Особенности учебно-исследовательской деятельности учащихся по литературе в школе с углублённым изучением иностранного языка
статья по литературе по теме

Безукладникова Тамара Сергеевна

Исследовательская деятельность на билингвальной основе в области литературы позволяет систематизировать обучение, создать условия максимальной творческой свободы и познавательного выбора на основе знания русской и немецкой литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osbennosti_islledovatelskoy_deyatelnosti.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Безукладникова Тамара Сергеевна, МАОУ «СОШ №12 с углублённым изучением немецкого языка» г. Перми, учитель русского языка и литературы

Особенности учебно-исследовательской деятельности учащихся по литературе в школе       с углублённым изучением иностранного языка

Преподавание в школе с углублённым изучением иностранного языка (в нашей школе - немецкого) требует развития новых способов и форм обучения или модернизации уже известных. Поэтому считаем: актуальной в этом случае может быть  такая форма исследовательской деятельности учащихся, как реферат по литературе на билингвальной основе. Она вписывается в рамки программы школы «Обучение на билингвальной основе» и соответствуют заданным в ней практическим целям обучения. Это овладение предметным знанием с использованием двух языков, совершенствование языковой компетенции.

Реферат по литературе на билингвальной основе помогает формированию у школьников межкультурной компетенции, социально-культурной компетенции : толерантности, адаптации в обществе . Формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся, повышение  их познавательной активности, развитие творческих способностей, расширение  филологического и общеобразовательного кругозора – всему этому способствует, как показал имеющийся опыт работы, билингвальный подход к обучению в контексте диалога культур.

Процесс создания реферата – очень интересная и богатая область для проведения исследований.А реферат на билингвальной основе – наиболее сложная форма исследовательской деятельности по литературе, поэтому к исследовательской работе на билингвальной основе целесообразно привлекать учеников старшей школы.

 Исследовательские работы по литературе на билингвальной основе дают возможность использования разнообразных типов рефератов. В литературно-культурологических исследуются проявления духовного мира человека в искусстве слова; возможна интеграция познавательных областей: истории, литературы, музыки, психологии, социологии, живописи (Например, реферат «Макс Вебер и Лев Толстой: к проблеме соотношения этики убеждения и этики ответственности»). Литературоведческие строятся на анализе литературных объектов как самоценных элементов искусства слова («Эпистолярный жанр в русской и немецкой литературе»). Основное содержание проблемных – постановка вопросов (проблем) этико-эстетического характера («Может ли поэт изменить мир? Место общества в произведениях В. Маяковского и Готфрида Бенна»). Сопоставительные предполагают сравнение двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой или учебными задачами («Роковая любовь в произведениях Готфрида Келлера «Сельские Ромео и Джульетта» и Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского  уезда»). Обзорные отличаются широким охватом материала и предполагают его описание или репродуктивное изложение («Древний героический эпос»). Смешанные сочетают различные подходы: элементы проблемности, сопоставления и обзора («Типичные мотивы и отличительные признаки романтизма на примере баллад Жуковского В.А. и Гёте И.В.»). В творческих предполагаются художественное восприятие объекта и  личностно-ассоциативный путь поиска («Анализ особенностей перевода рассказа М. Горького «Страсти-мордасти» на немецкий язык»).

Для успешного осуществления исследовательской деятельности ученику требуется специфическое личностное качество — исследовательские способности. Их следует квалифицировать как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности. Поэтому к написанию реферата допускаются не все ученики, а лишь способные к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленные к самостоятельному общению с искусством слова.

В исследовательской деятельности учитель не должен вести ученика «за руку» к ответу, а сообща искать решение. В самой «формуле» сотрудничества заложен принцип равноправия, который достигается благодаря тому, что никто из сторон не знает абсолютной истины: восприятие художественного текста предполагает субъективность в его оценке.  Педагогическая система сильно страдает от того обстоятельства, что большинство педагогов считает себя знающими единственно правильные ответы на все вопросы и обязанными их передать незнающим, забывая, что чужая правда трудно становится своей. Поиск же совместной правды создает как раз такую ситуацию, при которой ученик добытые в совместной деятельности с учителем знания принимает для себя как истинные. 

Задачами при создании рефератов на билингвальной основе, как и другой исследовательской деятельности по литературе, являются: приобретение навыков работы с первоисточниками; совершенствование умений по составлению различных типов конспектов (селективные, смешанные, монографические, сводные, обзорные); обучение различным видам чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное, поисковое, аналитическое); развитие речевых способностей; освоение разнообразных форм работы (индивидуальная, групповая, коллективная); переориентация коммуникативной модели «учитель – деятель» – «ученик – объект деятельности» на иную: «ученик – главный субъект деятельности» – «учитель – организатор деятельности ученика как  субъекта познания литературного процесса и явлений искусства слова»; организация диалогических отношений: «ученик – текст», «ученик – литературный герой», «ученик – автор произведения», «ученик – учитель» с целью создания учеником предусмотренного учебными задачами продукта мыследеятельности по словесно-эстетической или историко-литературной проблематике.

Зачастую к исследовательским работам предъявляются требования практической значимости, применимости результатов исследования, наличия социального эффекта исследования. Это актуально для физико-математической и естественнонаучной областей, но не для гуманитарной, т.к. практическая значимость исследовательской деятельности по литературе — в самом исследуемом тексте и продукте исследования – новом (реферативном) тексте.

Предпринимаемая нами Исследовательская деятельность на билингвальной основе в области литературы, судя по результатам, позволяет систематизировать обучение, создать условия максимальной творческой свободы и познавательного выбора на основе знания русской и немецкой литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания математики в школе с углубленным изучением иностранного языка

Материал содержит описание методики проведения  урока по математики....

Einführung in die Journalistik (Введение в журналистику): Элективный курс на немецком языке. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) и школ с углублённым изучением немецкого языка.

Курс „Einführung in die Journalistik“ («Введение в журналистику») является прикладным профориентационным элективным курсом для филологического профиля (со специализацией в области иностранных языков),...

Методические разработки для работы с учащимися по описанию картинок на уроках немецкого языка во втором классе в школе с углублённым обучением иностранному языку

 Во втором классе учащиеся только приступают к изучению иностранного языка. Так как иностранный язык является для них новым предметом и даже новым явлением, то от учителя на этом этапе зав...

Урок по теме "Литература Германии" ("Literatur Deutschlands") в старших классах спец.школ (с углублённым изучением иностранных языков).

1. Guten Tag! Ich froh, euch zu sehen. Setzt euch. Wir arbeiten weiter am Thema „Bücher“, und heute machen wir uns mit einigen Vertretern der klassischen und modernen deutschen Literatur bekannt.Zuer...

Методика обучения творческой письменной речи учащихся 5 классов школ с углублённым изучением английского языка

Методика обучения иностранным языкам в школах с углубленным изучением английского языка по сути своей мало отличается от методик, используемых в средних школах. Здесь можно увидеть и фундаментальную (...

Дидактические материалы для учащихся 5 классов к УМК «Вундеркинды+. 5 класс. Немецкий язык для общеобразовательных школ и школ с углублённым изучением немецкого языка»

В данные материалы включены примеры заданий для отработки лексических и грамматических навыков по 4 темам УМК "Вундеркинды+. 5 класс" : "Город - река - страна", "Школа доставл...