Методический семинар " Анализ художественного текста как средство развития коммуникативной компетенции учащихся"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Данная презентация- это отражение педагогического опыта работы над темой по самообразованию. В презентации продемонстрированы методы и приемы работы над художественным текстом в рамках проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_novyy_2.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волохина Лариса Александровна у читель русского языка и литературы МКОУ Чистоозерная О(С)ОШ Методический семинар по теме «Анализ художественного текста как средство развития коммуникативной компетенции учащихся»

Слайд 2

Актуальность темы Одна из проблем нынешнего времени - “отторжение” ребёнка от общения с окружающими людьми по причине его зависимости от компьютера, виртуального общения. Значит, долгое время в жизни школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения, как языковая и коммуникативная компетенции. Зачастую дети прибегают к сокращению, « немногословию », стараются заменить живую речь примитивными невербальными способами общения.

Слайд 3

Проблемы 1) слабая мотивационная сфера; 2)неумение выявить проблему текста и авторскую позицию; 3) отсутствие жизненного опыта у 15-16 летних подростков.

Слайд 4

Противоречие Снижение уровня культуры речи учащихся, неумение аргументировать свою позицию Требование общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание

Слайд 5

Место коммуникативной компетенции в требованиях ФГОС к «портрету выпускника школы » способность ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях; умение самостоятельно приобретать необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; творчески мыслить; грамотно в различных социальных группах работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными; уметь работать сообща в различных областях; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Слайд 6

Профессиональный стандарт «Педагог» 4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности) 1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

Слайд 7

Цель: Способствовать формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся путем технологии проблемного обучения Задачи: 1) определение наиболее эффективных приемов, методов и технологий развития коммуникативной компетенции с целью внедрения их на уроках русского языка и литературы; 2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц; 3) вовлечение учащихся во внеклассную работу с целью развития их творческих способностей. Ожидаемые результаты: - сформированность коммуникативной компетенции; - устойчивый интерес к изучению русского языка и литературы, высокая мотивация учебной деятельности; - прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;

Слайд 8

Способы постановки проблемы 1 способ- через проблемную ситуацию . Стихотворение В.Маяковского « Лиличка » Что вас удивило в стихотворении? Какой возникает вопрос? ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: 1) « Как стихотворение, в котором есть такие словесные образы(«прокуренная комната», «дикий», «бык», «гиря», «курок», «ад») может считаться произведением о любви? 2) «Можно ли такую любовь считать счастливой?» 3) Лирический герой- грубый или нежный?

Слайд 9

По строчкам стихотворения сформулируйте проблему! Строчки Проблема «Сегодня сидишь вот, сердце в железе…»; «Завтра забудешь, что тебя короновал…» Безответной любви «Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я не знаю, где ты и с кем…» Ревности «А мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени!» Бескорыстной, преданной любви

Слайд 10

По строчкам сделайте вывод, что такое любовь? Строчки Вывод «иступленный», «сломанная дрожью рука», «дикий, обезумлюсь »; «И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать…» Любовь- это тяжесть, страдание, сумасшествие, способна довести до самоубийства. Такая любовь приносит боль и радость одновременно.

Слайд 11

2 способ- подводящий диалог Анализ, подводящий к теме Учитель Ученики Диалог Тема Мы продолжаем изучать роман И.Гончарова «Обломов». Тему сегодня вы определите сами. Вот строки первой главы.(зачитываю несколько фрагментов) Какое сочетание употребляется чаще всего? Наверное, он очень болен? Значит, он очень старый? Получается, что молодой и здоровый человек все время лежит. Это нормально? Самого Обломова это беспокоит? Есть ли у него ответ на этот вопрос в начале романа? Когда находит ответ на этот вопрос? Назовите тему урока. Слушают -Обломов лежит. Нет, он здоров. Нет, ему 32 года. конечно, нет. Да, он спрашивает со слезами: «Отчего же я такой?» Нет Позже. «Есть имя этому злу- обломовщина» Обломовщина(записывают тему)

