  человеке и русской земле. Для эффективной работы с текстом раздаём его на каждую ученическую парту. Текст читает сам учитель. Процесс восприятия его и осмысления организуется с помощью вопросов типа:

  1. Прослушайте текст. К кому обращается писатель, какое настроение он передаёт?
  2. Вдумайтесь в текст. Попробуйте  своими словами рассказать, о чём он.
  3. Объясните непонятные слова и словосочетания(вражье множество, прах дорог, воинская страда, ладанка и др.)
  4. Почему автор называет Ермака, Минина, Суворова, Петра 1 «строгими русскими людьми». В чём их заслуга?
  5. В чём убеждает вас автор статьи, к  чему призывает.
  6. Озаглавьте текст.

Леонид Леонов:

Ты не один в этой огневой буре, русский человек. С вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев-Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый Петр 1, и Пересвет с Ослябей, что первыми пали в Куликовском бою. В трудную минутку спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества. С каким мужеством они служили ей! И куда бы ни отправлялись за далёкие рубежи, кланялись в пояс родимой, и был им слаще мёду горький, полынный прах её дорог. И пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословение матери, на груди. И где бы ни оказался веленьем истории русский человек, сердце его,  как стрелка компаса, неуклонно бывало устремлено в одном заветном направлении, в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на воинскую страду, как на светлый праздник. Тем и была крепка, тем и стояла столетья русская земля.

На данном этапе работы с публицистическим текстом не затрагиваем его грамматические особенности, а сосредотачиваем внимание на отработке навыка выразительного чтения текста. Эффективность такой работы во многом зависит от того, насколько полно и чётко представляют себе дети  понятия «интонация», «выразительное чтение». Ученики должны быть познакомлены с такими понятиями как «логическое ударение», «пауза», «темп чтения», «тембр голоса», «тон», «повышение(понижение)голоса».

       Выполняем задания следующего типа:

1.Прочитайте первое предложение, стараясь голосом передать чувство автора.

2.На какое слово в предложении падает логическое ударение? Объясните, почему вы так думаете.

3.Обоснуйте выбор темпа чтения.

4.В чём особенности интонации последнего предложения.

5.Прочитайте вслух текст, соблюдая правильную интонацию(логическое ударение, паузы, повышение и понижение голоса).

 Заучиваем текст наизусть и готовимся к письму по памяти. Это способствует зрительной тренировке памяти ученика, обогащает его словарный запас и, наконец, выученный наизусть текст способствует развитию грамотности ученика.

Дальнейшее теоретическое осмысление публицистического стиля происходит на уроке русского языка. Цель этого урока познакомить учащихся с понятием «публицистический стиль», его основными функциями, сферами употребления, лексическими и грамматическими особенностями.

Ребята достаточно легко вспоминают высказывание Л. Леонова о русских людях, прозвучавшее на уроке литературы. Оно оставляет в их памяти яркое впечатление. В связи с этим осмысление теоретических сведений о публицистическом стиле происходит без особых усилий, как радость открытия.

Первоначально читаем в учебном пособии по развитию связной речи для 5-7 классов(под ред. Проф. В.В.Бабайцева) определение публицистического стиля и выполнением предлагаемые ученикам упражнения, содержащие публицистический текст. Затем обобщаем результаты своих наблюдений по теме «Средства языка, характерные для публицистического стиля».

Вывод читаем в учебнике. Следующий этап работы - предлагаем ребятам дополнительно познакомится с образцами публицистических текстов и проводим первый опыт комплексного анализа. С этой целью используем тексты - миниатюры и проводим работу по вопросам:  

К тексту №1

1.Прослушайте текст, какие картины возникают в вашем воображении? О чём он?

2.Объясните, почему в тексте так много прилагательных, причастий. Выпишите их с определяемыми словами. Назовите, какой художественный приём использует автор, создавая образ Родины?

3.Какой вопрос трижды звучит в тексте? Требует ли он конкретного и однозначного ответа? Роль многоточия.

4. Выразительно прочитайте текст, соблюдая правильную интонацию.

С чего начинается Родина?..

Наверное, с белых берёз, с их царства, сквозного, молочного,

И с пухлых ребячьих грёз…

                    А может, с первых подснежников?

                     А может, с нежного: «Мама»?..

С чего начинается Родина?..

С ясного синего неба, с дорог, что ещё не пройдены,

Или с городов, где ты не был?..

                     А может, с песен неспетых, в которых мечта горяча?..

С чего начинается Родина?..

Наверное, с отчего дома, где тонкой рябинки гроздья

Склонились к окну родному…

Наверное, с солнца светящего, с людей, не умеющих лгать,

И просто с твоей готовности, жизнь за неё отдать!

