Методическая разработка урока чтения и развития речи на тему "Волшебница зима". Роль образных выражений в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." с использованием разноуровневого обучения, развивающей технологии.
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Цель занятия: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С.Пушкина. Задачи урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, осмыслить образ зимы, через текст; помочь обучающимся разобраться в изобразительно-выразительных средствах языка стихотворения, в трудных для восприятия художественных образах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.ur_zima.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока чтения

Класс: 6

Тема «Волшебница зима». Роль образных выражений в стихотворении

 А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

Тип урока: урок ознакомления

Цель урока: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина

Задачи урока:

1)коррекционно-образовательные:

-продолжить знакомство с лирикой А.С. Пушкина, осмыслить образ зимы через текст;

-помочь обучающимся разобраться в изобразительно-выразительных средствах языка стихотворения, в трудных для восприятия художественных образах;

-совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста;

2)коррекционно-развивающие:

-совершенствовать навык ориентироваться в учебнике;

-обогащать словарь новыми словами;

-развивать концентрацию внимания в процессе чтения;

-развивать связную устную речь в процессе чтения учебника, ответа на вопросы учителя и через знакомство с новыми словами;

-развивать умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;

-совершенствовать навыки правильного, беглого и осознанного чтения;

-способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий через формулирование цели, через планирование последовательности действий;

-корректировать эмоционально-чувственное восприятие;

3)коррекционно-воспитательные:

-воспитывать интерес к творчеству поэта;

-воспитать чуткое отношение к красоте русской природы;

-развивать восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность восприятия всего окружающего.

Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина; детские рисунки на тему зимы; репродукции картин И.И. Шишкина «Зима», И.И. Грабаря «Зимний пейзаж»; схема-опора у каждого ученика на парте; в вазочке веточки деревьев, покрытые «инеем», сделанные учениками на уроке труда.

Ход урока

1.Орг. момент.

Учитель приветствует детей и высказывает пожелания плодотворной работы.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Актуализация знаний. Подготовительная работа  к восприятию нового произведения.

Учитель просит ответить детей на следующие вопросы:

-Что вам кажется радостным и что печальным в природе зимой?

-Однообразен ли, по вашему мнению, зимний пейзаж и какие краски в нем преобладают?

-Чем красива зима?

2.Основная часть.

Первичное восприятие.

Учитель читает стихотворение:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима. 

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Вопросно- ответная беседа:

-Что можно увидеть, представить, когда читаешь это стихотворение?

(Дети видят большие поля, покрытые снегом. Ярко светит солнце.)

-Какова тема этого стихотворения?

Описание зимнего пейзажа. А.С. Пушкин передал смену времен года: приход зимы.

Самостоятельное чтение обучающимися.

-Прочитайте стихотворение про себя, подчеркните незнакомые слова.

 -В стихотворении встречаются слова: «брега», «клоки», «пелена», «проказы». Как вы понимаете их значение?

Словарная работа

Брега – устаревшее, то же, что «берега».

Клок – комок, клубок, небольшое количество.

Пелена – покрывало.

Проказы – шалости, проделки, озорство.

Чтение вслух. Анализ содержания. Выборочное чтение.

-Проследим, как раскрывается тема, с помощью каких слов и выражений автор создает яркий, необычный (чудесный) образ зимы.

Пушкин относился к природе, как к живому существу, как к человеку со своим настроением и очарованием. Для описания зимы он использует образные выражения. Качества человека переносятся на явления природы: поэт оживляет природу, сравнивает ее с человеком.

-Выпишите образные выражения. Объясните их значение.

Работа с обучающимися по вопросам над содержанием, языком стихотворения.

Вопросы-помощники.

1 строфа:

-Какими словами передает А.С. Пушкин холод наступившей зимы?

«Север … дохнул, завыл» - они служат для того, чтобы показать, что зима обрекает все живое на холод, на неподвижность.

-Как поэт описывает зиму?

«И вот сама идет волшебница зима» - зима-волшебница, потому что она удивительна, очаровательна, совершает чудеса. Она преображает мир, околдовывает его. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками. Докажем это.

2 строфа:

-Во 2-ой строфе найдите словосочетания, которые передают красоту зимнего леса.

«Пришла, рассыпалась» - выпал первый снег.

