Формирование чувства национальности при изучении литературы в школе
статья по литературе (8 класс) по теме

Пономарева Елена Викторовна

Формирование чувства национальности при изучении литературы в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование чувства национальности

при изучении литературы в школе (доклад)

В мировом образовательном пространстве в настоящее время происходит изменение представлений о сущности и целях образования. Это вызывает потребность в поиске иных подходов к организации образовательного процесса, определении способов обеспечения возможности саморазвития и самореализации личности, в котором немаловажное место занимает формирование чувства национальности. Демократизация национальных систем ведет к смене парадигмы преподавания литературы в школе, в рамках которой человек становится все более активным субъектом.

В основополагающих государственных документах (Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002–2010 гг.), Федеральная  целевая  программа  развития  образования  на 2006–2010 гг., Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 г., «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 г.») особое внимание уделяется формированию чувства национальности и национального самосознания при изучении литературы в школе, способствующих осознания роли и места России и русской культуры в мировой культуре.[1]

Сегодня крайне необходимо понять, что важную роль в формировании чувства национальности и патриотизма в целом должна приобрести национальная литература. Сердцевину этих чувств у школьников составляет национальная литература, концентрирующая их созидательные функции и обеспечивающая сохранение и наследование национально-культурных традиций, передачу национального опыта, преемственность поколений.[2] В целом в последнее время наблюдается всплеск интереса к исследованиям в области истории литературы России, идёт переосмысление оценок, методологии, формируются новые подходы к формированию чувства национальности посредством литературы. Так, оригинальное сочетание проблемного и дескриптивного подходов найдено у И.В.Кондакова[3]; на обширном историко-литературном материале актуальные для формирования чувства национальности в переходные периоды проблемы поставлены у Н.А.Хренова[4]; проблематика национальных (отечественных) ментальностей систематически исследуется в рабатах В.С.Жидкова и К.Б.Соколова.[5] 

Для педагога-литератора важно уметь правильно определить дидактические условия использования педагогической технологии при изучении национальной литературы: конкретной обучающей цели, связанной с патриотическим воспитанием и формированием чувства национальности, характера содержания литературного материала, возрастных возможностей старшеклассников, специфики учебного предмета «литература», теоретической подготовки учащихся и профессионального мастерства учителя.

Формирование чувства национальности при изучении литературы в школе целесообразно начинать с изучения произведений Ломоносова и Щербатова. В ряде литературных произведений, изучаемых в рамках школьной программы (А.М. Горький, А.Платонов, А. Солженицин и др.)  акцентируется своеобразие русской революции как национальной катастрофы, но, в то же время она включается в общеевропейскую перспективу, рассматривается как закономерный финал длительного исторического развития. Возможно эта нацеленность на конструктив в национальной литературе объясняет, что на общей оценке не лежала печать безнадежного пессимизма, характерного для многих западных мыслителей того времени.

В основу классификации этапов русской литературы заложена парадигма национальной культуры. Так или иначе, выделенные этапы должны соответствовать общей логической схеме национального историко-культурного процесса и каждый период должен обладать собственным сущностным содержанием, ярко выраженной спецификой и качественным своеобразием. У школьников каждый этап должен отразиться в памяти яркими литературными произведениями.

Специалистами отмечается, что сложный этнический состав населения России определил такую черту нашей литературы, как обостренное чувство национального. В этой связи изучение литературных произведений поэтов и писателей малой родины приобретает особый смысл при формировании чувства национальности у школьников. Даже сегодня мы нередко встречаемся с типовыми элементами национальной культуры разных регионов в пределах одной литературной эпохи. В этом проявляется охранительная функция нашей литературы, когда явления, даже утратив свои корни, видоизменяясь, продолжают существовать.