______________________________________________________________________

При работе с этим текстом подробно объясняем ребятам, что такое риторический вопрос. Имя прилагательное «риторический», образовано на основе существительного «риторика», что значит «теория красноречия», наука об ораторском искусстве, а слово «риторика» в свою очередь образовалось от основы слова «ритор» - оратор в древней Греции. Риторический вопрос не требует ответа: содержание его заключено в самом вопросе, он употребляется как выразительное  средство речи и характеризуется яркой восклицательной интонацией.

 Далее анализируется текст №2.

Это высказывание известного русского философа начала хх века В. Розанова.

Текст2.

Ах, боже мой, боже, как прекрасна светлая наша страна! Какие по взгорьям её, по полям и овражкам раскинуты тонкие-тонкие шали, с каким нежным-нежнейшим и замысловатым рисунком!

                                   Вышивала, узорила их золотая рука, и краски все эти нашло и взлелеяло доброе, чистое сердце!

                                    Кому непонятна любовь к ним?...

                                     Кто может прожить без любви к ним?..

Кто может обойти их презрением, насмешкой оскаливши зубы,

Кто может насмеятся над этой сыновьей любовью?..

Если уж есть у нас эта любовь,так берёзовой болоны она твёрже, -твёрже и крепче, -но зато растёт на прямом стволу нашей великой судьбы, как болона растёт на берёзе и самих нас в себе укрепляет!

                                                                   Философ начала хх века Розанов.

  1. Прослушайте текст. Какое чувство передаёт нам автор?
  2. Выразительно прочитайте первое предложение. Какова роль междометия «Ах» и повтора восклицания «боже мой, боже»
  3. Определите, какие слова и словосочетания придают отрывку торжественное, высокое звучание? ( Светлая наша страна, сыновняя любовь, великая судьба). Какое из этих слов является ключевым, передает чувство автора?
  4. Какую роль в тексте играют восклицательные предложения, риторические вопросы?
  5. Прочитайте последний абзац. Какое сравнение, используемое автором, помогает определить основную мысль текста.

                       В заключение урока анализируем текст №3. Он как бы завершает формирование образного представления о Родине, её красоте, неповторимости и могуществе. Работаем по вопросам:

1. Прослушайте текст. Представьте себя художником, которому надо нарисовать образ Родины. Что бы вы изобразили?

2. Определите, какие словосочетания в тексте помогли вам представить образ Родины. Выпишите их.

3. Прочитайте последнее предложение. Какую роль в нём играет повторяющийся союз и, соединяющий однородные члены предложения. Объясните постановку знаков препинания.

Текст 3

 

Когда мы думаем о родине, взволнованный строй наших мыслей встаёт перед нами. Никто не перечислит их даже с приблизительной полнотой. Пришлось бы вспомнить всю, битва за битвой, историю нашей страны и наши собственные, удар за ударом, усилия, создавшие её нынешнее могущество.

   Однако не одни курганы поля Куликовского или Индустриальные гиганты возникают в памяти при упоминании о родине. В воображении предстают спелые нивы в синих перелесках, и заветная рощица детства, где распевает какая-то милая пичуга, и островерхие хоромы дремучих лесов, в тишине которых созревают благодатные дожди, поильцы урожаев.

                    Писатель Л.Леонов.

Завершая на уроке работу над комплексным анализом публицистических текстов, предлагаем ребятам самим написать дома небольшое сочинение на тему: «С чего начинается Родина…» по аналогичным литературным образцам.

   Так, анализируя небольшие фрагменты публицистических текстов, ученики постепенно овладевают элементарными навыками лингвистического анализа. Такая работа воспитывает бережное и внимательное отношение к слову, к образной стороне высказывания. Готовность ребёнка к проведению лингвистического анализа в дальнейшем станет той основой, на которой можно организовать комплексный анализ публицистического текста (уже более объёмного) на уроках русского языка уже в старших классах.

   Анализ текстов особенно важен в 8-ом и 9-ом классах: при изучении синтаксиса он приобретает определяющий характер.

   В 8-ом классе вспомнить основные особенности публицистического стиля вновь помогает нам вводный урок по литературе, на котором мы ведём с ребятами разговор об истоках нашей культуры, литературы, о её корнях. Помогает нам в этом статья в учебнике Алексея Толстого «Земля оттич и дедич». Ребята определяют тему текста. Отмечают средства, позволяющие это сделать. Это начало текста, первое предложение. («… Родина – это движение народа по своей земле…») Далее находим ключевые слова, определяющие тему текста (Родина, земля, могилы отцов и дедов и т.д.) Определяем микротемы, ключевые предложение и составляем в тетрадях тезисный план статьи:

  1. Родина – это вера в неразрушимость своего места на земле.
  2. Земля «оттич и дедич» - это те берега, куда пришёл наш пращур жить навечно.
  3. Тяжелые и трудные времена нашей родины.
  4. Дивная вязь русского языка.
  5. Изустная литература-достоинство и ум русского народа.
  6. Душа русского народа нашла своё отражение в нашем искусстве XIX века и повела за собой искусство Европы и Америки.

