Урок чтения и развития речи по теме: Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник "
презентация к уроку (7 класс) по теме

Алёхина Таисия Александровна

Конспект и презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kavkazskiy_plennik.zip1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

общеобразовательная школа-интернат VIII вида

станицы Крыловской Краснодарского края

Учитель письма и развития речи  Т.А.Алёхина

ст.Крыловская

2013 – 2014 уч.год

Цель: Познакомить учащихся с идеей рассказа Л.Н.Толстого   «Кавказский пленник»

Задачи:

1) образовательная:

- рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

2) коррекционно-развивающая:

- формировать умение анализировать текст художественного произведения;

- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;

- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;

- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

- продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

3) воспитательная:

- воспитание общечеловеческих ценностей;

- умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

«На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

Н.Рубцов

  1. Оргмомент.
  2. Слово учителя:

- Ребята, мы с вами прочитали рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: «Почему, рассказывая о двух русских офицерах, Толстой в заглавии говорит только об одном человеке?» А также выясним, чему учит нас писатель, какие нравственные уроки преподносит.

Давайте вспомним, что мы узнали. (Слайды 2-4)

  1. Викторина по повести: (требовать полные ответы)

(жетоны)

— Почему Л. Н. Толстой назвал своё произведение былью? Что такое быль? Запишите слово на доске, выделите корень.

(Ответ. Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности).

— Где происходит действие в повести?
— С какой целью Жилин поехал домой?
— Какой уговор был Костылина с Жилиным?
— Что обозначает слово «джигит» (молодец).
— В чем проявляется наблюдательность Жилина?
— В чём заключается трудолюбие Жилина?
— Докажите, что Жилин любил свою мать.
— Сколько времени пробыл Жилин в плену?
— Пытался ли Костылин бежать из плена?
— Почему побег пленников был неудачным?
— Кто помог Жилину в побеге? 
— Как сложилась судьба Костылина?

  1. Словарная работа. (Слайды 5-17)

    Но с помощью отдельных слов (лексических единиц) Толстой погружает нас в мир одного из горских народов - татар. Какие это слова? Это слова, взятые из татарского языка, который относится к тюркским языкам.

«Словесный марафон». (см. презентацию)

    В повести блестяще воссоздан национальный и исторический колорит горцев. Во многом этому способствует использование соответствующей лексики. Проверим, как вы её усвоили. Я буду называть толкование лексического значения слов, употреблённых в повести для указания на специфические реалии жизни горцев. Ваша задача «узнать» эти реалии и назвать их.
Татарское пиво (буза)
Сдобное кушанье горцев (лепёшки)
Мужской головной убор (чалма)
Стёганое пальто (бешмет)
Деревянная посуда (лоханка)
Ёмкость с узким носком (кувшин)

  1. Работа в группах. (Слайд 18)
  2. Работа в группах. Карточки  «Узнайте героя»
    В карточках - словесный портрет или характеристика героя. Ознакомившись, должны сказать, о ком идёт речь.
    «Это большой человек! Он первый джигит был, много русских побил, богатый был. У него было 3 жены и 8 сыновей. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и 7 сыновей убили. Один сын остался и предался русским. Старик поехал и сам предался русским. Пожил у них 3 месяца, нашёл там своего сына, сам убил его и бежал». (Кази-Мугамед).
    «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет» (Костылин)
    «Офицер, барин, невелик ростом, а удал был». (Жилин)
    «Тоненькая, худенькая, лет 13 и лицом на чёрного похожа. Глаза чёрные и лицом красивая» (Дина.)

  1. Физминутка (Слайд 19)

  1. Перейдем к характеристике главных героев. (Слайды 20-27)
  • Кто главные герои? - Жилин, Костылин, Дина.
  • Даёт ли Толстой развернутые портреты героев через описание? - Нет, только отдельные характеристики. Читателю предоставляется право самому сделать вывод о личностях героях, самим составить характеристики.
  • Как вы думаете, могут ли быть случайными имена героев?
  • Что они могут значить?
  • Что такое "жила"? - прочное окончание мышц; отсюда слова "жилистый", "двужильный". Так говорят о выносливом, крепком человеке.

Жилин = действие.

  • Что такое "костыль"? - палка для хромых, безногих, то есть, можно сказать, что фамилия характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре.

Костылин = бездействие.

Проанализируем, какую роль играет лексическое значение фамилий главных героев. Составим сравнительную характеристику героев по их поведению, описанию и отношению к ним автора и людей, которые их окружают.

Жилин

Костылин

офицер русской армии;

"хоть не велик ростом, а удал был""

сам говорит об отношениях с татарами: "с ними что робеть, то хуже";

о нём татары: "ты все серчаешь";

"корош урус"

"на всякое рукоделье мастер был"

офицер русской армии;

"грузный, толстый, весь красный";

о нём татары "смирный"

Поведение героев во время нападения татар

"доберусь до ружья, я сам не дамся"

"заместо того, чтобы подождать, только увидел татар, закатился что есть духу к крепости"

Поведение героев во время побега

проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется

не соратник, а обуза;

страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит боль, усталость, бездействует

 

- Обратимся к названию рассказа – «Кавказский пленник». (Запишите название на доске. Найти главное слово в словосочетании, определить число существительного.)

