«Нравственно-патриотические уроки рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», с использованием компьютерной презентации»
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Урок-игра по рассказу Л.Толстого "Кавказский пленник"с компьютерной презентацией.Продолжаем формировать умения проводить сравнительную характеристику героев; совершенствовать умения понимать главную мысль литературного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_ltolstoy_filosof_i_prosvet-l.doc871.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Кинельское управление министерства образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области

 «Нравственно-патриотические уроки рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», с использованием компьютерной презентации»

Николаева Ирина Андреевна

ГБОУ СОШ №4 пгт Алексеевка

Учитель русского языка и литературы

г.о. Кинель , 2011 год


Тема урока: «Нравственно-патриотические уроки рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», с использованием компьютерной презентации»

Класс:  5 «В»                                                

Цели: Формирование умения проводить сравнительную характеристику героев; совершенствование умения понимать главную мысль литературного произведения.

Задачи: Показать роль важнейших эпизодов произведения в раскрытие мотивов поступков героев и главной мысли. Развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором . Формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.

Форма проведения: урок- игра.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок литературы, мы проведем его в форме игры. За каждый правильный ответ на вопрос вы будете получать бонусы. А в конце урока подведем итоги и выявим победителей.

II. Вступительная беседа.

        1. Вставьте пропущенные слова и даты жизни в статью о Л.Н. Толстом (слайд № 3).

        2. Учитель: 23 года было Льву Толстому, когда брат Николай убедил его поехать с ним на Кавказ. Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской империи.

- Сколько лет уже длилась война к моменту приезда туда Толстого?

(Война длилась 31 год).

- Сколько лет было Толстому, когда он написал рассказ «Кавказский пленник»?

- К какому жанру относится произведение «Кавказский пленник»?

(слайд №  5).

- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?

(Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин – герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина)

III.  Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

        1. В рассказе «Кавказский пленник» даны описания героев (внешний вид, поведение, детали). Узнайте по описаниям героев произведения.


Этот герой:

служил на Кавказе, “невелик ростом, а удал, имеет лошадь охотницкую (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)”

“ на всякое рукоделье мастер был”. ( Жилин).

Этот герой:

служил на Кавказе, офицер, “мужчина грузный, толстый”.

“товарищ смирный”, “ он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют”. (Костылин).

Этот герой:

подросток, худенький, лет тринадцати, глаза черные, светлый. Одет в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса.

“На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками, на шее монисто, все из русских полтинников”. (Дина).

2. Составление сравнительной таблицы

Учащиеся находят цитату, определение или факты, которые характеризуют героев с той или иной стороны и заполняют таблицу.

Слайд № 6

Слайд №7

Слайд № 8


Слайд № 9

Слайд № 10


Слайд №11

Слайд №12


Слайд №13

Подводим итоги работы по сравнению двух героев:

Слабодушию и пассивности Костылина писатель противопоставляет активность, стойкость и человечность Жилина. Мужество и выдержка помогали ему бежать к своим, преодолевая все преграды.

Главная идея рассказа – показать, что можно не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели.

3. - Прочитайте пословицы и отметьте те, которые соответствуют главной мысли рассказа «Кавказский пленник» (Слайд № 14)

4. – Отгадайте кроссворд (слайд № 15).


Ответы на кроссворд слайд № 16

IV. Подведение итогов, выявление победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)

Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки  рассказа"...

Презентация "Подготовка к сочинению по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник".

Сравнительная характеристика героев. Жилин и Костылин: два характера - две разные судьбы....

Презентация "Диалог" непохожих" по литературе к уроку по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник",5 класс

Презентация "«Диалог» непохожих"Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»...

Презентация к уроку литературы по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина"....