Главные вкладки

    Урок чтения и развития речи по теме: Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник "
    презентация к уроку (7 класс) по теме

    Алёхина Таисия Александровна

    Конспект и презентация к уроку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon kavkazskiy_plennik.zip1.07 МБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

    для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    общеобразовательная школа-интернат VIII вида

    станицы Крыловской Краснодарского края

    Учитель письма и развития речи  Т.А.Алёхина

    ст.Крыловская

    2013 – 2014 уч.год

    Цель: Познакомить учащихся с идеей рассказа Л.Н.Толстого   «Кавказский пленник»

    Задачи:

    1) образовательная:

    - рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

    2) коррекционно-развивающая:

    - формировать умение анализировать текст художественного произведения;

    - развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;

    - формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;

    - развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

    - продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

    3) воспитательная:

    - воспитание общечеловеческих ценностей;

    - умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

    «На всё добро ответим мы добром,

    На всю любовь ответим мы любовью».

    Н.Рубцов

    1. Оргмомент.
    2. Слово учителя:

    - Ребята, мы с вами прочитали рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: «Почему, рассказывая о двух русских офицерах, Толстой в заглавии говорит только об одном человеке?» А также выясним, чему учит нас писатель, какие нравственные уроки преподносит.

    Давайте вспомним, что мы узнали. (Слайды 2-4)

    1. Викторина по повести: (требовать полные ответы)

    (жетоны)

    — Почему Л. Н. Толстой назвал своё произведение былью? Что такое быль? Запишите слово на доске, выделите корень.

    (Ответ. Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности).

    — Где происходит действие в повести?
    — С какой целью Жилин поехал домой?
    — Какой уговор был Костылина с Жилиным?
    — Что обозначает слово «джигит» (молодец).
    — В чем проявляется наблюдательность Жилина?
    — В чём заключается трудолюбие Жилина?
    — Докажите, что Жилин любил свою мать.
    — Сколько времени пробыл Жилин в плену?
    — Пытался ли Костылин бежать из плена?
    — Почему побег пленников был неудачным?
    — Кто помог Жилину в побеге? 
    — Как сложилась судьба Костылина?

    1. Словарная работа. (Слайды 5-17)

        Но с помощью отдельных слов (лексических единиц) Толстой погружает нас в мир одного из горских народов - татар. Какие это слова? Это слова, взятые из татарского языка, который относится к тюркским языкам.

    «Словесный марафон». (см. презентацию)

        В повести блестяще воссоздан национальный и исторический колорит горцев. Во многом этому способствует использование соответствующей лексики. Проверим, как вы её усвоили. Я буду называть толкование лексического значения слов, употреблённых в повести для указания на специфические реалии жизни горцев. Ваша задача «узнать» эти реалии и назвать их.
    Татарское пиво (буза)
    Сдобное кушанье горцев (лепёшки)
    Мужской головной убор (чалма)
    Стёганое пальто (бешмет)
    Деревянная посуда (лоханка)
    Ёмкость с узким носком (кувшин)

    1. Работа в группах. (Слайд 18)
    2. Работа в группах. Карточки  «Узнайте героя»
      В карточках - словесный портрет или характеристика героя. Ознакомившись, должны сказать, о ком идёт речь.
      «Это большой человек! Он первый джигит был, много русских побил, богатый был. У него было 3 жены и 8 сыновей. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и 7 сыновей убили. Один сын остался и предался русским. Старик поехал и сам предался русским. Пожил у них 3 месяца, нашёл там своего сына, сам убил его и бежал». (Кази-Мугамед).
      «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет» (Костылин)
      «Офицер, барин, невелик ростом, а удал был». (Жилин)
      «Тоненькая, худенькая, лет 13 и лицом на чёрного похожа. Глаза чёрные и лицом красивая» (Дина.)

    1. Физминутка (Слайд 19)

    1. Перейдем к характеристике главных героев. (Слайды 20-27)
    • Кто главные герои? - Жилин, Костылин, Дина.
    • Даёт ли Толстой развернутые портреты героев через описание? - Нет, только отдельные характеристики. Читателю предоставляется право самому сделать вывод о личностях героях, самим составить характеристики.
    • Как вы думаете, могут ли быть случайными имена героев?
    • Что они могут значить?
    • Что такое "жила"? - прочное окончание мышц; отсюда слова "жилистый", "двужильный". Так говорят о выносливом, крепком человеке.

    Жилин = действие.

    • Что такое "костыль"? - палка для хромых, безногих, то есть, можно сказать, что фамилия характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре.

    Костылин = бездействие.

    Проанализируем, какую роль играет лексическое значение фамилий главных героев. Составим сравнительную характеристику героев по их поведению, описанию и отношению к ним автора и людей, которые их окружают.

    Жилин

    Костылин

    офицер русской армии;

    "хоть не велик ростом, а удал был""

    сам говорит об отношениях с татарами: "с ними что робеть, то хуже";

    о нём татары: "ты все серчаешь";

    "корош урус"

    "на всякое рукоделье мастер был"

    офицер русской армии;

    "грузный, толстый, весь красный";

    о нём татары "смирный"

    Поведение героев во время нападения татар

    "доберусь до ружья, я сам не дамся"

    "заместо того, чтобы подождать, только увидел татар, закатился что есть духу к крепости"

    Поведение героев во время побега

    проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется

    не соратник, а обуза;

    страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит боль, усталость, бездействует

     

    - Обратимся к названию рассказа – «Кавказский пленник». (Запишите название на доске. Найти главное слово в словосочетании, определить число существительного.)

    (на доске – Плен - неволя)

    Кто такой пленник?

    Тему или основную мысль выражает название рассказа? (казалось бы, на первый взгляд – тема, но, если подумать и посмотреть глубже- …)

    Почему называется "Кавказский пленник", а не "Кавказские пленники"?

    Почему в единственном числе, ведь пленников было два? (Так автор подчёркивает разницу между Жилиным и Костылиным, говорит о том, что ему больше нравится только один герой - Жилин)

    1. Работа в группах.  «Мысль изречённая»
      Прочитайте пословицы. Какие из них можно отнести Жилину, какие - Костылину?
      Друг до поры – тот же недруг.
      Не бросай друга в несчастье.
      Велик телом, да мал делом.
      Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
      Где смелость, там и победа.
      Трус и в жизни мёртв.
       

    1. Заключительная переменка. Мини-тест.

    Поставьте знак "+" или "-":

    1. События происходили осенью. (-)

    2. Жилин был невелик ростом, да удал. (+)

    3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. (+)

    4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей. (-)

    5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. (+)

    6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. (-)

    7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. (+)

    8. Во второй раз Жилин бежал один. (+)

    9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты. (+)

    10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал. (+)

    1

     

    6

     

    2

     

    7

     

    3

     

    8

     

    4

     

    9

     

    5

     

    10

     

    Взаимопроверка

    Оценивание:

    • нет ошибок - "5";
    • 1-2 ошибки - "4";
    • 3-4 ошибки - "3".

    1. Обобщение.

    - Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

    Ответ: Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

       Остро ставит Толстой проблему «мира и войны» в душе человеческой. Автор убеждён, что зло в ответ рождает только зло, насилие, разрушение. В основе зла – нетерпимость, стремление к наживе, национальные предрассудки. Злу могут противостоять любовь к людям, доброта, забота о ближнем. Зло рождает в душах людей войну, а доброта – мир. Но победа «мира» приходит не сразу и не ко всем. К старику Хадже, ненавидящему всех и вся, она уже не придёт. А для Дины и таких же как она ещё не поздно. Дружба Жилина и Дины – залог всеобщей победы «мира», в которую автору хочется верить.

       Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.

    Воспитательный момент: Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам.  

    Обратиться к ЭПИГРАФУ УРОКА.

    1. Домашняя работа: выписать пословицы и поговорки о дружбе.

                                 ИЛИ нарисовать понравившийся эпизод рассказа

                                 ИЛИ написать небольшое сочинение «Что мне понравилось  

                                         в рассказе Толстого «Кавказский пленник».

    1. Оценки.

    Приложение

    _____________

    ______________

    офицер русской армии;

    "хоть не велик ростом, а удал был""

    сам говорит об отношениях с татарами: "с ними что робеть, то хуже";

    "на всякое рукоделье мастер был"

    офицер русской армии;

    "грузный, толстый, весь красный";

    о нём татары говорят "смирный"

    Поведение героев во время нападения татар

    "доберусь до ружья, я сам не дамся"

    "заместо того, чтобы подождать, только увидел татар, закатился что есть духу к крепости"

    Поведение героев во время побега

    проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется

    не соратник, а обуза;

    страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит боль, усталость, бездействует

    Группа 1

    ______________

    _______________

    офицер русской армии;

    "хоть не велик ростом, а удал был""

    сам говорит об отношениях с татарами: "с ними что робеть, то хуже";

    "на всякое рукоделье мастер был"

    офицер русской армии;

    "грузный, толстый, весь красный";

    о нём татары говорят "смирный"

    Поведение героев во время нападения татар

    "доберусь до ружья, я сам не дамся"

    "заместо того, чтобы подождать, только увидел татар, закатился что есть духу к крепости"

    Поведение героев во время побега

                                                                                             

                                               

    Группа 2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"

    Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя                 разнообразные виды работ. Рас...

    Методическая разработка урока чтения и развития речи на тему "Волшебница зима". Роль образных выражений в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." с использованием разноуровневого обучения, развивающей технологии.

    Цель занятия: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С.Пушкина. Задачи урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкин...

    Урок чтения и развития речи по теме "Колосок"

     Тема Колосок. (Украинская сказка) 3 часть.       Задачи: Раскрыть содержание произведения, совершенствовать технику чтения и выразительность чтения, учить по...

    Презентация к уроку чтения и развития речи по теме "Колосок"

     Тема Колосок. (Украинская сказка) 3 часть.       Задачи: Раскрыть содержание произведения, совершенствовать технику чтения и выразительность чтения, учить по...

    Интегрированный урок чтения и развития речи по теме " Осень"

    Интегрированный урок чтения и развития речи по теме " Осень" для обучающихся 3 класса с ОВЗ (глухие дети. имеющие ЗПР)...

    Конспект урока чтения и развития речи на тему "Дифференциация звуков и букв ж-ш" 1 класс

    Урок проводился в 1 классе коррекционной школы. Он  построен в форме путешествия в сказку. Используется компьютерная презентация....