Авторская разработка урока чтения и развития речи в 5 классе по Г. Скребицкому «Сентябрь» учителя Тимониной Татьяны Викторовны
план-конспект урока (5 класс) на тему

Конспект урока чтения для учащихся 5 класса составлен на основе учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией З.Ф.Малышевой. Учащиеся на уроке учатся выразительному чтению, наблюдательности  и сравнению. Ученик получает возможность использовать уже имеющиеся знания и получить новые.

Тема: По Г.Скребицкому « Сентябрь». Наблюдения в природе осенью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_v_5_klasse_filiala_mou_sentyabr.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал  МОУ «Средняя школа №5»

Авторская разработка

урока чтения и развития речи в 5 классе по  Г. Скребицкому «Сентябрь»

учителя

 

Тимониной Татьяны Викторовны

г. Кимры

2011 г.

Описание материала:

Конспект урока чтения для учащихся 5 класса составлен на основе учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией З.Ф.Малышевой. Учащиеся на уроке учатся выразительному чтению, наблюдательности  и сравнению. Ученик получает возможность использовать уже имеющиеся знания и получить новые.

Тема: По Г.Скребицкому « Сентябрь». Наблюдения в природе осенью.

Цели урока: - познакомить с рассказом Г.Скребицкого « Сентябрь»;

- пронаблюдать за изменениями,  происходящими  в природе осенью;

- научить выразительному чтению рассказа;

-корректировать речевую деятельность учащихся при работе с текстом;

Оборудование: иллюстрации на тему «Осень», рисунки учащихся.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока.

I .Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

II. Проверка знаний учащихся.

Учитель:

- О каком времени года мы с вами говорили на прошлых уроках?

( Мы говорили о лете)

- Что следует за летом? ( Осень)

- Назовите осенние месяцы. ( Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Какой месяц следует первым после августа?

( Первым после августа следует сентябрь)

III. Лекция с элементами беседы.(5 мин.)

Учитель:  Осень - чудесное время. Это пора перелёта птиц и первых утренних туманов. Золотая листва деревьев и шёпот падающих листьев. Это время летающей паутины, а иногда и время дождей и первых морозцев по утрам.

Мы любим осень за её лирику и поэтичность. Мы любим и ценим её дары: яблоки, груши, орехи и грибочки под деревьями  в лесу. Мы восхищаемся её красотой. Многие поэты и писатели любили осень и посвящали ей свои произведения.

Подготовленные учащиеся читают стихи об осени.

Октябрь

Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!

В. Берестов

"Дождь по улице идёт..."

Дождь по улице идёт,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе -
Наступила осень.

В. Семернин

Разноцветный ветер

Следом за летом осень идёт,
Жёлтые песни ей ветер поёт.
Красную пóд ноги стелет листву, 
Белой снежинкой летит в синеву.

В. Степанов

Осенний клад

Падают с ветки жёлтые монетки...
Под ногами целый клад!
Это осень золотая -
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.

И. Пивоварова

Осень

Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
И не видно радуги,
И не слышен гром.
Спать ложится солнышко -
Раньше с каждым днём.

Е. Трутнева

Осень

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине,
Фартук розовый  — осине,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.

И. Винокуров 

 

Учитель: Сегодня на уроке мы знакомимся с рассказом Г. Скребицкого «Сентябрь»

IV. Чтение  рассказа в учебнике на стр.64-65

V . Физминутка. (3 мин.)

Ветер северный подул:

«С-с-сс», все листья с липы сдул...    

Пошевелить пальцами и подуть на них.

Полетели, закружились

Движение руками вверх, вниз.

И на землю опустились.

Опустить руки вниз.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»       

Постучать пальцами по столу.

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.         

Постучать кулаками по столу.

Снег потом припорошил,               

Плавные движения кистями рук вперед -  назад                                                                    

Одеялом их накрыл.                       

Ладони крепко прижать к столу.

    Е. Карельская

                                                                 

VI. Работа с текстом.

Учитель: - Что можно наблюдать в природе осенью?

- Какие изменения происходят в жизни птиц и зверей?

- Как животные готовятся к зиме?

- Как люди готовятся к зиме осенью?

- Когда наступает день осеннего равноденствия? Что это значит?

VII. Проверка усвоения материала.

- Расскажите, используя иллюстрации, как наступает осень?

Учитель: - Какая осень носит название « золотая»?

- Почему этот период осени так назвали?

- Какая осень – ранняя или поздняя изображена на картинках?

VII. Итог урока. Мини-экскурсия.

Учитель: - А теперь давайте посмотрим, что изменилось в нашем школьном дворе с приходом осени?

Домашнее задание. Стр.64-65, выразительное чтение. Пересказ текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи 4 класс. Тема: Е. Пермяк «Самое страшное» и презентация к уроку.

На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и ...

"Звук и буква С" урок чтения и развития речи 1 класс

Конспект урока.                              1 класс. Ч...

Разработка урока чтения и развития речи 8 класс "Произведения о детях войны. В. Катаев "Сын полка"

Тема урока чтения и развития речи "Произведения о детях войны. В. Катаев "Сын полка". Цель урока: повторить сведения из биографии Валентина Петровича Катаева, познакомить обучающихся с творчеством пис...

Разработка урока чтения и развития речи "М. Горький "Детство"

Урок чтения и развития речи  7 класса .разработан с использованием ИКТ. На уроке демонстрировалась презентация....

Методическая разработка урока чтения и развития речи для учащихся 6 классов (школа VIII вида)

Данная методическая разработка предназначенна для учащихся воспитанников 6 классов...

Методическая разработка урока чтения и развития речи на тему "Волшебница зима". Роль образных выражений в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." с использованием разноуровневого обучения, развивающей технологии.

Цель занятия: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С.Пушкина. Задачи урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкин...

Открытый урок чтение и развитие речи 5 класс Г. Скребицкий «Заветный кораблик»

Предмет: чтениеКласс: 5Тема:   Г. Скребицкий «Заветный кораблик»;       Цель: ознакомление учащихся с новым произведениемЗадачи:Образовате...