Далее отмечаем тип текста (рассуждение) и находим средства связи частей текста: например

  1. Лексические повторы (повторяющееся слово «земля» связывает 1-ый и 2-ой абзацы).
  2. Союз и связывает 2-ой и 3-ий абзацы.

Публицистический стиль текста определяется учащимися прежде всего на уровне лексики. Продолжаем работу по обогащению словарного запаса ребят лексикой общественно-политического, гражданского и этического звучания. Выписываем эти слова: вера, законность, культура, государство, народ, мир, потомки, достоинство, нравственный облик.

В заключение просим ребят прочитать последний абзац статьи. Обращаем внимание на сложные синтаксические конструкции, характерные для текста публицистического стиля и отмечаем, что каждое простое предложение, входящее в состав сложного, начинается с повторения слова «недаром». Этот повтор определяет и утверждает основную мысль автора: русский народ – носитель богатейшей культуры, литературы и славной исторической судьбы.

                           Русская старина

                          Алексей Толстой

                                   Земля «оттич и дедич».

...Родина — это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создает своими руками для себя и своих поколений. Это — вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и неразрушимость своего места на земле...

Земля «оттич и дедич» — это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришел наш пращур жить навечно. Он был силен и бородат, в посконной длинной рубахе, соленой на лопатках, смышлен и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. На бугре над рекою он огородил тыном свое жилище и поглядел по пути солнца в даль веков.

И ему померещилось многое — тяжелые и трудные времена: красные щиты Игоря в половецких степях, и стоны русских на Калке, и установленные под хоругвями Дмитрия мужицкие копья на Куликовом поле, и кровью залитый лед Чудского озера, и Грозный царь, раздвинувший единые, отныне нерушимые, пределы земли от Сибири до Варяжского моря; и снова — дым и пепелища великого разорения... Но нет такого лиха, которое уселось бы прочно на плечи русского человека. Из разорения Смуты государство вышло и устроилось и окрепло сильнее прежнего. Народный бунт, прокатившийся вслед за тем по всему государству, утвердил народ в том, что сил у него хватит, чтобы стать хозяином земли своей...

Многое мог увидеть пращур, из-под ладони глядя по солнцу... «Ничего, мы сдюжим»,— сказал он и начал жить. Росли и множились позади него могилы отцов и дедов, рос и множился его народ. Дивной вязью он плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга,— вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. Он назвал все вещи именами и воспел свой труд. И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием и для потомков его стал родиной — землей оттич и дедич.

 

Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины,— говорившиеся нараспев, под звон струн,— о славных подвигах богатырей, защитников земли народа,— героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов...

...Недаром пращур плел волшебную сеть русского языка, недаром его поколения слагали песни и плясали под солнцем на весенних буграх, недаром московские люди сиживали по вечерам при восковой свече над книгами, а иные, как неистовый протопоп Аввакум,— в яме, в Пустозерске,  и размышляли о правде человеческой и записывали уставом и полууставом' мысли свои. Недаром буйная казачья вольница разметывала переизбыток своих сил в набегах и битвах, недаром старушки – затворенки  и бродящие меж дворов старички за ночлег и ломоть хлеба рассказывали волшебные сказки, всё, всё, вся широкая, творческая, страстная, взыскующая душа народа русского нашла отражение в нашем искусстве XIX века. Оно стало мировым и во многом повело за собой искусство Европы и Америки...

   

   После повторения на уроке литературы основных теоретических положений, касающихся публицистического стиля, на русском языке в 8-ом классе готовим ребят к написанию изложения публицистического характера. С этой целью используем замечательные статьи С. Соловейчика, опубликованные в «Учительской газете» под рубрикой «Пушкинские проповеди». Обращаемся к этим статьям не случайно. Автор, цитируя строки из стихов А.Пушкина, приглашает читателей поразмышлять о том, что такое национальная гордость, человеческое достоинство и честь, дружба, выбор жизненного пути. Одну из таких статей предлагаем ребятам и ставим перед ними в начале урока цель: написать изложение по статье и высказать своё отношение к тому, о чём в ней говориться. Проблемы, затронутые в предлагаемой статье, о роли школы в жизни каждого человека, о человеческом достоинстве, о необходимости уважения друг к другу в большой школьной семье, близки и актуальны для ребят. Работу по подготовке изложений проводим по вопросам:

  1. Внимательно прослушайте текст. Вдумайтесь в него и попробуйте своими словами рассказать, о чём он.
  2. Озаглавьте текст, определите его основную мысль (Школа – это родная семья).
  3. Определите микротемы в тексте, выделите в них ключевые слова, составьте тезисный план.
  1. Начало жизни – школа.
  2. Мы на старте.
  3. Научимся жить с достоинством.
  4. Школа – это семья, где все родные.

