Тема любви в творчестве И.А.Бунина
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Фурманюк Юлия Александровна

Урок на материале рассказов Бунина "Последнее свидание", "Солнечный удар", "Тёмные аллеи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_lyubvi_v_tvorchestve_i._a._bunina.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            Тема любви в творчестве И. А. Бунина

Цели:

- формировать эстетический вкус учащихся на примере рассказов Бунина, грамотного читателя в соответствии с задачами программы по русской литературе;

- продолжить обучение анализу художественного произведения на примере “сквозной” темы в творчестве одного автора, умению отбирать и систематизировать материал, работать с художественной литературой, продолжить выработку навыков монологического высказывания;

- рассмотреть особенности трактовки темы любви в творчестве Бунина;

- воспитать уважение к культурным традициям и историческим ценностям.

Формируемая область понимания: трактовка темы любви в рассказах Бунина.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Форма работы: коллективная.

Педагогическая технология: модульная.

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный.

          Тема любви в творчестве И. А. Бунина.

УЭ - О Цель для учителя: определить цели и задачи урока, направить деятельность учащихся на поиск ответа на вопрос.

Как Бунин воспринимает любовь,  что это для него за чувство?

Ответить  на  этот вопрос мы сможем, опираясь на разные произведения автора.

В качестве эпиграфа можно взять строки из его стихотворений и попытаться в конце урока определить, какие из них наиболее отвечают бунинскому восприятию любви.

1. Ищу я в этом мире сочетанье

    Прекрасного и вечного...

2. В жизни краткой и печальной  

    Светит только безначальный,

    Непорочный свет любви!

3. Она звала, она меня прельщала

     Той радостью, которой в жизни нет...

    Также нам нужно рассмотреть эту тему в контексте времени, определить, как время, эпоха влияют на  восприятие этого чувства, на формирование этого чувства.

УЭ - 1. Цель: проанализировать рассказ “Последнее свидание”,  рассмотреть, как изображает Бунин любовь, какие художественные средства использует,  чтобы создать настроение и раскрыть идею произведения.

Вопросы и задания.

Найдите в тексте описание ландшафта, на котором разворачиваются события, найдите описание главных героев - Веры и Стрешнева, описание их одежды.

На каких деталях делает автор акцент?

- Стройность, изящество, породистость Стрешнева  -  старая, поношенная одежда, со следами   крови (грязь).

- Дорогая, но очень старая одежда Веры, приберегаемая для  особых случаев белая сорочка. Соломенная крыша дворянского дома, запах давно не чищенной уборной.

Почему последнее свидание для Стрешнева окрашено воспоминаниями о молодости, о его любви к Вере 15 лет назад?

Каким чувством окрашены эти воспоминания?

 

 Белое платье, свежесть, чистота, румянец, счастье, безмятежность Веры.

Казалось бы, Вера сейчас любит Стрешнева все сильнее, почему же это  не  вызывает отклика в его душе, почему он оглядывается назад, почему он сейчас не может быть счастлив?

  - Трагическое несовпадение, несложившаяся жизнь, неоправдавшиеся надежды, невозможность  и неумение начать все сначала, бороться за свое счастье, устраивать свою  жизнь, а не зависеть от обстоятельств.

   Оба героя больше обращены в прошлое, чем  в будущее, не живут они также и настоящим. ( В темноте казались моложе, стройнее, новее, боятся отказаться от традиций и привычек уклада, которого больше не существует: Вера перед отъездом в дорогой легкой старомодной шубке и в летней шляпке из черной соломы (летней, но шляпке!) как символ  обращенности  в прошлое).

   Они в поисках утраченного времени, в тоске по прошедшей юности и молодости.

Только ли о несложившейся любви двух немолодых  людей этот рассказ?

  Тема увядания дворянских гнезд, ухода в прошлое дворянского уклада жизни, пласта культуры, быта. Герои не живут, а доживают свой век на остатках былого величия и благополучия. (Изба, крытая соломой вместо дома с колоннами, позеленевший самовар, золотой, но бабушкин крест и т. д.). И любовь поэтому не может быть счастливой, приносить действенное начало. Тема обреченности и конца эпохи накладывает отпечаток и на любовь. (Цепляются за время и зависят от обстоятельств)

УЭ - 2 Цель: рассмотреть, проанализировать рассказ “Солнечный удар”; определить, какова основная идея рассказа.

Вопросы и задания.

   Что такое удар?

- Что-то  краткое, мгновенное.

Как Бунин подчеркивает в рассказе в рассказе внезапность произошедшего случайного сближения?

 - Читатель не знает ни  имен героев, ни их предысторию, ни  названия города, в котором происходит действие рассказа.

Как герой первоначально относится к своей случайной встрече с понравившейся ему  женщиной?

 - Важно чувственное начало: он думает о том, какая она под холстинковым платьем. Крупным планом: он и она, а затем весь мир.

 В чувственном Бунин не видит пошлости, низменного начала, такой подход впервые в русской литературе. Бунин первым в русской литературе показывает, как через чувственное начало, чувственность рождается истинная любовь.

Как Бунин подчеркивает силу чувства героя?

- Во время поцелуя герои испытали то, что вспоминали всю жизнь (раздвигает временные рамки), после ее отъезда во всем была она, шпилька, оставленная  чашка вызывают пронзительную боль; солнечный день становится ненужным; хотел телеграфировать, а не знал кому; постарел на 10 лет.