Слайд 12

3 способ- мотивирующий прием «ЯРКОЕ ПЯТНО» Притча Кроссворд Загадка Сказка Шутка Стихотворение Анализ рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма». «Яркое пятно»- стихотворение Ю.Панкратова «Бабка»

Слайд 13

Технология продуктивного чтения Цель – понимание текстов, где авторская позиция представлена в явном / неявном виде Главное средство – активные приемы на всех этапах работы с текстом 1)До чтения текста. Ученики выдвигают предположения, о чем будет текст - по его названию, иллюстрациям и т.п. Например, рассказ М. Зощенко «Беда» Результат: создание мотива для чтения. БЕДА?????? Прием антиципации Прием ассоциации

Слайд 14

2) Во время чтения текста. Ученики читают произведение в режиме диалога с автором, делая паузы в чтении для того, чтобы: - задать вопрос автору по прочитанному ( В ), - предположить ответ ( О ), - при дальнейшем чтении находят в тексте ответ на возникший вопрос и проверяют себя ( П ). Результат : вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста; СВОЯ интерпретация текста. 1) Какой смысл вкладывает Зощенко в слово «беда» в название рассказа? 2) Что же на самом деле произошло с мужиком? («прогулял» лошадь) 3) Действительно ли для мужика это была беда, трагедия? Подтвердите текстом. 4) Какой приём помогает понять состояние мужика?(многоточия) Зачем они понадобились автору в таком количестве? 3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концептуальной информации). Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 1)Чего больше в рассказе: смешного или грустного? 2)Что обличает сатира?(национальную черту-«традицию»)

Слайд 15

Кейс-технология Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Слайд 16

Результаты ЕГЭ и ОГЭ Год Общее количество сдававших ЕГЭ Средний балл по школе Средний балл в Чистоозерном районе Средний балл в НСО Средний балл в РФ 2014 10 46 57,25 62,9 62,5 2015 13 46 60,81 66 65,9 Год Общее количество сдававших ОГЭ Средний балл по школе Уровень обученности Качество знаний 2014 5 3,2 100% 20% 2015 5 3,4 100% 40%

Слайд 17

Результаты задания № 25 ГИА в форме ЕГЭ как показатель сформированности коммуникативной компетенции (11 класс, 2014 год) Формулировка проблем исходного текста. Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет – 80 % Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст – 10 % , проблема прокомментирована без опоры на текст- 60 % Отражение позиции автора исходного текста. Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме – 70 % Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, аргументировал его, опираясь на знания, жизненный опыт- 60 % Речевое оформление. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения – 30 % Точность и выразительность речи. Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи – 10 %

Слайд 18

Результаты задания № 25 ГИА в форме ЕГЭ как показатель сформированности коммуникативной компетенции (11-12 классы, 2015 год) Формулировка проблем исходного текста. Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет – 77 % Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст – 15 % , проблема прокомментирована без опоры на текст - 54% Отражение позиции автора исходного текста. Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме – 77 % Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)- 8 % . Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста ,аргументировал его, опираясь на знания, жизненный опыт - 54 % Речевое оформление. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения – 30 % Точность и выразительность речи. Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи – 77 %

Слайд 19

Внеклассная работа по предмету

Слайд 20

Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный подход в обучении русскому языку как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Современный ученик, к сожалению,  не может не только грамотно оформить свои мысли, но и зачастую затрудняется и в самом процессе мышления. В процессе модернизации общего образования вполне ...

Реферат "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов"

Обобщение педагогического опыта по теме "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции"...

Лингвистическое исследование текста как условие развития коммуникативной компетенции учащихся

В результате своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что организация работы по лингвистическому исследованию текста способствует более глубокому проникновению в его содержание, а та...

Комплексный анализ текста как средство развития коммуникативных способностей учащихся

Комплексный анализ текста как средство развития коммуникативных способностей учащихся...

Работа с текстом на уроке французского языка как средство развития коммуникативных компетенций учащихся.

В данной статье рассматриваются основные стратегии работы с текстом на уроках французского языка....

Игровая деятельность на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (методические материалы - обобщение педагогического опыта )

Игровая деятельность на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (методические материалы - обобщение педагогического опыта )...