  1. Обратите внимание на композиционную завершенность текста. Какими строчками начинается текст (Цитата Пушкина) и какими заканчивается («неровная, но резвая семья»).

                                                                        Хочется вспомнить известные пушкинские строки:

В начале жизни школу помню я

Там нас, детей беспечных, было много,

Неровная, но резвая семья.

   Вот и наше начало жизни – школа. Кто унывает, кто горюет, кому кажется, что все у него неудачно, у кого горести дома и неуспех на уроке – помните, пожалуйста, что это только начало жизни, и кто знает, «что сбудется в жизни со мною» по словам Пушкина.

   Что будет – то и сбудется, но пока что самое начало, пока мы на старте и он похож на старт ракеты: малейшее отклонение в начале траектории – и ракета уходит в сторону.

   Поэтому - то и дана в начале жизни школа, и мы все проходим через нее. Конечно, у всех все по-разному, и Пушкин говорит: неровная семья. Сегодня особенно видно, что все неровные в классе – по уму, по способности, по прилежности, по планам на будущее. Но мы научимся не замечать этого, научимся жить с достоинством. Мы во всем не ровные, но в главном мы одинаковые – у нас у каждого есть человеческое достоинство, оно не зависит ни от отметок, ни от учительских похвал, ни от положения родителей, ни от чего, - только от человека. Держится человек с достоинством – и он всем ровня. Школьная семья не ровная – но в то же время и ровная: все на старте жизни, в начале жизни – и в этом все равны.

   Но главное слово в этих строчках – это семья! Для Пушкина школа – большая семья. А в семье все родные. Можно любить человека, можно не любить, но он тебе родной, он из твоей семьи, вы все вместе «неровная, резвая семья»!

   Далее работаем над стилистическими особенностями публицистического текста: находим в нем обращения, побудительные и восклицательные (слова) предложения, вводные слова, проводим орфографический и пунктуационный комментарий. Итогом этой работы является написание изложения.

   Обращение к текстам публицистического стиля в 9-ом классе происходит после изучения ребятами на уроках литературы темы: «Жизнь и творчество А. Пушкина». Учащиеся к этому моменту вполне осознали Пушкина как первого поэта России, а его творчество как глубоко национальное. Детям стали близки и понятны слова поэта: «Клянусь вам своей честью, что я ни за что на свете не согласился бы ни переменить родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь!». Понятие человеческой чести, достоинства, свободы – основополагающие для пушкинской лирики. Заканчиваем изучение творчества поэта на высокой трагической ноте. Гибель Пушкина осмысляется как выражение типичной судьбы передового писателя в условиях николаевской России. Со смертью Пушкина обезглавливалась Россия. Стреляли в самое сердце. Подрубался один из главных столпов бытия. Судьба распорядилась, чтобы он умер, страдая и преодолевая страдания, все зная и готовясь к смерти. «Вообще удивительно умирают русские люди», - скажет через несколько лет Тургенев. Пушкин умирал удивительно. Мужественно и просто. И не только. Умирал Пушкин.

На уроке русского языка возможен анализ текста Рощина «Невольник чести». Что бы создать определенный эмоциональный настрой, помочь ученикам войти в систему художественных образов, читаем текст на фоне музыки композитора Свиридова, затем просматриваем диафильм «Последние годы Пушкина» и даем  ребятам помолчать и подумать. Вновь перечитываем текст. Предлагаем учащимся определить его основную мысль, стилистическую принадлежность, доказывая это примером из текста.

    В итоге, текст Рощина «Невольник чести» становится для ребят мощным стимулом нового творческого осмысления личности Пушкина и является основой для самостоятельного написания сочинения – эссе «Мой Пушкин».

                        Рощин «Невольник чести».

Снова и снова: Чёрная речка, снег, пистолеты, сани, Дантес, Натали, Никита вносит Пушкина в лестницу, на руках, сумерки, свечи, а утром ещё никто ничего не знал, утром ещё и секунданта у него не было (никак найти не мог). Как всё быстро, тайно, а сейчас он уже в «опасности жизни», как будет сказано в полицейском протоколе. И – жизнь вся, конец, дальше только бессмертие… Снова и снова прокручиваются в нашем сознании эти мгновения…

   «Погиб поэт! –невольник чести,»- воскликнет молодой Лермонтов и сразу попадёт в самую точку: невольник чести! Уж, кажется, всё сказано о Пушкине, но отчего-то вот это «невольник чести» затрагивает больше всего.