Почему невозможно воссоединение? Только ли потому, что героиня заранее оговорила условия свидания и расставания, на которые герой беспечно и бездумно соглашается?

- Счастья вечного и максимального не может быть.

Каково время действия в рассказе?

- Можно сказать, что лето и до революции, судя по описаниям парохода города и гостиницы, герой - поручик. Но год не важен , так же, как и то обстоятельство, что герой  - офицер, дворянин. Для героя на первом месте его чувства, а не долг перед Отечеством, не его служба: о ней не упоминается и у героя нет и мысли о службе.

 

Что в этом? Сужение рамок темы или авторская позиция по отношению к миру?

- Авторская позиция. Рассказ написан  в 1925 году, когда для Бунина и многих его соотечественников стало очевидно, что возвращаться из эмиграции некуда, служить Отечеству невозможно: прежнего Отечества просто нет, общественные идеалы разрушены, малозначимы. Герою не на что в жизни опереться, кроме жизни сердца. Поэтому так трагично он воспринимает потерю любимой женщины.

   Явственно звучит тема любви и одиночества человека в мире. Любовь вне времени: нет прошлого, но есть бесконечное будущее. Счастье ускользает, оно мимолетно. Автор видит в любви что-то несбыточное, подобно тому, как несбыточно счастье самой жизни.

УЭ - 3. Цель: проанализировать рассказ “Темные аллеи” 19338 года, особенности изображения любви и художественные средства, используемые автором для раскрытия идеи произведения.

Вопросы и задания.

Какова роль пейзажа в этом рассказе?

- Поздняя осень, размытые дороги, неуютно, холодно, осень и конец жизни, время подведения итогов.

Каково время действия рассказа?

- Встреча героев на постоялом дворе вряд ли заняла более 10 минут, однако герои вспомнили за это время почти всю свою жизнь.

Чем поразила Николая Алексеевича эта встреча?

- В красивой статной степенной хозяйке постоялого двора он  с удивлением узнает девушку, которую когда-то любил(?), но оставил.  Его поражает внутренняя сил этой женщины. Ее неожиданные слова о любви, о том, что не все проходит и не все забывается.

   Он  по-иному взглянул на их любовь. По-иному оценил свою жизнь. Он пытается оправдаться перед Надеждой: ”Я наказан...Жену я без памяти любил...”, осуждает сына.

К кому и к чему относятся слова Николая Алексеевича: “Да-да, пеняй на себя...”?

 - Скорее всего к самому себе. Он приходит к осознанию того, что “не лучшие, а именно волшебные” минуты он провел с Надеждой. И это осознание приходит, когда большая часть жизни прожита.

Сумел ли он найти свое счастье?

“Нет, никогда я не был счастлив”...

Волшебные минуты жизни были с Надеждой, но представить себе ее хозяйкой своей гостиной, матерью своих детей он не может.

Ему недостало любви, демократизма, внутренней свободы? Важно ли это?

- Он отказался когда-то от своего возможного счастья, отказавшись от Надежды.Эта встреча дает ему возможность осознать и осмыслить свою  жизнь, ощутить несбыточность счастья в любви.

УЭ-4. Цель: подвести итоги, определить, что объединяет все эти рассказы, какова концепция любви в произведениях Бунина.

   Любовь является выражением несбывшихся надежд, общей трагедии жизни, в любви Бунин видит единственное оправдание земного бытия. Он не разделяет любовь на плотскую как низкую  грязную, что было традиционно в русской литературе, и на высшую, духовную. Любовь всегда светлое прекрасное чувство, которое в этом мире обречено на мгновенность, краткость. Жизнь в этом мире устроена так, что любовь и счастье в любви непременно разрушатся от столкновения с жизнью. Это ощущение Бунина сопряжено с тем, что он был свидетелем того, как распадался старый дворянский уклад жизни, он был свидетелем революционного вихря, он, эмигрировав, пережил ощущение бесповоротной разлуки с Родиной и русским укладом жизни.  В этом мире, который обречен на разрушение и разлуки, любовь не может быть счастливой.

Какие из строк его стихов, по-вашему, отражает его восприятие любви?

УЭ - 5. Цель: закрепить знания.

Домашнее задание. На основе записей в тетради составить тезисный план сочинения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Всякая любовь – великое счастье». Тема любви в рассказах И.А.Бунина.

И.А.Бунин. Сборник рассказов "Тёмные аллеи". Удивительная, неповторимая книга о любви. Фрагменты урока, посвящённые автору, книге, рассказам "Тёмные аллеи", "Чистый понедельник", "Холодная осень"...

Тема любви в творчестве И.Бунина

Данный конспект - только часть урока-презентации. К сожалению, помещаемый материал презентации после сжатия теряет анимацию и звуковое сопровождение. Материалы к презентации соответствуют изображаемой...

Урок по литературе в 11 классе "Тема любви в творчестве И.А. Бунина".

Рассказ И.А. Бунина "Холодная осень", по моему мнению - самый эмоциональный, самый чувственный. В моей практике не было ученика, который остался бы равнодушным после прочтения произведения. Этот расск...

Урок литературы в 11 классе по теме «Тема любви в творчестве И.А. Бунина».

Урок  литературы   в 11 классепо теме «Тема любви в творчестве И.А. Бунина». Цели урока:·        раскрыть значение темы любви ...

Тема любви в творчестве И.А. Бунина. Рассказ "Чистый понедельник"

Презентация к уроку литературы в 11 классе....

Тема любви в творчестве Чехова и Бунина

Тема любви в творчестве Чехова и Бунина...