Образование в такой его компоненте как национальная литература состоит в формировании у человека устойчивых ценностных ориентаций, включающих и чувство национальности, на широкой базе теоретических и фактических знаний. Стабильность общества в эпоху острых межнациональных конфликтов находится в прямой зависимости от стабильности образовательных систем, соответствия самого образования современности, а конкретно – от того, чему мы учим подрастающего человека, как представлено содержание образования, как посредством таких предметов как литература мы можем формировать не только толерантное сознание, но и чувство национальности.[6]

Опыт многих лет и специальные исследования в этой области показали, что именно овладение учеником богатствами национальной литературы, представленными в форме реального исторического опыта, даёт возможность устойчивого развития общества.[7]

Главной задачей, решение которой позволило бы поставить изучение литературы в школе на твёрдую основу, следует считать поиск инвариантов; выявление глубинных, устойчивых связей с современными процессами. Особенно важные тенденции в формировании чувства национальности проявились в 1980-е гг. в творческой практике учителей, объединившихся на платформе «педагогики сотрудничества». Именно тогда началась ориентация нравственного воспитания на формирование общечеловеческих ценностей, возрождение русских национальных культурных традиций (Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.).

В исследованиях, появившихся в последнее время, наблюдается не только критика преподавания литературы в школе и в целом системы образования, но и конструктивные теоретические предложения. Так, М.В. Махортова представляет нравственную компоненту в преподавании литературы как «систему, состоящую из структурированных в соответствии с функциями элементов, обладающих надсуммарными качествами»; выделяя при этом её основные черты – открытость, традиционность и духовность.[8] 

При формировании чувства национальности при изучении литературы в школе необходимо опираться на личностно-деятельностный и системный подходы. Образование действительно – сложная и многоуровневая система. Однако она должна сосуществовать с иерархией воспитательных систем. Формирование чувства национальности не существует как отдельный самостоятельный процесс, это – частичная воспитательная система, являющаяся частью целостных педагогических систем. Большую роль в этом процессе занимает преподавание национальной литературы и истории национальной культуры. В его основе должен лежать цивилизационный духовно-нравственный субстрат, «целостный комплекс мер, направленных на приобщение к ценностям и смыслам, адекватным современному открытому миру – миру поликультурному, полиэтническому и поликонфессиональному».[9]

Большое значение в рамках преподавания литературы в школе должно быть направлено на усвоение высших национальных духовных ценностей и претворение их в практическое действие и поведение.[10] Высшими в применении к процессу преподавания литературы в школе можно считать следующие ценности, составляющие систему и формирующие чувство национальности:

индивидуально-личностные (жизнь человека, права, честь, достоинство);

семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции в плане рассмотрения литературных героев);

национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство наций, культурная специфика регионов);

общечеловеческие (мировая наука и культура и включённость в неё российской литературы и культуры, мир на Земле и т.д.).

Традиционная педагогика базового образования использует богатейший арсенал логического и эмоционального воздействия для того, чтобы сделать процесс изучения литературы в школе привлекательным и интересным, выработать соответствующие мотивы при формировании чувства национальности. Однако зачастую нравственно-педагогические аспекты вытесняются знаниевыми, формирование чувства национальности у школьников на уроках литературы отходит на задний план. Наша школа в массе своей остается школой знаний. Тем не менее, чувство гордости за свою страну, патриотизма, формирование чувства национальности особенно органично могут формироваться на уроках по литературе.

Произведения, формирующие чувство национальности являются важнейшими составляющими социально-гуманитарного цикла в школе. Их изучение в школе является важным этапом процесса формирования личности ученика. Он имеет не только социальную, но и гуманитарную составляющую в своем предметном поле, способствует осмыслению человеком места его Родины в общецивилизационном процессе, своего места в культуре, что придает личности внутреннюю устойчивость, помогает в выборе ценностных ориентиров, облегчает процессы межнационального взаимодействия. Усвоенные национальные культурные ценности программирует деятельность ученика, как на социальном, так и на индивидуальном уровне.

Также в дополнение рекомендуется организовывать экскурсии по литературным музеям (несмотря на имеющуюся возможность их виртуального посещения), местам, имеющих историко-литературное значение. Приветствуется и работа театральных и литературоведческих кружков на базе школ и в системе дополнительного внешкольного образования, которая тоже вносит свой неотъемлемый вклад в дело формирования у молодежи чувства национальности, получаемого самостоятельно интереса к русской литературе.