     Молодой Лермонтов в день своей смерти заступился за Пушкина. Мы повторяем эти строки почти автоматически, привыкли, а ими, может быть, отмечено самое главное. Самое главное и в жизни Пушкина, и в тайне его гибели. Эти стихи – ответ, отповедь. К сожалению, за прошедшие десятилетия понятия о чести сильно увяли в нашем обществе. Пушкин даёт нам возможность вспомнить, что есть честь, какова цена её.

     «Невольник чести» - пушкинские слова, не лермонтовские.  В «Кавказском пленнике» читаем: «Невольник чести беспощадной, вблизи видал он свой конец…». А помните эпиграф к «Капитанской дочке»: «Береги честь смолоду»?

     Шестисотлетний род Пушкиных берёт начало от Радши, упомянутого в летописи, и Пушкину всегда нравилось, что этого Радшу летописец именует «мужем честным». Самолюбие, может быть, являлось одной из главных черт пушкинской натуры.  Честь – глубокое и ёмкое понятие. Честь предполагает прежде всего самосознание, понятие человека о себе самом  как о личности единственной и неповторимой, ценностной и значимой. Честь, достоинство предполагают наличие своей этики. Постепенно, все более сознавая себя поэтом, философом, историком, Пушкин стал по-иному судить и о чести: дело было уже не в родовитости, а в самом Пушкине, человеке и творце.

    Пока Пушкин совершенствовался, общество всё более дичало. Большинство подлинных людей чести были изгнаны из этого общества после 14 декабря 1825 года. За десять лет своего правления Николай 1 вполне успел в создании полицейского и фарисейского государства. Царь никогда не любил словесности и никогда не покровительствовал ей. Быть литератором и подозрительным человеком – в его глазах было однозначительно.

С Пушкиным царь всегда играл, напускал на себя вид, что понимает что-то, (он был всего на три года старше Пушкина). Общество разлагали лесть, казнокрадство, приспособленчество, официоз, - Гоголь, между прочим, уже написал  «Ревизора», а Грибоедов – «Горе от ума». Царю было позволительно всё, подданные же должны были стоять перед ним на задних лапках. В их числе должен был быть и камер-юнкер Пушкин.

Вспомним также, что красавцу Дантесу, французу, кавалергарду, любимцу салонов, в эту пору было 24 года, Натали Пушкиной тоже 24, весь «свет» ахает и охает двусмысленно, едва они подойдут друг к другу, какая пара! Подобное считается нормой, мужьям лучше вообще таких вещей не замечать! У Лермонтова:  «Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы».  Да мы забываем, что Дантес даже русского языка путём не знал! Никогда не прочёл ни одной книги! Вся пошлятина, невежество, внешний блеск – все ненавидимое Пушкиным как нарочно сошлось в его противнике.

Пушкин, сын своего времени, вынужден был жить по его законам – как иначе? И жил, служил, писал, гулял, страдал, и язвил, и наживал врагов. Но это все-таки не главное в развитии гениального писателя. Главное – следование себе, постоянство в осуществлении своей Идеи. Надо думать, что главной идеей Пушкина была свобода. Он сам был свобода. Таким родился, вырос, таким прожил всю жизнь. «Свободы; гения и славы палачи». Всю жизнь его гнули, притесняли, и всю жизнь он отбивался. Вот это и раздражало: смотрите, что себе позволяет! Мы уже давно вытянулись на задних лапках, а он... но главное, конечно, это то, что каждая его строчка говорит о свободе. Всё написанное им вылито из свободной души. И, может быть, в этом секрет бессмертного пушкинского обаяния…

 

В 10-11 классе урокам русского языка в соответствии с современными требованиям отводим особую роль и целенаправленно  готовим детей к единому государственному экзамену и написанию сочинения-эссе. Помогает нам в этом учебник А.И.Власенковой и Л.М.Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» (Москва, «Просвещение» 2002), ориентированный на анализ текста, его переработку и составление учащимся своего авторского текста.

       В 10 классе повторяем всё, что нам известно о публицистическом стиле и его особенностях с 7-го класса и отрабатываем навык комплексного анализа. Интересной оказалась работа над текстом, содержащем высказывание Н.В. Гоголя о русском языке (упр.3). Предлагаем ребятам списать текст, вставив орфограммы, и организуем работу по вопросам:

         1. Определите тему текста.Найдите ключевые слова (блгозвучие, звук, звон.Докажите, что это текст . Озаглавьте его.

         2. Определите тип текста (описание) Сколько предложений в нём? Каким способом они связаны в тексе (цепным)

         3.Определите стиль текста ( Художественно – публицистический )

         4. Найдите в нём сравнения, метафоры. Какую роль они играют в тексте?

