Коммуникативные учебные умения на уроках литературы
статья по литературе по теме

Методы и приёмы, развивающие коммуникативные учебные умения на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           М.Б. Симонова

                                                                   МБОУ СОШ № 3 ст. Фастовецкой,

                                                                   Тихорецкого района

Коммуникативные учебные умения на уроках литературы

Главной целью современного образования является достижение учащимися уровня, достаточного для обеспечения его самореализации.

Что такое грамотность? Грамотность – это уровень образованности, характеризующийся способностью использовать основные способы познавательной деятельности через восприятие и текстовую передачу лингвистической информации. Результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности.

Усиление коммуникативно - деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными показателями функциональной грамотности являются коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речи, уметь строить речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватное восприятие устной и письменной речи, точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать правила речевого этикета), познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, приводить аргументы, уметь строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательства, извлекать необходимую информацию из различных источников, определять основную и второстепенную информацию и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся.

Виды уроков на основе коммуникативной технологии, способствующие формированию функциональной грамотности:

- уроки с изменёнными способами организации: лекция, семинар, публичная защита знаний, зачёт, мастерская, ученическая конференция;

- уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: спектакль, коллективное сочинение, концерт, дебаты, дискуссия, диспут;

-  уроки, имитирующие другие виды работ: экскурсия, гостиная, путешествие, пресс-конференция;

- уроки-игры: дидактические, ролевые, деловые;

- уроки комплексного анализа текста.

Готовясь к уроку, необходимо следовать определённой модели:

- разработка структуры коммуникативной ситуации;

- проектная разработка совместных действий учителя и ученика на уроке;

- участие в учебном диалоге;

- рефлексия по итогам диалогического взаимодействия.

Под созданием коммуникативной ситуации понимается система условий, обладающих побудительной силой и  требующих от субъекта активного участия. Это конкретный жизненный эпизод, содержанием которого являются:

- актуализация проблемы;

- переживание и осмысление условий и обстоятельств;

- принятие решения, поиск дополнительных материалов;

- построение собственного действия.

На уроках литературы возможны следующие формы и приёмы работы:

- многоаспектная работа с текстом, словарная работа;

- речевой портрет героя;

- пересказ (аналитический, сжатый, комментированный);

- создание контекста к образному средству;

- изменение текста;

- сравнительный анализ текстов на одну тему;

- сочинения разных видов и их анализ;

- стихосложение;

- ролевые игры;

- подготовка и защита проектов на литературную тему;

- подготовка и презентация исследовательских работ на литературную тему;

- соучастие в лекции учителя;

- создание сценария, инсценирование отрывков литературных произведений.

Образование и воспитание духовно развитой, ответственной личности возможно только в диалоге. Именно диалог как особый уровень коммуникативного процесса отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность критически мыслить. В беседе, в спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний.

Таким образом, диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования.

Как  ученик, так и учитель мучается поставленной на уроке проблемой. Для учителя она также остра, как и для ребенка. Учитель, как и дети, предлагает свои индивидуальные варианты решения проблемы, ставит свои вопросы, создает свои образы. Для ребят диалог - это ощущение и понимание равенства со своим собеседником. Равенство в диалоге - это не равенство в знании, это равные права на ответственность за постановку и решение своего вопроса.

Литература

Батракова, С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С. Н. Батракова. - 2002, № 4.

2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М., 1986.

3. Борков, В.Ф. Культура диалога/ В.Ф. Борков. - Минск, 2002.

4. Диалог и коммуникация - философские проблемы: Материалы «круглого стола» /Вопросы философии, 1989, N 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Овладение универсальной и коммуникативной учебной деятельностью на уроках истории с помощью УДЕ и ОКа.

С помощью укрупнённых дидактических единицх (УДЕ) достигается значительный рост производительности и продуктивности труда учащихся. Методика УДЕ содействует обдуманности умозаключения. Опор...

Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы

Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции  учащихся на уроках литературы...

«Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка и литературы»

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, исполь...

Мастер - класс "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы по технологии Б.С.Дыхановой"

Мастер-класс предназначен для учителей литературы. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать коммуникативные способности учащихся....

Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.

Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....

Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы с учебным текстом на уроках литературы

В публикуемом материале представлен опыт опыт учебного сотрудничества при  изучении нехудожественных текстов на уроках литературы...

Организация познавательной деятельности учащихся как формирование метапредметных учебных умений на уроках биологии

           В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самост...