(на доске – Плен - неволя)

Кто такой пленник?

Тему или основную мысль выражает название рассказа? (казалось бы, на первый взгляд – тема, но, если подумать и посмотреть глубже- …)

Почему называется "Кавказский пленник", а не "Кавказские пленники"?

Почему в единственном числе, ведь пленников было два? (Так автор подчёркивает разницу между Жилиным и Костылиным, говорит о том, что ему больше нравится только один герой - Жилин)

  1. Работа в группах.  «Мысль изречённая»
    Прочитайте пословицы. Какие из них можно отнести Жилину, какие - Костылину?
    Друг до поры – тот же недруг.
    Не бросай друга в несчастье.
    Велик телом, да мал делом.
    Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
    Где смелость, там и победа.
    Трус и в жизни мёртв.
     

  1. Заключительная переменка. Мини-тест.

Поставьте знак "+" или "-":

1. События происходили осенью. (-)

2. Жилин был невелик ростом, да удал. (+)

3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. (+)

4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей. (-)

5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. (+)

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. (-)

7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. (+)

8. Во второй раз Жилин бежал один. (+)

9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты. (+)

10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал. (+)

1

 

6

 

2

 

7

 

3

 

8

 

4

 

9

 

5

 

10

 

Взаимопроверка

Оценивание:

  • нет ошибок - "5";
  • 1-2 ошибки - "4";
  • 3-4 ошибки - "3".

  1. Обобщение.

- Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

Ответ: Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

   Остро ставит Толстой проблему «мира и войны» в душе человеческой. Автор убеждён, что зло в ответ рождает только зло, насилие, разрушение. В основе зла – нетерпимость, стремление к наживе, национальные предрассудки. Злу могут противостоять любовь к людям, доброта, забота о ближнем. Зло рождает в душах людей войну, а доброта – мир. Но победа «мира» приходит не сразу и не ко всем. К старику Хадже, ненавидящему всех и вся, она уже не придёт. А для Дины и таких же как она ещё не поздно. Дружба Жилина и Дины – залог всеобщей победы «мира», в которую автору хочется верить.

   Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.

Воспитательный момент: Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам.  

Обратиться к ЭПИГРАФУ УРОКА.

  1. Домашняя работа: выписать пословицы и поговорки о дружбе.

                             ИЛИ нарисовать понравившийся эпизод рассказа

                             ИЛИ написать небольшое сочинение «Что мне понравилось  

                                     в рассказе Толстого «Кавказский пленник».

  1. Оценки.

Приложение

_____________

______________

офицер русской армии;

"хоть не велик ростом, а удал был""

сам говорит об отношениях с татарами: "с ними что робеть, то хуже";

"на всякое рукоделье мастер был"

офицер русской армии;

"грузный, толстый, весь красный";

о нём татары говорят "смирный"

Поведение героев во время нападения татар

"доберусь до ружья, я сам не дамся"

"заместо того, чтобы подождать, только увидел татар, закатился что есть духу к крепости"

Поведение героев во время побега

проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется

не соратник, а обуза;

страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит боль, усталость, бездействует

Группа 1

______________

_______________

офицер русской армии;

"хоть не велик ростом, а удал был""

сам говорит об отношениях с татарами: "с ними что робеть, то хуже";

"на всякое рукоделье мастер был"

офицер русской армии;

"грузный, толстый, весь красный";

о нём татары говорят "смирный"

Поведение героев во время нападения татар

"доберусь до ружья, я сам не дамся"

"заместо того, чтобы подождать, только увидел татар, закатился что есть духу к крепости"

Поведение героев во время побега

                                                                                         

                                           

Группа 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока чтения и развития речи на тему "Волшебница зима". Роль образных выражений в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." с использованием разноуровневого обучения, развивающей технологии.

Цель занятия: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С.Пушкина. Задачи урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкин...

Урок чтения и развития речи по теме "Колосок"

 Тема Колосок. (Украинская сказка) 3 часть.       Задачи: Раскрыть содержание произведения, совершенствовать технику чтения и выразительность чтения, учить по...

Презентация к уроку чтения и развития речи по теме "Колосок"

 Тема Колосок. (Украинская сказка) 3 часть.       Задачи: Раскрыть содержание произведения, совершенствовать технику чтения и выразительность чтения, учить по...

Интегрированный урок чтения и развития речи по теме " Осень"

Интегрированный урок чтения и развития речи по теме " Осень" для обучающихся 3 класса с ОВЗ (глухие дети. имеющие ЗПР)...

Конспект урока чтения и развития речи на тему "Дифференциация звуков и букв ж-ш" 1 класс

Урок проводился в 1 классе коррекционной школы. Он  построен в форме путешествия в сказку. Используется компьютерная презентация....

Урок чтения и развития речи на тему: "Чтение по ролям I части повести Н.В.Гоголя "Майская ночь ,или Утопленница"

Цель: познакомить обучающихся с содержанием главы «Ганна».Задачи: образовательные  - формирование умений обучающихся читать текст по ролям и анализировать прочитанное;коррекционно &nd...