         5. Определите основную мысль автора, в чём он нас пытается убедить.

 

Работа над этим текстом помогает ребятам почувствовать богатство русского языка, бесконечное разнообразие оттенков его звучания, услышать «разнозвонные колокола и бесчисленные клавиши одного великолепного органа», как сказал о русском языке Гоголь.

     К   комплексному анализу публицистического текста может быть привлечён и отрывок из статьи К. Бальмонта «Русский язык: Воля как основа творчества». Упражнение №57.

Работа над анализом публицистических текстов в 10 классе направлена прежде всего на подготовку ребят к написанию сочинения –эссе. На одном из уроков предлагаем ребятам абсолютно самостоятельно написать такое сочинение после прочтения одной из статей С. Соловейчика из цикла «Пушкинские проповеди» «О гордой юности». Ребята успешно справляются с заданием, размышляя в своих сочинениях о том, почему их юность должна быть «гордой, чистой и честной».

     

                                                                    Перелистываем страницы  пушкинского

«Руслана и Людмилы»:

Накинув тихо покрывало

На деву спящую, Руслан

Идёт и на коня садится,

Задумчиво безмолвный хан

Душою вслед ему стремится,

Руслану счастия, побед

И славы и любви желает,

И думы гордых, юных лет

Невольной грустью оживляет

Гордая юность! Время, счастья, побед, славы, любви! Доверимся слову поэта: юность – гордое время жизни, победное, славное, счастливое.

Юность – действительно гордое время, когда человек чаще всего не знает забот, не обременён семьёй и беспокойством за день грядущий, когда все кажется ему под силу, да и сил – то ещё намерено. Не гнетут тяжелые жизненные обязанности, не омрачают жизнь болезни, нет за спиной опыта неудач и поражений -  жизнь расстилается безбрежно!

          Нет славы? – Но она ждёт тебя!

         Нет побед? – Но они непременно будут!

        Нет любви? – Но она обязательно будет!

Вот в чём гордость юности – в ожидании, в предчувствии, в чистоте!

Да, гордость юности –  в чистоте. Жизнь трудна и тяжела, и немногим удаётся прожить её, не совершив ничего дурного,
не испытав тяжелейшего стыда за  свои собственные поступки.

           Но юность чиста, юный человек умеет оберечь свою честь, ничем не запятнать её – и в этом его гордость.

Мало кому удаётся приобрести известность, славу, - что с того? Не будем   никому завидовать, если о тебе говорят хорошо, если тебя любят близкие тебе люди, если ты ни на кого не озлобился, если ты не ленишься, не спишь, а стараешься жить в полную силу – разве этим нельзя гордиться?

Береги смолоду свою честь, и гордую юность!

 В 11 классе отправной точкой в работе с публицистическими текстами является обращение на уроках литературы к дневникам, повестям –притчам, публицистическим выступлениям писателей и философов начала хх века. Это было время русского духовного ренессанса, «Время большого умственного и духовного возбуждения, бурных исканий. Целый мир раскрывались для нас в те годы,» -писал один из современников. В бурном потоке социальных катаклизмов, сотрясавших Россию в начале хх века, русские мыслители и писатели бились над вопросами: что есть русская идея? Каково историческое предназначение России? Что есть русский национальный характер? Какой в дальнейшем будет развитие страны? На уроках литературы знакомимся с публицистикой А. Блока (ст. «Интеллигенция и революция»), Ремизова (ст. «Заповедное слово русскому народу»), Горького (Дневниковые заметки «Несвоевременные мысли»), Пришвина (Повесть-притча «Чаша неотпитая»), Бунина («Окаянные дни»). Все эти тексты обладают огромной силой воздействия на читателя, поражают глубиной мысли, глобальностью поднимаемых в них проблем.

      Одновременно с этим они являются великолепными образцами текстов публицистического стиля. Размышления писателей начала XX века «о русском» продолжают и публицисты нашего времени: Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Василий Шукшин, Ю. Бондарев. Этих писателей по праву можно назвать совестью нации, настоящими русскими писателями.

   «Помнить Имя свое», имя русского человека, призывает нас и публицистическая статья профессора В. Троцкого, заведующего кафедрой русской истории МГУ, опубликованная по поводу того, что в современном нашем паспорте нет упоминания о национальности. Берем её на уроке русского языка для комплексного анализа и работаем по вопросам:

  1. Определите тему, идею статьи.
  2. Определите тип речи.
  3. Выделите в тексте вступление, основную часть, заключение.

В основной части определи микротемы.