«Клоками повисла на суках дубов; легла волнистыми коврами среди полей, среди холмов; брега с недвижною рекою сровняла пухлой пеленою» - с помощью этих слов автор описывает зимний лес: белый пушистый снег лежит на ветках дубов, укрыл поля, холмы; снег как вата, перемешанная блестками; снег искрится, кружится в воздухе хлопьями пуха. Если долго смотреть на него, он убаюкивает тебя, погружает в сон.

-Почему можно назвать лес сказочным, волшебным?

Зимний лес сказочный, волшебный, потому что он заснеженный, притихший.

-Объясните выражение «блеснул мороз» - в солнечный морозный день все озарено желтыми лучами солнца – снег ослепительно блестит на солнце, искрится блестками. Появляется ощущение чистоты и яркости зимних красок.

-Какое настроение создает это стихотворение?

«И рады мы проказам матушки зимы» - поэт говорит о радости видеть блеск белого снега на полях, о предвкушении удовольствия от прогулки по заснеженному лесу и о других зимних забавах. Автор, ласково называя зиму «матушкой», приветствует ее приход.

Работа над выяснением идеи произведения

-Какова главная мысль стихотворения?

Чудесен, сказочен русский лес зимой. Образные выражения помогают передать прелесть и великолепие морозного солнечного дня, радость наслаждения красотой зимы. Художественные средства делают речь богатой и выразительной, заставляют радоваться и удивляться чуду поэзии.

Подготовка к выразительному чтению стихотворения

-Подготовьтесь к выразительному чтению, передавая чувства, настроение, выраженное в этом стихотворении.

Анализ строк по плану:

а) что увидели, краски;

б) звуки, запахи;

в) чувство;

г) как читать – темп, громкость.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Как читать – тихо, спокойно, холодно, тревожно.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою…

Как читать – медленный темп, умеренная громкость.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Как читать – радость, ликование.

-Сейчас прочитайте стихотворение с выражением.

Работа со схемой

-Молодцы! Вы сумели разобраться в своих чувствах, в чувствах поэта. А как вы считаете, передал ли А.С. Пушкин в стихотворении волшебство зимы?

Пользуясь схемой, попробуйте это доказать.

(2-3 ученика рассуждают, опираясь на схему.)

Схема-опора

http://festival.1september.ru/articles/517578/img1.gif

Обобщающая работа

Работа по репродукциям  картин И.И. Шишкина «Зима», И.И. Грабаря «Зимний пейзаж».

-Рассмотрите картины. Выскажите свое мнение о том, что на них изображено.

-Как вы думаете, почему они так называются?

-Какая пора зимы на них изображена?

-Опишите словами небо, деревья.

-Сравните содержание картин со стихотворением. Что между ними общего?

-Какие чувства они у вас вызывают?

-Подготовьте рассказ по понравившейся картине, употребляя слова и выражения из прочитанных текстов о зиме.

Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание:

-Открываем учебники, записываем: с. 85, выучить стихотворение наизусть.

3.Орг. завершение

-Вот и подошел к концу наш урок. Какое впечатление у вас осталось?

-Как называется стихотворение, с которым мы сегодня познакомились?

-Кто его написал?

-Понравилось ли вам это стихотворение?

-Что вам особенно понравилось, запомнилось?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Индивидуальная оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка урока чтения и развития речи в 5 классе по Г. Скребицкому «Сентябрь» учителя Тимониной Татьяны Викторовны

Конспект урока чтения для учащихся 5 класса составлен на основе учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией З.Ф.Малышевой. Учащиеся на уроке учатся выра...

Разработка урока чтения и развития речи 8 класс "Произведения о детях войны. В. Катаев "Сын полка"

Тема урока чтения и развития речи "Произведения о детях войны. В. Катаев "Сын полка". Цель урока: повторить сведения из биографии Валентина Петровича Катаева, познакомить обучающихся с творчеством пис...

Разработка урока чтения и развития речи "М. Горький "Детство"

Урок чтения и развития речи  7 класса .разработан с использованием ИКТ. На уроке демонстрировалась презентация....

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...

Методическая разработка по чтению и развитию речи (для коррекционных классов).

Данный материал используется  в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида....

Методическая разработка урока чтения и развития речи для учащихся 6 классов (школа VIII вида)

Данная методическая разработка предназначенна для учащихся воспитанников 6 классов...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих с использованием технологий ИКТ, здоровьесбережения, коллективного взаимодействия, игровой, модульного взаимодействия"

Закрепление правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала, познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности...