статья "Технология изучения курса русского языка крупными блоками"
статья по литературе по теме

Саитова Айсылу Фагильевна

Данная статья предназначена для учителей, работающих по технологии укрупнения учебного материала. Усвоение укрупненного блока информации облегчается для обучающихся, благодаря использованию на уроке опорного конспекта, систематизирующего и обобщающего новое и ранее изученное по разделам курса. Иллюстративные примеры в опорных конспектах также строго систематизированы и носят обобщающий характер. Таким образом, ученики получают возможность видеть сначала целое и затем постепенно переходить к детальному изучению частей этого целого, т.е. к анализу взаимосвязанных явлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 А.Ф. Саитова

бюджетное общеобразовательное учреждение города  Омска

«Средняя общеобразовательная школа №16»

Технология интенсивного изучения русского языка крупными блоками

Каждому педагогу хочется, чтобы его ученики были грамотными, успешными и творческими личностями. Но как же в сегодняшнем изобилии всевозможных продвинутых технологий и передовых инновационных методик выбрать то, что нужно и что принесет результаты?! Говорят, что «всё новое — это хорошо забытое старое...» Я тоже склонна думать так. На теоретическом  уровне я знакома со многими технологиями, но на практике  использую  изучение  материала  крупными  блоками  (технология  В.Ф. Шаталова) и технологию укрупнения дидактических единиц (П.М. Эрдниева). Работающие по этой технологии учителя нашей школы давно сделали вывод, что детям интереснее целостные знания, чем элементарно простые. Когда понятия, отношения, операции сведены в пары, каждая из которых берется как одна и та же укрупненная дидактическая единица. Учителя в своих оценках единодушны: при применении УДЕ заметно повышается качество знаний, при том что учебное время по сравнению с существующими нормами сокращается в среднем на 20%. УДЕ развивает логическое мышление ребят, учит их приемам свертывания и развертывания информации, помогает безошибочно вычленять главное.1 Единственная трудность при обучении - в учебниках не прослеживаются элементы данных технологий, поэтому учителю приходится вместе с детьми разрабатывать, анализировать и делать выводы. Но вдохновляют убедительные результаты: сравнив уровень обученности в параллельных классах (Образовательная программа «Школа-2100» и общеобразовательная), мы пришли к выводу, что в классе, где предметы преподаются по системе УДЕ, заметно выше качество образования, у ребят сильнее развито логическое мышление и больше уверенности в себе: они смело берутся за любые задания. Секрет успеха многие объясняют тем, что сама технология изначально дисциплинирует и заставляет творить.

И в среднем звене применение УДЕ приводит к экономии времени. Куда его использовать – вопрос не стоит: многократное повторение пройденного материала позволяет хорошо усвоить его всем ученикам: сильным и слабым, схватывающим все на лету и медлительным. Вот почему в этих классах гораздо меньше неуспевающих, чем в тех, которые занимаются по традиционным методикам. В школах, работающих по системе УДЕ, отпадает необходимость в отборе детей и в создании классов компенсирующего обучения, педагогам удается учить всех.

Блочная подача теоретического материала позволяет обучать с опережением. В этом заключается одно из основных достоинств технологии перспективно-развивающего обучения с использованием опорных конспектов.2 Например, при изучении синтаксиса в 5 классе я использую элементы данной технологии. Несомненным преимуществом работы по русскому языку с использованием опорных конспектов является то, что теоретический материал, систематизированный по разделам и темам, подается на уроках крупными блоками, а в составляющих эти блоки частях он как бы «свернут» на основе высокого уровня обобщения. В целом теоретический материал выражен компактно и в то же время доступно для учеников. Усвоение укрупненного блока информации облегчается для обучающихся благодаря использованию на уроке опорного конспекта, систематизирующего и обобщающего новое и ранее изученное по разделам курса. Иллюстративные примеры в опорных конспектах также строго систематизированы и носят обобщающий характер. Таким образом, ученики получают возможность видеть сначала целое и затем постепенно переходить к детальному изучению частей этого целого, т.е. к анализу взаимосвязанных явлений.2

Подача материала в обобщенном виде наглядно показывает причинно-следственные связи между обуславливающими друг друга лингвистическими явлениями, ставит их на научную основу, способствует осознанному восприятию разнообразных определений и правил, что делает их понятными и легко запоминающимися. В результате обучающиеся постигают научные основы русского языка, который для них уже не представляется случайным набором многочисленных, а порой и вовсе непонятных правил.

Обучение ведется методом «погружения», когда изучается целый блок тем сначала по русскому языку, затем по литературе. Это способствует более  прочному запоминанию нового, так как известно, что процесс забывания неповторяемого материала наиболее интенсивен в первые дни после его изучения. В период проведения уроков русского языка организуется внеклассная работа по литературе.  Во время изучения блока тем по литературе, напротив, проводится внеклассная работа по русскому языку.