  1. Какова стилевая принадлежность текста. Докажи, что это данный стиль с помощью вопросов:

а)  Какую роль играет экспозиция. Почему первое предложение                                    неопределённо-личное. Какова роль лексических и синтаксических повторов. Какова роль однородных членов в последнем предложении.

б) Какую смысловую нагрузку несет предложение второго абзаца,        вынесенное в отдельную строку (Это тезис) «Помним имя своё».

в) Роль третьего абзаца. Какое ключевое слово служит организующим  началом (слово «имя»). Какова роль многоточия.

  1. Какой синтаксический приём использует автор в основной части. Как связаны между собой микротемы основной части.
  2. Как ключевое слово экспозиции (Имя) перерастает в философский контекстуальный синоним. ( имя – род – национальность – судьба – народ - государство – русский дух – русский).
  3.  Проследи, как размышления профессора о конкретном имени перерастают в разговор о национальном, русском духе, соборности русской души.
  4. Найди в тексте заключение («Истинно так!...») Почему автор использует многоточие.
  5. Сделай выписки для использования их в сочинении. Как ты его озаглавишь? («Имя твоё – русский»)
  6. Напиши сочинение-эссе самостоятельно, используя выписки.

Напутствуя в жизнь, дают родившемуся человеку личное имя. Чтобы он был человекам. Чтобы он был личностью. Чтобы он был свободным. Ибо без имени человек неопределенное не существо, цифра, нечто безликое, неполноценное, как бы не существующее.

На отчем пороге, благословляя в дальнюю дорогу, в неведомый и нелегкий жизненный путь, говорили наследнику: «Помни имя свое!..»

Человек входит в общество не с одним личным именем, но с именем своей семьи, а у русских еще с памятливым указанием отчества. Прежде всего имя семьи — рода, а не только собственное имя проносит достойный человек через годы и столетия. Мы, русские, с гордостью помним имена: Ломоносов, Суворов, Ермолов, Пушкин,  Гоголъ,  Достоевский,  Некрасов,  Менделеев, Жуков, Шолохов, Королев... Носить имя семьи —рода, славить имя семьи - добрый долг человека. И помним мы: это чудо — богатыри, дети Суворова и солдаты Жукова, прошагали пол-Европы и спасли ее от тирании Наполеона и фашизма Гитлера... Спасли, чтобы у каждого из народов было имя, была свобода.

Свободный человек входит в мир с именем своего народа: русский, осетин, армянин, татарин, чуваш... Только имя народа дает нам право на историческое бытие среди других народов, а значит, право каждому считать себя историческим человеком в Божьем мире разные народов; поэтому в истории упоминаются не просто люди - деятели, а люди, причастные народом. Мы говорим: русский писатель, английский мореплаватель, немецкий ученый, итальянский художники т.д.

Только имя исторического народа дает право человеку быть определенно самостоятельным среди людей других национальностей, значит, свободным. Без права принадлежать народу и называться по имени своего народа нет и не может быть свободного человека.

Народ национален. Без национальности народ - вавилонское столпотворение, сброд, т.е. собрание не связанных историей и судьбой родов. И любой, принадлежащий этому смешению, - лишь часть сброда, не более.

Национальность - это прежде всего историческое имя народа. Это имя культуры, в лоне которой вырос и которую создавал народ. Национальность — это начало сознания каждого человека как исторического существа, как личности. Национальность - это не только имя, это Историческая энергия, это корневая система нашего духа. Вне национальности, вне исторической определенности нет человека.

Национальность - залог сознания исторического человека, залог определенности и наличия устоев и места в истории человечества, это хребет исторического человека, причастного своему народу, проводник сознания личности, национального достоинства, национальной ответственности и национального долга. Это имя, данное мне родным народом. Отказаться от него - значит стать предателем; забыть его - значит впасть в историческое беспамятство, не упоминать его - значит идти к небытию. Ибо имя завершает формирование сущего. Нет имени - нет сущности и того, что не имеет имени.

У каждого народа своя судьба. Каждый народ имеет право быть и иметь имя неотъемлемое, исторически завоеванное право. Свобода и независимость начинается с самостоятельности, самостоятельность - с выделения себя из многих других. Что неразделимо с обретением своего имени. Обретением имени и завершается рождение исторического народа из племен и этносов, в нем сплавленных.

Пpaвo иметь имя выстрадано всей историей народа, оплачено кровью многих его поколений, связанных языком, правами, обычаями, характером, семейными традициями, религией, землей, образованием и культурой. Национальность — это связь человека с историей: история и жизнь народа могут полноценно осуществляться, лишь если это определенный народ, имеющий имя.

Вспомните, как сказано у Гоголя:

«.. .У последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства; и проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело...»