При анализе госстандартов выявлено, что изучение литературы в школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: формирование чувства национальности, воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления литературных произведений,  раскрываемых в них и исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; освоение систематизированных знаний о русской литературе и на это основе формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.

Литература

Адамова А.Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода // Вестник университета РАО. – 2008. - № 1. – С.26 -41.

Ариарский М.А. Прикладная культурология. – СПб., 2001. – 422 с.

Бережная М.С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи средствами художественного творчества – М., ИХО РАО, 2007. – 233 с.

Жидков В. С., Соколов К. Б. Десять веков российской ментальности. - СПб., 2001.  – 421 с.

Кондаков И.В. Русская культура: Краткий очерк истории и теории. - М., 1999. – 156 с.

Краевский В.В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) // Вопросы философии. – 2009. - № 3. – С.77-84.

Махортова М.В. Духовно-нравственное воспитание личности на основе православной этики (социально-философский анализ). – Автореф. дис. …канд. филос.наук. – Ставрополь, 2000. – 25 с.

Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в своё будущее? Доклад Общественной палаты РФ (2007) // Вопросы образования. – 2007. - № 4. – С.12-15.

Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса.  М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 321 с.

Ширшов Е.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов. – М.: Палеотип, 2006. – 2-е изд. – 308 с.


[1] См.: Ширшов Е.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов / Е.В. Ширшов, О.В. Чурбанова. – М.: Палеотип, 2006. – 2-е изд. – 308 с. – С.87.

[2] См.: Ариарский М.А. Прикладная культурология. – СПб., 2001. – С.22.

[3] Кондаков И.В. Русская культура: Краткий очерк истории и теории. М., 1999. Он же. Культура России. М.: Университет, 1999.

[4] Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса.  М.: Эдиториал УРСС, 2002

[5] Жидков В. С., Соколов К. Б. Десять веков российской ментальности. СП6., 2001. Они же. Искусство и картина мира. СПб.: Алетейя, 2003; Соколов К.Б. Хренов Н.А. Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира, ментальность). СПб.: Алетейа, 2001

[6] См.: Краевский В.В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) // Вопросы философии. – 2009. - № 3. – С.77.

[7] См.: Бережная М.С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи средствами художественного творчества – М., ИХО РАО, 2007 и др.

[8] Махортова М.В. Духовно-нравственное воспитание личности на основе православной этики (социально-философский анализ). – Автореф. дис. …канд. филос.наук. – Ставрополь, 2000. – С.8.

[9] Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в своё будущее? Доклад Общественной палаты РФ (2007) // Вопросы образования. – 2007. - № 4. – С.12.

[10] См.: Адамова А.Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода // Вестник университета РАО. – 2008. - № 1. – С.26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода сравнительно-типологического анализа произведения в литературном контексте при изучении литературы в школе.

Одной из отличительных особенностей моей методики преподавания литературы считаю системное обращение к сравнительно-типологическому анализу художественного произведения в литературном контексте. Сравн...

Изучение роли семьи в формировании чувства патриотизма на уроках литературы

«Как нет человека без самолюбия,— так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...»К.Д.Ушинский...

Презентация к статье "Изучение роли семьи в формировании чувства патриотизма на уроках литературы"

Презентация иллюстрирует материалы статьи "Изучение роли семьи в формировании чувства патриотизма на уроках литературы"...

Рабочая программа по формированию УУД в процессе изучения литературы

Данная программа составлена для учащихся 5-9 классов на основе ФГОС ООО....

Формирование чувства патриотизма на уроках ОБЖ в школе

Статья "Формирование чувства патриотизма на уроках ОБЖ в школе"...

Культурологический аспект изучения литературы в школе

ФГОС по литературе среди предметных результатов освоения программы предполагает, что ребенок должен научиться осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне...

Формирование финансовой грамотности на уроках литературы в школе через анализ произведений русской классической литературы

Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.М. Достоевский Функциональную грамотность, как способность использовать знания, умения, способы в действии для решения...