          Новый материал дается крупным блоком тем в виде опорного конспекта- таблицы на уроке-лекции в старшем звене. Главные понятия выделяются красным цветом. Конспект записывается учащимися в специальную тетрадь после  обзорного объяснения нового. На последующих уроках новый материал конкретизируется, углубляется. Происходит своеобразное «погружение» в изучаемую тему. Причем, глубина «погружения» зависит от способностей обучаемого. На стенде «Мы изучаем» вывешиваются опорный конспект и вопросы к зачету, а также занимательный материал по теме. На каждом уроке дается опережающий материал, который будет изучаться в перспективе. При подготовке к ЕГЭ в старших классах очень удобно применять выше изложенную технологию, так как материал должен быть систематизированным и обобщенным. Для эффективной подготовки к итоговой аттестации по русскому языку использую пособия Н.А. Сениной «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012», в которых четко прослеживается деление учебного материала на крупные блоки.3

На уроках ученики самостоятельно изучают правила в учебнике, затем схематически изображают его по уже отработанному алгоритму: сначала все пишут в специальных тетрадях, а потом несколько человек с разными вариантами схем у доски и с объяснением. Выбирается наиболее оптимальный рабочий вариант для дальнейшего применения. Из моей практики работы выявлено, что взаимообмен знаниями намного эффективнее действует на учащихся, чем порой объяснение нового материала учителем. И последующее запоминание таких схем, алгоритмов, таблиц дает положительные результаты. Ежедневное повторение давно изученного и закрепление только что пройденного материала обычно проводится в комплексе, и соответствующие теоретические понятия для повторения включаются уже в предыдущее домашнее задание.4 Одну и ту же орфограмму и пунктограмму повторяем 2-3 урока по 5-6 минут различными способами:

опрос понятия;

объяснение правописания орфограммы, пунктограммы;

вписывание нужной орфограммы, пунктограммы;

работа по карточкам;

грамматические игры;

составление карточек для взаимоконтроля.

Комплексное повторение проводится также в игровой форме, например, придумывание лингвистических сказок. Так, в 6 классе можно провести комплексное повторение по теме «Прилагательные. Местоимения.  Орфография. Пунктуация». (III четверть). Такие уроки важны для предупреждения естественного для памяти процесса забывания и требуют кропотливой подготовительной работы. За три – четыре недели до урока в классе вывешиваются вопросы по теории, которые будут повторяться. Учитель постепенно включает их в ежедневно проводимое повторение давно изученного материала. Урок комплексного повторения является своеобразным итогом целенаправленной работы по закреплению изученного. Для успешного усвоения учащимися ЗУН я практикую проведение зачетов в форме импровизированного «экзамена». Зачеты помогают ученикам систематизировать полученные знания, повторить изученный материал, развивают их речь, умение говорить логически, доказательно. За год учащиеся сдают 7-8  зачетов. Желающие повысить оценку пересдают зачет учителю. В начале урока каждому раздаются листы с вопросами и зачетные карточки, где выставляются отметки за ответы на все вопросы. Ученик, не ответивший хотя бы на один вопрос, не получает зачет.

    Такой урок может проводиться в одной из трех форм:

а) помощники – консультанты сдают зачет учителю еще до урока, а на уроке принимают его у учащихся из своей группы в 5-6 человек. Таким образом, ребята получают за урок четыре оценки: по теории, практике, технике чтения и ведению тетрадей;

б) каждый ученик заранее получает один из вопросов к зачету и, ответив на него на «5» на уроке, становится помощником - консультантом по этому вопросу для остальных учеников. Затем он выполняет оставшиеся задания. Эта форма зачета позволяет побывать в роли консультанта каждому, даже слабому ученику, пробуждает в нем веру в свои силы;

в) ученики старших классов принимают зачет у своих младших товарищей. Для первых этот урок станет прекрасным повторением давно изученного. Для вторых необходимо  и дорого деловое сотрудничество со старшеклассниками. То же самое проводится на уроках литературы при проверке домашнего задания (взаимопроверка).

Чтобы обеспечить интенсивность процесса обучения, необходимо создать условия для выполнения как можно большего количества тренировочных упражнений. На сегодняшний день на уроках русского языка возможно проводить контрольно-измерительные работы и с применением интерактивной доски, и с помощью мультимедийных презентаций, при этом информация для детей визуальна, любой ученик может выйти и проверить свои знания, умения и навыки. Ведь сегодня современные ученики более грамотны в работе с  мультимедийными средствами коммуникации. Их не удивишь обычными карточками. Многократное повторение материала с обязательным поэтапным контролем позволяет за минимальный промежуток учебного времени достичь максимально возможных результатов и обучить всех детей с любыми индивидуальными данными.

 Список литературы:

1. Лосевская Е. «Идея укрупнения дидактических  единиц», газета «Первое сентября» №50, 1999 г.

2. Меженко Ю.С. «Как составить опорный конспект» //Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины №5, 1990 г.

3. Сенина Н.А. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012», «Легион-М», Ростов-на-Дону, 2011 г.

4. Образовательная система «Школа-2100» Основная школа. Старшая школа./под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение изученного за курс русского языка 5-8 класс

Текст  рассчитан на повторение основных правил орфографии и пунктуации в рамках программы 5-8 класса....

Задания для повторения изученного материала за курс русского языка в 5 классе

Данные задания составлены с целью помочь учителю подобрать дидактический материал  для уроков повторения в конце учебного года. Тринадцать вариантов разноуровневых заданий охватывают большинство ...

Задания для повторения изученного материала за курс русского языка в 6 классе

Данные задания составлены с целью помочь учителю подобрать дидактический материал  для уроков повторения в конце учебного года. Несколько вариантов разноуровневых заданий помогут  ученику по...

Основные идеи “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” и их реализация в процессе изучения дистанционного курса “Русский язык”

В статье представлены возможные направления работы по реализации идей, представленных в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”....

Рабочая программа Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школы с углубленным изучением отдельных предметов № 879» на 2015-2016 учебный год по курсу «Русский язык» для 6 класса

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего обра...

Контрольное итоговое тестирование по итогам изученного за курс русского языка 5 класс.

Работа представляет собой тест из нескольких вопросов, в каждом из которых один варинт ответа. Работа в двух вариантах...