Россия - государство историческое в самом полном смысле этого слова. Именно поэтому враги России пытались начать ее историю «заново», «наново», отбросив прошлое, как темное, «подготовительное», «нелепое». Первый раз это задумал из благих побуждений Петр Великий, не порвавши, однако, с прошлым как ненужным и враждебным, а лишь поизуродовавший его, а в чем-то и обновивший. Второй раз это делали инородцы в 1917 году, а в третий — «перестройщики» - в 1991-м. Bcex их, однако, объединяло то, что они хотели строить неисторическую Россию, а какую-то новую Россию. И под сурдинку этого строительства - оторвать Россию от корней, от «святой Руси», от добрых жизнеутверждающих народных, православных идеалов. И всякий раз препятствием оказывался глубинный дух народа, «русский дух», национальная духовная субстанция, заложенная в массах народа и в каждом русском человеке, не потерявшем человеческого облика. «Русский дух», сущность народная, составлял и составляет историческую закваску России. На «русском духе» и взрастал народ русский не как собрание разных лиц, а как историческая общность, имеющая свои природные свойства, исторические черты и имя.

На русском духе всечеловечности созидалась историческая Россия. Преступно забывать об этом! В чем же наша задача? Вспомним мудрую мысль Ф.М. Достоевского: «Стать русским во-первых и прежде всего. Если общечеловечностъ есть идея национальная русская, то прежде всего надо каждому стать русским, т.е. самим собой, и тогда с первого шага все изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой.» «...Если национальная идея русская есть, в конце концов лишь всемирное общечеловеческое единение, то, значит, вся наша выгода в том. чтобы всем, прекратив все раздоры, до времени, стать поскорее русскими и национальными.» Истинно так...

Подводя итоги изучения русского языка и русской литературы, в конце учебного года, перед экзаменами, предлагаем ребятам написать последнее сочинение-эссе по статье С. Соловейчика «Что день грядущий нам готовит». В сочинении ребята размышляют о выборе жизненного пути на пороге школы.

Читаем у Пушкина:

Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит, В глубокой тьме таиться он. Нет нужды, прав судьбы закон.

Да, таков закон судьбы - закон, не записанный ни в одном своде, но, может быть, единственный, которому все безропотно подчиняются, и который не нарушил ни один человек.

Таинственный, всемогущий закон судьбы: у каждого из нас своя судьба, и нам не дано её знать. «Грядущие годы таятся во тьме»...

Почему так устроена человеческая жизнь? Почему человек, познавший многие тайны живого и неживого мира, почему не знает он, почему не дано ему знать, что с ним будет завтра? Непростая это загадка. Здесь сталкиваются в противоречии чужая сила и своя воля. Чужая, высшая, независимая от нас сила - наша, воля, наше стремление покорить судьбу, подчинить её себе, победить.

Нам не надо предвидеть завтрашний день именно для того. Чтобы мы не боялись той мглы, в которой он скрыт, чтобы мы никогда не теряли надежды, чтобы верили в своё будущее, чтобы напрягали силы в борьбе с судьбой, сами делали её.

Закончилось школьное время, и каждый отправляется в самостоятельное плавание по житейскому морю. Оно безбрежно, оно опасно. Оно неприветливо.

Хватит ли сил? Хватит ли терпения? Хватит ли мужества испытать свою судьбу и побороться с ней, если даже она и не так уж легка и прекрасна, как хотелось бы?

Что день грядущий нам готовит?

Не поддавайся! Верь в лучшее, с радостным ожиданием встречай грядущий день, напрягай силы, действуй - и судьба улыбнётся тебе!

Колпакова Ольга Геннадьевна   г. Новоалтайск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание национального самосознания личности на уроках татарской литературы и во внеклассной работе

Цель изучения татарского языка и литературы, содержание учебного материала и методы его изучения оказывают непосредственное влияние на работу с обучающимися на уроке  татарского языка и литератур...

Реферат "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов"

Обобщение педагогического опыта по теме "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции"...

Комплексный анализ публицистического текста.

Достоинства комплексного анализа текста в том, что он многоуровневый. Задания к тексту позволяют обеспечить целостность восприятия речевого произведения, ясное понимание того, что текст - это сложный ...

Духовность, как базовая ценность воспитания национального самосознания обучающихся.

Доклад учителя музыки -  Моренковой Т.А. для педагогического совещания в школе в 2015 - 2016 учебном году....

Методический семинар " Анализ художественного текста как средство развития коммуникативной компетенции учащихся"

Данная презентация- это отражение педагогического опыта работы над темой по самообразованию. В презентации продемонстрированы методы и приемы работы над художественным текстом в рамках проблемного обу...

Комплексный анализ текста как средство развития коммуникативных способностей учащихся

Комплексный анализ текста как средство развития коммуникативных способностей учащихся...